Культура и мораль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 08:16, лекция

Описание работы

Функции морали как формы социальной культуры.
Нравственная культура личности.
Этикет как важная часть культуры.
Искусство как элемент духовной культуры общества.

Файлы: 1 файл

Культура и мораль.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Культура  Китая  восходит  к  очень  глубокой  древности  и  отличается  не  только  богатством  своих  материальных  и  духовных  ценностей, но  и  огромной  жизнестойкостью. Несмотря  на  бесчисленные  войны, мятежи, разрушения, производимые  завоевателями  страны, культура  Китая  не  только  не  ослабевала, а  наоборот, всегда  побеждала  культуру  завоевателей.  
В  течение  всей  истории  китайская культура  не  утрачивала  своей  активности, сохраняя  монолитность. Каждая  из  культурных  эпох  оставляла  для  потомков  неповторимые  по  красоте, самобытности  и  разнообразию  ценности. Произведения  зодчества, скульптуры, живописи  и  ремёсел  представляют  собой  бесценные  памятники  культурного  наследия  Китая.  
Каждая  из  культурных  эпох  тесно  связана  с  социально-политическими, экономическими  и  другими   особенностями  данного  исторического  периода  и  представляет  собой  определённый  этап  развития  культуры. Таких  культурных  эпох  в  истории  Китая  несколько. История  и  культура  древнего  Китая  охватывает  период  от  II  в. до  н.э. – до III в. н.э. В  эту  эпоху  входит  культура  Китая  периода  династии  Шан (Инь)  и  династии  Чжоу, а  также  культура  империи  Цинь  и  Хань. Культура  Китая  III –IX вв.  охватывает  два  исторических  периода: период  Южных  и  Северных  династий  и  период  объединения  Китая  и  создания  танского  государства. Культура  Китая  X –XIV вв. включает  в  себя  период  пяти  династий  и  образования  империи  Сун, а  также  период  монгольских  завоеваний  и  правления  династии  Юань. Культура  Китая  XV – XIX вв. – это  культура  периода  династии  Мин, а  также  период  завоевания  Китая  маньчжурами  и  правления  маньчжурской  династии  Цин.   
Обилие  и  разнообразие  керамических  изделий – от  бытовой  посуды  до  жертвенных  сосудов – и  их  техническое  совершенство  свидетельствуют, что  культура  этого  периода  стояла, несомненно, выше  яншанской. К  этому  времени  относятся  и  первые  гадальные   кости, на  которых  имеются  знаки, нанесённые  с  помощью  сверления.   
 
Письменность  
Изобретение  письменности  является  важнейшим  признаком  того, что  общество  вышло  из  периода  варварства  и  вступило  в  эпоху  цивилизации.  Древнейшие  китайские  надписи  дают  возможность  проследить  процесс  возникновения  и  первоначальное  развитие  иероглифической   письменности.  
Развитию  письменности  содействовал  переход  от  письма  на  узких  бамбуковых  дощечках  к  письму  на  шелке, а  затем  и  на  бумаге, впервые  в  мире  изобретённой  китайцами  на  рубеже  нашей  эры, - с  этого  момента  писчий  материал  перестал  лимитировать  объём  письменных  текстов. В  конце  I  века  до  н.э.  была  изобретена  тушь.  
Для  передачи  всего  богатства  китайского  языка  применялись  знаки (иероглифы), фиксирующие  те  или  иные  единицы  языка. Подавляющее  большинство  знаков  представляло  собой  идеограммы – изображения  предметов  или  сочетания  изображений, передающих  более  сложные  понятия. Но  число  применявшихся  иероглифов  было  недостаточно. В китайском  письме  каждое  односложное  слово  должно  было  выражаться  отдельным  иероглифом,  и  даже  многочисленные  омофоны - сходно  звучащие  слова-однослоги - в  зависимости  от  их  смысла  изображаются  разными  иероглифами. Теперь  число  знаков  было  пополнено, с  тем,  чтобы  учесть  и  более  редкие  понятия, и  доведено  до  18 тыс., знаки  были  строго  классифицированы. Начали  составляться  словари.  
Так  были  заложены  предпосылки  для  создания  обширной  письменной  литературы, включающей  не  только  поэзию  и  афоризмы, рассчитанные  и  на  устное  запоминание, но  и  художественную  прозу, прежде  всего  историческую.

Выдающиеся писатели Древнего Китая  
Самым  выдающимся  историком-писателем  был  Сыма  Цянь ( около  145 - 86 гг. до  н.э.) Его  личные  взгляды, сочувствовавшие даосским  настроениям, расходились  с  ортодоксальными  конфуцианскими, что  не  могло  не  отразиться  на  его  труде. По-видимому, за  это  инакомыслие  историк  попал  в  опалу. В  98  г.  до  н.э.  по  обвинению  в  сочувствии  к  полководцу, оклеветанному  перед  императором  Уди, Сыма  Цянь  был  приговорён  к  позорной  каре -  кастрированию; реабилитированный  позднее, он  нашёл  силы  возвратиться  на  служебное  поприще  с  одной  целью -  завершить  труд  своей  жизни. В  91 г. до  н.э. он  закончил  своё  замечательное  произведение   “Исторические  записки” (“Ши  цзи” ) - сводную  историю  Китая, включавшую  также  описание  соседних  народов  от  древнейших  времён. Труд  его  повлиял  не  только  на  всю  последующую  китайскую  историографию,  но  и  на  общее  развитие  литературы  
В  Китае  творило  много  поэтов  и  писателей  в  разных  жанрах. В  элегическом  жанре - поэт  Сун  Юй ( 290 - 223 гг. до  н.э. ). Лирика  поэта  Цюй  Юаня ( 340 -278 гг. до  н.э. )  славится  своей  изысканностью  и  глубиной. Ханьским  историком  Бань  Гу ( 32 -92 гг. ) в  этом  жанре  создан  труд  “ История  династии  Хань” и  многие  другие.

Религия  
Сохранившиеся  литературные  источники, по  большей  части  произведения  так  называемой  классической  литературы  древнего  Китая, позволяют  проследить  процесс  возникновения  и  развития  китайской  религии,  философии,  права  и  возникновение  очень  древних  социально-политических  систем. Этот  процесс  мы  можем  наблюдать  на  протяжении  целого  тысячелетия.  
Китайская  религия,  так  же  как  и  религиозные  воззрения  всех  народов  древности, восходит  к  фетишизму, к  другим  формам  культа  природы, культа  предков  и  тотемизма,  тесно  связанного  с  магией.  
Специфика  религиозной  структуры  и  психологических  особенностей  мышления  всей  духовной  ориентации  в  Китае  видна  во  многом.  
В  Китае  тоже  есть  высшее  божественное  начало - Небо. Но  китайское  Небо - это  не  Яхве,  не  Иисус, не  Аллах, не  Брахман  и  не  Будда. Это  высшая  верховная  всеобщность, абстрактная  и  холодная,  строгая  и  безразличная  к  человеку. Её  нельзя  любить, с  ней  нельзя  слиться, ей  невозможно  подражать, как  и  нет  смысла  ею  восхищаться. Но  в  системе  китайской   религиозно-философской  мысли  существует,  кроме  Неба, и Будда (представление  о  нём  проникло  в  Китай  вместе  с  буддизмом  из  Индии  в  начале  нашей  эры), и  Дао (основная  категория  религиозного  и  философского  даосизма). Причём  Дао  в  его  даосской  трактовке (существует  и  иная  трактовка, конфуцианская, воспринимавшая  Дао  в  виде  Великого  Пути  Истины  и  Добродетели) близко  к  индийскому  Брахману.  Однако  именно  Небо,  всегда  было  центральной  категорией  верховной  всеобщности  в  Китае.  
Специфике  религиозной  структуры  Китая  свойствен  и  ещё  один  существующий  для  характеристики  всей  китайской  цивилизации  момент - незначительная  и  социально  не  существующая  роль  духовенства, жречество.      
Все  эти  и  многие  другие  важнейшие  особенности  религиозной  структуры  Китая  были  заложены  в  глубокой  древности, начиная  с  эпохи  Шан-Инь. У иньцев  был  немалый  пантеон  богов  и  духов,  который  они  почитали  и  которому  приносили  жертвы, чаще  всего  кровавые, в  том  числе  человеческие. Но  с  течением  времени  на  передний  план  среди  этих  богов  и  духов  всё  более  отчётливо  выходил  Шанди, верховное  божество  и  легендарный  родоначальник  иньцев, их предок - -тотем. Шанди  воспринимался  как  первопредок, заботившийся  о  благосостоянии  своего  народа.  
Смещение  в  культе  Шанди  акцента  в  сторону  его  функций  первопредка  сыграло  в  истории  Китайской  цивилизации  огромную  роль: именно  оно  логически  привело  к  ослаблению  религиозного  начала  и  к  усилению  начала  рационального, проявившегося  в  гипертрофировании  культа  предков, ставшего  затем  основой  основ  религиозной  системы  Китая.  
У  Чжоусцев  было такое  религиозное  представление, как  почитание  Неба.  С  течением  времени  культ  Неба  в  Чжоу  окончательно  вытеснил  Шанди  в  главной  функции  верховного  божества. При  этом  на  Небо  перешло  представление  о  прямой  генетической  связи  божественных  сил  с  правителем: чжоуский  ван  стал  считаться  сыном  Неба, и  этот  титул  сохранился  за  правителем  Китая  до  XX  века. Начиная  с  эпохи  Чжоу  Небо  в  его  основной  функции  верховного  контролирующего  и  регулирующего  начала  стало  главным  всекитайским  божеством, причём  культу  этого  божества  был  придан  не  только  сакрально-теистический, сколько  морально-этический  акцент. Считалось, что  великое  Небо  карает  недостойных  и  вознаграждает  добродетельных.  
Культ  Неба  стал  главным  в  Китае, а  полное  его  отправление  - прерогативой  лишь  самого  правителя, сына  Неба. Отправление  этого  культа  не  сопровождалось  мистическим  трепетом  или  кровавыми  человеческими  жертвами.  
Также  существует  в  Китае  культ  умерших  предков, культ  Земли, тесно  связанный  с  магией  и  ритуальной  символикой, с  колдовством  и  шаманством.  
Все  отмеченные  системы  верования  и  культов  в  древнем  Китае  сыграли  огромную  роль  в  становлении  основной  традиционной  китайской  цивилизации: не  мистика  и  метафизические  абстракции, но  строгий  рационализм  и  конкретная  государственная  польза; не  эмоциональный  накал  страстей  и  личная  связь  индивида  с  божеством,  но  разум  и  умеренность, отказ  от  личностного  в  пользу  общественного; не  духовенство,  направляющее  эмоции  верующих  в  русло, возвеличивающее  бога  и  усиливающее  значение  религии, но  жрецы-чиновники, исполняющие  свои  административные  функции, частью  которых  были  регулярные  религиозные  отправления. Все  эти  специфические  особенности, складывавшиеся  в  иньско-чжоуской  китайской  системе  ценностей  за  тысячелетие, предшествовавшие  эпохе  Конфуция,  подготовили  страну  к  восприятию  тех  принципов  и  норм  жизни, которые  навсегда  вошли  в  историю  под  наименованием  конфуцианства.

 

Культура Древнего Рима

Древнеримская мифология отличалась от греческой большей абстрактностью. Римляне обожествляли различные понятия - верность, доблесть, храбрость. Вначале самобытная, римская мифология уже на ранних этапах своего становления попала под влияние греков, населявших Италию. Так, например, Марс первоначально был богом, питающим корни растений, а Венера - богиней садов. Лишь потом они были отождествлены с греческими божествами войны и любви.  
Но самым интересным явлением сознания древних римлян можно назвать так называемый "Римский миф". "Римский миф" - это не просто рассказ из жизни богов и обожествленных предков, это целый комплекс взглядов, сложившихся в народное мировоззрение и в идеологию римского государства. Суть его заключалась в том, что Риму самими богами издревле было предназначено стать первым городом мира и править народами. Этот миф зарождался одновременно с победами римлян в многочисленных войнах, в которых они подчиняли себе сначала окрестные племена, а затем отдаленные страны Европы, Азии, и, наконец, Африки. Древние римляне были уверены, что такой порядок вещей абсолютно естествен, и верили в божественную избранность своего государства.  
Наиболее полно этот миф был разработан в эпоху императора Цезаря Августа, который в своей политике стремился опираться на авторитет чтимой римлянами старины. Разработке соотвествующей мифологии был придан характер государственного мероприятия. Написать литературное произведение, которое выражало бы выдвинутые идеи, взялся один из наиболее выдающихся поэтов своего времени - Публий Вергилий Марон. Написанная им поэма - "Энеида" - стала настолько выдающимся произведением, что пережила века.  
Долгое время римляне воспитывались в убеждении, что именно им надлежит смирять другие народы и наводить всюду порядок. Разрушение Рима германцами стало серьезным ударом по этой римской идее, однако до этого события прошло еще несколько веков, в течение которых римляне верили в миф, созданный ими самими. Таким образом римская мифология была одним из факторов величия Римской Империи.

 

Реформация и ее последствия в культурном развитии Европы

РЕФОРМАЦИЯ, мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви, которое возникло в Германии в начале 16 в., быстро распространилось на большой части Европы и привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства. После того как большая группа германских государей и представителей вольных городов, примкнувших к Реформации, выступили с протестом против решения имперского рейхстага в Шпейере (1529), запрещавшего дальнейшее распространение реформ, последователи их стали называться протестантами, а новая форма христианства – протестантизмом. почти сразу после своего возникновения разделилась на четыре главные ответвления. Учение Мартина Лютера в Германии легло в основу лютеранства, в настоящее время это самая крупная протестантская деноминация в мире. В Швейцарии главным выразителем протестантизма стала реформатская церковь, вызванная к жизни Хульдрейхом Цвингли и Жаном Кальвином. Их вероучение получило распространение в форме пресвитерианства. В противоположность этому протестантизм в Англии не был делом рук реформаторов: с самого начала англиканская община была неразрывно связана с политической историей Англии. Четвертая форма протестантизма, более радикальная по сравнению с другими, появилась с анабаптистами. Они настаивали на строгом соблюдении новозаветных заповедей, а потому в них можно видеть духовных предшественников меннонитов и, как полагают некоторые, баптистов. В дальнейшем дробление протестантизма продолжилось, ему способствовали вероучительные споры внутри сформировавшихся групп и претензии на получение нового откровения, что приводило к основанию новых сект.

Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны христианского мира, который объединял все народы Европы под духовным руководством папы римского, больше не существовало, равно как и не существовало единой христианской культуры. Единая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира — необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.

Провозглашение духовного равенства стимулировало развитие представлений о равенстве политическом. Так, в странах, где большинство составляли реформаты, мирянам представлялись большие возможности в управлении церковью, а гражданам — в управлении государством.

В экономическом плане Реформация способствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. Стремление к экономии, к развитию промышленности, к отказу от дорогостоящих развлечений (равно как и дорогостоящих богослужений) способствовало накоплению капитала, который вкладывался в торговлю и производство. В итоге протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные. Даже самая этика протестантов способствовала развитию экономики

 

Историческая роль эпохи Просвещения

Деизм, как учение свободомыслия открывало возможность выступать против религиозного фанатизма за свободу совести, за освобождение науки от церковной опеки. Постепенно христианская вера теряет свою силу, проявляет стремление освободить религию от церковного учения, вывести ее из естественного знания.  
Светскость – вытеснение религиозных начал из всех сфер культуры (светское зодчество впервые берет верх над церковным, храмовым).  
Апелляция просветителей к природе, следовательно, космополитизм. Выражался в осуждении национализма и убеждении в равных возможностях наций. НО отрицательным следствием было падение чувства патриотизма.  
Научность. Этому в немалой степени способствует расцвет математики и естественных наук. Наука окончательно вошла в жизнь человека на равных с философией и религией. Научные знания, которые раньше были достоянием только узкого круга ученых, выходят за пределы университетов и лабораторий, становится предметом обсуждений в светских салонах. Теперь не только ученые, но и литераторы пытаются изложить последние достижения науки и философии (например, французская энциклопедия Дидро).  
Рационализм, тесно связан с научностью. Идеологи просвещения хотели провозгласить новое евангелие, евангелие разума, сводившиеся только к человеческому разуму, только с помощью разума можно было достигнуть истины о человеке и окружающем мире. Человек может и должен действовать разумно, а общество может и должно быть устроено рационально. НО век разума имел и другие противоречивые тенденции: реализму противостояла тяга ко всему фантастическому (в элитарных кругах – масонство, в народных массах – авантюризм и тяга к приключениям).  
Идея прогресса. Прогресс через разум – путь развития европейской цивилизации. Этот путь принес ряд разрушительных последствий (изобретение доктора Гельятина, атомная бомба).  
Абсолютизация воспитания в формировании нового человека. Достаточно создать целесообразные условия воспитания для детей и в течение одного, двух поколений все несчастья общества будут искоренены (особая роль садов и парков).  
Публичность и театральность. Возник новый вид связей: искусство и общество – салоны, которые не только играли важную роль в жизни интеллектуальной элиты, но и становились местом диспутов по важным допросам государственности.  
Утопичность. Вера в утопию создания идеальных условий жизни - и соответственно идеальных людей.  
Важнейшими представителями культуры Просвещения являются: Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, К.А. Гельвеций, Д. Дидро во Франции, Дж. Локк в Великобритании, Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете, ф. Шиллер в Германии, Т. Пейн, Б. Франклин, Т. Джефферсон в США, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев в России.

 

Культура Древней Руси

Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития религий других народов. Человек жил в мифологической картине мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив. Можно выделить несколько этапов развития языческой культуры.  
На первом этапе обожествлялись силы природы. Вся она населялась множеством духов. которых надо было умилостивить что бы они не вредили человеку, помогали в трудовой деятельности Славяне поклонялись Матери-Земле, довольно развиты были водяные культы. Они считали воду стихией, из которой образовался миф. Славяне населяли ее различными божествами - русалками водяными, морянами, посвящали им праздники. Почитались леса и рощи их считали жилищами богов. Почитались бог солнца - Даждьбог, бог ветра - Стрибог. Славяне думали, что их родословная происходит от богов. Автор «Слова о полку Игореве» называет русский народ «Даждьбоговыми внуками».  
На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и держится дольше других видов верований культ предков. Почитали Рода - творца Вселенной и Рожаниц - богинь плодородия Славяне верили в потусторонний мир. Смерть воспринимали не как исчезновение, а как переход в подземный мир. Они сжигали трупы или предавали их земле. В первом случае предполагалось, что после смерти жить остается душа, в другом допускалось, что они продолжают жить, но в ином мире. Душа после сожжения сохраняла связи с материальным миром, принимая иной образ, вселяясь в новое тело Славяне считали, что Предки продолжали и после смерти жить с ними, постоянно находясь рядом.  
На третьем этапе развития языческой религии появляется «Бог богов», удаленный от мира. Это уже существо небесное, глава иерархии богов. В VI веке повелителем Вселенной признавали бога -громовержца Перуна. В договорах Х века с греками русские князья  
мялись двумя богами: Дружинным-Перуном (впоследствии- княжеским богом), а купцы- Велесом- богом скота (впоследствии- богом богатства и торговли). У славян существовали довольно развитые формы языческой обрядности, т. е. организованной, упорядоченной системы магических действий, практическая цель которых в том чтобы воздействовать на окружающую природу, заставить ее служить человеку. Поклонение идолам сопровождались языческими ритуалами, которые не уступали христианским по пышности, торжественности и воздействии на психику. Языческая обрядность включала и различные виды искусств. С помощью скульптуры, резьбы, чеканки создавались изображения, обладание которыми, думали славяне давало власть над силами природы, предохраняло от бед и опасностей Амулеты, обереги). Языческие символы проявлялись в славянском фольклоре (образы березы, сосны, рябины), в зодчестве - на кровлях жилищ вытесывались изображения птиц, конских голов.

Информация о работе Культура и мораль