Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 20:26, контрольная работа
Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, то есть система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
Введение
1. Сущность и функции понятия «культура»
2. Субкультура – структура понятия
Заключение
Список литературы
Субкультуры выполняют в рамках общей культуры две важнейших функции.
Во-первых, они помогают людям устанавливать и осуществлять взаимодействия с другими людьми, с обществом в целом, включаться в общество, в его культурную жизнь. Субкультуры предлагают конкретные способы решения ряда социальных и других проблем, порождаемых противоречиями данного общества. Поэтому говорят об адаптивном характере субкультур. В то же время субкультура позволяет человеку осознать своё место в обществе, свою культурную идентичность, отличить себя от других.
Во-вторых, субкультуры при
всей их относительной «отдельности»,
изолированности в рамках доминирующей
культуры всё же взаимодействуют
с ней, становятся известны большому
числу людей, принадлежащих иным
субкультурам. При этом может произойти
усвоение некоторых ценностей, норм,
черт определённой субкультуры представителями
других субкультур, так что, в конце
концов, эти ценности и особенности
воспринимает доминирующая культура.
Субкультура, таким образом, может
влиять на доминирующую культуру, изменять
её. В этом смысле субкультуры являются
источниками развития, обновления доминирующей
культуры. В современной России эти
процессы тоже идут. Правда, не всегда
обновление можно считать, безусловно,
благотворным: например, распространение
ряда элементов субкультуры
В условиях, резко ограничивших
свободу индивидуального и
Кроме того, разрыв между
официальной идеологией и реальной
социальной практикой порождал отчуждение
молодежи от институциональных ценностей,
и это опять-таки «толкало» ее
в область досуговой
Таким образом, отечественные варианты субкультурной активности молодежи вызваны отсутствием нормальных механизмов социализации в общественной практике. И не перестройка породила многочисленное и разноликое племя неформалов — она их только легализовала. Естественно, что с первым же снятием запретов молодежь стала быстро заполнять все пустовавшие прежде социально-экологические ниши возможных форм поведения. Сначала это было по преимуществу развлекательные и, если можно так выразиться, социально-демонстративные формы деятельности. Газеты запестрели репортажами о рокерах, фанатах, люберах. Однако по мере расширения демократии следовало ожидать политизации молодежных движений — и этот процесс не замедлил начаться.[11]
Таким образом, субкультура
имеет в наличии четко
Заключение
В основе выделения субкультуры из общей культуры лежит конфликт норм, ценностей и идеологии. Этот же конфликт становится причиной того, что отдельные люди выбирают для себя ту или иную субкультуру. Но, став членом субкультуры, человек не замыкается в ее пространстве: он должен взаимодействовать с общей культурой.
Культура – это целостная система, ей присуща определенная иерархия отношений. Соотношение понятий культура и субкультура в различных областях гуманитарного знания трактуются, как правило, во взаимосвязи с понятием нормы.
Итак, субкультура является
способом бытия культуры, посредством
которого специфические группы
пытаются адаптировать
Субкультуры существуют столько, сколько существует культура. В отличие от господствующей культуры, конкретная субкультура недолговечна, но каждая новая субкультура повторяет характерные черты исчезнувших и современных форм. Множественные новообразования в культуре могут привести к появлению субкультуры или остаться внутри существующей субкультуры.
Список литературы
1. Аберкроман Н., Хилл С.,
Тернер Б.С. Социологический
2. Андреева И.Н., Годунова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей. // Социс. 1989. № 4. - С. 48-56.
3. Волков Ю.Г. Социология: Элементарный курс: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.
4. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996.
5. Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
6. Лем С. Модель культуры // Вопросы философии. 1969. №8. — С. 56-57.
7. Рок: музыка? субкультура? стиль жизни? (обсуждение за «круглым столом» редакции} // Социологические исследования 1987. № 6. с. 37.
8. Создай самого себя (материалы «круглого стола») // Знание — сила. 1988. № 3. с. 191.
9. Флиер А.Я. Массовая культура и ее соци-альные функции // Общественные науки и современность. 1998 218 №6. — С. 138-148
10. Гуревич П. С. Культурология. - М: Академия, 2005
Культурология./ Под ред. Г.В. Драча. - Ростов–на–Дону: Феникс, 1999.-576 стр.
Кармин А.С. Основы культурологии: Морфология культуры. – СПб.: Лань, 2007.-512 стр.
Культурология./ Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Высшая школа, 2008.-512 стр.
Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. – М.: ТОО “ЧеРо”, 1996.-288
[1] Гуревич П.С. Культурология. – М: Академия, 2005. - с.158.
[2] Аберкроман Н., Хилл С.,
Тернер Б.С. Социологический
[3] Культурология./ Под ред. Г.В. Драча. - Ростов–на–Дону: Феникс, 1999.- с. 78
[4] Кармин А.С. Основы
культурологии: Морфология
[5] Культурология./ Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Высшая школа, 2008.-с.97
[6] Культурология./ Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Высшая школа, 2008.-с.108
[7] Кармин А.С. Основы
культурологии: Морфология
[8] Культурология./ Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Высшая школа, 2008.-с.138
[9] Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. – М.: ТОО “ЧеРо”, 1996.-с. 119
[10]Волков Ю.Г. Социология: Элементарный курс: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. – с. 27-28.
[11]Андреева И.Н., Годунова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей. // Социс. 1989. № 4. — С. 48-56