Культура и формирование глобальной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:54, контрольная работа

Описание работы

Анализируя переход от первобытности к цивилизации, Ф. Энгельс выделяет ее основные характеристики: общественное разделение труда и в особенности отделение города от деревни, умственного труда от физического, возникновение товарно-денежных отношений и товарного производства, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых и, как следствие этого, - появление государства, права наследования имущества, глубокий переворот в формах семьи, создания письменности и развитие различных форм духовного производства. Энгельса интересуют в первую очередь те стороны цивилизации, которые отделяют ее от первобытного состояния общества. Но его анализ содержит также перспективу и более разностороннего подхода к цивилизации как явлению глобальному, всемирно-историческому.

Содержание работы

Введение.
1. Понятие «цивилизация» и его эволюция. Типология цивилизаций.
2. Роль культуры в динамике цивилизаций. Кризис современной техногенной цивилизации.
3. Формирование единой мировой глобальной цивилизации и проблема сохранения культурного многообразия.
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 37.57 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и ниуки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Московский государственный  университет технологий и управления

имени К.Г.Разумовского»

Филиал ФГБОУ ВПО «МГУТУ им. К.Г.Разумовского» в г.Мелеузе

(Республика Башкортостан)

 

 

                                        Контрольная работа.

 

По дисциплине: Культурология 

На тему: Культура и формирование глобальной цивилизации

 

 

Выполнил:

                                                                                 Студент 1 курса  

                                                                                 Исмагилова Олеся М                                                                                                               

                                                                                 Института: Э и Б

                                                                                 Специальность: 080100 БУ (С)

                                                                                 Шифр: 17749

                                                                                 Работа сдана на проверку:___

                                                                                 Преподователь:____________

                                                                                Оценка:___________________

 

Мелеуз-2013 г.

Содержание

Введение.

1. Понятие «цивилизация»  и его эволюция. Типология цивилизаций.

2. Роль культуры в динамике  цивилизаций. Кризис современной  техногенной цивилизации.

3. Формирование единой  мировой глобальной цивилизации  и проблема сохранения культурного  многообразия.

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

На ранних ступенях общественного  развития человек был слит с той  общностью (родом, общиной), частичкой  которой являлся. Развитие этой общности было одновременно и развитием самого человека. В таких условиях социальные и культурные аспекты общества практически  не разделялись: социальная жизнь была одновременно и жизнью данной культуры, а достижения общества были достижениями его культуры. Так же как сознание первобытного общества было, по выражению  Маркса, "вплетено" в материальную деятельность людей, так и культурный аспект общества был слит с социальным, не отчленен от него.

Также особенностью первобытной  социальности был ее "естественный" характер. Родоплеменные, а также  внутри и межобщинные отношения "естественно" возникали в процессе совместной жизни и деятельности людей, в суровой борьбе за поддержание своего существования. Разложение и распад этих отношений в процессе перехода к классовому обществу был одновременно глубинным переворотом в механизмах функционирования и развития общества, означавшим становление цивилизации.

Анализируя переход от первобытности к цивилизации, Ф. Энгельс выделяет ее основные характеристики: общественное разделение труда и  в особенности отделение города от деревни, умственного труда от физического, возникновение товарно-денежных отношений и товарного производства, раскол общества на эксплуататоров и  эксплуатируемых и, как следствие  этого, - появление государства, права  наследования имущества, глубокий переворот  в формах семьи, создания письменности и развитие различных форм духовного  производства. Энгельса интересуют в первую очередь те стороны цивилизации, которые отделяют ее от первобытного состояния общества. Но его анализ содержит также перспективу и более разностороннего подхода к цивилизации как явлению глобальному, всемирно-историческому.

1.Понятие «цивилизация» и его эволюция.

Типология цивилизаций.

Понятие цивилизации долгое время оставалось на периферии интересов  марксистов. Связанная с ним проблематика не становилась предметом исследования, так как считалось, что для  характеристики этапов общественного  развития вполне достаточно категории  общественно-экономической формации. Понятие же цивилизации настораживало  своей неопределенностью и многозначностью; в него часто вкладывается самое  различное содержание.

Термин "цивилизация" происходит от латинского, что означает гражданский, государственный, политический. В литературе этот термин отождествляется с понятием "культура" (человек культурный и цивилизованный - характеристики однопорядковые), и как нечто ей противостоящее, например как бездушное, вещное "тело" общества в противоположность культуре как началу духовному; является уровнем, этапом в эволюции человеческого общества, пришедшего на смену варварству; трактуется как то, что дает удобство (комфорт), предоставляемое в наше распоряжение техникой и др. Получила распространение интерпретация этого понятия в негативном смысле как общественного состояния, враждебного гуманным, человеческим аспектам социальной жизни. По О. Шпенглеру, цивилизация - это этап упадка культуры, ее старения.

Современные представления  о цивилизации рассматриваются  мыслителями как нечто единое, находящееся вне рамок социальных систем. Это связано с идеей  целостности, единства мира. Категория  цивилизации охватывает природу  и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты деятельности человечества по созданию "второй природы", внедрение элементов ноосферного характера в наличное бытие современного человечества.

Категория "цивилизация" используется в широком спектре  наук и поэтому употребляется  на различных уровнях абстракции:

1)    в общефилософском  смысле - как социальная форма  движения материи;

2) как общая социально-философская  характеристика всемирно-исторического  процесса и качественно-определенных  стадий его развития;

3) как культурно-исторический  тип, характеризующий регионально-традиционные  особенности развития общества;

4) как обозначение цивилизованных  обществ, сохраняющих в течение  длительного времени свою жизненную  целостность (майя, шумеры, инки, этруски).

Итак, главная мысль в  содержании категории "цивилизация" сводится к многообразию исторического  процесса, который проходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню.

Конечно, все характеристики цивилизации не случайны, отражают некоторые реальные стороны и  особенности исторического процесса, но, как правило, их оценивают и  интерпретируют односторонне, что дает основание для критического отношения  к предлагаемым многочисленным толкованиям  и концепциям цивилизации.

Вместе с тем сама жизнь  показала необходимость использования  понятия цивилизации, выявления  его реального научно-философского содержания. Некоторые итоги проделанной  в этом направлении современными учеными работы можно было бы кратко выразить следующим образом.

Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную, историческую природу (в девственной  природе существование цивилизации  невозможно) и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной  среде своего обитания, а также  совокупность общественных отношений  как форм социальной организации  культуры, обеспечивающих ее существование  и продолжение. Формационное членение общества придает цивилизации социальную определенность, историческую конкретность. Но цивилизация - понятие более глобальное, чем общественная формация. Формационные различия в обществе, вышедшем из первобытного состояния, - это различия внутри цивилизации. Поэтому, например, понятие "буржуазная цивилизация" означает цивилизацию, развивающуюся в буржуазных формах социальной организации, заключающую в себе и противоречия буржуазного общества и его достижения, его вклад в развитие цивилизации, то есть черты, обретающие общецивилизационное измерение и общечеловеческое значение. Противоречия антагонистического общества с его кризисами, конфликтами, борьбой классов, а также противоречия двух социальных систем имеют свой предел - они не должны разрушать цивилизацию, механизмов ее жизнедеятельности.

Такой подход позволяет более  определенно уяснить и природу  многих глобальных проблем как противоречий современной цивилизации в целом. Загрязнение окружающей среды отходами производства и потребления, хищническое  отношение к природным ресурсам, нерациональное природопользование породили глубоко противоречивую экологическую  ситуацию, ставшей одной из острейших  глобальных проблем цивилизации, для  решения (или хотя бы смягчения) которой  требуется объединение усилий всех членов мирового сообщества. Далеко выходят  за рамки отдельных социальных систем и приобретают глобальный общецивилизационный характер демографические и энергетические проблемы, задачи обеспечения продовольствием растущего населения Земли. Перед всем человечеством стоит общая цель - сохранить цивилизацию, обеспечить собственное выживание. Отсюда также следует, что принципиальные различия двух мировых социальных систем не отменяют понятий человеческой цивилизации, современной цивилизации, которую необходимо общими усилиями всех народов уберечь от ядерного уничтожения.

Таким образом, цивилизация  представляет собой социокультурное  образование. Если понятие "культура" характеризует человека, определяет меру его развития, способы самовыражения  в деятельности, творчестве, то понятие "цивилизация" характеризует социальное бытие самой культуры. Антагонистические  общественные отношения накладывают  отпечаток на характер цивилизации, порождают глубокие противоречия в развитии культуры.

2.Роль культуры в динамике цивилизаций.

Кризис современной техногенной  цивилизации.

Известно, что вокруг смысла слов "культура" и "цивилизация" ведутся споры, порой обретая  острый характер, и редко кто путает эти слова, когда контекст однозначный, хотя порой вполне правомерно употребление их как синонимов: так тесно они  переплетены. Но между ними имеется  не только сходство, но и различие, в  некоторых аспектах доходящее даже до враждебной противоположности. И  в самом деле: вряд ли кто из обладающих тонким языковым чутьем отнесет, например, творения Гомера, Шекспира, Пушкина, Толстого и Достоевского к феноменам цивилизации, а атомные бомбы и прочие средства уничтожения людей - к феноменам  культуры, хотя и то, и другое - дело ума и рук человеческих.

Первым ввел отличие культуры от цивилизации И. Кант, чем существенно  прояснил эту проблему. Ранее под  культурой в отличие от природы  понимали все созданное человеком. Так, ставил вопрос, к примеру, И.Г. Гердер, хотя уже тогда было ясно, что  человек немало в своем творчестве делает, не просто плохо, но даже совсем плохо. Позднее возникли взгляды  на культуру, уподоблявшие ее идеально функционирующей системе и профессиональному  умению, но не учитывающие, что профессионально, т.е. с большим умением, иные могут  убивать людей, однако никто не назовет  это злодеяние феноменом культуры. Именно Кант разрешил данный вопрос, причем гениально просто. Он определил культуру как то и только то, что служит благу людей или что в своей  сущности гуманистично: вне гуманизма и духовности нет истинной культуры.

Исходя из своего понимания  сути культуры, Кант со всей четкостью  противопоставил "культуре умения" "культуру "воспитания", а чисто  внешний, "технический" тип культуры он назвал цивилизацией. Дальновидный гений мыслителя провидел бурное развитие цивилизации и воспринимал это с тревогой, говоря об отрыве цивилизации от культуры: культура идет вперед гораздо медленнее цивилизации. Эта явно пагубная диспропорция несет с собой многие беды народам мира: цивилизация, взятая без духовного измерения, порождает опасность технического самоуничтожения человечества. Между культурой и природой есть удивительное сходство: творения природы столь же органичны по своему поражающему наше воображение строению, как и культура. Ведь и общество есть некий чрезвычайно сложный своего рода организм - имеется в виду органическая единоцельность социума, являющего собой удивительное подобие, разумеется, при явном сущностном отличии.

Бесспорно, что следует  различать культуру и цивилизацию. Согласно Канту, цивилизация начинается с установления человеком правил человеческой жизни и человеческого  поведения. Цивилизованный человек - это  человек, который другому человеку не причинит неприятностей, он его обязательно  принимает в расчет. Цивилизованный человек вежлив, обходителен, тактичен, любезен, внимателен, уважает человека другого. Культуру Кант связывает с  нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой  и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными, прежде всего на разум, а нравственными  основаниями самого человека, его  совестью.

Такой подход Канта к рассмотрению проблемы культуры и цивилизации  интересен и актуален. В нашем  обществе сегодня наблюдается потеря цивилизованности в поведении, в  общении людей, остро встала проблема культуры человека и общества.

Часто понятием "цивилизации" обозначается вся общечеловеческая культура или же современный этап ее развития. В социально-философской  литературе цивилизацией назывался  этап человеческой истории, следующий  за варварством. Этой идеи придерживались Г.Л. Морган и Ф. Энгельс. Триада "дикость - варварство - цивилизация" и поныне остается одной из предпочтительных концепций социального прогресса. Вместе с тем в литературе довольно часто встречаются определения типа "европейская цивилизация", "американская цивилизация", "русская цивилизация"... Это подчеркивает своеобразие региональных культур и находит свое закрепление в классификации ЮНЕСКО, согласно которой в мире сосуществуют шесть основных цивилизаций: европейская и североамериканская, дальневосточная, арабо-мусульманская, индийская, тропически-африканская, латиноамериканская. Основанием для этого, очевидно, служат соответствующий уровень развития производительных сил, близость языка, общность бытовой культуры, качество жизни.

Информация о работе Культура и формирование глобальной цивилизации