Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 10:32, контрольная работа
Культура - это обобщающее понятие, охватывающее различные классы явлений. Она представляет собой сложное, многослойное, многоуровневое целое, включающее различные феномены.
Массовая культура - порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связанная с формированием массового общества. Отношение к ней исследователей разного профиля - культурологов, социологов, философов и пр., неоднозначно.
Введение.
Культура - это обобщающее понятие, охватывающее различные классы явлений. Она представляет собой сложное, многослойное, многоуровневое целое, включающее различные феномены.
Массовая культура - порождение
индустриальной и постиндустриальной
эпохи, связанная с формированием
массового общества. Отношение к
ней исследователей разного профиля
- культурологов, социологов, философов
и пр., неоднозначно. Одних она
пугает и отталкивает своей
Интерес к традиционной культуре в современных исследованиях существенно возрос. Это связано с тем, что в условиях глобализации и информатизации традиция становится связующим звеном с исторической памятью и помогает сохранить национально-культурную идентичность. Нередко она предстает как совокупность отдельных направлений, видов, жанров, даже объектов (народные керамические изделия, одежда, обряды, лубок и пр.). Часто ее пространство сужается, особенно в области искусствоведения, до художественного народного творчества, фольклора (народные песни, танцы, ремесла), а то и до словесной художественной традиции, относящейся к историческому прошлому (былины, предания, пословицы и пр.). При этом каждая научная дисциплина стремится сформировать свой предмет, свой круг интересов (например, в рамках этнографии, филологии и др.).
В данной работе предлагается рассмотреть отношение массовой культуры к ценностям традиционной.
Традиционная культура.
Традиционная культура представляет собой устойчивую, нединамичную культуру, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры.
В истории существовал
ряд цивилизаций, культуру которых
можно считать традиционной. Речь
идет о Древнем Египте, Древнем
Китае, Шумере, Ассирии, Древней Индии
и пр. Данные традиционные общества
воспроизводили существовавший образ
жизни тысячелетиями, когда прошлое
взрослых оказывалось будущим их
детей. Гибель одних государств и
возникновение на их месте других
не меняло сам тип культуры. Основание
культуры сохранялось, передавалось в
качестве социальной наследственности,
обеспечивая воспроизводство
Однако при всей самобытности, своеобразии
данных культурных образований, им присущи
некоторые общие черты:
— ориентация на повторение некогда заданного
образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство
сложившихся социальных структур;
— приверженность существующим образцам
поведения;
— господство сакральных, религиозно-мифологических,
канонизированных представлений в сознании;
— медленные темпы изменений видов, средств
и целей деятельности.
Первой исторической формой традиционной
культуры была первобытная культура. Традиционный
характер данной культуры обеспечил ей
более длительное существование, чем у
всех последующих исторических типов
культуры. И все же на протяжении десятков
тысяч лет в первобытной культуре происходили
изменения,
которые были поименованы
археологами как разные ступени
каменного века, сменившиеся веками
металла — бронзы и железа.
Традиционная культура присуща доиндустриальному
обществу, в котором основным родом занятия
является сельское хозяйство, охота и
собирательство. Как правило, в таких культурах
отсутствует письменность.
У некоторых людей понятие традиционной культуры вызывает односторонне положительную оценку. Иначе и быть не может. Ведь традиционная (или народная) культура — основа национального духовного богатства. На ней во все века строилось патриотическое, нравственное, эстетическое воспитание подрастающих поколений. Однако становится опасно, если любовь к традиционной культуре перерастает в некритическое любование ей. На самом деле, в традиционной культуре, наряду с положительными сторонами, проявляются и некоторые отрицательные: консерватизм, этническая ограниченность, неразборчивость в выборе эстетических средств. Если трезво, не пряча голову в песок, обратиться к изучению образцов народного творчества, то в них можно обнаружить основания для бытового расизма,
антиинтеллектуализма, нетерпимости к инакомыслию, преклонения перед любой властной силой, какой бы политической окраски она не была. Ученый должен не любоваться традициями, а давать объективную научную оценку всем образцам, без изъятия.
Рассмотрим традиционную культуру с философской, социологической и социальногуманитарной точки зрения:
Философский подход к рассмотрению
традиционной культуры предполагает выделение
двух ее аспектов — субстанционального
(это те элементы социокультурного
опыта, которые транслируются) и
функционального (учитывающего, каким
«коммуникативно-трансляционно-
Эта культура непосредственно связана
с традицией, характеризующей такие
самоорганизующиеся и саморегулирующиеся
системы человеческой деятельности
и связанный с ними социокультурный
опыт, функционирование и развитие
которых не связано с институциональными
формами обеспечения через
Весьма содержательную трактовку народной культуры в рамках социологического подхода предлагает К. Б. Соколов. Исследователь исходит из того, что одной из основных функций традиционной культуры является утверждение определенной картины мира. Оставаясь в рамках этой логики, автор считает необходимым исследовать фольклор с точки зрения теории субкультурной стратификации. Исследователь опирается на тезисы Б. Асафьева и Б. М. Бернштейна о создании «каждой культурой» и «каждым социальным слоем» близкого им искусства и, соответственно, о существовании в каждом социуме различных культур, обслуживающих определенный класс, а также на субкультурную концепцию М. С. Кагана. Автор отмечает существенное усложнение субкультурной структуры современного города, включающей десятки субкультур разного рода. При этом у каждой субкультуры формируется особая картина мира и особый образ жизни, воплощаемые своеобразным фольклором.
Данная концепция была
представлена чуть ранее в обстоятельном
исследовании, подготовленном коллективом
Государственного института искусствознания
под руководством К. Б. Соколова, «Художественная
жизнь современного общества», первый
том которого посвящен исследованию
специфики проявления в художественной
культуре субкультур и этносов. В
статье, посвященной субкультурной
стратификации современного фольклора,
автор выделяет следующие субкультуры,
создающие специфический
Необходимо отметить, что
субкультурный подход к анализу
фольклора оказался столь продуктивным,
что вызвал ряд публикаций, следующих
этому принципу. Среди них фундаментальностью
отличается исследовательский проект
«Современный городской фольклор»,
где применяется следующая
В рамках социологического
подхода выстраивает свою теорию
традиционной культуры А. В. Захаров. Ключевым
для него является вопрос о том, что
есть традиция — содержание культуры
или способ ее функционирования и, соответственно,
какая методология является здесь
более приемлемой и адекватной самому
предмету исследования. Автор субстанциональному
подходу предпочитает функциональный
и пытается выявить специфику
этого способа трансляции культуры
по сравнению со всеми иными способами
социальной коммуникации. О традиционной
культуре, по его мнению, можно говорить,
когда современность «
«Социогуманитарный» подход
доминирует в коллективной монографии,
посвященной особенностям функционирования
традиционной культуры в современных
условиях. Авторы выделяют в традиционной
культуре два блока, включающие «нормы-ценности-смыслы-
Авторы в качестве наиболее
существенных выделяет следующие составляющие
традиционной культуры: культурный текст
в широком (не только вербальном) смысле;
социального носителя — субъекта
культуры; социальные механизмы трансмиссии
культуры; социальные функции культуры
в обществе. Подобный подход к анализу
народной культуры представляется продуктивным,
так как позволяет
Подобное рассмотрение культуры позволяет установить ее параметры как принципиально отличной от всех иных, сделать функционирование культуры в границах «качественно определенной» социальной общности «эмпирически воспринимаемым». В рамках этой парадигмы возможно создание модели актуальной культуры определенного общественного образования и описание универсальных для любой человеческой общности, и вместе с тем имеющих конкретно-исторический характер ее культурных форм, в качестве которых выступают знания, обычаи, традиции, ценности, идеи, нормы, верования, язык, мифы, представления и т. п.
Вместе с тем подобный
подход обладает и существенными
недостатками и, прежде всего, объединением
различных принципов