Культура и цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 04:20, контрольная работа

Описание работы

Проблема соотношения цивилизации и культуры многогранна и ее осмысление осуществлено далеко не полно, так как это пока еще новое, находящееся в процессе становления, направление социальной культурологии. Постижение внутренних смыслов культуры, освоение широких горизонтов культурного разнообразия, знакомство с внутренним строем той или иной культуры, осмысление ритмов исторического бытия общества, и перспектив грядущего сделали проблему соотношения цивилизации и культуры одной из актуальных в социально-научном и гуманитарном познании.

Содержание работы

1. Понятие цивилизации. История и логика развития соотношения между культурой и цивилизацией.
2. Типология цивилизаций.
3. Специфика техногенной цивилизации. Сущность ее кризиса.

Файлы: 1 файл

Культурология контр1.docx

— 52.43 Кб (Скачать файл)

И наконец, важнейшим условием преодоления кризиса являются также революционные изменения инженерного мышления и действия, которые назрели еще на рубеже XIX и XX веков.

Сама логика инженерного мышления и деятельности позволяет предполагать, что подобная революция произойдет в следующем столетии. На первом этапе главным было понять "онтологическую" природу принципов действия технических устройств. Сущность инженерии, суверенность мыслей и таланта изобретателя состояла в открытии, нахождении (иногда интуитивном, практическом) этих механизмов устройства. А поскольку считалось, что они носят неисторический характер, что они как бы заложены в природе технического объекта, то дело инженера эту природу обнаружить.

Второй этап развития инженерии условно можно назвать логикогносеологическим (gnosis (греч.) — познание). Этот этап связан с пониманием того, что суть инженерии в значительной мере определяется механизмом познавательной мыслительной деятельности. Следовательно, важно стало понять, какими методами и способами создаются и эксплуатируются технические объекты. На этом, кстати, и базируется современное инженерное образование. Эффективность техническая становится главным ориентиром инженерного мышления, что превращает саму технику в цель и главное содержание всей деятельности человека. Становится "техники много, а духа нет..." (Б.Пастернак).

Третий этап связан с социокультурным осмыслением техники, когда она рассматривается в контексте условий ее бытия.

Социокультурная парадигма инженерии ориентирует не на ближайшие технологические цели, а на дальние, исторически значимые для всего человечества последствия, повышает ответственность за выбор решений. Она формирует новые принципы контроля над техникой на базе многомерности и новые принципы технического проектирования в глобальной системе "техническое устройство — человек — окружающая среда", где все три компонента равноправны и нельзя ни насильственно экспериментировать с человеком, ни манипулировать с техническим объектом, ни беспечно взирать на изменение среды.

Суть и смысл дальнейшего развития техники состоит в выработке таких проектировочных стратегий и контролирующих систем, которые бы обеспечили человеческое выживание.

Включение социокультурной парадигмы в инженерию позволяет преодолеть технократическую односторонность, организовывает инженерное мышление и инженерную деятельность вокруг человека как высшей ценности, а их человеческое измерение делает мерой профессионализма и компетентности, что и составляет одно из важнейших условий преодоления кризиса.

Федерико Майор, генеральный директор ЮНЕСКО, отмечал, что "пришло время признать культуру непосредственной вдохновляющей силой развития, отвести ей центральную роль социального регулятора. Цель Всемирного десятилетия развития культуры — способствовать осознанию культурного императива и развитию нового мышления, дабы прийти к множеству конкретных предложений относительно многообразия, ведущего к единению, творчества, рождающего сотрудничество, и солидарности, несущей свободу".

Исходя из вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1) Оба понятия — как "цивилизация", так и "культура" — имеют множество значений, но не являются тождественными. Проблема соотношения цивилизации и культуры многогранна и ее осмысление осуществлено многими великими учеными, но далеко не полно.

2) Типология определяется в зависимости от содержательного ядра понятий "цивилизация". Типы цивилизаций существуют одновременно, а картина современного мира будет целостной, если дополнить ее непрогрессивными формами человеческих сообществ.

3)  В результате быстро расширяющегося процесса технизации с одной стороны, и сопровождающей этот процесс системы ценностей, господствующих в культуре, с другой, цивилизация приобрела техногенный характер. Самая существенная ее черта — утрата человеком власти над техническим прогрессом и его следствиями. В этом состоит сущность кризиса техногенной цивилизации.

 

Список используемой литературы:

1. Гуревич П.С.  Культурология: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — ; М.: Гардарики, 2001.

2. Багдасарьян Т. Культурология. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по техническим специальностям. Издание третье, исправленное и дополненное; Москва: «Высшая школа», 2001

 

 

 

 

Дата выполнения: 15.11.2013                                         Подпись:__________

 

 


Информация о работе Культура и цивилизация