Культура и природа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 10:52, реферат

Описание работы

Взаимодействие культуры и природы — это одна из проблем культурологии.Неразрывное единство человека и природы предполагает отношение к ней – «неорганическому телу» человека – как к своему собственному организму. По отношению к природе культура есть возделывание, культивирование, обработка почвы, а по отношению к человеку – воспитание, формирование чувств и мыслей. В этом плане следует вести речь о человеческой сущности природы, которая существует только для общественного человека, поскольку только в обществе природа является жизненным элементом человеческой деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….…..3
1.Взаимосвязь культуры и природы……………………………………………….….4
2.Различие между природой и культурой…………………………….5
3.Природа и культура………………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………….18
Сисок использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

культ и прирd.docx

— 34.88 Кб (Скачать файл)
 

Содержание

Введение…………………………………………………………….…..3

1.Взаимосвязь культуры и природы……………………………………………….….4

2.Различие между природой и культурой…………………………….5

3.Природа и культура………………………………………………….9

Заключение…………………………………………………………….18

Сисок использованной литературы…………………………………..19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Взаимодействие  культуры и природы — это одна из проблем культурологии.

     Марк  Порций Катон Старший ввёл понятие  культуры, определяя его как возделывание, улучшение, почитание, относя его к  обработке земли. В таком понимании  культура предстаёт как сотрудничество человека с природой, направленное на взаимную пользу. При таком сотрудничестве человек принимает от природы  её материальные составляющие, черпает  замыслы, учится, в ответ обогащая природу творчеством своего труда, одухотворяя её. Действия же направленные на разрушение природы не могут не навредить и человечеству в ней  живущему. Такие действия не могут  являться результатом высшей сознательной деятельности, проявлением которой  и является культура.

     Современное, не редко встречающееся противопоставление культуры и природы возможно при  допущении мысли об отдельности  человеческого существования от природы и отождествления культуры и городской жизни, цивилизации. Не трудно найти примеры проявлений, относящихся к городской жизни  которые не могут быть отнесены к  области культуры и даже стать  примером упадка культуры и её отсутствия. Подобные мнения можно найти в  работах И. Г. Гердера, Н. А. Бердяева, Н. К. Рериха[17].

     Не  трудно убедиться, что отстранение  человека от принципов разумного  сотрудничества с природой, его порождающей, приводит к упадку накопленного культурного  достояния, а после и к упадку самой цивилизованной жизни. Примером тому могут служить упадок многих развитых государств древнего мира и  многогчисленные проявления кризиса  культуры в жизни современных  мегаполисов.

     Взаимосвязь культуры и природы 

     Неразрывное единство человека и природы предполагает отношение к ней – «неорганическому телу» человека – как к своему собственному организму. По отношению  к природе культура есть возделывание, культивирование, обработка почвы, а по отношению к человеку –  воспитание, формирование чувств и  мыслей. В этом плане следует вести  речь о человеческой сущности природы, которая существует только для общественного  человека, поскольку только в обществе природа является жизненным элементом  человеческой деятельности. 

     Человеческая  сущность предметов природы, явлений  и процессов проявляется в  том, что они во взаимодействии с  человеком обретают человеческие, культурные определения. Кусок мрамора имеет  разные определения для строителя, скульптора или химика – неорганика, а молния на небесах – для жреца, поэта или физика. Во всех случаях  человек творит «вторую природу», исходя из закономерностей объективного мира. И обратно, - человек воспринимает объективный мир, находящийся вне  его органов чувств, в той мере, в какой он вкючается в сферу  культурного творчества человека. Человек  постигает гармонию, порядок в  природе, «встраивая» ее вне себя, свою практически – преобразующую  и познавательную деятельность. Тем  самым он творит мир человеческой культуры.

 

      Различие между  природой и культурой 

     Различие  между природой и культурой —  это различие между плодами материального  мира и продуктами человеческой деятельности. Одностороннее подчеркивание этого  различия приводит к дуалистическому  взгляду на мир. В свою очередь, это  приводит к разделению мира на природный  и неприродный. Различие между природой и культурой возникает в результате исторического развития. Разъяснить различие природы и культуры можно  только путем признания их связи. Природа предшествует культуре во времени, но природа является постоянным и  необходимым условием последующего существования и развития культуры. Поэтому грань между природой и культурой не абсолютна, а относительна, и она не противопоставляет их, а различает в пределах связующей  их целостности.

     Если  говорить о культуре без всякого  отношения к природе, то культура может рассматриваться как некая  неосязаемая идеалистическая абстракция. Об этом отношении природы и культуры поэтически очень точно сказал М. М. Пришвин: «Природа может обойтись и без культуры, но культура без  природы быстро выдохнется».

     Сегодня отношение к природе совершенно иное. Сегодня меньше говорится о  покорении природы. Возможности  бытия культуры естественно заданы природой. Но возникновение культуры как надприродной деятельности не исключает  ее взаимосвязь с природой. Природное  не безразлично для тех форм, в  которых открывается и живет  культура (например, особенности ландшафтной  среды накладывают определенный отпечаток на культуру, поэтому мы говорим об общности жизни людей  степных регионов, равнин и т. д.). Однако, если рассматривать природу  и культуру в этом аспекте, можно  прийти к природному детерминизму. Здесь следует уточнить, что на первом этапе жизни культуры влияние  природы имеет большое значение. Человек и его культура несут в себе природу Матери-Земли, свою биологическую предысторию. Поэтому можно сказать, что культурное есть природное, продолженное и преобразованное человеческой деятельностью. Только в этом смысле о культуре можно говорить как о внебиологическом явлении.

     З. Фрейд писал, что культура враг природы, она противостоит культуре. Он выступает  против современной ему культуры. Подобного рода концепция характеризует  направление франкфуртской школы. Представители ее утверждали, что  источник всех человеческих бед —  это культура.

     Глубинной основой тезисов франкфуртской  школы является положение об агрессивности  культуры по отношению к природе. Отношения культуры и природы  имеют разные уровни, исторические формы.

     Можно выделить три уровня отношений:

     1)    практическое отношение, которое  выражается в труде;

     2)    практически-духовное отношение,  которое складывается в обыденном  сознании людей и выражается  в преобразовании этого мира  силами воображения с целью  отрешения от реальности;

     3)    духовно-теоретическое отношение,  которое выражается:

     а) в познании законов природы, которое зарождается

       в обыденном сознании и получает  свое наивысшее значе­

       ние в науках о природе, т.  е. в естествознании;

     б) в ценностном осмыслении природы, которое выраба­

       тывается в пределах определенной  идеологии (например,

       художественной).

     Что касается сфер проявления отношений, то они связаны с превращением мира во вторую природу, во-первых; во-вторых, с противоборством культурного  и природного в самом человеке; в-третьих, с созданием в ходе практической деятельности идеального мира.

     Все эти отношения меняются в каждом историческом типе культуры и дают основание говорить о специфическом  соотношении природы и культуры на разных этапах человеческого существования.

     В культуре человек представлен не как природное и не как сверхприродное, а как исторически развитое существо, которое обнаруживает себя как в  сходстве, так и различии с ней. Находясь, с одной стороны, в зависимости  от природы, человек постепенно ее преодолевает и подчиняет себе. Отсюда следует, что культура есть результат человеческого  отношения к природе,

     которое возникает в течение развития природы и раскрывается только на определенной стадии развития истории.

     Природа для человека выступает в двух смыслах:

     1)    с точки зрения ее богатства  (как средство жизни);

     2)    как источник дальнейшего существования  (как средство труда).

     Единство  человека с природой в процессе жизнедеятельности, присвоение человеком природных  богатств в качестве средств для  жизни является естественным существованием человека. Труд не содержит в себе ничего социального, он представляет собой  естественную необходимость существования  человека. Поэтому труд еще не является критерием для различия первобытного человека и цивилизованного. Но человек  производит в процессе труда не только для себя, но и для других. Тем  самым человек в процессе своей  деятельности производит свое отношение к другим.

     Таким образом, труд имеет большое значение не столько в связи с производством  физической жизни, сколько благодаря  своей связи с жизнью общественной.

     Историческое  развитие человечества идет по линии  освобождения людей от их природной  характеристики и вовлечения в социальную связь. Вся история человечества — это процесс производства своей  жизни. Производственная активность человека на ранних стадиях носит двойственный характер, потому что он уже деятельное существо, а с другой стороны — еще не оторвался от природы.

     Эпоха, связанная с присвоением плодов природы, называется эпохой присваиваемого хозяйства. На этом этапе человек  является деятельным существом, но эта  деятельность ограничена. В чем же выражается ограничение культурного состояния:

     1)    культурное развитие ограничено  рамкой местных условий. Способом  объединения людей является племенная  связь, но не общественный обмен  результатами труда;

     2)    этому развитию свойственен традиционализм. Труд носит характер повторения на прежней основе;

     3)    на этой ступени культурного  развития отсутствует индивидуальное  начало. Человек оказывается простым  орудием в руках общего, представляемого  в виде Богов государства. Во  всех добуржуазных формах общества  существует тесная связь индивида и природы как условия его труда.

     В период промышленного развития на первый план выходит зависимость человека не от природных условий труда, а  от условий, созданных самим человеком. Человек оказывается связанным  с другими людьми посредством  использования чужой деятельности. Отношения между людьми выступают  как результат труда, который  получает универсальную форму проявления. Отношение человека с природой предстает  здесь как общественное отношение.

     Анализ  вопроса позволяет проследить процесс  изменения взаимоотношений культурного  и природного. Сначала человек  подчинен природе, а потом он воздействует на природу.

     В истории человеческого познания вопрос соотношения культуры и природы  нашел свое отражение в формировании и развитии общественных и естественных наук. Сфера изучения у них различна, но идет взаимопроникновение этих двух групп наук.

Природа и культура 

     Общеизвестно, что само слово «cultura» возникло как оппозиция понятию «natura»  – природа. Однако такое противопоставление не вполне корректно. Ибо человек  не только создает вторую природу, он меняет и облик и первой. Природа  земли все в большей степени  окультурена, а сама культура неизбежно  включает в себя природное. Природа  и культура едины и неразрывны, они отрицают и взаимно обогащают  и дополняют друг друга.

       Понятие «природы» употребляется  в русском языке в различных  смыслах. Природой подчас именуют  сущность какого-либо явления.  Природой мы называем непосредственно  окружающую нас естественную  среду. Наконец, в самом общем  смысле слова «природа» - синоним  понятия «материальный мир», точнее  весь материальный мир не созданный  человеком.

       Рассматривая вопрос культуры  и природы, под природой следует  понимать совокупность естественных  условий существования человеческого  общества. Природа имеет свою  историю, неотделимую от истории  человеческого общества. Это освоенная  человеком, вовлеченная в орбиту  его жизнедеятельности часть  мира. В ходе истории человечества  все новые и новые пласты  окружающего мира входят в  эту сферу, становятся природой. Культура выступает своеобразным  посредником между природой, с  одной стороны, и обществом  с другой. Влияние общества на  природу, равно как и влияние  природной среды на общество, опосредуется культурой.

       Природа и культура неразрывны. Они связаны генетически, ибо  человек – высший цвет развития  природы, а культура – величайшее  из творений человека. Природа  – материал и почва культуры. В конечном счете, все естествознание  – изучение, «испытание природы». Природа – древнейший и наиболее постоянный объект эстетического и художественного освоения.

       Человек ощущает себя частью  большого мира – Природы, и  в то же время он отделяет, отличает себя от природы –  этап ее самосознания.

Информация о работе Культура и природа