Культура и личность. Воспитательный потенциал искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 16:37, реферат

Описание работы

Культура и личность взаимосвязаны друг сдругом. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой – личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре.
Личность – это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.
При рассмотрении вопроса о соотношении культуры и человека следует различать понятия «человек», «индивид», «личность».

Файлы: 1 файл

КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ.docx

— 37.23 Кб (Скачать файл)

Познавательное значение музыки определяется тем, что она  помогает лучше слышать жизнь, ее звуковые проявления. Однако через  слух, посредством ассоциаций, человеческое сознание познает и незвуковые, неслуховые стороны жизни, что расширяет  возможности музыки. Таким образом, музыка обладает целым рядом незаменимых качеств, которые обеспечивают ей одно из самых мощных эстетических воздействий.

Музыка развивает сферу  чувств, способствуя самопознанию. Гармоническое развитие личности невозможно без постижения гармонии звуков, ритмов. Но она может оказаться и враждебной, забирая неокрепшее сознание и вкусы  молодого поколения в плен псевдомузыки «массовой культуры». Музыка может  оказаться действенным средством  воспитательного воздействия даже в тех случаях, когда все другие средства неэффективны. Ни   одна другая сфера творческой деятельности не занимает в социальной человека такого значительного места, как  музыка. Именно высочайшая обобщенности художественного смысла в сочетании  с условной общепонятнстью ее языка  способствуют тому, что музыкальное  высказывание и продуцируемые с  его помощью образы, идеалы и художественные коллизии проникают в глубины  сознания каждого человека, умеющего ее слышать.

Трудно назвать такую  область человеческого мироощущения, на которую не откликнулась бы музыка. Чутко резонируя на человека, всегда стремясь быть «как человек», музыка стала  глубочайшим «человековедом» или, подобно литературе, - «человековедением».

Воспитательная функция  музыки выражает взаимосвязь между  музыкальном искусством как продуктом  общественного сознания и человеком - субъектом духовного «потребления», который воспринимает, оценивает, присваивает  или отторгает духовное содержание музыки в связи с конкретным объективно-историческими  и субъективно-личностными условиями. Приобщение к музыке как специфическому виду искусства позволяет развить  высшие духовные и практические силы человека, его способность к творческому и внутреннему преображению по канонам истины, добра и красоты.

Широкая практика социально-воспитательной миссии музыки не только правомерна, но и крайне актуальна сегодня.

 Необходимо бросить  взгляд на музыкальную культуру  как на нечто целостное, как  на единую систему очень высокого  уровня, как на равную среди  других дисциплин. «Если хочешь  узнать, благополучно ли обстоят  дела с правлением в какой-то  стране и здоровы ли ее нравы,  то прислушайся к ее музыке», - писал Конфуций.

С.М.Каргапольцев утверждает, что воспитание средствами музыки невозможно без творческого процесса, без  развития творческих наклонностей обучаемого. По его мнению, музыкальное воспитание играет положительную роль в преподавании других предметов, делая их привлекательными, создавая благоприятные условия  для раскрытия творческих способностей и особенностей индивидуальной одаренности  и творческой самодеятельности.

В любой сфере деятельности люди стремятся к улучшению, гармонии, прогрессу, совершенствуют себя. Роль музыки в этих процессах чрезвычайна, высока и значительна. Всеобщее массовое музыкальное образование ставит своей целью:

способствовать нравственно-эстетическому  формированию личности, используя для  этого силу воздействия музыки;

развить на основе обучения музыкальные способности студентов;

подготовить их к активному  участию в музыкальной жизни  страны.

Однако с точки зрения психолога Б.М.Теплова, изучающего возможности  музыкального влияния на развития личности, музыкальная способность - это способность  реагировать на музыку, остро переживать музыкально-эстетические впечатления, а не наличие специфических музыкальных  данных. «Центр музыкальности» человека, по его словам, душевная отзывчивость, а не специфически музыкальная одаренность. В связи с этим роль музыки в  процессе формирования эстетической культуры намного значительнее, чем других видов искусства.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.    Бахтин М.М.  Эстетика словесного творчества. – 2-е изд. – М.: Искусство, 1986. – 445 с.

2.    Борев Ю.Б.  Эстетика.  – 4-е изд., доп. –  М.: Политиздат, 1988. – 496 с.

3.    Выготский Л.С.  Психология искусства. – М.: Искусство, 1968. – 576 с.

4.    Гегель Г.В.Ф.  Эстетика: В 4 т. – М.: Искусство, 1968. – Т.1 – 312 с.

5.    Каган М.С.  Лекции по марксистско-ленинской  эстетике. – Л.: Изд-во Ленингр.  ун-та, 1971. –  766 с.

6.    Лукач Д. Своеобразие  эстетического: В 4 т.: Пер. с  нем. – М.: Прогресс, 1985. – Т.1. –  335 с.

7.    Столович Л.Н.  Жизнь – творчество – человек:  Функции художественной деятельности. – М.: Политиздат, 1985. – 415 с.

 


Информация о работе Культура и личность. Воспитательный потенциал искусства