Культура и искусство Древней Руси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 21:17, доклад

Описание работы

ольшим толчком к развитию славянской культуры послужило открытие на рубеже I тысячелетия до н.э. плужного земледелия. Это позволило древним славянам перейти к систематическому экспорту хлеба через Чёрное море в Грецию. Также немаловажную роль в этом процессе сыграло открытие железа, залежами которого изобиловала праславянская родина. Существуют сведения, что древнеславянские купцы путешествовали на юго-восток, через Каспийское море вплоть до Багдада.Древнерусским называется искусство от даты крещения Руси киевским князем Владимиром Святославичем до начала XVII-ХVIII вв., началом интенсивной европеизации русской культуры при Петре Великом. Идеологическим содержанием этой эпохи было укрепление и распространение христианства в его восточном, греческом, православном варианте.2. Религия древних славян – довольно развитая система языческих верований, исповедуемся славянскими племенами до принятия христианства. Специфика славянского язычества заключается в свободном сосуществовании как развитых политеистических, так и архаических аграрных культов, анимистических и полидемонических представлений, культа предков.

Файлы: 1 файл

Культура и искусство Древней Руси.docx

— 30.38 Кб (Скачать файл)

Культура и искусство  Древней Руси.

Исторические предпосылки  развития русского искусства.

1. Большим толчком к развитию славянской культуры послужило открытие на рубеже I тысячелетия до н.э. плужного земледелия. Это позволило древним славянам перейти к систематическому экспорту хлеба через Чёрное море в Грецию. Также немаловажную роль в этом процессе сыграло открытие железа, залежами которого изобиловала праславянская родина. Существуют сведения, что древнеславянские купцы путешествовали на юго-восток, через Каспийское море вплоть до Багдада.Древнерусским называется искусство от даты крещения Руси киевским князем Владимиром Святославичем до начала  XVII-ХVIII вв., началом интенсивной европеизации русской культуры при Петре Великом. Идеологическим содержанием этой эпохи было укрепление и распространение христианства в его восточном, греческом, православном варианте.2. Религия древних славян – довольно развитая система языческих верований, исповедуемся славянскими племенами до принятия христианства. Специфика славянского язычества заключается в свободном сосуществовании как развитых политеистических, так и архаических аграрных культов, анимистических и полидемонических представлений, культа предков. Другая характерная черта религии древних славян – ее неоднородность, различие между культами у разных племен, почитание разных божеств, отличная культовая практика в разных местностях. Язычество славян – это не только система культов, но и мировоззрение, мировосприятие, отразившееся в дальнейшем развитии культур славянских народов. 3.В дохристианской Руси, за исключением строительства из дерева, резьбы и росписи, вышивки, фактически не существовало архитектуры, живописи, скульптуры в европейском значении этих терминов.4. Памятники дохристианской, языческой культуры почти не сохранились, и в дальнейшем об этнических традициях славянской культуры можно судить по тому, как они проявлялись в формах, заимствованных вместе с новой религией из Византии. Влияние западноевропейского искусства в эту эпоху было постоянным и значительным, но оно не вступало в противоречие с византинизмом, поскольку имело с ним общие корни в культуре эллинизма. Это влияние включало древнерусское искусство в общий круг христианской культуры европейского средневековья. Разрыв с восточными традициями начал происходить только в тонком, поверхностном слое придворной культуры Петербурга начала XVIII в.Древнерусское искусство X-XVII вв. оригинальный исторический тип искусства, сложившийся и развивавшийся на основе этнических традиций славян в заимствованных из Византии художественных формах.  5. Летопись красочно повествует о том, как ради поиска новой веры, способной объединить разрозненные племена, князь Владимир отправил в разные страны «десять благоразумных мужей». Послы видели в «стране болгаров храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле немецких католиков богослужение с обрядами, но без всякого величия и красоты»... В Константинополе послы увидели «богатые одежды, убранство алтарей, красоту живописи, благоухание фимиама; сладостное пение». К этому рассказу добавляется, что послов от мусульман князь Владимир отверг, назвав запрет ислама на потребление вина «уставом безрассудным... ибо Руси есть веселие пити». Из завоеванного Херсона Владимир «взял два истукана и четырех коней медных, в знак любви своей к художествам». Вероятно, это были произведения античного искусства, они «были поставлены» в центре Киева, с этого времени начинается проникновение на Русь византийской культуры.  Объединение славянских народов в мощное государство, его борьба за независимость способствовали образованию единой славянской народности, формированию и росту русской культуры во всех ее отраслях.

6.В Древнерусском зодчестве религия была господствующей формой идеологии, которая и определяла основную сферу ее развития. Первая каменная церковь было построена в Киеве при Владимире «во имя Богоматери, художеством греков украшенную». Церковь получила название Десятинной, поскольку Владимир постановил брать одну десятую часть княжеских доходов на ее содержание. Эта первая в истории древнерусской архитектуры каменная церковь была разрушена в 1240 г. ханом Батыем. Культура Киева при Ярославе Мудром (1019-1054) была во многом греческой - эллинистической и византийской, с античными статуями на улицах, библиотекой и великолепным тринадцатиглавым храмом Святой  Софии (1019-1037), возведенным по образцу Св. Софии Константинопольской.  В Новгороде и Полоцке так же были возведены Софийские соборы. Классическими памятниками этого периода считаются церкви Федора Стратилата на Ручью и Спаса на Ильине улице – небольшие одноглавые храмы, отличающиеся простотой и конструктивной ясностью. Основной заботой московских князей было, конечно, украшение Кремля. В 1367 г. Дмитрий Донской возводит вокруг города каменные стены (взамен старых деревянных) – белокаменный Кремль. В 1479 г. заканчивается строительство пятиглавого Успенского собора (архитектор Аристотель Фиорованти). В сочетании стилей древнерусского собора и итальянского дворца-палаццо выдержан Архангельский собор (1508 г., арх.итектор Алевиз Новый). Русские зодчие-псковичи построили в Кремле Благовещенский собор – домовую церковь великих князей. Вертикальной доминантой столицы стала колокольня Ивана Великого (1508 г., арх. Бон Фрязин). Итальянскими мастерами Марком Фрязином и Пьетро Антонио Солари был возведен великокняжеский дворец, от которого до сегодняшнего дня сохранилась Грановитая палата (1491 г.). Этими же мастерами были построены и новые стены Кремля (1495 г.).

9,10.Русская культура и  искусство XVIII века.

Эпоха Петровских преобразований.

                    Эпоха Петра I (1672–1725) явилась  переломной в истории нашей  страны. Ушла в прошлое Древняя  Русь. Россия вступала в Новое  время. Пожалуй, невозможно отыскать  такую сферу, которая не претерпела  бы изменений, вызванных энергией  деятельного царя. Несомненно, многое  из того, что ознаменовало смену  эпох, было подготовлено ходом  истории и давало себя знать  еще в XVII в., однако качественный  скачок, произведенный усилиями  Петра, все же нельзя не считать  поистине титаническим. По мнению  С. Ф. Платонова, разделяемому  большинством историков, Петр  проводил свои реформы без  четкого плана, отзываясь на  первоочередные потребности. Главным  стимулом его деятельности были  военные нужды. Россия должна  была стать мощной обороноспособной  державой европейского уровня. Этим  фактором так или иначе было обусловлено большинство петровских начинаний. Кроме того, большое влияние на характер реформ оказала симпатия Петра к западному образу жизни и быту, зародившаяся еще в годы ранней юности, 10.Почти сразу после возвращения из Великого посольства, в 1700–1701 гг. издаются и оглашаются с барабанным боем на площадях и улицах указы, предписывающие дворянству брить бороды, а кроме того носить платье немецкое и французское. Приверженцев русской старины жестоко наказывали. Царь самолично резал бороды боярам. Дворян, явившихся на службу с бородой и усами били батогами. Купцам за торговлю русским платьем грозил кнут и каторга. К мероприятиям того же «бытового» порядка следует отнести учреждение распоряжением начальника петербургской полиции 26 ноября 1718 г. ассамблей, явивших собой новую форму досуга для дворянства, предшествовавшую великосветским балам. В ассамблеях участвовали женщины, что было не характерно для бытового уклада предшествующей эпохи. Стараниями Петра были освоены новые культуры растений: помимо хрестоматийно известного картофеля (который, правда, будучи завезен в страну Петром, получил широкое распространение только во II половине XVIII – начале XIX вв.), царь активно содействовал распространению культуры винограда. Специальными указами насаждались более совершенные сорта технических культур: льна, конопли. Заводился голландский скот. Совершенствовались технологии: специальными указами серпы заменялись косами-литовками. Преобразования в технике и промышленности относятся, пожалуй, к разряду самых неохватных сфер деятельности Петра. При Петре русская промышленность выходит на новый уровень развития. В России при активном участии государства устраиваются мануфактуры, совершенствуется их техническое оснащение, появляются современные армия и флот. Двадцатого января 1714 г. был издан указ, согласно которому к первой дворянской обязанности – служить была добавлена еще одна – учиться. До 15 лет дворянин должен был обучиться грамоте, «цифири» (т. е. счету) и геометрии, в противном случае ему нельзя было жениться. Начало светскому образованию в России было положено открытием по указу 14 января 1701 г. В 1707 году для удовлетворения нужд армии (лечение раненых в Северной войне) была создана Медицинская академия. В 1725 г. в Петербурге была открыта Академия наук. Проект устава Академии был разработан при непосредственном участии царя, но открытие состоялось уже после его смерти. Академия стала крупным научным центром. Открываются новые типографии. С конца 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета для широкого читателя – «Ведомости», пришедшая на смену «Курантам», изготавливавшимся в единственном экземпляре для Алексея Михайловича и его приближенных.

11.Русский классицизм и Академия художеств.

В. К. Тредьяковский своими теоретическими трудами способствовал утверждению классицизма. Классицисты выделяли три «знатнейших художества» - архитектуру, скульптуру и живопись, а в их пределах выше ставят сооружения общественного характера и произведения на историческую тему

П. М.Шмельков, В. В. Пукирев, А.К. Саврасов, Н.В.Неврев, В.Г Перов, И.И. Шишкин, И. М. Прянишников, пейзажистов Л.Л.Каменев, С.Н. Амосов. Почти все они впоследствии – передвижники.

Академия художеств в  России

В России с императора Петра I начинаются заботы о принятии мер, содействующих развитию художеств. Пётр вызывает из-за границы граверов, живописцев, архитекторов, а затем  предполагает открыть преподавание искусств в задуманной им «академии наук и курьёзных художеств». План Петра отчасти осуществился: в открытой при Екатерине I Академии наук было введено преподавание искусств — живописи и скульптуры. Академия наук при бедности условий, в которые поставлено было преподавание искусств, не могла образовать художников, но успела подготовить множество сведущих мастеров, успешно исполнявших делавшиеся академии заказы.

Множество сделанных ими  копий с известных картин знакомили  общество с потребностями эстетическими. При Елизавете Петровне преподавание искусств в Академии наук было значительно  поднято, что вызвало очень скоро  мысль о необходимости учредить для этого образования самостоятельную  школу, отдельно от Академии наук. С  полным успехом развил эту мысль  И. И. Шувалов, представивший императрице  предложение о необходимости  завести «особую трёх знатнейших художеств академию». Тогда и  была основана Императорская Академия художеств.

12.Русское барокко.

Русское барокко достигает  своего расцвета в 50-40-е годы XVIII века. В это время главенствуют дворцы и храмы, понимание красоты, как  богатства и пышности, преобладание чувства над разумом. Характеризуют  стиль и неудержимое стремление к пластике, обильное включение скульптуры в систему несомых и несущих  элементов, обилие орнаментов. В интерьере  преобладают белое с золотом. Стремление архитектурными средствами выразить господство человека над природой и стихией, неиссякаемость его творческих возможностей — находит убедительное выражение в контрастном сочетании  геометризма окружающих дворцы регулярных садов и парков с огромной протяженностью пластичных фасадов и пышных амфилад парадных помещений. Русское барокко мало похоже на европейское, в нем ярче выражен светский, более земной характер русского искусства XVIII века.

13. В самом начале 18 века на краю государства, на земле, которая была только что отвоёвана у шведов начали строить город. Для новой жизни, для утверждения новых порядков и обычаев нужно было новое искусство. Приходилось переучивать старых художников или искать других. Например, старые русские архитекторы умели строить пока только церкви и боярские сводчатые палаты, а Петру нужны были большие залы для ассамблей, праздников, балов и пиршеств, с колоннами на европейский манер. Русские живописцы писали только иконы, а нужны были и торжественные баталии, прославляющие военные победы, и портреты царя и его приближённых. Русские граверы умели делать иллюстрации к церковным книгам, а нужны были виды строящегося Петербурга, изображения побед на суше и на море, гравюры к учебникам архитектуры, морского и артиллерийского дела.

14. Ключевский, Бердяев, Достоевский, Чаадаев, Соловьев.

15Романтизм в России явление во многом отличается от западноевропейского, хотя и на него безусловное влияние оказала Великая Французская революция. Дальнейшее развитие направления связано прежде всего с Отечественной войной 1812 года и ее последствиями, с дворянской революционностью.  Расцвет романтизма в России пришелся на первую треть XVIII в., значительный и яркий период русской культуры. Он связан с именами В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского, Е.А.Баратынского, Н.В.Гоголя.

16. Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Гончаров, Салтыков-Щедрин, А.Островский, Л.Толстой, Чехов.

Живопись:.А.Иванов, П.А.Федотов, А.Г.Венецианов, И.Крамской, В.Перов, Г.Мясоедов, С.Коровин, А.Саврасов, В.Маковский, Н.Ярошенко, И.Репин

17. Па́вел Миха́йлович Третьяко́в собиратель произведений русского изобразительного искусства, основатель Третьяковской галереи.

В 1874 году Третьяков построил для собранной коллекции здание — галерею, которая в 1881 году была открыта для всеобщего посещения. В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию вместе со зданием галереи  в собственность Московской городской  думы. Год спустя это заведение  получило название «Городская художественная галерея Павла и Сергея Михайловичей Третьяковых».

18. «Могучая кучка» (Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа) — творческое содружество российских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х и начале 1860-х годов. В него вошли: Милий Алексеевич Балакирев ,Модест Петрович Мусоргский, Александр Порфирьевич Бородин, Николай Андреевич Римский-Корсаков .Идейным вдохновителем и основным немузыкальным консультантом кружка был художественный критик, литератор и архивист Владимир Васильевич Стасов .

19. Генезис предпосылок русского  модерна

Духовная революция, как  новое качество сознания, новое жизнепонимание, требовала для себя новой идейной  платформы. Эта платформа была сформулирована на базе интуитивизма А. Бергсона и  Н. Лосского, ницшеанства, феноменологии Э. Гуссерля, психоанализа Ф. Фрейда и К. Юнга, экзистенциализма С. Кьеркегора, М. Хайдеггера, К. Ясперса, Н. Бердяева и др.

Работы этих авторов не только сцементировали идейную платформу  модернистских поисков в искусстве  указанного периода, но и позволили  самому художественному направлению  действовать ретроспективно, захватывая предшествующие явления культуры, (предмодерн, ростки которого обнаружились в творчестве Ф. Достоевского, Ш. Бодлера, Э. Бронтэ, Э. Сведенборга, Г.Ибсена, отчасти О. Бальзака и др.), и перспективно, оставляя поле для экспериментов в будущем (постмодерн). Модернизм, борясь за раскрепощение и обновление форм в искусстве, не мог обойтись без общих связей с историей культуры

20. Преимущества импрессионизма

К преимуществам импрессионизма как течения относится демократизм.

Были отброшены библейские, литературные, мифологические, исторические сюжеты, присущие официальному академизму. С другой стороны они пылко  желали признания, уважения, даже наград. Показательной является деятельность Эдуара Мане, который годами добивался признания и наград от официального Салона и его администрации.

Вместо этого появилось  виденье будничности и современности.

Передвижничество- (Васнецов Виктор,Ге Николай,Куинджи Архип,Крамской Иван,Левитан Исаак,Маковский Владимир,Нестеров Михаил,Перов Василий,Прянишников Илларион,Репин Илья,Серов Валентин,Суриков Василий)Художественные принципы

Для картин передвижников  были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический  в целом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве  передвижников были импрессионизм  и реализм.

21. символизм в литературе-В. Брюсов, Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, А. Белый, В. Иванов, Основоположниками акмеизма считаются такие поэты серебряного века, как Н. С. Гумилев и С. М. Городецкий, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, М. А. Кузмин,футуризм- Одновременно с акмеизмом в 1910–1912 гг. возник футуризм. Как и другие модернистские течения, он был внутренне противоречивым. Наиболее значительная из футуристических группировок, получившая впоследствии название кубофутуризма, объединяла таких поэтов серебряного века, как Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, А. Крученых, В. В. Каменский, В. В. Маяковский, и некоторых других. Разновидностью футуризма был эгофутуризм И. Северянина (И. В. Лотарев, 1887–1941) . В группе футуристов под названием “Центрифуга” начинали свой творческий путь советские поэты Н. Н. Асеев и Б. Л. Пастернак.Футуризм провозглашал революцию формы, независимой от содержания, абсолютную свободу поэтического слова. Футуристы отказывались от литературных традиций.

22. 20-е - 30-е годы - одна из самых страшных страниц в истории СССР. Было проведено столько политических процессов и репрессий, что еще долгие годы историки не смогут восстановить все детали страшной картины этой эпохи. Эти годы обошлись стране в миллионы жертв, причем жертвами как правило становились талантливые люди, технические специалисты, руководители, ученые, писатели, интеллигенция. «Цена» борьбы за «счастливое будущее» становилась всё выше. Руководство страны стремилось избавиться от всех свободно мыслящих людей.

23. В 1932 году постановление ЦК ВКП(б) распустило все существовавшие в стране объединения и заменило их едиными творческими союзами писателей, художников, архитекторов, композиторов. Лидерами советской культуры стали наиболее авторитетные и популярные писатели Максим Горький и Алексей Толстой.

Информация о работе Культура и искусство Древней Руси