Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 17:36, реферат
Цель данной работы – выяснить, что скрывается под понятиями “культура” и “цивилизация”, определить их сходство и различие.
Введение 3
Понятие “культура” 4
Смысл понятия “цивилизация” 7
История и логика развития соотношения между цивилизацией и культурой 9
Взаимосвязь и различия между культурой и цивилизацией 12
Реферат: Понятие культура и цивилизация, их смысловые значения 14
Перспективы взаимоотношения культуры и цивилизации, тенденции их развития 14
Заключение 15
Список литературы 16
Культура
и цивилизационное бытие
Средневековье, трактовало человеческое бытие как исполнение людьми заповедей Бога-Творца, как приверженность букве и духу Священного Писателя. Следовательно, и в этот период культура и цивилизация в рефлексирующем сознании не разделялись.
Соотношение культуры и цивилизации (не рефлексия этого отношения, а оно само) обозначилось впервые, когда в эпоху Возрождения культура стала связываться с индивидуально-личностным творческим потенциалом человека, а цивилизация – с историческим процессом гражданского общества. Но рефлексия несовпадения их предметной области возникла не сразу.
В эпоху
Просвещения культура
Понимание
культуры как земного
Все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации в конечном счете сводится к трем основным.
В первом случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько-нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А.Тойнби, который рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом.
Во втором случае между культурой и цивилизацией обнаруживаются как сходства, так и важные различия. Подобного взгляда, в частности, придерживался французский историк Ф. Бродель, у которого цивилизация составляет базу культуры, выступая в качестве одного из элементов, образующих совокупность прежде всего духовных явлений.
Наконец,
сторонники третьего подхода ре
Более приемлемыми представляются первые два подхода к пониманию соотношения культуры и цивилизации. Между этими явлениями действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой, взаимно переплетаются и переходят друг в друга. Одними из первых на это обратили внимание немецкие романтики, которые отмечали, что культура “прорастает” цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Поэтому вполне объяснимо, что в повседневной жизни мы не слишком различаем их.
Цивилизованность с необходимостью предполагает наличие некоего уровня культуры, которая в свою очередь включает в себя цивилизованность. Некоторые ученые как бы растворяют культуру в цивилизации, другие же делают обратное, придавая последней предельно широкое значение.
В то же время, при более строгом подходе, культура и цивилизация могут рассматриваться как относительно самостоятельные явления, поскольку в каждом из них можно выделить специфические, только ему принадлежащие черты и особенности. Это дает основание для существования двух отдельных научных дисциплин – культурологии и цивилизации, каждая из которых имеет свой предмет изучения. Именно такой подход становится преобладающим в современной литературе.8
Понятия культуры и цивилизации часто не различаются и воспринимаются как тождественные. Они действительно имеют много общего, но вместе с тем, между ними существуют и заметные различия.
Предельные различия между культурой и цивилизацией сформулировал Н.Бердяев. Он был солидарен с О.Шпенглером, который “признал цивилизацию роком всякой культуры… Культура не развивается бесконечно. Она несет в себе семя смерти. В ней заключены начала, которые неотвратимо влекут ее к цивилизации… Цивилизация же есть смерть духа культуры… динамичное движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры… На этих путях свершается переход культуры к цивилизации”. Чем объяснить такую глубокую метаморфозу? “Культура, - отмечал мыслитель, - есть творческая деятельность человека. В культуре творчество человека получает свою объективацию”. Цивилизация же “есть переход от культуры, от созерцания, от творчества ценностей к самой “жизни”. И наконец: “Культура – религиозна по своей основе, цивилизация – безрелигиозна…Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможна без священных преданий. Цивилизация есть воля к могуществу, к устроению поверхности земли. Культура – национальна. Цивилизация – интернациональна. Культура – органична. Цивилизация – механична. Культура основана на неравенстве, на качествах. Цивилизация проникнута стремлением к равенству, она хочет обосноваться на количествах. Культура – аристократична. Цивилизация – демократична”.9
В таком
классическом контексте
Между культурой
и цивилизацией нет ни
Этот вопрос – один из самых дискуссионных сегодня. Ни у кого не вызывает, однако, сомнения то, что культура играет не просто особую, но возрастающую роль в перспективе глобальной цивилизации.
Одна из
позиций, вполне
Осмысление
культурного ядра техногенной
цивилизации и его сравнение
с системой ценностей
Исходя
из оптимистических построений
выхода человечества из
Итак, из всего сказанного можно сделать ряд выводов.
Понятие “культура” охватывает широкий и разнообразный мир явлений и в различных науках выглядит по-разному. Американские культурологии А.Кребер и К.Клакхон, издавшие полвека тому назад своего рода хрестоматию всех определений культуры, которые они нашли в европейской и американской теоретической литературе, зафиксировали около 200 таких дефиниций, в книге М.С. Кагана “Философия культуры” их приведено около 50. Это объясняется не только специфическими интересами конкретных наук, но и разнообразием мировоззренческих позиций и даже разных подходов в рамках одного мировоззрения, с которых рассматривается культура. Таким образом, все имеющиеся сегодня определения не исключают друг друга, а дополняют: каждое содержит зерно истины. 12
Понятия культуры
и цивилизации часто не
1 Багдасарьян Н.Г. Культурология. – М.: Высш. школа, 2004, с.17
2 Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.: Кафедра-М, 1999, с.32
3 Крёбер А., Клакхон К. Культура: образ концепций и определений. М., 1964, с.278
4 Багдасарьян Н.Г. Культурология. – М.: Высш. школа, 2004, с.19-20
5 Левяш И.Я. Культурология: Курс лекций., 2007
6 Силичев Д.А. Культурология: Учеб. пособие для вузов. – М.: Изд-во ПРОИР, 2003, с.110, с.113
7 Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина. – М., 2005, с.130
8 Извеков А.И. Конфликт современной культуры и цивилизации. – М., 2002, с.55-56
9 Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993, с.358
11 Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учеб. пособие – М., 2000, с. 196
12 Кравченко А.И. Культурология: Учебник. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004, с. 162