Культура и цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 16:04, контрольная работа

Описание работы

Это понятие используется многими науками. Различные сторо¬ны культуры являются предметом изучения археологии, этногра¬фии, истории, философии, социологии, искусствоведения и других гуманитарных дисциплин. В каждой из них культура истолковыва¬ется по-разному. Поэтому и существует огромное многообразие оп¬ределений культуры. Более того, существующие определения очень часто противоречат друг другу или не вполне согласуются между собой.

Содержание работы

1. Этимология и множественность определений понятия «культура». Функции культуры.
2. Культура и цивилизация.
3. Морфология культуры. Подходы к структурированию культуры.
4. Материальная и духовная культура.
5. Понятия «норма», «ценность». Иерархия ценностей. Знание как ценность.

Файлы: 1 файл

культурология 1.doc

— 151.50 Кб (Скачать файл)

И, наконец, обязательным элементом материальной культуры являются технологии — знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности. Важнейшей задачей является не только дальнейшее совершенствование технологий, но и их сохранение и передача следующим поколениям, что возможно только через развитую систему образования. А это опять свидетельствует о тесной связи материальной и духовной культуры.

Знания представляют собой продукты познавательной деятельности человека, фиксирующие полученную человеком информацию об окружающем мире и самом человеке, его взгляды на жизнь и поведение. Можно сказать, что уровень культуры как отдельного человека, так и общества в целом определяется объемом и глубиной знаний. Сегодня знания приобретаются человеком во всех сферах культуры, но своими истоками они уходят в три вида познавательной деятельности, присущие еще первобытному человеку — практическое, мифологическое и игровое познание.

Практическое знание всегда имело и имеет конкретный характер, связанный с непосредственной жизнью человека в природе и в обществе, органично вплетенный в его трудовую деятельность и повседневную жизнь. Это знание добывается каждым человеком самостоятельно. Для него характерны такие черты, как непосредственность, интуитивность, зависимость от опыта, неформализованный характер. Человек, в полной мере овладевший практическими знаниями, становится мудрецом, способным понять и сопереживать другому человеку, а главное — знающим самого себя. Как правило, мудрость приобретается с возрастом и жизненным опытом.

Мифологическое знание, хотя и выросло из практического, рано отделилось от него. В нем воплощаются обобщенные представления человека о мире, выраженные в фантастической форме мифа. Таким образом, в нем преодолевались раздробленность, фрагментарность и случайность практического знания, достигалась высокая степень обобщения. Поэтому в мифе мир был представлен как упорядоченное целое — космос, единый с человеком — микрокосмосом. При этом сам миф являлся синкретическим образованием, в котором понятийное и художественно-образное мышление сосуществовали одновременно. Это стало причиной того, что в мифе в зародыше содержались все позднее выделившиеся сферы культуры со своими специфическими способами познания и его результатами — знаниями. Среди них — рационально ориентированное научное познание и иррациональные формы знания — религия и искусство.

Игровое знание также появилось на самых ранних этапах человеческой истории. В игре ребенок получал необходимые знания о «взрослой» жизни — как о способах деятельности, так и о человеческих взаимоотношениях.

Знания составляют основу духовной культуры, которая включает в себя помимо названных результатов духовной деятельности и саму духовную деятельность по производству духовных продуктов. Они, 
так же как и продукты материальной культуры, удовлетворяют определенные человеческие потребности. Прежде всего, они связаны с необходимостью обеспечения жизни людей в обществе. Для этого человек приобретает необходимые знания о мире, обществе и себе самом, для этого же создаются разные системы ценностей, позволяющие человеку осознать, выбрать или создать одобряемые обществом формы поведения. Именно так формируются существующие сегодня разновидности духовной культуры — нравственность, политика, право, искусство, религия, наука, философия. Тем самым духовная культура представляет собой многослойное образование.

В условиях современного процесса разделения труда и развития узкой специализации происходит обособление материальной и духовной сфер культуры, отделение одной от другой, противопоставления их друг другу. При этом духовная культура всегда остается неразрывно связанной с материальной, они всегда взаимосвязаны, поскольку не могут существовать в полном отрыве одна от другой. Дело в том, что материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. Но и духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Особенно хорошо это видно на примере произведений искусства, которые являются частью духовной культуры. Ведь любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, нуждаются в материальном носителе — бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Кроме того, между материальной и духовной культурой существуют переходные формы. Речь идет о знаках, представляющих нечто отличное от того, чем они сами являются, хотя это содержание не относится к духовной культуре. Самой известной формой знака являются деньги. Они являются универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры в современном обществе. Но в этом таится серьезная опасность, так как они уравнивают между собой эти предметы, обезличивая при этом предметы духовной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятия «норма», «ценность». Иерархия ценностей. Знание как ценность.

Важнейшими компонентами картины  мира наряду с интуитивными представлениями, образным строем, архетипами, способами мировосприятия являются культурные нормы и ценности. Культурные нормы есть определенные образцы, правила поведения, действия, познания. Они формируются, утверждаются уже в обыденной жизни общества. На этом уровне в возникновении культурных норм большую роль играют традиционные и подсознательные моменты. Обычаи и способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение. В переработанном виде культурные нормы воплощены в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях.

Так, требования нравственности возникают  в самой практике массового взаимного  общения людей. Моральные нормы  воспитываются ежедневно силой  привычки, общественного мнения, оценок близких людей. Уже маленький ребенок по реакции взрослых членов семьи  определяет границы того, что можно, а что нельзя. Огромную роль в формировании норм культуры, характерных для данного общества, играют одобрение и осуждение, выражаемые окружающими, сила личного и коллективного примера, наглядные образцы поведения. Нормативность культуры поддерживается в ходе межличностных, массовых взаимоотношений людей и в результате функционирования различных социальных институтов. Огромную роль в передаче духовного опыта из поколения в поколение играет система образования. Индивид, вступающий в жизнь, усваивает  не только знания, но также принципы, нормы поведения и восприятия, понимания и отношения к окружающей действительности.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. Она отражает те трансформации, которые претерпевает общество. Например, в XX в. Произошли фундаментальные сдвиги в отношении человека к семье. Это имеет огромное значение, поскольку именно в ней складывается личность, происходит освоение норм культуры.

В патриархальной семье дети рано начинали трудовую жизнь. Они прежде всего были гарантом обеспеченной старости родителей, добытчиками средств  к существованию. В современной  семье дети – прежде всего величайшая ценность семьи, в их пользу происходит перераспределение семейного бюджета. Иначе говоря, изменение духовных ориентаций в семье приводит к сдвигу в содержании и направленности общенациональных расходов потребителей. Работающие главы семей, имеющие возможность при помощи денег удовлетворить любые потребности, передают эти средства семье, ибо она является эмоционально-культурным центром развития личности.

Культурная картина мира и по своему генезису, и содержательно  включает ценностные суждения. Ценности возникают в результате осмысления человеком значимости для него тех или иных объектов. Каждая сфера культурной деятельности человека приобретает свойственное ей ценностное изменение. Существуют ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии. То же самое можно сказать и о каждом типе культуры. Так, в Античности из всех ценностных измерений на первое место выдвигался эстетический подход к миру, в Средние века – религиозно-нравственный, в Новое время – стоимостной подход. Процесс развития культуры всегда сопровождается переоценкой ценностей.

Все разнообразие ценностей можно  условно упорядочить и классифицировать на основании выделения тех сфер жизни, в которых они реализуются:

- витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни потребления, экологическая безопасность;

- экономические ценности: наличие  равных условий для товаропроизводителей  и благоприятных условий для  развития производства товаров  и услуг, предприимчивость;

- социальные ценности: социальное  положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;

- политические ценности: патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданские свободы, гражданский  мир;

- моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь,  любовь к детям, справедливость, взаимопомощь, уважение к старшим;

- религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать;

-эстетические ценности: красота,  гармония, стиль и т.д.

Знание - одна из немногих ценностей, присущая представителям различных эпох и типов обществ, несмотря на существенные расхождения в оценках других феноменов бытия.

Поскольку знания, по определению, —  это информация высокого качества, то ценность знаний в принципе определяется так же как и ценность информации.

Таким образом, ценность знаний определяется важностью решений, принимаемых  на базе этих знаний. Важность решений, в свою очередь, зависит от иерархии целей, для достижения которых принимаются  решения. Иерархия целей компании зависит  от задач, стоящих перед компанией в определенный момент времени. Таким образом, ценность знаний в различные периоды времени различна в зависимости от того, какие задачи выдвигаются на передний план в определенный отрезок времени.

В целом ценность знаний можно разделить  на два вида: непосредственную и потенциальную. После использования знаний для принятия конкретного решения их непосредственная ценность исчезает, поскольку исчезает необходимость в принятии решения, но остается потенциальная ценность, т.е. возможность использовать знания для решения аналогичных или других проблем в будущем. Другими словами, потенциальная ценность знаний определяется возможностью их использования для генерации новых знаний и принятия новых решений в будущем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Культурология. Учебник для вузов.- Спб: Питер.: 2010-384с.

2. Иконникова С.Н., Большакова В.П. Теория культуры. Учебное пособие.- Питер: 2008г.- 592с.

3. Колл.авт.; Под ред. Багдасарьян  Н.Г. Культурология: Учебник для  студентов технических вузов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.:Высш.шк., 2001-511с.

4. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.  Культурология.

5. Костина А.В. Культурология:  учеб. д/вузов / А.В. Костина. –  2-е изд., стереотип. – М.:КНОРУС, 2008.


Информация о работе Культура и цивилизация