Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2012 в 10:52, реферат
Взаимодействие культуры и природы — это одна из проблем культурологии.Неразрывное единство человека и природы предполагает отношение к ней – «неорганическому телу» человека – как к своему собственному организму. По отношению к природе культура есть возделывание, культивирование, обработка почвы, а по отношению к человеку – воспитание, формирование чувств и мыслей. В этом плане следует вести речь о человеческой сущности природы, которая существует только для общественного человека, поскольку только в обществе природа является жизненным элементом человеческой деятельности.
Введение…………………………………………………………….…..3
1.Взаимосвязь культуры и природы……………………………………………….….4
2.Различие между природой и культурой…………………………….5
3.Природа и культура………………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………….18
Сисок использованной литературы…………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Взаимосвязь культуры и природы……………………………………………….….4
2.Различие между природой и культурой…………………………….5
3.Природа и культура………………………………………………….9
Заключение……………………………………………………
Сисок использованной
литературы…………………………………..19
Введение
Взаимодействие культуры и природы — это одна из проблем культурологии.
Марк
Порций Катон Старший ввёл понятие
культуры, определяя его как
Современное,
не редко встречающееся
Не трудно убедиться, что отстранение человека от принципов разумного сотрудничества с природой, его порождающей, приводит к упадку накопленного культурного достояния, а после и к упадку самой цивилизованной жизни. Примером тому могут служить упадок многих развитых государств древнего мира и многогчисленные проявления кризиса культуры в жизни современных мегаполисов.
Взаимосвязь
культуры и природы
Неразрывное
единство человека и природы предполагает
отношение к ней – «
Человеческая сущность предметов природы, явлений и процессов проявляется в том, что они во взаимодействии с человеком обретают человеческие, культурные определения. Кусок мрамора имеет разные определения для строителя, скульптора или химика – неорганика, а молния на небесах – для жреца, поэта или физика. Во всех случаях человек творит «вторую природу», исходя из закономерностей объективного мира. И обратно, - человек воспринимает объективный мир, находящийся вне его органов чувств, в той мере, в какой он вкючается в сферу культурного творчества человека. Человек постигает гармонию, порядок в природе, «встраивая» ее вне себя, свою практически – преобразующую и познавательную деятельность. Тем самым он творит мир человеческой культуры.
Различие между
природой и культурой
Различие
между природой и культурой —
это различие между плодами материального
мира и продуктами человеческой деятельности.
Одностороннее подчеркивание
Если
говорить о культуре без всякого
отношения к природе, то культура
может рассматриваться как
Сегодня
отношение к природе совершенно
иное. Сегодня меньше говорится о
покорении природы. Возможности
бытия культуры естественно заданы
природой. Но возникновение культуры
как надприродной деятельности не исключает
ее взаимосвязь с природой. Природное
не безразлично для тех форм, в
которых открывается и живет
культура (например, особенности ландшафтной
среды накладывают определенный
отпечаток на культуру, поэтому мы
говорим об общности жизни людей
степных регионов, равнин и т. д.).
Однако, если рассматривать природу
и культуру в этом аспекте, можно
прийти к природному детерминизму.
Здесь следует уточнить, что на
первом этапе жизни культуры влияние
природы имеет большое
З.
Фрейд писал, что культура враг природы,
она противостоит культуре. Он выступает
против современной ему культуры.
Подобного рода концепция характеризует
направление франкфуртской
Глубинной основой тезисов франкфуртской школы является положение об агрессивности культуры по отношению к природе. Отношения культуры и природы имеют разные уровни, исторические формы.
Можно выделить три уровня отношений:
1)
практическое отношение,
2)
практически-духовное
3)
духовно-теоретическое
а) в познании законов природы, которое зарождается
в обыденном сознании и
ние в науках о природе, т. е. в естествознании;
б) в ценностном осмыслении природы, которое выраба
тывается в пределах
художественной).
Что касается сфер проявления отношений, то они связаны с превращением мира во вторую природу, во-первых; во-вторых, с противоборством культурного и природного в самом человеке; в-третьих, с созданием в ходе практической деятельности идеального мира.
Все эти отношения меняются в каждом историческом типе культуры и дают основание говорить о специфическом соотношении природы и культуры на разных этапах человеческого существования.
В культуре человек представлен не как природное и не как сверхприродное, а как исторически развитое существо, которое обнаруживает себя как в сходстве, так и различии с ней. Находясь, с одной стороны, в зависимости от природы, человек постепенно ее преодолевает и подчиняет себе. Отсюда следует, что культура есть результат человеческого отношения к природе,
которое возникает в течение развития природы и раскрывается только на определенной стадии развития истории.
Природа для человека выступает в двух смыслах:
1) с точки зрения ее богатства (как средство жизни);
2)
как источник дальнейшего
Единство человека с природой в процессе жизнедеятельности, присвоение человеком природных богатств в качестве средств для жизни является естественным существованием человека. Труд не содержит в себе ничего социального, он представляет собой естественную необходимость существования человека. Поэтому труд еще не является критерием для различия первобытного человека и цивилизованного. Но человек производит в процессе труда не только для себя, но и для других. Тем самым человек в процессе своей деятельности производит свое отношение к другим.
Таким
образом, труд имеет большое значение
не столько в связи с
Историческое развитие человечества идет по линии освобождения людей от их природной характеристики и вовлечения в социальную связь. Вся история человечества — это процесс производства своей жизни. Производственная активность человека на ранних стадиях носит двойственный характер, потому что он уже деятельное существо, а с другой стороны — еще не оторвался от природы.
Эпоха, связанная с присвоением плодов природы, называется эпохой присваиваемого хозяйства. На этом этапе человек является деятельным существом, но эта деятельность ограничена. В чем же выражается ограничение культурного состояния:
1)
культурное развитие
2)
этому развитию свойственен
3)
на этой ступени культурного
развития отсутствует
В
период промышленного развития на первый
план выходит зависимость человека
не от природных условий труда, а
от условий, созданных самим человеком.
Человек оказывается связанным
с другими людьми посредством
использования чужой
Анализ
вопроса позволяет проследить процесс
изменения взаимоотношений
В истории человеческого познания вопрос соотношения культуры и природы нашел свое отражение в формировании и развитии общественных и естественных наук. Сфера изучения у них различна, но идет взаимопроникновение этих двух групп наук.
Природа
и культура
Общеизвестно,
что само слово «cultura» возникло
как оппозиция понятию «natura»
Понятие «природы»
Рассматривая вопрос культуры
и природы, под природой
Природа и культура неразрывны.
Они связаны генетически, ибо
человек – высший цвет
Человек ощущает себя частью большого мира – Природы, и в то же время он отделяет, отличает себя от природы – этап ее самосознания.