Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 20:47, реферат
Религия (от лат. religio — совестливость, благочестие, набожность, предмет культа) — мировосприятие, воодушевленное верой в Бога, важнейшая область духовной жизни людей и культуры.
Касаясь происхождения слова, назовем два предположения. В первом случае считается, что религия происходит от лат. relege (чтить, почитать) и означает богопочитание. Именно такое объяснение предложил римский поэт и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). В трактате «О природе богов» он определил религию как преклонение и благоговение человека перед бесконечным Началом.
Введение……………………………………………………………………….....3
1. Религия-явление мировой культуры…………………………………..……..4
2. Древние формы верований……………… …………………………………..5
3. Идея Бога………………………………………………………………………7
4. Функции религии как источника развития мировой культуры……………9
Заключение……………………………………………………………………...13
Список нормативно – технической документации и литературы…………..14
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Пермская государственная сельскохозяйственная академия
имени академика Д.Н.Прянишникова»
Факультет землеустройства и кадастра
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ
по специальности 120302
«Земельный кадастр»
Пермь 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Религия-явление мировой культуры…………………………………..……..4
2. Древние формы верований……………… …………………………………..5
3. Идея Бога……………………………………………………………………
4. Функции религии как источника развития мировой культуры……………9
Заключение……………………………………………………
Список нормативно – технической документации и литературы…………..14
Введение
Религия (от лат. religio — совестливость, благочестие, набожность, предмет культа) — мировосприятие, воодушевленное верой в Бога, важнейшая область духовной жизни людей и культуры.
Касаясь происхождения слова, назовем два предположения. В первом случае считается, что религия происходит от лат. relege (чтить, почитать) и означает богопочитание. Именно такое объяснение предложил римский поэт и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). В трактате «О природе богов» он определил религию как преклонение и благоговение человека перед бесконечным Началом.
Существует и другая версия, которую выдвинул христианский писатель IV в. до н.э. Лактанций. Он полагал, что «религия» происходит от слова religare — «связывать».
Религия — это и определенная связь между человеком (как конечным существом) и Богом (как бесконечным и абсолютным началом мира) и вытекающие из нее (связи), благоговение перед бесконечным, т.е. богопочитание. Религия — это не только вера или совокупность взглядов. Религия есть чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и достойной поклонения.
Религия глубоко связана с культурой. Культура родилась из культа. Она соприродна духовности, следовательно, религии. Именно в религии коренятся глубинные сокровенные основы культуры. «Религия не может быть частным делом, — писал Н.А. Бердяев, — как того хотела новая история, она не может быть автономна, и не могут быть автономны все другие сферы культуры. Религия опять делается в высшей степени общим, всеобщим, всеопределяющим делом» .
1. Религия-явление мировой культуры
Культурологи
всегда подчеркивали, что религии
— это явление мировой
С религиозной точки зрения появление религии вполне объяснимо: она возникла благодаря живому общению с Богом. Но понять феномен религии пытались и светские мыслители, многие из которых вообще были неверующими. Французский религиозный мыслитель Этьен Жильсон (1884-1978) полагал, что между философией и теологией должна существовать глубинная связь. Быть христианским философом, по мнению Жильсона, значит, прежде всего, быть христианином, человеком, для которого опыт веры, некие от младенчества усвоенные слова и внутренняя религиозная жизнь определяют собой не только все его бытие, но и все существенное мышление... Посвященность в таинства, вместе с которыми содержание религии дается крещаемому и приобщаемому с самого начала и целиком оказывается решающим жизненным фактом».
К. Ясперс высоко оценивал рождение мировых религий. Их появление знаменовало собой фундаментальные перевороты в духовном развитии человечества. Они стали источником новых социокультурных ценностей, идеалов. Воздействие мировых религий определяло развитие культуры огромных регионов. Историю человечества трудно представить себе без религии.
2. Древние формы верований
Культурологи и философы с давних времен описывали рождение религии. Особое внимание они уделяли исторически ранним формам верований.
Шаманизм — это религиозные представления и культовые действия, в основе которых лежит вера в возможность шаманов быть посредниками между человеческим сообществом и миром духов. Истоки шаманизма прослеживаются в глубине веков.
Центральное
верование шаманизма —
Такие люди обладают значительной силой и авторитетом. Шаманы были первыми профессионалами в работе с людьми. Во многих смыслах они оказывались первыми психотерапевтами.. Шаман также в совершенстве владел традиционной мифологией, системой верований и тайным языком племени, целительскими методами.
Анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, т. е. фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе агентами, управляющими всеми предметами и явлениями материального мира, включая и человека. Если душа представляется связанной с каким-либо отдельным существом или предметом, то духу приписывается самостоятельное существование, широкая сфера деятельности и способность влиять на различные предметы. Души и духи представляются то аморфными, то фитоморфными, то зооморфными, то антропоморфными существами; однако они всегда наделяются сознанием, волей и другими человеческими свойствами.
Фетишизм – придание неодушевленным предметам особого значения, наделение их магической силой и поклонение им. В психоанализе под фетишизмом понимается психическое состояние и форма деятельности, характеризующиеся заменой непосредственного сексуального объекта такими его атрибутами, которые вызывают у человека сексуальное возбуждение.
Аниматизм (от лат. animatus — одушевлённый), вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей и явлений, характерная черта первобытных религий. Анимантизм необходимо отличать от гилозоизма, анимизма, от веры в личные нематериальные существа (духов), якобы присутствующие в тех или иных предметах или явлениях. Вопрос о времени возникновения анимантизма в истории общественного сознания наукой ещё не решен. Некоторые учёные (Л. Я. Штернберг и др.) рассматривают аниматизм. как более раннюю стадию развития религии, чем анимизм, другие (В. Г. Богораз-Тан и др.) считают, что они сосуществовали
3. Идея Бога
Бог (слав. — наделяющий богатством; bhaga — удача, счастье, дарующий; инд. deva — светить, сиять) — основное религиозно-богословское понятие, которое означает некую сверхъестественную сущность, своеобразный объект поклонения.
Бог — высшая ценность религиозной
веры, всегда так или иначе рассматриваемая
как личность. Признается в качестве
сущности, наделенной необыкновенными,
«сверхъестественными»
В религиях Древнего Китая,
Кореи, Японии, Индии, Древнего
Востока описывается сонм
Особенно хорошо развитие
представления о Боге можно
проследить в индийской
В представлениях о Боге
с самого начала фигурировали
такие могущественные
Понятие Бога как Абсолюта включает в себя три основных момента совершенства:
1.Бог как абсолютное, всемогущее и совершенное начало, творец всего сущего;
2.Бог абсолютное духовное
3.Бог как совершенное
Представление о Боге как
о творце и властелине
4.Функции религии как источника развития мировой культуры
Любая религия включает в себя несколько составных частей. Первый компонент — это вера, учение, система представлений о главных богах, о происхождении мира и людей. Т.е. можно говорить о совокупности идей и образов, которые обосновывают, утверждают и укрепляют религиозную веру.
Второй
компонент религии —
Считая такое мировоззрение кошмарным, Джеймс тем не менее полагал, что религия всегда преисполнена различными чувствами. В трудах по психологии и философии религии нередко встречаются попытки точно определить сущность религиозного чувства. Однако религиозных чувств множество. Есть религиозная любовь, религиозное чувство возвышенного, религиозная радость, религиозное спокойствие, религиозный фанатизм.
Третий
компонент религии — обряды, культы.
Культ — это совокупность