Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 18:53, реферат
Актуальность темы. Очень многообразно человеческое бытие, объединяющееся таким понятием как культура. Исследование культуры – это процесс, который связан с изучением результатов культурной деятельности. Когда исследователь указывает на отдельные формы культуры, то его взор нацелен на постижение явлений, выявление их сущности. Для этого нужно понимать сущность культуры.
Цель моей работы – определить сущность культуры и ее предназначение.
3) этническое происхождение;
4) религия;
5) местожительство и т. д.;
6) половая принадлежность.
Субкультура имеет следующую характеристику:
1) попытки формирования собственного мировоззрения;
2) оппозиция мировоззрения других групп;
3) своеобразная манера поведения;
4) различные формы проведения досуга;
5) стиль одежды.
Задача субкультуры – быть замкнутой.
Часто контркультура со временем становится частью массовой культуры.
Субкультуры выполняют следующие функции:14
1. Они помогают людям устанавливать и осуществлять взаимодействия с другими людьми, с обществом в целом. Субкультуры предлагают способы решения ряда социальных и иных проблем.
2. Субкультуры взаимодействуют
с доминирующей культурой,
II. Массовая культура – это культура, рассчитанная на массовое потребление. Она формируется в XIX-XX вв. в США.
Главная функция развития – коммерциализация общественных отношений.
Главная цель – снятие психологического напряжения, стресса, заполнение досуга.
Главный минус массовой культуры
заключается в том, что она
формирует потребительское
Массовая культура формирует некритичность мышления, следовательно, личность становится манипулируемой.
Массовая культура отвечает потребностям массовой аудитории, обеспечивая эмоциональную компенсацию, возможности релаксации, развлечения, игры. Массовая культура предоставляет людям эстетические впечатления. Массовая культура сохраняет связи с так называемой народной культурой, то есть традиционными, возникшими в далёком прошлом пластами земледельческой культуры. Лучшие образцы массового искусства соответствуют высоким требованиям профессионального мастерства. Массовая культура способствует демократизации общества. Массовую культуру нельзя рассматривать как контркультуру, это, скорее, среда для высокого искусства и элитарной культуры.
III. Элитарная культура – формируется элитой. Элита складывалась как жреческие и правящие группы, а также как торговые и финансовые сословия. Часто все эти функции выполнялись одной и той же общественной группой.
Элитарной культуре характерна ценностно-смысловая самодостаточность. Она существует в контексте массовой культуры. Элитарная культура отталкивается от ценностей и норм, принятых в массовой, разрушает стереотипы и шаблоны.
Субкультуры элиты и массы
различаются возможностями, которыми
располагают названные
IV. Народная культура – это культура, где субъектом выступает народ. Она связана с культурой и бытом людей.
Сферы народной культуры – сказки, народная медицина, народная педагогика (пословицы и поговорки).
V. Этническая культура – совокупность культурных элементов, касающихся преимущественно повседневной жизни народа15.
Этническая культура имеет 2 слоя:
1) исторически ранний (нижний) – включает элементы, наследованные от прошлого. Именно этот слой образует каркас;
2) исторически поздний
(верхний) – включает
Этническая культура сочетает в себе консерватизм, преемственность, обновление, причем обновление бывает эндогенным (внутренним) и экзогенным (внешним).
VI. Национальная культура – включает специализированную культуру (образование, профессиональная литература, профессиональное искусство, наука и т. д.).
Нация – граждане одного государства, которые осознают свою национальную принадлежность и разделяют общие национальные интересы.
VII. Типология «Восток-запад».
Для запада ценности технологического развития, динамический образ жизни, совершенствование культуры и общества, значимость личности, приоритет, инициатива и творчество. Для социального развития характерны волнообразность, равномерность, вера во всесилие науки.
Для востока характерно новое неразрушимое старое, погруженность вовнутрь человека, отношение с природой, гармония с ней.
Вывод по главе:
Таким образом, культура – результаты и способы человеческой деятельности.
Культура включает
в себя материальные и
Для удовлетворения материальных потребностей человек создает и потребляет пищу, одежду, жилища и так далее. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественные ценности, политические, идеологические идеалы, науку и искусство.
Каждая выделенная в типологии культура становится объектом исследования, что позволяет узнавать о проявлениях культуры как глобального целого.
Глава II. Предназначение культуры
Предназначение культуры выражается в ее функциях, а именно в функциях ее отдельных элементов, сфер и т. п.
Рассмотрим и охарактеризуем следующие функции культуры16:
1. Продуцирование и накопление
духовных ценностей. Культура
создает целостное
2. Познавательная. Культура реализует многообразные формы познавательной деятельности. Она осуществляет художественное, религиозное, нравственное познание и т. п. Главным итогом познавательной деятельности является установление смысла и значения содержания артефактов, ставшие объектом культуры.
3. Смыслообразующая. Происходит с помощью творческих прием, языков и знаков, набора символов и образов, понятий и идей.
4. Коммуникативная. Культура создает взаимодействие людей через определенные ценности, развивает целостность общества.
5. Общественная память. Она создает возможности сохранения и накопления опыта духовной деятельности человека. Благодаря этой функции происходит формирование архетипов, закрепляющие поведенческие образцы или модели на психофизиологическом уровне.
6. Рекреативная. Она обусловлена созданием способов и учреждений, где люди могут восстанавливать свои духовные силы, приводить в норму свой духовный потенциал.
Вывод по главе:
Культура – способ духовного
освоения действительности, духовное
производство. Она способна продуцировать,
сохранять и транслировать
Главная функция культуры – это сохранять и воспроизводить духовный опыт человечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его. Чтобы выполнить эти задачи появились различные формы духовной действительности, приобретающие самостоятельный статус и существующие как институты культуры.
Заключение
Таким образом, культура – это:
- способ духовного освоения действительности;
- отношение человека к миру, где человек создает мир и самого себя;
- результаты и способы человеческой деятельности;
- творчество.
Основной функцией культуры является сохранение и воспроизводство духовного опыта человечества, передавать его из поколения в поколение. Чтобы выполнить эти задачи появились различные формы духовной действительности, приобретающие самостоятельный статус и существующие как институты культуры. Каждый институт имеет свою систему методов, особый тип ценностей культурогенные функции.
Культура имеет материальные и духовные средства жизнедеятельности человека.
Чтобы удовлетворить материальные потребности человек потребляет пищу, воду, создает одежду, жилища, транспорт, связь и так далее. Чтобы удовлетворить духовные потребности он создает художественные ценности, различные идеалы, науку и искусство.
Изучая многие культуры, мы раскрываем для себя иные человечески миры.
Список используемой литературы
Библиография:
1) Ю.
Н. Солонин, М. С. Каган.
2) А.
А. Радугин. Культурология:
3) Д. А. Лалетин. Культурология: учебное пособие. – Воронеж: Издательство «ВГПУ», 2008. – 264 с., ISBN: 978-5-88519-353-5.
4) Курс
лекций по дисциплине «
Электронные источники:
1) Культуролог: http://www.
2) Общая мифология: http://mith.ru/alb/main.htm.
1 Д. А. Лалетин. Культурология: учебное пособие. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – с. 3
2 Курс лекций по дисциплине «Культурология»
3 А. А. Радугин. Культурология: учебное пособие. – М.: Центр, 2001. – с. 11
4 Электронный источник: Культуролог. Режим доступа: http://www.culturolog.ru, свободный
5 Курс лекций по дисциплине «Культурология»
6 Электронный источник: Общая мифология. Режим доступа: http://mith.ru/alb/main.htm, свободный
7 Курс лекций по дисциплине «Культурология»
8 Курс лекций по дисциплине «Культурология»
9 А. А. Радугин. Культурология: учебное пособие. – М.: Центр, 2001. – с. 32
10 Ю. Н. Солонин, М. С. Каган. Культурология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2005 – с. 217
11 Ю. Н. Солонин, М. С. Каган. Культурология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2005 – с. 218
12 Д. А. Лалетин. Культурология: учебное пособие. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – с. 29
13 Курс лекций по дисциплине «Культурология»
14 Д. А. Лалетин. Культурология: учебное пособие. – Воронеж: ВГПУ, 2008. – с. 39
15 Курс лекций по дисциплине «Культурология»
16 А. А. Радугин. Культурология: учебное пособие. – М.: Центр, 2001. – с. 35