Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 20:47, реферат
Религия (от лат. religio — совестливость, благочестие, набожность, предмет культа) — мировосприятие, воодушевленное верой в Бога, важнейшая область духовной жизни людей и культуры.
Касаясь происхождения слова, назовем два предположения. В первом случае считается, что религия происходит от лат. relege (чтить, почитать) и означает богопочитание. Именно такое объяснение предложил римский поэт и философ Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.). В трактате «О природе богов» он определил религию как преклонение и благоговение человека перед бесконечным Началом.
Введение……………………………………………………………………….....3
1. Религия-явление мировой культуры…………………………………..……..4
2. Древние формы верований……………… …………………………………..5
3. Идея Бога………………………………………………………………………7
4. Функции религии как источника развития мировой культуры……………9
Заключение……………………………………………………………………...13
Список нормативно – технической документации и литературы…………..14
Какие
же функции выполняет в
Религия
оказывает огромное
Будучи феноменом культуры, религия обладает огромным нравственным содержанием. Она представляет собой явление человеческого духа и есть живое общение с Абсолютом. Религия относится к философии, как молитва к понятию. Человек на всех ступенях развития с тех пор, как осознал себя человеком, ищет Бога и возносит к нему свою молитву. Это всемирный факт, который указывал на присущую человеку потребность общения с Высшим Существом. Человек находит в религии этическое удовлетворение. Он укрепляется нравственно, приобретает душевное спокойствие и утешение в скорби. В своем стремлении к Богу человек не остается «вечно голодным»; он получает духовную пищу. Источником этого удовлетворения служит внутренняя уверенность, что невидимое Существо, к которому он обращается мысленно, слышит его молитвы и оказывает ему помощь. В этом состоит сущность веры.
Русский философ и политический мыслитель Борис Николаевич Чичерин задается вопросом: не есть ли все это самообольщение? Внутреннее отношение людей к Богу не подлежит опытному исследованию. Нет внешних признаков, по которым наука могла бы удостовериться в его реальности. Мы знаем только свое субъективное чувство, но предмет для нас остается скрытым. Вследствие этого многие исследователи видят в религии только плод фантазии. Если мы не в состоянии познавать абсолютное, то тем менее может быть допущена возможность общения с ним.
На понятие Бога, считает русский философ, могут быть перенесены некоторые человеческие черты. Но само понятие взято отнюдь не с человека. Между ними та разница, которая вообще пролегает между физическим и духовным существом, между относительным и абсолютным. Одно представление возникает из опыта, другое — из чистой мысли. Если опыт составляет единственный источник нашего познания, то каким образом человек может воображать в течение уже тысячелетий, что он имеет общение с существом, которое не только никогда никому не являлось, но о котором он не может иметь даже ни малейшего понятия? Что это за безумный бред, охвативший человеческий род, притом не только на низших ступенях развития, во времена первобытного невежества, а равно и на высших, ибо мы знаем из опыта, что к числу религиозных людей принадлежали величайшие умы человечества?
С культурологической точки зрения, напротив, религия представляется необходимым феноменом человеческой жизни. «Если Бог есть Разум, Управляющий вселенною, — пишет Б. Чичерин, — а человек как разумное существо сам является причастником этого Разума и носит в себе сознание его бытия, то он, по самой своей природе, должен стремиться к общению с Богом. Существо Разума состоит именно в общении. Разобщает телесная ограниченность: разумные же существа, в силу внутреннего закона, стремятся к общению друг с другом. И если это справедливо для отдельных существ, то тем более это должно иметь место в отношении к тому Существу, которое составляет центр и связь всего духовного мира. Как скоро человек имеет понятие о Боге, так он необходимо стремится к единению с ним». Религия — провозвестница человеческих ценностей, носительница нравственных императивов. Этим определяется ее место в культуре и в человеческой истории.
Заключение
Мы видели,
что религия заключает в себе
серьезное культурологическое содержание.
Каждая религия представляет известное
миросозерцание, определяющее отношение
человека к Богу и миру. Если разъять
ее на составные части, мы откроем
в ней философскую истину, в
которой все связано логической
нитью. Конечно, религия этим не ограничивается;
она соединяет все элементы души
в живом общении с Богом. Но
само это общение возможно единственно
на основании того понятия, которое
мы имеем о Боге. Религия исстари
сопровождает культуру, являясь ее
стержневым элементом. Она оказывает
воздействие на все элементы культуры
и выражает огромный нравственный потенциал.
Чем разнообразней верования, тем изысканий
и более очаровательней ритуалы их сопровождающие.
Нельзя сказать, что какая-нибудь одна
религия господствующая на этой планете.
Если было бы так, то от этого много потерял
бы как и нравственный, так и культурный
потенциал каждого верующего человека.
Ведь в соперничестве религий с друг другом
они становятся более яркими, мощными
и не побоимся этого слова нравственными.
Так что от отсутствия единообразия в
вопросах религии на нашей планете выигрывает
как сами религии, так и мировая культура.
Список нормативно-технической документации и литературы