Культура и религия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 20:47, реферат

Описание работы

Религия (от лат. religio — совестливость, благочестие, набожность, предмет культа) — мировосприятие, воодушевленное верой в Бога, важнейшая область духовной жизни людей и культуры.
Касаясь происхождения слова, назовем два предположения. В первом случае считается, что религия происходит от лат. relege (чтить, почитать) и означает богопочитание. Именно такое объяснение предложил римский поэт и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). В трактате «О природе богов» он определил религию как преклонение и благоговение человека перед бесконечным Началом.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….....3
1. Религия-явление мировой культуры…………………………………..……..4
2. Древние формы верований……………… …………………………………..5
3. Идея Бога………………………………………………………………………7
4. Функции религии как источника развития мировой культуры……………9
Заключение……………………………………………………………………...13
Список нормативно – технической документации и литературы…………..14

Файлы: 1 файл

культурология реферат.docx

— 46.95 Кб (Скачать файл)

 Какие  же функции выполняет в обществе  религия? Прежде всего, она  несет людям ценностный, ориентирующий  смысл, т.е. отвечает на вопросы:  «Зачем? Во имя чего? В чем смысл?»  Но религия не ограничивается  этой функцией. Она также объединяет  людей, выполняя интегрирующую,  культурную функцию. Благодаря  религии общество сплачивается. Религия - своеобразная (духовная) скрепа  общества, поскольку создает коллективные  представления внутри общества, предлагая людям определенные  ориентиры поведения. Таким образом,  она выполняет свою нормативную  функцию.

 Религия  оказывает огромное воздействие  на архитектуру, живопись, музыку. Австрийский искусствовед Ганс  Зедльмайр в работе «Утрата середины» отмечает, что на протяжении почти полутора тысячелетий в архитектуре Западной Европы преобладал храм как обитель Бога, а с эпохи Возрождения — замок и дворец как жилище божественного человека. В последовательности архитектурно-художественных задач, сменяющих собою безраздельно главенствующую до XVIII в. задачу (церковь, замок и дворец), Зедльмайр видит нисходящую поступь новых религий, заменяющих для европейского человека сначала христианского личного Бога, а потом одна другую.

 Будучи феноменом культуры, религия обладает огромным нравственным содержанием. Она представляет собой явление человеческого духа и есть живое общение с Абсолютом. Религия относится к философии, как молитва к понятию. Человек на всех ступенях развития с тех пор, как осознал себя человеком, ищет Бога и возносит к нему свою молитву. Это всемирный факт, который указывал на присущую человеку потребность общения с Высшим Существом. Человек находит в религии этическое удовлетворение. Он укрепляется нравственно, приобретает душевное спокойствие и утешение в скорби. В своем стремлении к Богу человек не остается «вечно голодным»; он получает духовную пищу. Источником этого удовлетворения служит внутренняя уверенность, что невидимое Существо, к которому он обращается мысленно, слышит его молитвы и оказывает ему помощь. В этом состоит сущность веры.

 Русский философ и политический мыслитель Борис Николаевич Чичерин задается вопросом: не есть ли все это самообольщение? Внутреннее отношение людей к Богу не подлежит опытному исследованию. Нет внешних признаков, по которым наука могла бы удостовериться в его реальности. Мы знаем только свое субъективное чувство, но предмет для нас остается скрытым. Вследствие этого многие исследователи видят в религии только плод фантазии. Если мы не в состоянии познавать абсолютное, то тем менее может быть допущена возможность общения с ним.

 На понятие Бога, считает русский философ, могут быть перенесены некоторые человеческие черты. Но само понятие взято отнюдь не с человека. Между ними та разница, которая вообще пролегает между физическим и духовным существом, между относительным и абсолютным. Одно представление возникает из опыта, другое — из чистой мысли. Если опыт составляет единственный источник нашего познания, то каким образом человек может воображать в течение уже тысячелетий, что он имеет общение с существом, которое не только никогда никому не являлось, но о котором он не может иметь даже ни малейшего понятия? Что это за безумный бред, охвативший человеческий род, притом не только на низших ступенях развития, во времена первобытного невежества, а равно и на высших, ибо мы знаем из опыта, что к числу религиозных людей принадлежали величайшие умы человечества?

 С культурологической точки зрения, напротив, религия представляется необходимым феноменом человеческой жизни. «Если Бог есть Разум, Управляющий вселенною, — пишет Б. Чичерин, — а человек как разумное существо сам является причастником этого Разума и носит в себе сознание его бытия, то он, по самой своей природе, должен стремиться к общению с Богом. Существо Разума состоит именно в общении. Разобщает телесная ограниченность: разумные же существа, в силу внутреннего закона, стремятся к общению друг с другом. И если это справедливо для отдельных существ, то тем более это должно иметь место в отношении к тому Существу, которое составляет центр и связь всего духовного мира. Как скоро человек имеет понятие о Боге, так он необходимо стремится к единению с ним». Религия — провозвестница человеческих ценностей, носительница нравственных императивов. Этим определяется ее место в культуре и в человеческой истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мы видели, что религия заключает в себе серьезное культурологическое содержание. Каждая религия представляет известное  миросозерцание, определяющее отношение  человека к Богу и миру. Если разъять  ее на составные части, мы откроем  в ней философскую истину, в  которой все связано логической нитью. Конечно, религия этим не ограничивается; она соединяет все элементы души в живом общении с Богом. Но само это общение возможно единственно  на основании того понятия, которое  мы имеем о Боге. Религия исстари  сопровождает культуру, являясь ее стержневым элементом. Она оказывает  воздействие на все элементы культуры и выражает огромный нравственный потенциал. 
Чем разнообразней верования, тем изысканий и более очаровательней ритуалы их сопровождающие. Нельзя сказать, что какая-нибудь одна религия господствующая на этой планете. Если было бы так, то от этого много потерял бы как и нравственный, так и культурный потенциал каждого верующего человека. Ведь в соперничестве религий с друг другом они становятся более яркими, мощными и не побоимся этого слова нравственными. Так что от отсутствия единообразия в вопросах религии на нашей планете выигрывает как сами религии, так и мировая культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список нормативно-технической  документации и литературы

 

  1. Гуревич П. С. Культурология. - М., 2003.
  2. Философия культуры. Становление и развитие. - СПб.. 1998.
  3. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. - М., 1992.
  4. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1,2.-М., 1993,1998.
  5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. -М., 1991.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Культура и религия