Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 08:16, лекция
Функции морали как формы социальной культуры.
Нравственная культура личности.
Этикет как важная часть культуры.
Искусство как элемент духовной культуры общества.
Типами культуры следует именовать такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутые области, но не являются частями одного целого.
Любую национальную или этническую культуру мы обязаны отнести к культурным типам. К типам культуры надо относить не только регионально-этнические образования, но также исторические и хозяйственные.
Формы культуры относятся к таким совокупностям правил, норм и моделей поведения людей, которые нельзя считать полностью автономными образованиями; они не являются также составными частями какого-либо целого. Высокая или элитарная культура, народная культура и массовая культура именуются формами культуры потому, что они представляют собой особый способ выражения художественного содержания.
Видами культуры мы будем называть такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры мы будем относить:
а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;
б) сельскую и городскую культуры;
в) обыденную и специализированную культуры.
Особого разговора требуют духовная и материальна
Разновидностью духовной культуры выступает художественная, а разновидностью материальной — физическая культура. О них мы поговорим отдельно.
Предлагаемую типологию культур не следует считать истиной в последней инстанции. Она весьма приблизительна и нестрога. Тем не менее,
Исторические этапы развития Отечественной культуры
Первая крупнейшая фаза охватывает почти три тысячи лет языческого до государственного существования, а вторая — тысячу лет христианского государственного. Вторая фаза — христианская, занявшая тысячу лет, — можно подразделить на три периода. Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX—XVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапа — киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта — ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство. Второй период связан с династией Романовых (1613—1917). Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Первую скрипку в этом дуэте играл Петербург. Период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и подражании в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство. Третий период начинается после Великой Октябрьской революции царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация — на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяет то и другое, не похожа ни на ту, ни на другую. Определяющим моментом культурного развития советского общества (в пределах его государственных границ) надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная (если не господствующая) часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, разбросанная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой.
Сущность Средневековой культуры
Искусство западноевропейского Средневековья неравнозначно по своей художественной ценности и имеет свою специфику, присущую определенному историческому периоду.
Согласно традиционной периодизации,
в нем различают три периода:
• дороманское искусство (V—Хвв.),
• романское искусство (XI—XII вв.),
• готическое искусство (XIM—XV вв.). Однако при всем многообразии художественных средств и стилевых особенностей искусству
Средневековья присущи общие характерные
черты: • религиозный характер (христианская
церковь — единственное, что объединило
разрозненные королевства Западной Европы
на всем протяжении средневековой истории);
• синтез различных видов искусства, где
ведущее место отводилось архитектуре;
• ориентированность художественного языка на условность, символику и малый реализм, связанные с мировоззрением эпохи, в которой устойчивыми приоритетами были вера, духовность, небесная красота;
• эмоциональное начало, психологизм, призванные передать накал религиозного чувства, драматизм отдельных сюжетов;
• народность, ибо в эпоху Средневековья народ был творцом и зрителем: руками народных умельцев создавались произведения искусства, воздвигались храмы, в которых молились многочисленные прихожане. Используемое церковью в идеологических целях культовое искусство должно было быть доступным и понятным всем верующим;
• иперсональность (согласно учению церкви, руку мастера направляет воля Бога, орудием которого считался зодчий, камнерез, живописец, ювелир, витражист и т.д., нам практически неизвестны имена мастеров, оставивших миру шедевры средневекового искусства).
Как уже отмечалось выше, лицо средневекового искусства определяла архитектура. Но в эпоху германских завоеваний античное архитектурное искусство пришло в упадок. Поэтому в области архитектуры Средневековью пришлось начинать все заново.
Всемирно-историческое значение эпохи Возрождения
Расцвет культуры Возрождения приходится на XV—XVI вв. Возрождение (по-французски
— Ренессанс) — не только особая эпоха,
но и специфический феномен западноевропейской
культуры, имеющий мировое значение. В
самом общем смысле под Возрождением принято
понимать направленность культуры к воскрешению
(«возрождению») античности. В этой связи
культура Ренессанса рассматривается
как отрицание средневековья, как антитеза
средневековой схоластике. Такова самая
общая (в значительной мере поверхностная)
характеристика Ренессанса. Она позволяет
выявить его отличительные черты: индивидуализм
практический и теоретический, означающий,
что в центр своего мировоззрения и жизненной
практики деятели Возрождения поставили
человеческую индивидуальность; культ
светской (т.е. нецерковной) жизни с подчеркнутым
стремлением к чувственным удовольствиям;
светский дух религии с тенденцией к язычеству.
Под «светским духом религии» следует
понимать то, что, оставаясь религиозными
людьми (христианами), представители Возрождения
стали меньше придавать значения обрядовой
и культовой стороне религиозной жизни,
сосредоточив свое внимание на ее внутренней,
духовной стороне. Для осмысления христианских
ценностей они широко привлекали идеи,
содержащиеся в дохристианских античных
(т.е. языческих) религиозных учениях; освобождение
от власти авторитетов, означавшее иное
отношение к авторам и учениям, признанным
средневековой схоластикой. Деятели Возрождения
смело критиковали, например, Аристотеля,
чего, как правило, не могли допустить
себе схоластические мыслители; особенное
внимание к прошлому, к древности. Античная
греко-римская культура стала предметом
самого внимательного изучения, преклонения
и подражания; чрезвычайный вкус к искусствам.
И Бендер. Что мол де бла бла бла, да Винчи.
Блабла бла, свобода творчество, и все
вообще заебись только благодаря ренессансу.
Культура Древнего Египта
В конце IV тысячелетия до н.э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000-летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.), второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.). Соответственно выделяют и три периода в развитии его культуры. Крупномасштабные общественные работы (ирригация, строительство культовых сооружений) требовали управления и привели к централизации власти, появлению государственных образований, хотя естественным для общины оставалось равенство всех родов. В Раннем и Древнем царстве (XXXI—XXIII вв. до н.э.) фараон и его приближенные выделяются из остального населения, которое тогда еще не было порабощено. Уже в Древнем и Среднем царствах были созданы уникальные памятники культуры - гробницы фараонов Хеопса, Хефрена та Микерина, сфинксы фараона Хефрена в Гизе и фараона Аменемхета ІІІ и множество художественных достижений (скарбы) из гробниц Хенеку и Хени.
Пантеон египетских божеств включает несколько исторических пластов. Первобытное сознание представляло рождение мира как стихийный процесс: солнце рождается на первичном холме, камне "бен-бен", восставшем из хаоса; уже к тотемным представлениям, причем поздним, после того, как был изобретен лук и началась промысловая охота, относится образ рождения солнца из яйца птицы; родовое сознание рассматривало мир как ряд кровно-родственных связей, олицетворенных стихий. Земледельческие культуры описывали появление мира. как растительный процесс: из вод поднялся холм, на котором распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя-солнце. В скотоводческих культах солнце родилось от коровы-неба в виде теленка. В другом варианте солнце отождествляется с Амоном (бараном). По-видимому, наиболее поздним представлением является ремесленный образ — Бог-творец вылепил людей из глины на гончарном круге. Наиболее древние боги имели тождество с животными: Гор - сокол, Ра - с головой сокола, Сехмет - львица, Анубис - шакал и т. п. Женские божества - Изида, Сехмет - при патриархате оттесняются на второй план, но боги-мужчины продолжают выполнять женские функции: один из мифов гласит, что вначале существовал Атум — "Великий Он-Она", Все и Ничто, и появление мира объяснялось как результат его самооплодотворения. Впрочем, в сознании египтян Изида сохраняла свое значение, и в отдельные периоды ее культ расцветал. До наших дней сохранились ее изображения с младенцем Гором на руках.
Культура Древней Месопотамии
Месопотамией (Междуречьем, Двуречьем) древние греки называли земли, лежавшие между Тигром и Евфратом — двумя великими реками древности, в долине которых сформировалась столь же высокая, как и в Египте, культура. Однако, в отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и существовало одно и то же государство — Египет, в Двуречье сменилось несколько народов и несколько государств. Долина между Тигром и Евфратом была заселена примерно с 5000 года до н. э. людьми, с помощью ирригационных сооружений сделавшими плодородной эту неприветливую землю. То было началом революционного переворота в истории человечества: от земледелия к созданию городской культуры и образованию государства. Именно здесь были изобретены гончарный круг, колесная повозка. На территории древней Месопотамии (ныне — территория современного Ирака) в течение трех тысячелетий сформировались три великие культуры: Шумера и Аккада, Вавилона, Ассирии. Самая ранняя шумерская культура существовала с 3000 до 2400 года до н. э. в Южном Двуречье. В 2400 году до н. э. Саргон Древний завоевал Шумер, подчинив его власти Аккада. Шумерскую культуру именуют еще культурой Шумера и Аккада. Здесь же с 2000 по 539 год до н. э. формировалась вавилонская культура, период расцвета которой приходится на царствование Хаммурапи (1800 год до н. э.). Вавилон, или Вавилония был завоеван персами. В Северном Двуречье с 1400 по 600 год до н. э. существовало мощное рабовладельческое государство Ассирия, создавшее свою, ассирийскую культуру, расцвет которой выпадает на 800—700 годы до н. э. В 605 году до н. э. она уничтожена Мидией и Вавилонией. В культурном плане между ними много сходства, поэтому часто ученые описывают три типа культуры как стадии развития одной цивилизации. Правильнее будет рассматривать их как единое региональное поле культуры, имеющее местные и исторические различия.
В государствах Двуречья не менее видное место, чем в Египте занимали скульптура,
мелкая пластика, ювелирное дело. Как и
в Египте создавались яркие росписи. украшавшие
стены дворьцов. Но многие черты, в то же
время, отличают искусство Передней Азии
от египетского. Прежде всего, совершенно
иные природные условия давали строителям
иные материалы. Отсутствие леса и камня
привело к использованию жителями Двуречья
сырцового кирпича. Вследствие этого сложились
не только особенности архитектурного
стиля с его простыми кубическими формами,
но и иные приемы украшения зданий. Зодчие
изобрели способ прорезать стены вертикальными
выступами и нишами, окрашивать их в звучные
насыщенные тона, что нарушало однообразие
дробной кирпичной кладки и оживляло глухую
и скучную поверхность плоской стены.
Заупокойный культ не получил в Двуречье
такого значительного развития как в Египте,
не сложилось и представлений о том, что
душа умершего человека должна вернуться
в изваянное подобие живого тела. Поэтому
портретная пластика не смогла достичь
таких вершин, каких она достигла в Древнем
Египте. Но статуи божеств и правителей,
созданные в странах Передней Азии, разнообразны,
мастерски проработаны, отмечены печатью
значительности и внутренней cилы. В рельефах
Двуречья важное место отводилось победоносным
войнам, деяниям правителя.
Культ плодородия, столь значительный
для древних сельскохозяйственных племен
На протяжении многих веков постепенно
сложились и разнообразные виды и формы
скульптуры. Скульптура в виде статуй
и рельефов с древнейших времен составляла
неотъемлемую принадлежность храмов.
Говоря об искусстве древнего Шумера,
необходимо отметить, что уже в п.п. 3 тыс.
до н.э. искусство уже имело разные художественные
направления, следовательно, и задачи.
Фигуры Северного Двуречья обладали вытянутыми
пропорциями, удлиненными лицами. Фигуры
Южного Двуречья были большеголовыми
и приземистыми
Особую внутреннюю силу скульптурные
образы Двуречья обрели во в.п. 3 тыс. до
н.э., когда в результате борьбы за власть
между городами - государствами победу
одержал Аккад. Его правитель Саргон I
объединил почти весь север и юг, слив
их в единое Аккадское государство. Его
преемник Наран - Суэн продолжил борьбу
за объединение Двуречья. Будучи не царского
рода, Саргон, волевой и энергичный деятель,
после подавления шумерийской аристократии
окружил себя столь же активными людьми
неаристократического происхождения.
Это дало свои результаты. В литературу
и искусство Аккада проникли новые веяния,
новые образы и темы. Именно в это время
сложился облик мужественного героя -
полубога Гильгамеша. “ Сказание о Гильгамеше”
является первым литературным заимствованием.
Согласно утверждениям древних писцов
этот цикл состоял из 12 сказаний или песен,
около 300 строк каждая. В библиотеке Ашшурбанипала
каждое сказание было начертано на отдельной
табличке. Проблемы и устремления, о которых
идет речь в эпосе, близки народам всех
времен. Это потребность в дружбе, восхваление
верности, жажда личной славы, страсть
к подвигам и приключениям, неистребимый
страх перед неизбежной смертью и всепоглащающее
стремление к бессмертию.
Общий обзор литературы и искусства позволяет
сделать вывод о грандиозном значении
этих памятников древнейшей цивилизации,
анализ которых выявляет непосредственное
воздействие шумерской литературы и искусства
на вавилонскую и воздействие ее через
посредствующие звенья на литературу
и культуру греков, евреев и даже народов
Западной Европы.
В Вавилонском искусстве мы совсем не
встречаем погребальных сцен. Все помыслы,
все устремления вавилонянина - в той действительности,
которую открывает ему жизнь. Эта жизнь
вечно тревожная, исполненная загадок,
основанная на борьбе, жизнь, зависящаяся
от воли каких-то высших сил, добрых духов
и злых демонов, тоже ведущих между собой
беспощадную войну.
Были развиты различные культы. Культ
воды - с одной стороны, как доброй силы,
источника благоденствия, плодородия,
а с другой - как силы злой, беспощадной,
очевидно, не раз опустошавшей эти края,
ибо, как и в древних еврейских сказаниях,
грозная легенда о потопе приводится с
поразительным совпадением подробностей
и в сказаниях Шумера. Культ небесных светил
- как проявление божественной воли, с
их правильным, чудесно - неизменным движением
по раз и навсегда указанному пути.
В математике, необходимой для оживленной
торговли городов Двуречья, для сооружения
плотин и передела полей, были достигнуты
замечательные успехи.
Значительно опередив египтян, вавилонские
астрономы преуспели в наблюдении небесных
светил. Они вычислили законы обращения
Солнца, Луны и повторяемости затмений.
Но все их научные знания в целом были
связаны с магией и гаданиями.
их глиняные таблички содержат первые
зачатки исторических повествований,
древнейшие в мире медицинские рецепты,
первый “календарь землевладельца”,
первые сведения о защитных насаждениях,
идею первого рыбного заповедника, первый
библиотечный каталог... Как и египетские
пирамиды, вавилонские зиккураты служили
монументальным увенчанием всему окружающему
архитектурному ансамблю и пейзажу.
Арка. Свод. Некоторые исследователи приписывают
вавилонским зодчим изобретение этих
архитектурных форм, легших в основу всего
строительного искусства древнего Рима
и средневековой Европы.
Культура Древнего Китая и Древней Индии
Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Она была
заселена еще в глубокой древности. Первыми
жителями древней Индии были дравиды.
По прошествии веков дравидов сменили
многочисленные племена, отличавшиеся
друг от друга укладом жизни, языком, верованиями,
культурой.
Первые известные нам центры индийской
культуры Хараппа, Мохенджо-Даро и др.
существовали уже в ІІІ тыс. до н.э. на берегах
Инда. Культура Хараппы стала основой,
базой дальнейшей культурной и общественной
эволюции.
Кушанская империя
Расцвет искусства Индии, возникновение
новых культовых образов, развитие основных
тенденций архитектуры и скульптуры, заложенных
при Маурьях, относятся к эпохе правления
Кушанской династии. Кушанские правители
создали огромную державу, включавшую
в себя Северную Индию, области современных
Пакистана, Афганистана и Средней Азии.
В I в. до н.э. в культовой архитектуре Индии
появились пещерные храмы – чайтьи. Примером
может служить Чайтья, находящаяся в Карли.
Перед пещерой возвышались две колонны,
их увенчивали капители, подобные маурийским.
Важнейшей деталью фасада пещеры является
огромное подковообразное окно, которое
служит главным источником света в храме.
В пещеру ведут три входа, дающие начало
коридорам, символизирующим путь Будды.
Центральный коридор отделён от боковых
рядами колонн со скульптурными капителями.
В этом архитектурном пространстве, оживлённом
скульптурой, создаётся необычный эффект
игры света и тени, преображающий интерьер,
символикой которого является ступа, помещённая
в храме.
В буддийской архитектуре возведение
оград вокруг храмов и ступ стало традицией.
Ограды и ворота по-прежнему обильно украшали
скульптурой, рельефными композициями.
На рельефах предстают люди и животные,
архитектурные мотивы, бытовые предметы,
растительные орнаменты.
В религии буддизма и индуизма огромное
значение придаётся царству животных.
В представлении индийца, люди, животные,
растения и даже высшие божества всегда
связаны между собой неразрывными узами.
В многофигурных сценах поражает ощущение
всепроникающей жизни, энергии, одушевляющей
все формы. Любовь к природе, преклонение
перед её мощью и изобилием, жизнь, торжествующая
во всех проявлениях – вот основная тема
индийского искусства.
Империя Гуптов
В правление Гуптов переживали расцвет
наука, философия, литература. Были записаны
древние устные трактаты по различным
областям знания. Индия славилась буддийскими
университетами в Таксиле, Наланде, Аджанте.
Правители династии Гуптов покровительствовали
буддизму, но сами были приверженцами
индуизма: поклонялись Кришне, Дурге, Шиве,
Сурье.
Литературные источники свидетельствуют
о широком размахе строительства в тот
период: возводились многочисленные буддийские
и индуистские храмы, дворцы.
В эпоху Гуптов развивалось пещерное зодчество.
Образцом великолепного единства архитектуры,
скульптуры и живописи является пещерный
комплекс в Аджанте. Среди сооружений
выделяются чайтьи и вихары – общежития
буддийских монахов. Скальные ансамбли
Аджанты славятся прежде всего своей живописью.
Этот вид изобразительного искусства
известен в Индии с начала I тысячелетия
до н.э. Однако поскольку под действием
влажного климата живописный слой быстро
разрушается, пещерные храмы Аджанты являются
едва ли не единственным сохранившимся
памятником, по которому можно судить
о росписях Гуптской эпохи.
Стенопись Аджанты относится к IV-VII вв.,
поэтому росписи, выполненные в эпоху
Гуптов, входят в неё только как составная
часть. Живопись сохранилась лишь в шестнадцати
пещерах. Здесь расписывались потолки,
стены, и даже колонны.
Росписи пещер сложны по содержанию, в
композициях много персонажей, но нет
и намёка на передачу перспективы, объёмы
фигур чуть намечены. Линия, цвет и ритм
составляют основу всего живописного
ансамбля. Разнообразие красок невелико,
но их богатые сочетания и контрасты вызывают
необычное эмоциональное чувство. Краски
на росписях как будто светятся в темноте.
Возникает ощущение, что земное и небесное
гармонично соединились в этом храме.
Влияние комплекса Аджанты на искусство
Индии огромно. Основные стилистические
и идейные особенности этого памятника
нашли отражение и в скульптуре Гуптской
эпохи. Гуптский Будда – образ идеальный,
воплощающий идею достижения нирваны.
Именно таким он предстают в знаменитой
статуе из Сарнатха (Vв.). Божественный
Будда восседает на троне, богато украшенном
скульптурными изображениями и орнаментом.
Его фигура лишена всех черт живой человеческой
плоти. Будда сидит в позе “лотоса”, его
руки сложены в жесте поучения.
В гуптской художественной культуре буддийское
искусство пережило свой последний расцвет,
надолго уступив место изображениям богов
индуизма.