Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:54, контрольная работа
Анализируя переход от первобытности к цивилизации, Ф. Энгельс выделяет ее основные характеристики: общественное разделение труда и в особенности отделение города от деревни, умственного труда от физического, возникновение товарно-денежных отношений и товарного производства, раскол общества на эксплуататоров и эксплуатируемых и, как следствие этого, - появление государства, права наследования имущества, глубокий переворот в формах семьи, создания письменности и развитие различных форм духовного производства. Энгельса интересуют в первую очередь те стороны цивилизации, которые отделяют ее от первобытного состояния общества. Но его анализ содержит также перспективу и более разностороннего подхода к цивилизации как явлению глобальному, всемирно-историческому.
Введение.
1. Понятие «цивилизация» и его эволюция. Типология цивилизаций.
2. Роль культуры в динамике цивилизаций. Кризис современной техногенной цивилизации.
3. Формирование единой мировой глобальной цивилизации и проблема сохранения культурного многообразия.
Список используемой литературы
Как уже было сказано выше,
термин "цивилизация" во многом совпадает
по смыслу с понятием "культура".
Если первое, возникнув в 18 веке, фиксировало
окультуривание человека в системе
государственного устройства, разумно
устроенного общества, то второе еще
со времен античности означало формирование,
воспитание человеческой души, обуздание
страстей. Иначе говоря, понятие "цивилизация"
в определенном смысле поглотило
понятие "культура", оставив за
ним то, что относится к формированию
личностного, творческого начала в
человеческой деятельности. В то же
время за понятием "цивилизация"
закрепилась в качестве из его
определений характеристика материальной
стороны человеческой деятельности.
Скажем, в культурологической концепции
О. Шпенглера, представленной в его
книге "Закат Европы", рассматривается
переход от культуры к цивилизации
как переход от творчества к бесплодию,
от живого развития к окостенению, от
возвышенных устремлений к
Культура умирает после того, как душа осуществит все свои возможности - через народы, языки, вероучения, искусство, государство, науку и т.п. Культура, по Шпенглеру, - это внешнее проявление души народа. Под цивилизацией он понимает последнюю, заключительную стадию существования любой культуры, когда возникает огромное скопление людей в больших городах, развивается техника, идет деградация искусства, народ превращается в "безликую массу". Цивилизация, считает Шпенглер, - эпоха духовного упадка.
По Шпенглеру цивилизация
оказывается самым поздним
В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона читаем следующее: "Цивилизация - состояние народа, которого он достиг благодаря развитию общественности, жизни обществом и которое характеризуется удалением от первоначальной обстановки и общественных отношений и высоким развитием духовной стороны. Это житейское словоупотребление... Определение понятия цивилизации, установление ее факторов и оценка значения происходит от общего миросозерцания и является выражением его философско-исторических воззрений... Самым близким по смыслу является слово "культура". Далее Д. Каринский отмечает, что главное содержание истории должна составлять культурная история или история цивилизации, и следующим образом определяет структуру цивилизации (или культуры): 1) материальный быт, все то, что служит человеку для удовлетворения его физических потребностей; 2) общественный быт (семья, сословные организации, ассоциации, государство и право); 3) духовная культура (религия, мораль, искусство, философия и наука). Он указывает и на основные вопросы при изучении цивилизации: 1) исходная точка ее развития; 2) законы, по которым совершается развитие цивилизации; 3) факторы этого развития и их взаимодействие; 4) характеристики изменения духовной и физической природы человека с развитием цивилизации; 5) в чем заключается назначение цивилизации.
Таковыми были основные представления
о цивилизации на рубеже 19-20 веков.
Социальные преобразования и научные
достижения 20 века внесли много нового
в понимании цивилизации, которую
стали рассматривать как
Вопрос о взаимосвязи культуры и цивилизации представляется довольно запутанным из-за того, что они во многом перекрывают друг друга. Представители англоязычной литературы апеллируют в большей степени к понятию "цивилизация" (начало этой традиции положил А. Фергюсон), а немецкие авторы, начиная с И. Гердера - к понятию "культура".
В отечественной литературе
еще в начале 19 века понятием "культура"
вообще не пользовались, заменяя его
рассуждениями о просвещении, воспитании,
образовании, цивилизацию. Русская
социальная мысль стало использовать
понятие "культура" в контексте
рассуждений о цивилизации где-
В настоящее время
Таким образом, понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие друг друга. Правомерно ли это? Думается, что да. Ибо культура в широком ее понимании и представляет собой цивилизацию.
Однако отнюдь не следует, что один термин может полностью заменить другой. Или, что скажем, цивилизация не имеет никакого сущностного отличия по отношению к культуре (или наоборот).
Когда мы говорим "цивилизация", мы подразумеваем всю взаимосвязь показателей данного общества. Когда мы говорим "культура", то речь может идти о духовной культуре, материальной, либо о той и другой. Тут требуется специальные пояснения - какую культуру мы имеем в виду".
Соглашаясь с положением, высказанным Н.Я. Бромлеей, следует отметить, что необходимо учитывать еще культуру человеческих отношений. Так, говоря, например, о культурном человеке, мы подразумеваем его воспитанность, образованность, духовность, обусловленные наличной в обществе культуре (литературой, искусством, наукой, нравственностью, религией). Когда же речь заходит о цивилизованном человеке, обществе, то в центре внимания оказывается то, каким образом государственное устройство, социальные институты, идеология, порождаемые определенным способом производства, обеспечивают культурную жизнь. Иначе говоря, культурный человек - это творец и потребитель наличной материальной и духовной культуры. Цивилизованный человек - это, во-первых, человек, не относящийся к стадии дикости или варварства, во-вторых, он олицетворяет нормы государственного, гражданского устройства общества, в том числе регламентирующие место и роль культуры в нем.
Во временном измерении
культура более объемна, нежели цивилизация,
поскольку она охватывает культурные
достояния человека дикости и
варварства. В пространственном же
измерении правильнее, очевидно, говорить
о том, что цивилизация представляет
собой сочетание множества
В истории человечества принято выделять следующие основные типы цивилизаций: 1) древневосточные (Древний Египет, Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия и др.); 2)античная; 3) средневековая; 4) индустриальная; 5) современные восточные; 6) российская.
Между этими цивилизациями
можно выявить преемственные
связи, приводящие, в конечном счете,
к общечеловеческой цивилизации
современной эпохи. Такая точка
зрения имеет место в научной
литературе, в которой можно встретить
суждения о зарождении единой планетарной
цивилизации и указания на формирование
общезначимых ценностей. Однако такое
развития нельзя представлять упрощенно.
Футурологическая мысль как раз
усматривает контроверзы в
Знание проблемы цивилизации
поможет понять сближение культур
Запада и Востока, Севера и Юга, Азии,
Африки, Европы, Латинской Америки.
Ведь это сближение - реальный процесс,
который приобрел огромное практическое
значение для всего мира и для
каждого человека. Сотни тысяч
людей мигрируют, оказываясь в новых
системах ценностей, которыми им предстоит
овладеть. И вопрос о способе овладения
материальными и духовными
3. Формирование единой мировой глобальной цивилизации
и проблема сохранения культурного многообразия.
Одной из главных тенденций
современного человечества является становление
глобальной цивилизации. Появившись в
отдельных уголках планеты
Одновременно возник новый феномен – феномен глобальности событий, процессов. События, происходящие в отдаленных районах Земли, оказывают влияние на жизнедеятельность многих государств, народов; информация о событиях в мире в силу развития современных средств коммуникации и СМИ почти немедленно повсеместно распространяется.
В основе формирования общепланетарной
цивилизации лежат такие
Важным фактором также является необходимость объединения государств для решения глобальных проблем современности.
Средства коммуникации, от
уже ставших традиционными
Одновременно с процессами интеграции в различных областях жизнедеятельности человечества формируются и пытающиеся их регулировать международные структуры и межгосударственные союзы. В сфере экономики это ЕЭС, ОПЕК, АСЕАН и др., в политической сфере - ООН, различные военно-политические блоки типа НАТО, в сфере культуры - ЮНЕСКО.
Глобализуются и стили жизни (массовая культура, мода, пища, пресса). Так, различного рода эстрадная, поп- и рок-музыка, стандартизированные боевики, мыльные оперы, фильмы ужасов и т.п. все больше заполняют культурную нишу. Более чем 10500 ресторанов «Макдональдс» работают во многих странах мира. Показы моды во Франции, Италии и других странах диктуют стили в одежде. Практически в любой стране можно купить любую газету или журнал, по спутниковым каналам просмотреть иностранные телепередачи и фильмы.
Постоянно увеличивается и без того огромное количество людей в мире, говорящих на английском языке. Причем ныне можно с уверенностью говорить о наступлении массовой американской культуры и образа жизни.
По мере развития процессов
глобализации культуры и жизни людей
все более проявляются и
И этот процесс вполне закономерен, хотя может иметь большое количество негативных последствий. Культивирование уникальности того или иного этноса, народа порождает культурный, а затем и политический национализм, может служить основой для развития религиозного фундаментализма и фанатизма. Все это становится сегодня причиной многочисленных вооруженных конфликтов и войн.
Тем не менее, нельзя видеть в ценностях локальных культур препятствие на пути к мировой цивилизации. Именно духовные ценности определяют прогресс цивилизации, пути ее развития. Взаимообогащение культур позволяет ускорить темпы развития общества, «сжать социальное время». Опыт показывает, что каждая последующая историческая эпоха (цивилизационный цикл) короче предыдущей, хотя и не в одинаковой степени для разных народов.
Существует ряд подходов к перспективам взаимодействия локальных культур и мировой цивилизации.
Сторонники одного из них
утверждают, что общество в будущем
также будет представлять собой
совокупность автономно развивающихся
цивилизаций и культур, что позволит
сохранить духовные устои, своеобразие
культуры различных народов, а также
может стать средством
Сторонники другого подхода
стремятся выйти за пределы дилеммы:
стандартное единообразие будущего
общества или сохранение многообразия
локальных цивилизаций и
Информация о работе Культура и формирование глобальной цивилизации