Культура и цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:36, реферат

Описание работы

Цель данной работы – выяснить, что скрывается под понятиями “культура” и “цивилизация”, определить их сходство и различие.

Содержание работы

Введение 3
Понятие “культура” 4
Смысл понятия “цивилизация” 7
История и логика развития соотношения между цивилизацией и культурой 9
Взаимосвязь и различия между культурой и цивилизацией 12
Реферат: Понятие культура и цивилизация, их смысловые значения 14
Перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации, тенденции их развития 14
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

Культура и цивилизация Журавлева М. У-101 Культурология.doc

— 97.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство  по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального  образования

«Санкт – Петербургский государственный экономический университет»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ  ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по культурологии на тему:

Культура и  цивилизация

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 101 группы

Журавлёва Марина

Руководитель:  

Хан Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2013 г

Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

     Проблема соотношения  цивилизации и культуры многогранна  и ее осмысление осуществлено  далеко не полно, так как  это пока еще новое, находящееся  в процессе становления, направление  социальной культурологии.

     Попытаемся высветить три аспекта этой проблемы: становление соотношения цивилизации и культуры; взаимосвязи и различия между культурой и цивилизацией; перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации.

     Понятие цивилизации  в последние годы стало одним  из самых ключевых в российской социально-гуманитарной науке. Оно явилось не только попыткой занять нишу, освободившуюся после падения монополии ортодоксального марксизма и, в первую очередь, формационной теории исторического процесса, но и результатом знакомства с ранее неизвестными широкому кругу исследователей работами западных основоположников теории цивилизации А.Тойнби, О.Шпенглера, М.Вебера и др.

     С другой стороны,  постижение внутренних смыслов  культуры, освоение широких горизонтов  культурного разнообразия, знакомство с внутренним строем той или иной культуры, осмысление ритмов исторического бытия общества, и перспектив грядущего сделали проблему соотношения цивилизации и культуры одной из актуальных в социально-научном и гуманитарном познании.

     Вокруг смысла слов “культура” и “цивилизация” ведутся споры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности.1

     Цель данной работы  – выяснить, что скрывается под  понятиями “культура” и “цивилизация”, определить их сходство и различие.

Понятие “культура”

 

 Вряд ли можно найти другое понятие, которое имело бы столько оттенков смысла, как “культура”. В обыденной жизни мы встречаемся с ним на каждом шагу. Оно употребляется либо для обозначения оптимального функционирования социальных институтов (“культура быта”, “культура труда” и т.д.), либо ассоциируется с вежливостью и образованностью (“культура поведения”, “культура мышления”, “культура чувств” и т.д.). Таким образом, обыденным сознанием культура воспринимается как сумма ценностей.

     Термин  “культура” (от лат. cultus – возделывание, обрабатывание) издавна применяется для обозначения того, что сделано человеком. В таком широком смысле данный термин употребляется как синоним общественного, искусственного в противоположность природному, естественному. Однако этот смысл слишком широк, расплывчат и поэтому нуждается в уточнении.2

     Само это  уточнение – достаточно сложное  мероприятие. Ведь в современной научной литературе встречается более 250 определений культуры. А.Кребер и К.Клакхон проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом:

1. Описательные определения,  восходящие в своей основе  к концепции основоположника  культурной антропологии Э.Тайлора.  Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она как сокровищница всего созданного людьми включает в себя книги, картины и т.п., знание путей приспособления к социальному и природному окружению, язык, обычаи, систему этикета, этику, религию, которые складывались веками.

2. Исторические определения, подчеркивающие роль социального наследия и традиций, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества. К ним примыкают и генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития. В нее входит все то, что искусственно, что люди произвели, и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды.

3. Нормативные определения,  акцентирующие значение принятых норм. Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением.

4. Ценностные определения:  культура - это материальные и  социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакция поведения.

5. Психологические определения,  исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне. Здесь культура есть особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям, и складывается из всех результатов такого приспособления.

6. Определения на базе  теорий обучения: культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства.

7. Структурные определения,  выделяющие значимость моментов организации или моделирования. Здесь культура представляет собой систему определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные культурные признаки, организованные вокруг основных потребностей, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры.

8. Идеологические определения:  культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражаний.

9. Символические определения:  культура - это организация различных  феноменов (материальных предметов,  действий, идей, чувств), состоящая в  употреблении символов или зависящая от этого.3

     Легко заметить, что каждая из перечисленных  групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она ускользает от определения.

     И.Гердер  понимал культуру как историческую ступень совершенствования человечества и связывал ее со степенью развития наук и просвещения.

     Б.Малиновский (1884-1942) – английский социолог. С помощью функционального метода Малиновский использовал понятие культуры как органической совокупности взаимосвязанных социальных систем, которые служат для удовлетворения потребностей людей.

     Фридрих  Ницше (1844-1900) - немецкий филолог  и философ. Своеобразное философствование  оказало мощное влияние на  современную теорию культуры. Все процессы, происходящие в мире, все явления природного и психологического характера Ницше рассматривает как различные проявления "воли к могуществу". "Культура-это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом".

     Освальд  Шпенглер(1880-1936)- немецкий философ-идеалист. Вслед за Ницше, он исходил из понятия органичности жизни и неограниченного расширения. Понимая культуру как "организм", который обладает жестким единством и обособлен от других культур. Культура возникает, развивается и отмирает. Культура отрицается цивилизацией. Превращение культуры в цивилизацию совпадает с превращением творчества в бесплодие, героических "деяний" в механическую работу.

     Данилевский  Н.Я.(1822-1885) - русский философ, выдвинул  идею "культурно-исторических типов" (цивилизаций). Они находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей средой. Каждая цивилизация проходит в своем развитии периоды возмужания, старения и гибели. С точки зрения Данилевского, наиболее перспективный культурно-исторический тип- это "славянский тип".

     Зигмунд  Фрейд (1856-1939) - венский психиатр. Фрейд приходит к выводу, что  развитие культуры ведет к  уменьшению человеческого счастья  и усилению чувств вины и неудовлетворенности из-за подавления желаний.

     Известный  испанский мыслитель Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955) считал, что культура как раз то направление, которому человек придает развитие своих природных жизненных задатков. Он выдвинул тезис о том, что жизнь должна быть культурной, а культура должна быть жизненной.4

Слово " культура" – в лексике практически каждого человека. Но в это понятие вкладывают самый различный смысл. Одни под культурой понимают лишь ценности духовной жизни, другие – еще более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы. Третьи под "культурой" вообще понимают определенную идеологию, призванную обслуживать, обеспечивать " трудовые свершения", то есть хозяйственные задачи. Культура – это многогранная проблема исторического развития, и само слово "культура" объединяет разнообразные точки зрения.

Смысл понятия “цивилизация”

 

По времени термин “цивилизация” (от лат. civitas – государство, сосредоточение в городе) возник гораздо позднее термина “культура” – лишь в XVIII веке. Его автором, по одной версии, считается шотландский философ А. Фергюссон, который разделил историю человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, имея в виду под последней высшую ступень общественного развития. Согласно другой версии, термин “цивилизация” был придуман французскими философами-просветителями и использовался ими в двух смыслах – широком и узком. Первый из них перекликался с тем, который вкладывал в него Фергюссон, и означал высокоразвитое общество, основанное на началах разума, справедливости и религиозной терпимости. Второй смысл тесно переплетался с понятием “культура” и означал совокупность определенных качеств человека – незаурядного ума, образованности, изысканности манер, вежливости и т.д., обладание которыми открывало путь в элитарные парижские салоны XVIII века.5

     Термин  “цивилизация” широко применяется как в науке, так и в обыденной жизни. Во втором случае чаще всего он используется в качестве прилагательного (“цивилизованный народ”, “цивилизованное поведение”) и по сути является эквивалентом слову “культурный”.

  В зависимости  от содержательного ядра понятий “цивилизация” определяется и их типология. Цивилизации могут различаться по господствующему типу хозяйственной деятельности – земледельческие и индустриальные. Если в основе лежит принцип естественно-географической среды, то цивилизации делятся в зависимости от того, вступают они во взаимодействие с другими цивилизациями или нет, на “открытые” и “закрытые”. Или на интравертные , т.е. те, чья творческая энергия обращена “вовнутрь”, и экстравертные, стремящиеся к расширению своих пределов (сопоставим, например, исламскую и индо-буддистскую цивилизации).

     Но в  настоящее время все чаще современные  исследователи кладут в основу  классификации цивилизации культуру. И, исходя из этого, выделяют  традиционную и техногенную цивилизации.

     Для техногенной цивилизации характерно:

  • особое представление о природе, природа – это сфера приложения сил человека (“природа – не храм, а мастерская и человек в ней работник);
  • человек рассматривается как активное существо, призван преобразовать мир;
  • направленность деятельности человека вовне, то есть соответственно на преобразование предметов, а не самого себя;
  • акцент на технико-технологическую оптимальность развития техники и технологий.

 

     Для традиционной цивилизации характерно следующее:

  • невмешательство в природу, человек – созерцатель, он не навязывает свою волю миру, не преобразовывает его, а пытается слиться с ритмами;
  • направленность человека на самосовершенствование;
  • направленность развития техники и технологии на автономию личности

     Таким образом, современная техногенная цивилизация, которая приобретает все более самодовлеющий характер, сопровождается утратой человеком власти над техническим прогрессом и его последствиями. Агрессивность технического вмешательства человека в природу породила одну из острейших проблем современной цивилизации – глобальный экологический кризис.

     При всем многообразии  существующих точек зрения на  цивилизацию они во многом совпадают относительно ряда ее черт. Наиболее важными признаками и чертами цивилизации считаются: 1) образование государства;    2) возникновение письменности; 3) отделение земледелия от ремесла;  4) расслоение общества на классы; 5) появление городов. При этом наличие первых двух признаков практически всеми признается обязательным, а необходимость остальных нередко ставится под сомнение.6

История и логика развития соотношения между  цивилизацией и культурой

 

 Беглый взгляд на  историю и логику развития  взаимоотношений между цивилизацией и культурой позволяет выделить в них следующие этапы.

     Понятие  цивилизации впервые применяется  по отношению к историческому  периоду, пришедшему на смену  первобытному обществу. “Древние цивилизации – это цивилизации, некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией еще не является, - доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, наконец, что очень важно, дописьменному состоянию общества и культуры”, - отмечали С.С. Аверинцев и Г.М. Бонгард-Левин. Обратим внимание здесь на “единство”, то есть абсолютную слитность цивилизационных и культурных признаков общества. 7

Информация о работе Культура и цивилизация