Культура и ее структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:53, реферат

Описание работы

Актуальность темы. Очень многообразно человеческое бытие, объединяющееся таким понятием как культура. Исследование культуры – это процесс, который связан с изучением результатов культурной деятельности. Когда исследователь указывает на отдельные формы культуры, то его взор нацелен на постижение явлений, выявление их сущности. Для этого нужно понимать сущность культуры.
Цель моей работы – определить сущность культуры и ее предназначение.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 41.76 Кб (Скачать файл)

Введение

Актуальность темы. Очень многообразно человеческое бытие, объединяющееся таким понятием как культура. Исследование культуры – это процесс, который связан с изучением результатов культурной деятельности. Когда исследователь указывает на отдельные формы культуры, то его взор нацелен на постижение явлений, выявление их сущности. Для этого нужно понимать сущность культуры.

Цель моей работы – определить сущность культуры и ее предназначение.

Выделим следующие задачи моего реферата:

1) дать определение культуры  и рассмотреть структуру культурологии;

2) рассмотреть виды культуры;

3) рассмотреть типологию  культуры;

4) изучить функции культуры как ее предназначение.

Объектом изучения является культура.

Предметом изучения являются сущность и предназначение культуры, объективные закономерности культурных процессов, явлений и событий материальной и духовной жизни людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Сущность культуры

 

1.1 Культура и   основные категории культурологии

Дадим определение культурологии. Культурология – формирующаяся в российском обществознании теоретическая дисциплина, называющая своим предметом культуру1. Культурология происходит от латинского слова cultura. Предмет культурологии – это содержание общественной жизни, а именно элементы культуры, например: обычаи, социальные институты (семья, образовательная система), технологии, идеологии (марксизм, социализм и так далее). Основная задача – анализ процессов и тенденций современной социокультурной среды.

Рассмотрим основные категории  культурологии:2

1 группа – культурные  объекты. К ним относятся артефакты,  культурные композиции (совокупность  нескольких элементов).

2 группа – культурные  процессы. Сюда относят генезис (зарождение), формирование, функционирование, распространение.

3 группа – культурные  свойства: функциональность, семантичность  (множественность значений), коммуникативность  (передача информации), ценность (важный, значимый).

4 группа – культурные  функции. К ним относятся социокультурная  организация и регуляция, познание  окружающего мира (наука, философия,  религия, искусство).

5 группа – культурные  ценности. Сюда относят витальные  ценности (связаны с жизнью человека), материальные ценности, художественные  ценности, нравственные, религиозные,  идеологические.

6 группа – культурные  нормы (каноны (обязательные нормы), стандарты, правила, паттерны (стереотипные  реакции)).

7 группа – субъекты  культуры: личности, различные социальные  группы.

8 группа – процессы  и результаты освоения культуры: социализация (вхождение в общество), инкультурация (вхождение в культуру), культурная ассимиляция (растворение и утрата собственного «я»).

9 группа – культурная  мотивация, то есть групповые  и индивидуальные интересы, адаптация,  потребности и необходимости,  самоорганизация.

Понятие «культура» означает отношение человека к миру, где  человек создает мир и самого себя3. Любая культура – это Вселенная, которая создается отношением человека к миру и к самому себе. Другими словами, если изучать многие культуры, мы не только изучаем книги, соборы и различные находки, - мы раскрываем для себя иные человеческие миры.

 Культурная деятельность определяется не биологическими механизмами, а силами человека. Эти силы воспроизводятся средствами, которые проявляются в результате этой деятельности. Можно сказать, что культурная деятельность – это создание нового, чего нет в природе и не может появиться по ее законам. Отсюда следует, что культура есть творчество.

 

1.2 Структура культуры

Под духовной культурой понимают явления, связанные с интеллектуальной и эмоционально-психологической деятельностью человека – традиции, ценности, нормы, искусство, идеи, религия и т. п.

Традиция – это способ осуществления преемственности, в  которой интегрируются тенденции  творческой деятельности прошлого, имеющие  значение для современного развития4.

Раскроем суть символов. Символы – один из важнейших классов  культурных элементов, задающий общий  культурный контекст наряду с семантикой вещей и природных объектов.

Под символом понимаем некоторую  смысловую единицу, которая является выражением других смысловых единиц.

С помощью символов мы перемещаемся, но не в реальном, а в культурном пространстве.

Символы позволяют осваивать  мир не только в проекции пространства, но и в проекции времени.

Рассмотрим ценности, нормы  духовной культуры:5

1) Социальный идеал –  акты поведения, к которым стремятся,  но не всегда придерживаются;

2) То, что считается нормальным и так поступают;

3) То, что осуждают, не  одобряют:

- уступать место в автобусе;

- здороваться при встрече;

- уступать место в автобусе  пожилым.

Нормы – это инструменты  практического воплощения ценностей  идеала.

Выделяют 2 группы норм:

1 группа. Институциональные нормы – нормы и правила, которые официально оформлены обществом, за их нарушение могут налагаться санкции. Они служат формированием конформистского типа людей. Например, институциональные нормы армии заложены в армейском уставе, олимпийского движения – в Олимпийской хартии, и т. д.

2 группа. Неинституциональные  нормы – нормы, опирающиеся  на общественное мнение, традиции. К числу таких норм следует относить нормы морали и этикета.

3 группа. По масштабу применимости:

а) универсальные – нормы, опирающиеся на общеразделяемые  ценности;

б) специальные – нормы  поведения отдельных групп.

Миф – это основа духовной культуры. Миф существует в культуре с древних времен и до наших  дней. Миф буквально означает сказание, придание. Миф – это древнейший способ познания мира.

Мифологема – это мифическая идея или мотив. Примеры мифологем:6 Мифологема Сталина, Образ хромого кузнеца в мифологии.

Мифология – система взглядов, основанных на иррациональном способе отражения мира7.

Важнейшая особенность мифа – исключение неразрешения проблем.

Можно сказать, что миф  организовывает мир.

Основанная на чувственном  восприятии мира и обобщении данного  восприятия в единый образ, дополненный  вымыслом, представляет себя архаическая  мифология. Она возникает еще  до религии. Для архаической мифологии  характерны следующие черты:

1) невыделенность человека  из природы;

2) неразделенность логического и рационального (очеловечивание природы);

3) неразличие вещей и  слова;

4) в мифе человек не  выступает как самоценное существо, а лишь как элемент природного, общественного порядка. 

 Религия – форма  сознания мира. Она включает в  себя моральные нормы и типы  поведения, обряды, объединения людей  в организации.

Религия выполняет некие  функции:

1) мировоззренческая функция:  представление мира и отдельных  явлений в нем, отражение мира  в ощущении, эмоциональное принятие  или отвержение;

2) компенсаторная функция:  восполнение бессилия людей в  воображении, восполнение зависимости  и ограниченности;

3) коммуникативная функция:  общение людей, обмен информации;

4) регулятивная функция:  управление деятельностью и отношениями;

5) интегрирующе-дезинтегрирующая  функция: объединение и разъединение  индивидов или групп. Интеграция  происходит, когда наблюдается единое  вероисповедание. Дезинтеграция  происходит, когда нет единого  вероисповедания;

6) культуротранслирующая  функция: развитие письменности, искусства и т. д.;

7) легитимизирующая (узаконивающая)  функция: установление определенных  рамок для общества.

Искусство – деятельность, направленная на художественное познание и освоение мира. Оно выполняет  такую функцию, как постижение, преобразование мира по законам красоты.

Художественный образ  – элемент действительности, творчески  воссозданный в художественном произведении, способ домыслить и дополнить  действительность.

 Развитие искусства происходят в несколько этапов:

1) Дифференциация – разделение единого синкретического искусства на отдельные виды;

2) Формирование синтетических  видов искусства;

3) Формирование новых  видов искусства под влиянием  НТП.

Рассмотрим материальную культуру. Ее суть заключается в  создании условий человеческого  существования, те есть биологическая  и социальная   адаптация8.

Сущность вещей, в первую очередь, заключается в предназначении, которая выражается отношением человека к окружающей среде.

 

   Материальная культура обладает качествами и свойствами природных объектов. Материальная культура имеет разные артефакты, где природный объект и его материал переделаны так, что объект превращен в вещь, свойства и характеристики которого заданы творческими возможностями людей так, чтобы они удовлетворили потребности человека как «homo sapiens» и имели культурно целесообразное предназначение и цивилизационную роль9.

Материальная культура, во-первых, включает в себя техническую культуру. Эта форма культуры выражается в  создании технических средств воздействия  на природу и на самих себя (от создания искусственных органов до изобретения приборов, средств передвижения и т. д.). Во-вторых, материальная культура включает в себя физическую культуру. Физическая культура – это формирование человеческого тела. Она включает в себя спортивные игры, медицину, питание, сексуальные отношения и так далее. Чем дальше будет развиваться цивилизация, тем значительное место займет в ней физическая культура, так как образ человеческого бытия складывается из равновесия, гармонии и взаимного опосредования духовной и материальной жизни человека10.

Выделим следующие направления  изучения материальной культуры:

1) Немецкая философия  – инструментальное представление;

2) Взаимосвязь технических  изобретений с философским пониманием  мира;

3) Экзистенциализм – изучение самого человеческого существования;

4) Экологический подход  – оценка последствий после  НТП. П. К. Энгельмейер ввел понятие «техницизм». Техницизм – взгляд на человека как на существо техническое, то есть существо, способное достичь своих целей. Николай Бердяев скептически относился к технике. Он считал, что техника ведет к отчуждению человека от окружающего мира и от плодов своего труда.

 Физическая культура  – возделывание и окультуривание  человеческого тела:

а) собственная физическая культура;

б) спорт;

в) ЗОЖ;

г) специализированные виды украшений, совершенствование человеческого тела;

д) танцы;

е) медицина.

Существует социальная форма  материальной культуры. «Социальная материя» и «природная» отличаются друг от друга, но это не лишает общественное бытие своеобразного материального субстрата. Понятия «материя» и «материальное» применительно к общественным явлениям и факт такого применения говорит об общности между социальной и природной материей человека. Общность подразумевается в том, что общественные отношения должны иметь организационные формы, существующие объективно, независимо от того, кто их создал, и кто в них работает. Таким образом, культура – это форма опредмеченного бытия общественных отношений, что оправдывает использование понятия-бинома «социокультурное», обозначающего единство содержания и формы в этой сфере бытия.11  

 

1.3 Типология культуры

Типология культуры – определение  типов культур по каким-либо основаниям, по общим признакам12.

Так как  термин «культура» многозначен, необходимо построение типологии  культуры. Этот термин обозначает общность, такая, как этнос, нация, общий уровень развития общества.

Рассмотрим типологию  культуры.

I. Субкультура – система норм и ценностей, отличающих группу от большинства общества13.

Некоторые субкультуры выделяются как контркультуры и противоречат доминирующим культурам, являясь враждебной.

Рассмотрим социальную базу для формирования субкультуры:

1) возраст;

2) социальная группа или  социальный класс;

Информация о работе Культура и ее структура