Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 15:37, реферат
Сложность проблемы регионализации политического и культурного пространства в России связана с территориальной масштабностью страны, различием культур и религий населяющих ее народов, их неравным социально-экономическим развитием. Регион с точки зрения его социокультурных характеристик может быть рассмотрен как «устойчивый в основных типологических чертах социокультурный и хозяйственный комплекс, который образуют природно-ландшафтные условия и способы хозяйствования в них, система экзистенциальных ценностей, религиозно-нравственное мировоззрение, формы правовых и политических отношений, которые проявляются в определенных пространственно-временных рамках у близко живущих народов» (Г.С. Денисова, М.Р. Радовель).
Распространение ислама на Северном Кавказе со стоны Ближнего Востока привело к тому, что культура воспринявших его народов пришла в тесное взаимодействие с цивилизацией арабского мира. Это отразилось на развитии ремесел, торговли, системы управления, общественной мысли, литературы, архитектуры, музыки, народного образования. Вобрав некоторые элементы местных языческих обрядов, ритуалов и традиций, ислам создал сложную культовую систему, которая стала неотъемлемой частью национальной культуры. Растянувшееся во времени проникновение на Северный Кавказ монотеистических религий (христианства и ислама), верность северркавказских народов традициям предков, длительное сохранение патриархальных порядков в горном крае привели к живучести древних языческих верований и обрядов. В религиозных представлениях северокавказских народов сложились некоторые общие черты: особое почитание божества грома и молнии, культ святых; представления о духах-хозяевах разных стихий, земли, воды, ветра; вера в джиннов и т.п. Развиты верования, связанные с сельскохозяйственной практикой, в основном это магические представления и обряды. Интересно, что отголоски древних культовых практик нашли воплощение в мусульманских праздничных обрядах — это Ураз-байрам, Курбан-байрам, На-вруз, мавлид и т.д.
Культура калмыков по-своему самобытна, что обусловлено историческими судьбами этого народа. Кочевой и полукочевой образ жизни, а также принятие буддизма в форме ламаизма наложили неповторимый след на быт, нравы, образ жизни и мировоззрение калмыков. Религия буддизма с ее акцентом на нравственно-духовной философии жизни человека сказалась на всем строе духовно-материальной культуры. Ключевое значение для формирования менталитета калмыков-буддистов имеют такие принципы, как благоговение перед жизнью, непротивление злу насилием, ориентация на познание, достижение гармонии, согласия с самим собой и миром. Отсюда и своеобразие национального самосознания и соответствующих символов. Так символика государственного герба и флага Калмыцкой республики высвечивает такие понятия, как вечность, свобода и постоянство (голубой цвет); верность традиционному вероисповеданию, просветление жизни (желтый цвет); вечный путь познания божественной истины, духовная чистота (белый лотос); миролюбие (белый хадык).
Калмыцкая художественная литература возникла на базе богатого народного фольклора — это сказания, легенды, пословицы, магталы (величания), харалы (заклинания), песни, йорэлы(благожелания). В памятниках калмыцкого искусства воплотились основные черты национального самосознания. Так, в героическом эпосе «Джангар» воспевается богатырская сила калмыцкого народа, его борьба за свою независимость и счастье. Примечательно, что ламаистская мифология и обрядность испытали воздействие традиционных языческих верований калмыков, связанных с их промыслами, рыболовством и т.д. Локальные духи хозяева местности приобрели черты бурханов (буддистских божеств) и заняли свое место в пантеоне ламаизма.
В народном сознании калмыков сохраняется память об историко-культурном единстве ойратских племен, что выразилось в символике государственного герба этой республики: древняя эмблема дорви тоолг (четыре кольца, соединенные между собой) и улан зала (красная кисточка) — знак непрерывного единства четырех ойратских племен, а также символическое обозначение жизни в мире и согласии со всеми народами, населяющими четыре стороны света.
Основная часть калмыков исповедует буддизм в форме ламаизма. Мировоззрение ламаизма базируется на североиндийской разновидности ваджраяны. Одной из центральных в ламаизме является доктрина о воплощении в избранных представителях человеческого рода существ ламаистского пантеона. К середине 30-х гг. XX столетия буддийская община в Калмыкии утратила свои позиции, были разрушены храмы, резко сократилась численность духовенства. Возрождение буддизма здесь началось в конце 80-х гг. В 1991 г. на конференции буддистов Калмыкии и Астраханской области было создано Объединение буддистов Калмыкии. В Калмыкии буддизм объявлен государственной религией.
Культура казачества заслуживает особого внимания. Этногенез казачества — длительный и сложный процесс, в результате которого на территории войсковых областей Юга России в ходе смешения этнических корней (прежде всего русского и украинского) с народами Северного Кавказа и Калмыкии сформировалась уникальная этнокультурная общность людей с ярко выраженными социальными отличиями (военизированный быт, особое землепользование и самоуправление). В рамках казачьего субэтноса в составе российского суперэтноса сложилась определенная культура, нашедшая отражение в быту, образе жизни и самосознании казаков. Важную роль в формировании менталитета казаков сыграла православная вера. Для менталитета казаков свойственны такие понятия, как воля (вольница), честь, дисциплина, гордость своим казачьим званием, коллективизм, взаимопомощь, физическое и нравственное здоровье. Своеобразие менталитета казачества сказывалось в его двойственном характере: с одной стороны, беззаветная преданность «царю и отечеству», а с другой — постоянная, оппозиционность власти, неоднократно выливавшаяся как в открытые бунты, так и принимавшая религиозные формы (ереси, раскол). В настоящее время в связи с процессом реабилитации казачества (принятие правовых актов для решения проблем его дальнейшего развития и повышения роли в социально-политической жизни страны) идет возрождение культурных традиций казаков.
История этнических и субэтнических культур Юга России на протяжении многих веков теснейшим образом связана с историей русской (российской) цивилизации. В этом проявляется одна из особенностей культурного развития этого региона. Мощная экспансия русской культуры с XIX в. и по сей день способствует модернизационному процессу приобщения традиционных обществ южного региона к достижениям современной цивилизации. Это выражается в развитии науки, образования, просвещения, здравоохранения; в индустриализации экономики и т.д. Распространение во второй половине XX в. электронных средств массовой коммуникации (телевидение, радио, Интернет) способствует утверждению образцов и ценностей массовой культуры на Северном Кавказе и в Калмыкии. Изменения происходят во всем образе жизни народов — в одежде, жилище, этикете, поведении, мышлении и т.д. Огромное значение в культурном взаимодействии принадлежит русскому языку, который обеспечивает доступ народов к мировым культурным достижениям, а с середины
XX в. играет ведущую роль языка межнационального общения. В советское время были созданы письменности для калмыцкого, абазинского, адыгейского, кабардино-черкесского, чеченского, ингушского, аварского, лакского, даргинского, лезгинского, табарсаранского языков. В то же время наблюдается значительное влияние культур Северного Кавказа и Калмыкии на русскую культуру. Еще с XIX в. происходило теснейшее взаимодействие калмыцкой культуры и кавказских культур с субкультурой казаков и культурой русских поселенцев на Северном Кавказе, в Калмыкии и Поволжье, что отразилось на быте последних (в обычаях, одежде, кухне, убранстве домов, песнях, танцах и т.д.) и традициях (обычай побратимства, куначества; технологии виноделия, хлопководства, пчеловодства и т.д.). В лексику русского языка вошло значительное число слов из арабского и тюркского языков. Поэтические предания горцев и калмыков, их песни, пляски, художественное ремесло, зодчество оказали немалое воздействие на развитие духовно-материальной культуры России. Кавказ явился для русских поэтов, писателей, художников, музыкантов и мыслителей (А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Огарева, А. Грибоедова, Л. Толстого, В. Верещагина, М. Глинки и др.) творческим истоком для создания истинных шедевров русского искусства.
Богатый исторический опыт развития народов Юга России свидетельствует как о довольно устойчивом сохране этнических специфических черт в культуре, так и о межкультурных взаимодействиях в плане формирования общего каркаса культуры. Отсюда и своеобразие культуры Юга России, состоящее в синкретичном сочетании интернационально-общих и национально-особенных элементов культуры.
Интернационально-общее
в южно-российской культуре — результат
процесса этнокультурного сближения
между народами, связанными единством
территории и исторических судеб. В
основе сближения культур и образа
жизни народов лежат общие
социально-экономические и
Национально-особенное в
южно-российской культуре обнаруживается
в многообразии культурных традиций,
обычаев, обрядов, религиозных верований,
моральных и правовых норм, эстетических
вкусов и т.д., что обусловлено
неповторимостью культурно-
Вовлеченная в круговорот глобальных модернизационных процессов, традиционная культура на Северном Кавказе и в Калмыкии претерпевает некоторые изменения инновационного плана, связанные с разрушением прежних культурных норм и образцов жизнедеятельности. В то же время обострение межэтнических конфликтов в регионе, которые принимают религиозно-политическую окраску, ведет к возрождению и утверждению идеалов и ценностей традиционного характера. Это проявляется в возрождении религиозных обрядов, праздников, нравственных ценностей, традиций благотворительности, а также в строительстве мечетей, православных храмов, буддистских монастырей-хурул; в открытии средних и высших религиозных учебных заведений; в создании исламских, христианских и буддистских религиозных обществ и организаций; в активном вхождении религиозно-этнических мотивов, сюжетов, символов в произведения литературы и изобразительного искусства.
На Юге России в условиях
кризиса и процессов
щей действительности, укрепление мифологического мышления (В.B. Черноус). Например, возникают различного рода мифы о вечном военном противостоянии с Россией при идеализации восточных мусульманских каналов культурного развития и политики в кавказском вопросе европейских государств и США. Подобного рода настроения не ведут к позитивному культурному сотрудничеству между Северным Кавказом и Россией в целом. Более того, в национальных республиках Северного Кавказа и Калмыкии нередко проявляются некоторые тенденции этноцентризма. (Этноцентризм - убеждение этнической группы о превосходстве собственной культуры, склонность считать свою культуру лучшей, отвергая стандарты другой культуры как худшие, неправильные).
Южный регион как часть
Российской Федерации включен в
единое идейно-символическое
Использованная литература