Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:04, контрольная работа
Это понятие используется многими науками. Различные сторо¬ны культуры являются предметом изучения археологии, этногра¬фии, истории, философии, социологии, искусствоведения и других гуманитарных дисциплин. В каждой из них культура истолковыва¬ется по-разному. Поэтому и существует огромное многообразие оп¬ределений культуры. Более того, существующие определения очень часто противоречат друг другу или не вполне согласуются между собой.
1. Этимология и множественность определений понятия «культура». Функции культуры.
2. Культура и цивилизация.
3. Морфология культуры. Подходы к структурированию культуры.
4. Материальная и духовная культура.
5. Понятия «норма», «ценность». Иерархия ценностей. Знание как ценность.
При этом культура считается своеобразным кодом, механизмом наследственности цивилизации, в котором записаны все главные моменты ее жизни, передающиеся из поколения в поколение. Иными словами, цивилизация представляет собой материальное тело и социальную организацию жизни людей, а культура дает ценностные ориентации для жизни в мире. Кроме того, культура хранит и передает специфическое, своеобразное, присущее определенному обществу. Оно закрепляется в своеобразной системе ценностей, составляющей ядро культуры. Культура обеспечивает устойчивость социального организма, а также адаптацию и динамику цивилизации. Таким образом, культура и цивилизация могут существовать только в единстве.
Тем не менее, понимание того, что важнее — культура или цивилизация — определяет парадигму ценностей общества. Если цивилизация служит культуре и способствует ее дальнейшему развитию, то в обществе наблюдается гармония между материальными и духовными ценностями, что обеспечивает действительный прогресс данного общества. Оно является подлинно гуманистичным, обращено к проблемам человека, решению которых подчинено развитие производства и экономики.
Если культура подчиняется цивилизации и обслуживает ее нужды, то превалируют материальные потребности и ценности, господствуют прагматизм и утилитаризм, можно говорить о духовном оскудении. К сожалению, в последнее время цивилизация с ее прагматизмом нередко обедняет и унифицирует культуру, что приводит ее к кризису, который часто отмечался философами и культурологами XX в.
Итак, между цивилизацией и культурой нет ни абсолютной гармонии, ни полной несовместимости. Реальные связи между ними существуют в трех основных формах. Первая из них — генетическая, так как именно культура создает цивилизацию, объективируется в ней. Генетический код культуры воплощается в материальном теле цивилизации. Вторая форма связи — структурно-функциональная, так как культура и цивилизация воплощают в себе разные стороны человеческой деятельности, духовную и материальную, которые немыслимы друг без друга. И, наконец, третья, дисфункциональная связь, когда цивилизация стремится подчинить себе культуру. При этом происходит забвение ценностей культуры и утрачивается ее душа. Это означает, что должны появиться новые ценности, которые лягут в фундамент новой культуры, должна будет появиться новая цивилизация, в которой объективируются эти ценности.
Морфология культуры.
Подходы к структурированию культуры.
Раздел культурологии, изучающий структурные элементы культуры как системы, их строение и особенности, называется морфологией культуры. Среди таких компонентов: национальная культура, мировая культура, городская культура христианская культура, социальная культура, художественная культура, личностная культура и т. д. Наиболее существенны для культурологии такие структурные подвиды, как материальная и духовная культура, воспринимающиеся как антиподы.
Структура культуры рассматривается по-разному. Некоторые культурологи выделяют в ней такие подсистемы, как социальная культура, технологическая культура, поведенческая культура, идеологическая культура. Советские культурологи выделяли в качестве основных два уровня: специализированный и обыденный.
Специализированный уровень
К обыденному уровню относятся домашнее хозяйство, нравы и обычаи, мораль, практическая технология, обыденное мировоззрение и обыденная эстетика.
. Культура - это сложная многоуровневая система. Структурирование культуры можно осуществлять по различным основаниям. Так, по субъекту (носителю) культуры выделяют следующие ее уровни: мировая культура (культура человечества); национальная культура (например, русская, французская, армянская, татарская); национальная культура (например, русская, французская, армянская, татарская и др.); культура больших социальных групп, общностей (городская, сельская, молодежная, профессиональная); культура малых социальных групп (культура семьи); культура личности. Общепринятым считается выделение народной (непрофессиональной) и профессиональной культуры.
В структуру культуры традиционно включают такие ее составляющие как: ценности, нормы, обычаи, обряды и некоторые другие элементы. Известный отечественный культуролог Л.Н.Коган распределяет эти элементы между субстанциональным и функциональным блоками культуры. По мнению Л.Н. Когана, эти два “блока” дают сущностную характеристику культуры. Субстанциональный блок, составляющий “тело”, основу культуры, включает прежде всего ценности и нормы культуры. функциональный блок входят традиции, обряды, обычаи, ритуалы, обеспечивающие функционирование культуры.
С появлением профессиональной культуры
возникают и специальные
Существуют и другие подходы к структурированию культуры. На основе деятельностного подхода, доминирующего в отечественной культурологии, выделяют виды (формы) культуры. Основанием для подобного деления является учет многообразия человеческой деятельности. В самом широком смысле культуру как целостную систему делят на материальную и духовную формы. Под материальной культурой понимается совокупность материальных ценностей, средств и форм их производства и способов овладения ими. Духовную культуру определяют как совокупность всех знаний, форм мышления (философия, религия, этика, право, политика, искусство, наука) и способов деятельности по созданию духовных ценностей.
Подразделение культуры на материальную и духовную является достаточно условным, поскольку в реальной жизни они практически неразделимы. Человеческий мир огромен, пестр, разнообразен, многообразны и формы деятельности. Поэтому современные культурологи обращают внимание не только на соотношение материального и духовного начал в культуре. Они исследуют разнообразные виды культуры (или специализированные сферы культуры). Можно привести некоторые виды :
• физическая культура (поддержание и совершенствование телесной основы человека, его здоровья, формирование отношения к ним);
• политическая культура (организация власти и управления, достижение наилучших способов политического выбора и действия и др.);
• нравственно-этическая культура (фиксация достигнутого обществом уровня представлений о добре, зле, чести, справедливости и т. д., регулирование поведения людей, их отношений друг с другом);
• научная культура (познание мира - природы, общества, человека на основе экспериментов и рациональных рассуждений);
• эстетическая культура (эстетическое, чувственно-воспринимаемое освоение мира, создание и потребление эстетических ценностей);
• экологическая культура (создание системы новых ценностей, ценностных ориентаций, направленных на сохранение Земли как уникальной экосистемы).
Существует еще целый ряд видов культуры: религиозная, философская, правовая, хозяйственная, художественная и другие, отражающие многообразие форм деятельности человека в обществе. Каждый вид (сфера) культуры включает в себя представления, идеалы, ценности, нормы, способы деятельности человека в той или иной сфере его общественной жизни.
Таким образом, структура культуры
является сложным, многогранным образованием.
При этом все его элементы взаимодействуют
друг с другом, образуя единую систему
такого уникального явления, как культура.
Материальная и духовная культура.
Любая культура многогранна и многолика, ее содержание облечено в разные формы. Чаще всего в социально-гуманитарных науках это многообразие структурируется на основе главных видов человеческой деятельности, которые иногда еще называются сферами культурного творчества. Цели жизнедеятельности человека носят как биологический, так и внебиологический характер. В науке данные два вида целей принято разделять на материальные и духовные. Соответственно этим целям человек создает также материальные и духовные виды культурных ценностей, образующих в итоге материальную и духовную сферу культуры.
Основой существования материальной культуры являются вещи — результат материально-созидательной деятельности человека. Любая вещь имеет двойственный характер, поскольку одновременно принадлежит двум мирам — природному и культурному. Как правило, вещи производятся из природных материалов, а частью культуры становятся после их обработки человеком.
Можно сказать, что полезная вещь — начальная форма бытия вещи в культуре. Но нельзя забывать, что помимо утилитарной полезности вещи с самого начала были еще и носителями социально значимой информации, знаками и символами, которые связывали человеческий мир с миром духов. Вещи были текстами, хранящими информацию, необходимую для выживания коллектива. Особенно это было характерно для первобытной культуры с ее синкретизмом — целостностью, нерасчлененностью всех элементов. Поэтому наряду с практической полезностью существовала еще и символическая полезность, позволявшая использовать вещи в магических обрядах и ритуалах, а также придавать им дополнительные эстетические свойства. Тогда же, в древности, появляется еще одна форма вещи — игрушка, которая предназначена для детей, чтобы те овладевали необходимым опытом культуры, готовились к будущей взрослой жизни. Чаще всего они были миниатюрными моделями реальных вещей, иногда имея дополнительную эстетическую ценность.
Постепенно, в течение тысячелетий разнообразные ценностные свойства вещей стали обособляться, что привело к образованию двух классов вещей — утилитарных, чисто материальных, и вещей-знаков, используемых в ритуальных целях. Среди них флаги, гербы государств, ордена и т.д. Тем не менее, непреодолимой преграды между данными классами не было никогда, вещи можно было использовать не только по их прямому назначению. Так, в церкви для обряда крещения используют специальные купели, но в случае необходимости ее можно заменить любым подходящим по размеру сосудом. Таким образом, любая вещь сохраняет свою знаковую функцию, будучи культурным текстом.
С течением времени все большее значение стала приобретать эстетическая ценность вещей, поэтому красота долго считалась одной из важнейших их характеристик. Но в индустриальном обществе красота и польза стали отделяться друг от друга. Поэтому появляется множество полезных, но некрасивых вещей, с одной стороны, и красивые дорогие безделушки, подчеркивающие богатство их владельца, с другой. Таким образом, материальная вещь становится носителем духовного смысла, так как в ней закрепляется образ человека определенной эпохи, культуры, социального положения и т.п.
Следующей областью материальной культуры являются здания — места обитания людей со всем разнообразием их занятий и форм бытия, а также сооружения — результаты строительства, меняющие условия хозяйства и быта. К зданиям относятся жилье, помещения для управленческой деятельности, развлечений, учебной деятельности. Сооружения — это помещения для производства, мосты, плотины и т.п. Как здания, так и сооружения являются результатами строительства. Человек должен постоянно заботиться о поддержании их в порядке, чтобы они могли успешно выполнять свои функции.
Еще одна область материальной культуры — инструменты, приспособления и оборудование, предназначенные для обеспечения всех видов физического и умственного труда человека. Инструменты прямо воздействуют на обрабатываемый материал, приспособления служат добавлением к инструментам, оборудование представляет собой комплекс инструментов и приспособлений, расположенных в одном месте и служащих для одной цели. Они различаются в зависимости от того, какой род деятельности они обслуживают — сельское хозяйство, промышленность, связь, транспорт и т.д. В истории человечества легко прослеживается постоянное совершенствование этой области материальной культуры от простейшего рубила и палки-копалки до современных сложнейших машин и механизмов, обеспечивающих производство всех предметов, необходимых для жизни человека.
Транспорт и пути сообщения также являются частью материальной культуры. Это специально оборудованные пути сообщения — дороги, мосты, насыпи, взлетные полосы аэропортов; здания и сооружения, необходимые для нормальной работы транспорта — железнодорожные станции, аэропорты, порты, гавани, бензоколонки и т.п.; все виды транспорта — гужевого, автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного, трубопроводного.
Эта область материальной культуры обеспечивает обмен людьми и грузами между разными областями и населенными пунктами, способствуя их развитию.
С транспортом тесно связана следующая область материальной культуры — связь, включающая почту, телеграф, телефон, радио, а также компьютерные сети. Она, как и транспорт, связывает людей, позволяя им обмениваться информацией между собой.