Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:54, контрольная работа
Анализируя переход от первобытности к цивилизации, Ф. Энгельс выделяет ее основные характеристики: общественное разделение труда и в особенности отделение города от деревни, умственного труда от физического, возникновение товарно-денежных отношений и товарного производства, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых и, как следствие этого, - появление государства, права наследования имущества, глубокий переворот в формах семьи, создания письменности и развитие различных форм духовного производства. Энгельса интересуют в первую очередь те стороны цивилизации, которые отделяют ее от первобытного состояния общества. Но его анализ содержит также перспективу и более разностороннего подхода к цивилизации как явлению глобальному, всемирно-историческому.
Введение.
1. Понятие «цивилизация» и его эволюция. Типология цивилизаций.
2. Роль культуры в динамике цивилизаций. Кризис современной техногенной цивилизации.
3. Формирование единой мировой глобальной цивилизации и проблема сохранения культурного многообразия.
Список используемой литературы
Министерство образования и ниуки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
профессионального образования
«Московский государственный университет технологий и управления
имени К.Г.Разумовского»
Филиал ФГБОУ ВПО «МГУТУ им. К.Г.Разумовского» в г.Мелеузе
(Республика Башкортостан)
По дисциплине: Культурология
На тему: Культура и формирование глобальной цивилизации
Выполнил:
Мелеуз-2013 г.
Содержание
Введение.
1. Понятие «цивилизация» и его эволюция. Типология цивилизаций.
2. Роль культуры в динамике
цивилизаций. Кризис
3. Формирование единой
мировой глобальной
Список используемой литературы
Введение.
На ранних ступенях общественного развития человек был слит с той общностью (родом, общиной), частичкой которой являлся. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальные и культурные аспекты общества практически не разделялись: социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры. Так же как сознание первобытного общества было, по выражению Маркса, "вплетено" в материальную деятельность людей, так и культурный аспект общества был слит с социальным, не отчленен от него.
Также особенностью первобытной социальности был ее "естественный" характер. Родоплеменные, а также внутри и межобщинные отношения "естественно" возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад этих отношений в процессе перехода к классовому обществу был одновременно глубинным переворотом в механизмах функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации.
Анализируя переход от
первобытности к цивилизации, Ф.
Энгельс выделяет ее основные характеристики:
общественное разделение труда и
в особенности отделение города
от деревни, умственного труда от
физического, возникновение товарно-денежных
отношений и товарного
1.Понятие «цивилизация» и его эволюция.
Типология цивилизаций.
Понятие цивилизации долгое
время оставалось на периферии интересов
марксистов. Связанная с ним проблематика
не становилась предметом
Термин "цивилизация" происходит от латинского, что означает гражданский, государственный, политический. В литературе этот термин отождествляется с понятием "культура" (человек культурный и цивилизованный - характеристики однопорядковые), и как нечто ей противостоящее, например как бездушное, вещное "тело" общества в противоположность культуре как началу духовному; является уровнем, этапом в эволюции человеческого общества, пришедшего на смену варварству; трактуется как то, что дает удобство (комфорт), предоставляемое в наше распоряжение техникой и др. Получила распространение интерпретация этого понятия в негативном смысле как общественного состояния, враждебного гуманным, человеческим аспектам социальной жизни. По О. Шпенглеру, цивилизация - это этап упадка культуры, ее старения.
Современные представления
о цивилизации рассматриваются
мыслителями как нечто единое,
находящееся вне рамок
Категория "цивилизация" используется в широком спектре наук и поэтому употребляется на различных уровнях абстракции:
1) в общефилософском смысле - как социальная форма движения материи;
2) как общая социально-
3) как культурно-исторический
тип, характеризующий
4) как обозначение
Итак, главная мысль в содержании категории "цивилизация" сводится к многообразию исторического процесса, который проходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню.
Конечно, все характеристики
цивилизации не случайны, отражают
некоторые реальные стороны и
особенности исторического
Вместе с тем сама жизнь
показала необходимость использования
понятия цивилизации, выявления
его реального научно-
Цивилизация включает в себя
преобразованную человеком, окультуренную,
историческую природу (в девственной
природе существование
Такой подход позволяет более
определенно уяснить и природу
многих глобальных проблем как противоречий
современной цивилизации в
Таким образом, цивилизация представляет собой социокультурное образование. Если понятие "культура" характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения в деятельности, творчестве, то понятие "цивилизация" характеризует социальное бытие самой культуры. Антагонистические общественные отношения накладывают отпечаток на характер цивилизации, порождают глубокие противоречия в развитии культуры.
2.Роль культуры в динамике цивилизаций.
Кризис современной
Известно, что вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой обретая острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они переплетены. Но между ними имеется не только сходство, но и различие, в некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности. И в самом деле: вряд ли кто из обладающих тонким языковым чутьем отнесет, например, творения Гомера, Шекспира, Пушкина, Толстого и Достоевского к феноменам цивилизации, а атомные бомбы и прочие средства уничтожения людей - к феноменам культуры, хотя и то, и другое - дело ума и рук человеческих.
Первым ввел отличие культуры
от цивилизации И. Кант, чем существенно
прояснил эту проблему. Ранее под
культурой в отличие от природы
понимали все созданное человеком.
Так, ставил вопрос, к примеру, И.Г. Гердер,
хотя уже тогда было ясно, что
человек немало в своем творчестве
делает, не просто плохо, но даже совсем
плохо. Позднее возникли взгляды
на культуру, уподоблявшие ее идеально
функционирующей системе и
Исходя из своего понимания сути культуры, Кант со всей четкостью противопоставил "культуре умения" "культуру "воспитания", а чисто внешний, "технический" тип культуры он назвал цивилизацией. Дальновидный гений мыслителя провидел бурное развитие цивилизации и воспринимал это с тревогой, говоря об отрыве цивилизации от культуры: культура идет вперед гораздо медленнее цивилизации. Эта явно пагубная диспропорция несет с собой многие беды народам мира: цивилизация, взятая без духовного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человечества. Между культурой и природой есть удивительное сходство: творения природы столь же органичны по своему поражающему наше воображение строению, как и культура. Ведь и общество есть некий чрезвычайно сложный своего рода организм - имеется в виду органическая единоцельность социума, являющего собой удивительное подобие, разумеется, при явном сущностном отличии.
Бесспорно, что следует различать культуру и цивилизацию. Согласно Канту, цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого поведения. Цивилизованный человек - это человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его обязательно принимает в расчет. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, тактичен, любезен, внимателен, уважает человека другого. Культуру Кант связывает с нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными, прежде всего на разум, а нравственными основаниями самого человека, его совестью.
Такой подход Канта к рассмотрению проблемы культуры и цивилизации интересен и актуален. В нашем обществе сегодня наблюдается потеря цивилизованности в поведении, в общении людей, остро встала проблема культуры человека и общества.
Часто понятием "цивилизации"
обозначается вся общечеловеческая
культура или же современный этап
ее развития. В социально-философской
литературе цивилизацией назывался
этап человеческой истории, следующий
за варварством. Этой идеи придерживались
Г.Л. Морган и Ф. Энгельс. Триада "дикость
- варварство - цивилизация" и поныне
остается одной из предпочтительных
концепций социального
Информация о работе Культура и формирование глобальной цивилизации