Культура и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 20:47, реферат

Описание работы

Религия (от лат. religio — совестливость, благочестие, набожность, предмет культа) — мировосприятие, воодушевленное верой в Бога, важнейшая область духовной жизни людей и культуры.
Касаясь происхождения слова, назовем два предположения. В первом случае считается, что религия происходит от лат. relege (чтить, почитать) и означает богопочитание. Именно такое объяснение предложил римский поэт и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). В трактате «О природе богов» он определил религию как преклонение и благоговение человека перед бесконечным Началом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Религия-явление мировой культуры…………………………………..……..4
2. Древние формы верований……………… …………………………………..5
3. Идея Бога………………………………………………………………………7
4. Функции религии как источника развития мировой культуры……………9
Заключение……………………………………………………………………...13
Список нормативно – технической документации и литературы…………..14

Файлы: 1 файл

культурология реферат.docx

— 46.95 Кб (Скачать файл)

 

Министерство сельского  хозяйства Российской Федерации

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Пермская государственная  сельскохозяйственная академия

имени академика Д.Н.Прянишникова»

 

Факультет землеустройства  и кадастра

 

 

Кафедра философии

 

 

РЕФЕРАТ

КУЛЬТУРА  И РЕЛИГИЯ

 

по специальности 120302

«Земельный кадастр»

 

                                                                       Выполнил: студенты группы ЗК-45

                                                               Н.С.Стробыкин_______________                                                                                                       А.А.Александрова____________                                                                                 «___»____________________2013

                                                           Проверил:             преподаватель    

                                                                         Е.А.Кокарева________________

                                                                          «___»___________________2013

 

 

 

 

Пермь 2013

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….....3

1. Религия-явление мировой культуры…………………………………..……..4

2. Древние формы верований……………… …………………………………..5

3. Идея Бога………………………………………………………………………7

4. Функции религии как источника развития мировой культуры……………9

Заключение……………………………………………………………………...13

Список  нормативно – технической документации и литературы…………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Религия (от лат. religio — совестливость, благочестие, набожность, предмет культа) — мировосприятие, воодушевленное верой в Бога, важнейшая область духовной жизни людей и культуры.

Касаясь происхождения слова, назовем два  предположения. В первом случае считается, что религия происходит от лат. relege (чтить, почитать) и означает богопочитание. Именно такое объяснение предложил римский поэт и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). В трактате «О природе богов» он определил религию как преклонение и благоговение человека перед бесконечным Началом.

Существует  и другая версия, которую выдвинул христианский писатель IV в. до н.э. Лактанций. Он полагал, что «религия» происходит от слова religare — «связывать».

Религия — это и определенная связь  между человеком (как конечным существом) и Богом (как бесконечным и  абсолютным началом мира) и вытекающие из нее (связи), благоговение перед бесконечным, т.е. богопочитание. Религия — это не только вера или совокупность взглядов. Религия есть чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и достойной поклонения.

 Религия глубоко связана с культурой. Культура родилась из культа. Она соприродна духовности, следовательно, религии. Именно в религии коренятся глубинные сокровенные основы культуры. «Религия не может быть частным делом, — писал Н.А. Бердяев, — как того хотела новая история, она не может быть автономна, и не могут быть автономны все другие сферы культуры. Религия опять делается в высшей степени общим, всеобщим, всеопределяющим делом» .

 

 

 

1. Религия-явление мировой культуры

 

Культурологи  всегда подчеркивали, что религии  — это явление мировой культуры. К. Ясперс, рассматривая осевое время, уделил немалое внимание феномену религии. Касаясь этого рубежа человеческой истории, К. Ясперс писал: «Мифологической  эпохе с ее спокойной устойчивостью  пришел конец. Греческие, индийские, китайские  философы и Будда в своих основных идеях о Боге были далеки от мифа...Божество неизмеримо возвысилось посредством усиления этической стороны религии». 

С религиозной  точки зрения появление религии  вполне объяснимо: она возникла благодаря  живому общению с Богом. Но понять феномен религии пытались и светские мыслители, многие из которых вообще были неверующими. Французский религиозный  мыслитель Этьен Жильсон (1884-1978) полагал, что между философией и теологией должна существовать глубинная связь. Быть христианским философом, по мнению Жильсона, значит, прежде всего, быть христианином, человеком, для которого опыт веры, некие от младенчества усвоенные слова и внутренняя религиозная жизнь определяют собой не только все его бытие, но и все существенное мышление... Посвященность в таинства, вместе с которыми содержание религии дается крещаемому и приобщаемому с самого начала и целиком оказывается решающим жизненным фактом».

К. Ясперс высоко оценивал рождение мировых религий. Их появление знаменовало собой  фундаментальные перевороты в духовном развитии человечества. Они стали  источником новых социокультурных  ценностей, идеалов. Воздействие мировых  религий определяло развитие культуры огромных регионов. Историю человечества трудно представить себе без религии.

2. Древние формы верований

Культурологи  и философы с давних времен описывали  рождение религии. Особое внимание они  уделяли исторически ранним формам верований.

Шаманизм — это религиозные представления и культовые действия, в основе которых лежит вера в возможность шаманов быть посредниками между человеческим сообществом и миром духов. Истоки шаманизма прослеживаются в глубине веков.

Центральное верование шаманизма — существование  двух миров, тесно прилегающих друг к другу, которые перекрещиваются, но сохраняют автономию. Это физический мир, в котором мы живем, и духовный мир, населенный силами, которые направляют и контролируют физический мир. Как  обитатели «меньшего» мира мы существуем в нем в некотором смысле по милости мира духовного. Его вторжение  в наш мир может принести исцеление  или болезнь, удачу или невезение. Духовный мир параллелен всей нашей  жизни на физическом уровне — так, каждое дерево, животное или камень обладает собственным духом. Причинить  им вред или обидеть — значит накликать беду. Таким образом, наше взаимодействие с духовным миром  приобретает огромное значение. Именно здесь решающую роль играет шаман. Он способен войти в мир духов  и установить контакт с силами духовного мира. Это достигается  через состояние транса или через  роль медиума (посредника).

Такие люди обладают значительной силой и авторитетом. Шаманы были первыми профессионалами в работе с людьми. Во многих смыслах они оказывались первыми психотерапевтами.. Шаман также в совершенстве владел традиционной мифологией, системой верований и тайным языком племени, целительскими методами.

Анимизм (от лат. anima, animus — душа, дух), вера в существование душ и духов, т. е. фантастических, сверхъестественных, сверхчувственных образов, которые в религиозном сознании представляются действующими во всей мёртвой и живой природе агентами, управляющими всеми предметами и явлениями материального мира, включая и человека. Если душа представляется связанной с каким-либо отдельным существом или предметом, то духу приписывается самостоятельное существование, широкая сфера деятельности и способность влиять на различные предметы. Души и духи представляются то аморфными, то фитоморфными, то зооморфными, то антропоморфными существами; однако они всегда наделяются сознанием, волей и другими человеческими свойствами.

Фетишизм – придание неодушевленным предметам особого значения, наделение их магической силой и поклонение им. В психоанализе под фетишизмом понимается психическое состояние и форма деятельности, характеризующиеся заменой непосредственного сексуального объекта такими его атрибутами, которые вызывают у человека сексуальное возбуждение.

Аниматизм (от лат. animatus — одушевлённый), вера в безличную одушевлённость природы или отдельных её частей и явлений, характерная черта первобытных религий. Анимантизм необходимо отличать от гилозоизма, анимизма, от веры в личные нематериальные существа (духов), якобы присутствующие в тех или иных предметах или явлениях. Вопрос о времени возникновения анимантизма в истории общественного сознания наукой ещё не решен. Некоторые учёные (Л. Я. Штернберг и др.) рассматривают аниматизм. как более раннюю стадию развития религии, чем анимизм, другие (В. Г. Богораз-Тан и др.) считают, что они сосуществовали

3. Идея Бога

 

Бог (слав. — наделяющий богатством; bhaga — удача, счастье, дарующий; инд. deva — светить, сиять) — основное религиозно-богословское понятие, которое означает некую сверхъестественную сущность, своеобразный объект поклонения.

Бог — высшая ценность религиозной  веры, всегда так или иначе рассматриваемая  как личность. Признается в качестве сущности, наделенной необыкновенными, «сверхъестественными» свойствами и силами. В самом широком смысле Бог есть сущность совершенная. В  понятие совершенства верят и  преклоняются перед ним как сущим.

 В религиях Древнего Китая,  Кореи, Японии, Индии, Древнего  Востока описывается сонм богов,  один из которых всегда наиболее  могущественный, например Зевс у  древних греков. В индуизме такая  иерархия отсутствует. Наряду  с «великими богами» здесь  нередко почитаются и второстепенные, низшие боги, неотличимые от местных  духов, гениев, демонов.

 Особенно хорошо развитие  представления о Боге можно  проследить в индийской мифологии:  сначала индийские боги были  выдающимися, сильными, победоносными,  сведущими и изобретательными  людьми, которые знали и могли  намного больше, чем все другие. Поэтому они приносили людям  нужные им блага, о которых  их просили. Позднее их возвели  в ранг богов, и боги стали  «могущественными», «всезнающими»,  «добрыми», «жертвователями всех  благ». Они оказались «творцами  (изобретателями), техниками древности,  героями и «королями», родоначальниками  и вождями племен. У первобытных  народов бога часто называли  «праотцем», «предком».

 В представлениях о Боге  с самого начала фигурировали  такие могущественные природные  силы и вещи, как ясное дневное  небо, солнце, луна, гром, ветер, море  и т.д. Перед ними преклонялись  еще наивно, как перед явлением  невидимых, непонятных сил, стоящих  за явлениями или действующих  в самых естественных феноменах  и управляющих ими, как перед  духовными сущностями. Вот почему  эти сущности стали одновременно идеальными и желаемыми. Они есть то, чем (и каким) человек не является, но хотел бы быть. Именно эти сущности вносят ясность и устойчивость в запутанное и неустойчивое человеческое существование. Кто повинуется им, кто следует их заповедям, ублажает их жертвоприношениями, к тому же они милостивы и одаряют сначала материальными, а затем и духовными благами, дают долю своей проницательности, своего могущества, наконец, своего бессмертия в «потустороннем» мире. Они придают жизни высший смысл и являются представителями всеобщего принципа, позволяющего понять мир со всем его злом и страданиями, благодаря которым он находит объяснение и загадки собственной души.

 Понятие Бога как Абсолюта  включает в себя три основных  момента совершенства:

1.Бог как абсолютное, всемогущее  и совершенное начало, творец  всего сущего;

2.Бог абсолютное духовное начало, которому приписывается атрибут  всеведения, всемудрости;

3.Бог как совершенное всеблагое  начало, абсолютный источник милости  и справедливости.

 Представление о Боге как  о творце и властелине Вселенной,  источнике нравственного закона наиболее определенно обнаруживается в Библии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Функции религии как источника развития мировой культуры

 

Любая религия  включает в себя несколько составных  частей. Первый компонент — это вера, учение, система представлений о главных богах, о происхождении мира и людей. Т.е. можно говорить о совокупности идей и образов, которые обосновывают, утверждают и укрепляют религиозную веру.

Второй  компонент религии — религиозные  чувства. Упоминавшийся ранее У. Джеймс отвергал бесстрастное, чисто  интеллектуальное истолкование религии. Он видел в ней живое, трепетное  чувство, невыразимые и многочисленные роптания души. «Красота и безобразие, любовь и жестокость, жизнь и смерть живут рядом друг с другом, в  нерасторжимой связи, и мало-помалу взамен прежнего человеколюбимого Божества, склонного к людям, в нас складывается понятие о грозной силе, которая  никого не любит и ненавидит, но бессмысленно ведет все к общей погибели».

Считая  такое мировоззрение кошмарным, Джеймс тем не менее полагал, что религия всегда преисполнена различными чувствами. В трудах по психологии и философии религии нередко встречаются попытки точно определить сущность религиозного чувства. Однако религиозных чувств множество. Есть религиозная любовь, религиозное чувство возвышенного, религиозная радость, религиозное спокойствие, религиозный фанатизм.

 Третий  компонент религии — обряды, культы. Культ — это совокупность специальных  действий и ритуалов, обусловленных  верой и регламентированных вероучением.  По мнению русского философа  Павла Александровича Флоренского  (1882-1937), древние культы потрясали  и тем самым открывали возможность  постижения тайн. Н.А. Бердяев  считал, что культура в первоначальный  период своего развития была  связана с культом. B.C. Соловьев  писал: какова бы ни была  наша уверенность в истине  нашей религии, она не дает  нам права закрывать глаза  на тот факт, что религий существует  множество и что каждая приписывает  себе исключительную истинность. Обычно аргументы в пользу  своей религии касаются нравственности. Сторонники той или иной веры  объявляют, что их вера более этична. Но B.C. Соловьев обращает также внимание и на красоту культа. Он пишет: если бы красота греческого богослужения в Софийском соборе не произвела такого сильного впечатления на послов киевского князя Владимира, то, вероятно, Россия не была бы теперь православною.

Информация о работе Культура и религия