Культура и субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 20:26, контрольная работа

Описание работы

Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, то есть система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Содержание работы

Введение
1. Сущность и функции понятия «культура»
2. Субкультура – структура понятия
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 26.69 Кб (Скачать файл)

тема: Культура и субкультура 

 

Оглавление 

 

Введение. 3

 

1. Сущность и функции  понятия «культура». 3

 

2. Субкультура – структура  понятия. 3

 

Заключение. 3

 

Список литературы3

 

 

Введение 

 

Культура - присущая данному  обществу или большой социальной группе система ценностей, представлений  о жизни и поведенческих кодов, определяющих образ жизни, то есть нечто  специфическое в способе самовыражения  индивида, социальной группы, народа[1].

 

Поскольку общество распадается  на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется  собственная культура, то есть система  ценностей и правил поведения. Малые  культурные миры называют субкультурами.

 

Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно  и социально в большей или  меньшей степени обособленной. Субкультурные  атрибуты, ритуалы как устойчивые образы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых  в господствующей культуре, хотя с  ними и связаны[2].

 

Таким образом, цель данной работы: раскрыть понятия субкультуры и  культуры, а также их взаимосвязь.

 

В связи с этим представляется необходимым решение ряд следующих  задач:

 

· Определить понятие «культура» и её функции в современном  обществе;

 

· Рассмотреть понятие  и условия формирования субкультур;

 

1. Сущность и функции  понятия «культура» 

 

Культура - способ жизнедеятельности  человека, отличительная особенность  которого в том, что все многообразие предметов и явлений материального  и духовного мира перед человеком  предстает в виде ценностей.

 

Ученые выделяют три основные формы культуры и множество переходных и внутренних вариантов.

 

Народная культура - в основном, культура сельчан. Фольклор, песни и  танцы, сказки и анекдоты, обряды и  ритуалы. Сегодня в развитых странах  сохранилась в основном в далеких  уголках. Но именно в ней истоки других культур.

 

Элитарная культура – это  результаты производства и произведения искусства, выполненные мастерами, чьи имена человечество нередко  хранит в памяти веками. Восприятие многих продуктов элитарной культуры требует специального образования.

 

В последние несколько  десятилетий к ней относят  академическую музыку, литературу и  изящные искусства. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный  слой общества – элита. Элита есть в каждом общественном классе, социальной группе. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими нравственными и эстетическими  задатками. Именно элита, как считают  многие культурологи, способствует осознанию  обществом самого себя.

 

Типичным проявлением  элитарной культуры является теория и практика “чистого искусства” или  “искусства для искусства”.

 

В рамках элитарной культуры есть своя контркультура – авангард. Представители авангардной культуры создают “трудные” произведения. Смысл их деятельности – не получить признание у массовой или элитарной  публики, а разработать новые  пути отражения в культуре своего времени мыслей и чувств современного человека, его взаимоотношений с  миром.

 

Массовая культура – это  комплекс духовных ценностей соответствующих  вкусам и уровню развития общества массового потребления. Она зародилась во второй половине XX века, когда и  сформировалось это общество. Появилось  понятие “индустрия культуры”, которое  указывает не только на применение современной техники, но и на стандартизацию производимого продукта – книг, фильмов, популярной музыки. В результате культурные тексты стали доступными одновременно очень большому числу  людей из разных общественных слоев  и социальных групп.

 

Различие этих трех форм может  проявляться в языке, поведении, одежде, еде и даже в спорте. К  примеру, лапта, гольф и футбол принадлежат  разным формам культуры.

 

В современной научной  литературе встречается более 250 определений  культуры. Специалистами по теории культуры А. Кребером и К. Клакхоном  было проанализировано свыше ста  основных определений и выделены следующие группы:

 

1. Описательные определения  - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. 

 

2. Исторические определения,  подчеркивающие роль традиций  и социального наследия.

 

3. Нормативные определения,  акцентирующие значение принятых  правил и норм.

 

4. Ценностные определения:  культура - это материальные и  социальные ценности группы людей,  их институты, обычаи, реакции  поведения. 

 

5. Психологические определения,  исходящие из решения человеком  определенных проблем на психологическом  уровне.

 

6. Определения на базе  теорий обучения: культура - это поведение,  которому человек научился, а  не получил в качестве биологического  наследства.

 

7. Структурные определения  - систему определенных признаков,  различным образом связанных  между собой. 

 

8. Идеологические определения:  культура - это поток идей, переходящих  от индивида к индивиду посредством  особых действий, т.е. с помощью  слов или подражаний.

 

9. Символические определения:  культура – это организация  различных феноменов, состоящая  в употреблении символов или  зависящая от этого. 

 

Каждая из перечисленных  групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в  целом, как сложный общественный феномен она ускользает от определения[3].

 

Из работы Кармина А.С. следует[4], что слово “культура” стало употребляться в качестве научного термина в историко-философской  литературе европейских стран со второй половины XVIII века – “века  Просвещения”. Одной из важнейших  тем, волновавших европейскую общественную мысль в этот период, была “сущность” или “природа” человека. В сознании современного человека "культура" существует как собирательный образ, который объединяет в себе искусство, религию, науку и т.д.

 

Как указано в работе Багдасарьяна Н.Г.[5], культура исторически сформировалась, в конечном счете, как способ духовного  освоения действительности. Главная  функция культуры - сохранять и  воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его другим поколениям и обогащать его.

 

В обобщающем смысле можно  говорить о некоторых целостных  функциях культуры.

 

Информационная функция  культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные  формы исторического прогресса.

 

Нормативная функция культуры связана с апробацией духовных ценностей  в массовой деятельности людей.

 

Оценочная функция культуры. Культура оказывается способной  реализовать оценочную функцию.

 

Функция целеполагания. Культура, формируя эталонные ценности, вырабатывает идеалы, которые выполняют роль стимулов и целеполагания для формирования и отбора, целей в жизнедеятельности человека.

 

Познавательная функция  культуры заключается в осуществлении  различных форм познания: художественного, религиозного, нравственного и т. д.

 

Смыслообразующая функция  культуры осуществляется с помощью  различных творческих приемов, особых для каждого вида духовной деятельности, языков и знаков, специфического набора символов и образов, понятий и  идей.

 

Рекреативная функция  культуры проявляется в создании способов и учреждений, где человек  получает возможность восстанавливать  свои духовные силы.

 

Коммуникативная функция  культуры создает определенную систему, которая обеспечивает обмен и  взаимодействие участников культурного  процесса[6].

 

В другом литературном источнике[7] раскрывается сущность функции социализации, включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального  опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли.

 

Кумулятивная функция  выводит человека из мира животного  в мир "homo sapiens", человека, осознающего  свое общественно-социальное представление.

Ряд исследователей считают, что функции в самой культуре не познаются, так как функция - это  отношение, деятельность. Исходя из этого, функции культуры рассматриваются  по отношению к человеку:

 

1. Личностная. Культура делает  человека личностью, возвышает  его. 

 

2. Эмоциональная. Культура  помогает человеку найти выход  эмоций через искусство, музыку, поэзию и т.п. 

 

3. Идентифицирующая. Благодаря  культуре, человек познает себя.

 

4. Творческая. Каждая личность  отражает себя в творчестве.

 

И по отношению к группе (сообществу):

 

1. Регулятивная. Она регулирует  поведение человека, складывает  культурные стереотипы.

 

2. Оценочная. Дает основание  для оценки тех или иных  событий, феноменов. 

 

3. Кумулятивная. Собираются  все ценности, накапливаются сокровища  языка, опыт человечества и  передаются следующим поколениям.

 

4. Преемственность. Люди  разных поколений могут понимать  друг друга. 

 

5. Этническая. Народ осознает  себя как общность[8].

 

Рождественский Ю.В. и ряд  других авторов считают[9], что принято  делить культуру на материальную и  духовную соответственно двум основным видам производства - материального  и духовного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Духовная культура охватывает сферу сознания. Гармоничное развитие культуры объединяет материальную и духовную культуры.

 

Чаще всего культуру как  социальный феномен определяют через  ценностные ориентации. Роль ценностей  в строении и функционировании культуры ни у кого из исследователей не вызывает сомнений.

 

Ценности родились в истории  человеческого рода как некие  духовные опоры, помогающие человеку устоять  перед лицом тяжелых жизненных  испытаний. Ценности соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни. Человек соизмеряет свое поведение  с нормой, идеалом, целью, которая  выступает в качестве образца, эталона. Именно в этом значении те ориентации, которые обусловливают человеческое поведение, называют ценностными. В  каждой культуре обнаруживается ее ценностная природа, то есть наличие в ней  стойких ценностных ориентаций.

 

Таким образом, культура как  система ценностей формирует  у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще судят  о степени культурности того или  иного человека.

 

2. Субкультура – структура  понятия 

 

Термин «субкультура»  обозначает культуру некоторой общности, входящей в этнос или нацию, или  выделяемой в составе населения  страны, если эта общность (социальная группа) достаточно заметно отличается от остального общества своими ценностями, интересами, традициями, обычаями, стилем и образом жизни. При этом сами эти ценности, традиции и прочее порождены культурой общества (страны, нации) в целом, в широком смысле принадлежат этой культуре: субкультура  продолжает, в общем и целом  культуру нации, принимает её основные ценности. Реально культура каждой большой страны состоит из различных  субкультур; они взаимодействуют  между собой, даже в каких-то аспектах и направлениях противоречат основной культуре, но в большинстве случаев  остаются составляющими частями  общей (доминирующей) культуры.

 

Сообщества - носители (субъекты) субкультур обычно различаются этнической принадлежностью, демографическими характеристиками (пол и возраст), профессией, образованием, местом жительства, религией и многими  другими признаками. Говорят, например, о субкультуре бедности, субкультуре интеллигентности, молодёжных субкультурах, субкультуре преступного мира (деликвентная субкультура), субкультуре мусульманской, цыганской и многих других. Наиболее важны в практическом плане различия в формах поведения, мышления, менталитета социальных групп (сообществ).

 

Разнообразие культур  можно наблюдать и внутри общества. Во многих современных странах члены  некоторых групп принимают участие  в основной культуре общества, одновременно разделяя ряд уникальных ценностей, норм, традиций и жизненных укладов. Эти особые образцы культуры называются субкультурой. В России су­ществует множество субкультур, которые находят выражение в различных религиозных, расовых, этнических, профессиональных и возрастных группах.

 

Молодежная культура - один пример субкультуры. По причинам, восходящим к экономике и образованию, в  современном обществе сложились  условия, благоприятные для развития уникальных моделей молодежной культуры. Эти модели проявляются в увлечениях магнитофонными записями, звездами эстрады, украшениями и прическами и т.п., а также своеобразным жаргоном. Высокий  приоритет имеют также стандарты, касающиеся атрибутов мужественности и женственности. Для юношей важными  признаками мужественности являются физическая сноровка, спортивная подготовка, сексуальные  победы, готовность пойти на риск, отвага перед лицом агрессии и стремление защитить свою честь любой ценой. У девушек самыми завидными качествами считаются физическая привлекательность, жизнерадостность, способность тонко манипулировать различными типами межличностных отношений и умение контролировать ситуации, связанные с сексом.

 

Иногда нормы, ценности и  образ жизни в субкультуре  приходят в ощутимое противоречие с  нормами, ценностями и стилем жизни  всего общества, образуя контркультуру. Контркультура отвергает многие из поведенческих стандартов и правил, имеющих силу в доминирующей культуре. Ориентация на «раскованность» у  некоторой части молодежи западных стран в начале 70-х годов имела  довольно много контркультурных  обертонов. Молодые люди подвергали сомнению легитимность истеблишмента, отвергали этику упорного труда, свойственную старшим, искали новые  ощущения в наркотиках и «выпадали» из образа жизни среднего класса. Другими  примерами групп, принадлежащих  к контркультуре, могут служить  преступные шайки, сатанинские культы, правые и левые экстремисты.[10]

Информация о работе Культура и субкультура