Культура и личность. Воспитательный потенциал искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:37, реферат

Описание работы

Культура и личность взаимосвязаны друг сдругом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой – личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.
Личность – это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.
При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ.docx

— 37.23 Кб (Скачать файл)

КУЛЬТУРА И  ЛИЧНОСТЬ. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ  ИСКУССТВА

 

Культура и личность взаимосвязаны  друг сдругом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип  личности, с другой – личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.

Личность – это движущая сила и создатель культуры, а также  главная цель ее становления.

При рассмотрении вопроса  о соотношении культуры и человека следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».

Понятие «человек» обозначает общие свойства человеческого рода, а «личность» – единичного представителя  этого рода, индивида. Но при этом понятие «личность» не является синонимом  понятия «индивид». Не всякий индивид  является личностью: индивидом человек  рождается, личностью становится (или  не становится) в силу определенных объективных и субъективных условий.

 Понятие «индивид» характеризует отличительные черты каждого конкретного человека, понятие «личность» обозначает духовный облик индивида, сформированный культурой в конкретной социальной среде его жизни (во взаимодействии с его врожденными анатомо—физиологическими и психологическими качествами).

 Поэтому при рассмотрении проблемы взаимодействия культуры и личности особый интерес представляет не только процесс выявления роли человека как творца культуры и роли культуры как творца человека, но и исследование качеств личности, которые формирует в ней культура, – интеллекта, духовности, свободы, творческого потенциала.

Культура в этих сферах ярче всего раскрывает содержание личности. Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности.

Следование ценностным образцам свидетельствует об определенной культурной устойчивости общества. Человек, обращаясь  к культурным ценностям, обогащает  духовный мир своей личности.

Система ценностей, оказывающая  влияние на формирование личности, регулирует желания и стремления человека, его поступки и действия, определяет принципы его социального  выбора. Таким образом, личность находится  в центре культуры, на пересечении  механизмов воспроизводства, хранения и обновления культурного мира.

Сама личность как ценность по сути и обеспечивает общее духовное начало культуры. Являясь продуктом  личности, культура всвою очередь  гуманизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты у людей.

Культура позволяет человеку становиться интеллектуально—духовной, нравственной, творческой личностью.

Культура формирует внутренний мир человека, раскрывает содержание его личности.

Разрушение культуры негативно  воздействует на личность человека, ведет  его к деградации.

Искусство является важной составной частью, ядром духовной культуры общества. Любые попытки  исчерпать его сущность в полном виде, как правило, оказываются несостоятельными. Многосторонность искусства требует  в его оценке учитывать данные функционального, содержательного  и формального анализа в их единстве. И все-таки методологически  важно выделить самые обобщенные и типичные характеристики искусства, закрепившиеся в научно-теоретическом  сознании.

Искусство, прежде всего  – это форма отражения действительности и выражения сущностных сил человека. Думается, самое точное раскрытие  этой стороны искусства сделано  Г.В.Ф. Гегелем: «всеобщая потребность  в искусстве проистекает из разумного  стремления человека духовно осознать внутренний и внешний мир, представив его как предмет, в котором  он узнает свое собственное «я». Эту  потребность в духовной свободе  он удовлетворяет, с одной стороны, тем, что он внешне воплощает это  для-себя-бытие и, удваивая себя, делает наглядным и познаваемым для  себя и для других то, что существует внутри него».

Искусство – это универсальная  модель человеческой деятельности и  общения. Взгляд на искусство как  «свернутую» человеческую практику подчеркивает, с одной стороны, его  деятельностно-коммуникативное происхождение  в филогенетическом развитии человечества, с другой, указывает на его главное  социальное предназначение – быть средством духовно-практической вооруженности  индивида, готовности к социально  полезным формам жизненной активности.

Закономерна характеристика искусства как синтетической  формы духовной культуры и ее кода. Эстетическое в искусстве есть интегративная, обобщающая формула разнообразного ценностного отношения к действительности. По словам М.С. Кагана, «искусство действительно  стремилось познать мир, но мир этот оказывался миром ценностей, миром  живых связей субъекта с объектом, а не «в себе и для себя» сущей  объективной реальностью». Это значит также, что искусство изоморфно  культуре в целом, отражает ее целостно и всесторонне (культура «смотрится»  в искусство и познает таким  образом саму себя).

Наконец, искусство –  это средство целостной регуляции  духовной сферы личности, ее воспитания и самовоспитания. Оно не только принимает участие во всех видах  воспитательной деятельности, но и  объединяет их в себе, представляя  своего рода «модель комплексного подхода  к воспитанию личности». Именно этим качеством искусства определяется его главный педагогический потенциал.

Таким образом, искусство  отвечает глобальной потребности людей  в такой универсальной деятельности и общении, которые делают возможным  их непрерывное всесторонне духовное развитие. В искусстве достигается  единство актуального, нужного человеку в данный момент, и перспективного, определяющего его становление в будущем. Искусство, с одной стороны, восполняет нужду человека в богатом переживании действительности и реализации своего внутреннего «Я», с другой – создает зону ближайшего духовного развития, формирует новые социальные программы и алгоритмы воспитания и самовоспитания.

Несмотря на отмеченные выше сущностные инварианты искусства, имеются  большие отличия в его трактовке  в разные культурно-исторические эпохи, в связи с различными социальными  задачами и т.д.

В науке не сложился единый подход к выделению и системе  основных функций искусства, хотя все  исследователи отмечают его принципиальную полифункциональность.

М.С.Каган отмечает сложно организованную, многоуровневую, динамическую систему социальных функций искусства, в которой действуют ко­ординационные и субординационные связи. В эту  систему входят следующие функции: духовного возвышения человека; индивидуализации социума; социализации индивидуума, эстетического  оформления коллективных действий; "кода" в общении культур; самосознания культуры; эстетического совершенствования  человеческого тела; саморазвития искусства. Базовым звеном всей системы является социально-организационная функция.

Подчеркивая полифункциональность искусства, Ю.Б. Борев называет следующие  его функции: общественно-преобразующую (искусство как деятельность); познавательно-эвристическую (искусство как знание и просвещение); художественно-концептуальную (искусство  как анализ состояния мира); функцию  предвосхищения (искусство как предсказание); информационную и коммуникативную (искусство как сообщение и  общение); воспитательную (искусство  как катарсис; формирование целостной  личности); внушающую (воздействие искусства  на подсознание); эстетическую (искусство  как формирование творческого духа и ценностных ориентации); гедонистическую (искусство как наслаждение). Сущностной целью искусства является социализация личности и утверждение ее самоценности.

Наиболее важной представляется воспитательная функция искусства (искусство как катарсис; формирование целостной личности). Обладая по своей природе воспитывающим  потенциалом, искусство отражает жизнь  сквозь "магический кристалл" общественно-эстетического  идеала, воздействует на все стороны  духовной жизни человека - на его  разум, чувство, волю, воображение.       Л.С. Выготский считал, что "все  прикладное значение искусства в  конечном счете и сводится к его  воспитывающему действию".

Воспитательное воздействие  искусства ненавязчиво благодаря  художественной форме, отсутствию назидательности, требовательности. Информация, заключенная  в произведении искусства, сходна с  жизненными наблюдениями и переживаниями, толкает человека к определенным раздумьям об этих наблюдениях и  переживаниях. Сюда вовлекаются и  собственные знания и оценки, опыт адресата. В результате происходит художественный эффект - переработка  полученной информации и ее глубокое проникновение во внутренний мир потребителя, в его личные отношения к действительности и к самому себе. Такая форма воспитательного воздействия искусства наиболее приемлема для человека. Непринужденность, отсутствие элемента принудительности делают воспитание средствами искусства результативным. Наиболее эффективно воспитательная функция искусства проявляется в феномене катарсиса.

Таким образом, духовное воздействие  искусства связано с его полифункциональностью, подчиненной, однако, функции катарсической  как гос­подствующей и синтезирующей.

Искусство благодаря катарсису  выполняет общерегулятивную функ­цию, вызывает долгосрочные последствия  в духовной сфере личности. Здесь  существенно важно указание Д. Лукача о роли катарсиса в преобразовании "целостного" человека обыденной  жизни в "цельного", переживающего  содержание произведения искусства. Целостный человек обращен к действительности   всей   поверхностью   своего   существования,   говорит Д.Лукач. Все проявления жизненной активности для него определяются следующими чертами: 1) это кратковременные состояния; 2) обусловленные узкопрактическими целями и 3) проявляющиеся в непосредственной деятельности. Акцентуирование цельного человека искусства проявляется в созда­нии в нем особой гомогенной посредующей системы, интегрирующей и ори­ентирующей его сознание на возвышенные, не имеющие практической поль­зы цели, вызывающие внутреннюю духовную активность долговременного характера. "Сужение сознания" цельного человека, задаваемое произведением искусства (его восприятием или творчеством), является предпосылкой и в то же время результатом духовного катарсиса

Внутренняя цельность, пережитая  реципиентом искусства, обязывает  его сохранять это состояние  как жизненную ценность. "За то, что я пережил и понял в  искусстве, - писал М.М.Бахтин, - я  должен отвечать своей жизнью, чтобы  все пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней". Пережитый катарсис, таким образом, обязывает быть человеком духовным при всех жизненных обстоятельствах.

Эстетический катарсис готовит  человека к тому, чтобы свою собственную жизнь он строил по этому высшему духовному критерию. Это значит, что человеческая жизнь создается и оформляется как эстетическое целое, аналогичное по сути художественному произведению. В произведении, трактуемом так широко, реализуются, прежде всего, родовые, общечеловеческие ценности, главная из которых - цель и смысл жизни. Человек в этом произведении проявляет свою индивидуальную сущность так, что она становится доступной для общественной  объективной оценки.

Таким образом, искусство  является совершенной моделью целостного духовного воздействия на личность. Катарсическая функция искусства  входит в число его главных  социальных предназначений. Накопленный  искусством опыт влияния на духовный мир человека можно использовать для целенаправленного моделирования учебно-воспитательного процесса, в частности, при разработке новых перспективных педагогических технологий.

 

МУЗЫКА - ЭТО ИСКУССТВО С ВЫСОКИМ «ПЕДАГОГИЧЕСКИМ» ПОТЕНЦИАЛОМ

 

В настоящее время очень  важно прививать любовь к искусству  у молодежи, и выбирать при этом наиболее эффективные его формы, которые наиболее «массово» подействуют  на молодежь, наиболее ей доступно и  легко смогут усвоиться. Таким искусством нам представляется искусство музыкальное.

В ряду искусств музыка обладает особо высоким «педагогическим» потенциалом. К каким бы векам, эпохам, народам, расам мы ни обратились - живи тельное искусство музыки стоит  на первом месте или в ряду самых  дорогих человеку искусств.

Среди характеристик музыки необходимо особо выделить коммуникативную  функцию. Особенность музыкального общения состоит в единении людей. Это свойство музыки было замечено еще в глубочайшей древности. Формирование людской общности в  музыке (так же как и во всяком другом виде искусства) не устраняет  личности, не растворяет индивидуальность в социуме, воздействие искусства  носит двунаправленный лично-социальный характер, причем социальное дается в  индивидуальных ощущениях личности.

Музыка есть язык, но особый, не понятийный. Этому языку нужно  учиться. Долгое время было принято  называть музыку «языком чувств». Все  научные книги по музыке были заполнены  описаниями музыкальных эмоций, их тончайших оттенков, эмоциональных  переживаний людей под влиянием музыки, особых состояний, в которые  погружаются люди, общаясь с музыкой  и т.д. Одна из первых попыток описать  все основные ступени в иерархии эмоциональных состояний, «аффектов», которые передает музыка, была сделана  М.А.Смирновым.

Возможности музыкального искусства  объясняются его звуковой природой. В своей чувственной первооснове  музыка — искусство звуков, она  воспринимается исключительно слухом. Восприятие музыкального ритма, динамики возможно и при посредстве вибрационного  чувства - через все тело человека (особенно сильна роль вибрационного  чувства при восприятии звуков органа). Звуки в известной мере могут  восприниматься и осязанием. В частности, рукой, наложенной на горло поющего  человека, можно различать высокие  и низкие звуки и характер голоса.

Информация о работе Культура и личность. Воспитательный потенциал искусства