Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 00:25, реферат
Культура и религия тесно связаны между собой, и тема моего реферата представляет особый интерес для нашей творческой интеллигенции, для которой часто такие термины как духовность и культура практически тождественны. Поэтому христианская оценка такой области человеческой деятельности, как культура, поможет многим по-новому относиться к вышеуказанным терминам.
1. Введение
2. Связь культуры и христианства
3. Культура с точки зрения церковных писателей.
4. Богословская аргументация выявленной связи культуры и христианства. Выявление задачи церкви и задачи культуры
5. Вклад православной религии в нашу отечественную культуру
6. Заключение
7. Список использованной литературы и ссылки
Задача Церкви, поэтому состоит в том, чтобы напомнить людям культуры, «что их призвание — возделывать (cultura) души людей, в том числе и собственные, восстанавливая искаженный грехом образ Божий» [25]. В этом раскрывается одна из сторон христианского благовестия — проповедь вечной Христовой Истины людям, живущим в изменяющихся исторических обстоятельствах посредством «культурных форм, свойственных времени, нации, различным общественным группам» [26].
Задача же культуры с точки зрения христианства есть подготовка человека ко встрече с Творцом Вселенной. Культура должна стать по своему смыслу, как считает профессор Н. С. Арсеньев, почвой на которой человек встретиться с Божественной реальностью и будет покорен ею [27]. Смысл же самого культурного творчества открывается в свете Божественной Любви, которая учит человека любить свой народ со всеми его недостатками, свои духовные ценности и культуру именно в Боге, а не как некоего кумира [28].
Уникальным примером благовестия культурой христианской истины является наша русская культура. Об этом, в частности писал церковный историк Антон Владимирович Карташев, по его словам: «Культура и религия — понятия соотносимые: “Творец культуры — душа человеческая, а душа формируется под сильнейшим влиянием сложившейся религии”. Поэтому в России культура православная, и определяющим моментом в нашей истории было крещение Руси» [29].
Само событие Крещения Руси, как оно излагается по древнерусским летописям, говорит нам о том, что в Византийском Православии наших далеких предков привлекла не в последнюю очередь эстетически-богослужебная сторона, под впечатлением службы в храме св. Софии в Константинополе. По словам протоиерея Сергия Булгакова, именно этот идеал «умной красоты», красоты созерцания вечной славы Божьей, стал объектом вдохновения не только христианских подвижников и богословов, но и всего русского народа. Именно здесь следует искать такие характерные черты русской души как стремление к совершенству, правде, справедливости, милосердие, этический идеализм и некоторое пренебрежение земными ценностями.
Вклад православной религии в нашу отечественную культуру
Наша отечественная культура именно благодаря Православию не стала бедной падчерицей общемировой культуры. Бесценным вкладом России в мировую сокровищницу является феномен русского православно иконостаса и русской иконы, русская храмовая архитектура, церковное пение (Мусоргский, Чайковский, Рахманинов и др.), русская религиозная философия (А.С. Хомяков, В.С. Соловьев и др.), оптинское старчество, Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский.
Классическая литература является, с точки зрения современных православных богословов, несомненным примером проповеди, по крайней мере, одной христианской добродетели – добродетели сочувствия, которое Тютчев называл благодатным даром [30].
Поэтому в годы атеистических гонений на Церковь, когда голос Церкви не был слышен, Евангелие проповедовалось культурой, которая стала носительницей благовестия о Христе. Это вполне очевидно, т.к., как мы видим, русская культура сформировалась под несомненным влиянием Православия.
Как пишет митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Эта некогда языческая культура, впитав в себя духовные силы Церкви, ее мировоззренческое и нравственное послание, отдавала его народу в годы, когда Церковь оказалась гонимой. О Христе свидетельствовало буквально все, что было создано за века культурного развития – литература, поэзия, архитектура, живопись, музыка» [31].
Годы атеистических испытаний показали неискоренимость христианского содержания русской культуры, хотя многие и забыли о первоначальных корнях нашей культурной традиции и основ народной жизни. Христианская культура выстояла, несмотря на все усилия направленные на уничтожение религии. В этом видится, по словам митрополита Кирилла (Гундяева) цель христианской миссии по отношению к культуре: «Не инкультурация христианства, но христианизация культуры» [32].
Конечно, никакая культура в полной мере не может выразить всю глубину христианского духовного послания и никакая культура не может считаться единственно приемлемой для этого. Это объясняется тем, что «словесный и образный язык благовестия (т.е. христианской проповеди), его методы и средства естественно изменяются с ходом истории, различаются в зависимости от национального и прочего контекста. В то же время изменчивые настроения мира не являются причиной для отвержения достойного наследия прошлых веков и тем более для забвения церковного Предания» [33].
В современную
эпоху постмодернистской
Именно при таких условиях можно говорить о том, что культура общества примет созидательную форму, т.к. только в данном случае культура станет средством духовного и нравственного возрастания человека. К сожалению, современный мир чаще являет нам облик другой культуры, формы которой не способствуют духовному преображению личности, а наоборот способствуют разжиганию греховных страстей и не преображенных инстинктов. Подобное явление можно охарактеризовать как псевдоискусство и антикультура. В подобном буйстве страстей и бунте человека против мира и своего Творца рождается не только антикультура — рождается антихристианство [35].
Для наглядности подобных выводов приведем слова литератора Олеси Николаевой о современной культуре, культуре постмодернистской цивилизации, которая уже почти открыто проповедует свое антихристианское кредо: «Новая культура родилась в лоне великих сомнений в возможность дальнейшего творчества; она родилась из оскудения творческих сил, из иссякших источников… Новая культура свидетельствует о падении человеческой личности конца XX века, о болезненной ущербности ее горделивого духа» [36].
Таким образом, любая антикультура по своему содержанию является формой проявления антихристианства и задачей Церкви является обращение человеческой личности и общества в целом на путь ведущий ко Христу. На этом пути открывается перспектива и для возрождения культуры как таковой.
Православие, которое указывает на религиозные корни культуры и в области богословия настаивает на тесной связи нравственности с религиозной верой, представляется наиболее прочным основанием, на котором возможно современное возрождение культуры. Пример нашей русской культуры Серебряного века об этом однозначно свидетельствует.
Вследствие этого мы можем говорить о таком возрождении и для современной российской культуре, т.к. по данным социологических опросов более 80% населения нашей страны относят себя к православным христианам. Влияние Православия прослеживается в укорененности православного мироощущения в жизненных ценностях народа, в традициях и культуре.
Поэтому возвращение к православному образу жизни, к опыту жизни в Церкви, и как результат этого процесса — воцерковление всех сторон жизни и деятельности человека, в том числе социальной и культурной, способно вдохнуть новые силы в человека, преобразить жизнь общества, дать высокий творческий потенциал нашей культуре.
Подобное возвращение не может не принести своих плодов, т.к. вектор усилий православного христианина, направленный на служение Богу, к жизни вечной, всегда пролегает через жизнь ближнего. Наиболее ярко этот принцип был сформулирован величайшим подвижником XX века преподобным Силуаном Афонским: «Брат наш есть наша жизнь» [37]. Это своеобразная максима православной духовности и социальной деятельности христианина.
Соответственно и в области культуры подобное возвращение наполнит её формы и способы проявления высшим содержанием, возвышающим над суетой преходящих ценностей. Благодаря такому возвращению в Церковь, человек может осознать, что его творчество может быть не только способом самовыражения, но и образом служения ближнему своему. В современной Российской культуре таких примеров вполне достаточно, можно упомянуть такие имена как Илья Глазунов, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Екатерина Васильева, Александр Исаевич Солженицын и многие другие.
Религиозное и нравственное оправдание всех сторон деятельности православного христианина и служения Церкви в мире, создают предпосылки для того, чтобы человеку не был безразличен результат его труда. Так как такая форма самореализации человека как творческая деятельность на поприще культуры, рассматриваются уже через призму вечности, в перспективе вечной жизни с Богом.
Однако при этом необходимо не забывать, что нельзя сводить всю деятельность человека только к деятельности культурной. Культура включена в превосходящую ее иерархию пространств. Сама культура, по словам диакона А. Кураева, является лишь ступенью в возрастании человека и есть приглашение к Диалогу с Богом [38].
Заключение.
Религиозно образованный человек всегда знает, что мир религии сложен и у него всегда найдутся аргументы обосновать свои убеждения или решить свои проблемы без ненужных эмоций и насилия по отношению к оппоненту или иноверцу. Поэтому такая важная функция культуры как воспитание и передача традиции, в полной мере возможна только лишь при учете религиозной составляющей нашей культуры.
Литература:
Ссылки: