Культура и язык

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 10:58, контрольная работа

Описание работы

Главное свойство человеческого общества состоит в том, что человек накапливает знания, умения, навыки, произведения труда и передает накопленное каждым предшествующим поколением новому поколению. Только благодаря этому становится возмож¬ным использование каждым человеком и обществом в целом не только собственного опыта, но и опыта других, живших прежде людей. Именно этой способностью сообщения и преемственно¬сти знаний и опыта человек отличен от животного: человек нака¬пливает знания и тем самым оказывается способным к созданию нового - творчеству.

Содержание работы

Введение 3
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА 4
ЯЗЫК И РЕЧЬ 5
СЛОВЕСНОСТЬ 14
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Диалог представляет собой обмен высказываниями, объединяющими людей в ходе подготовки действий и самих действий. Молва представляет собой сообщения значимой для общества текущей новой информации по цепочке, а также объединяет речевой коллектив, поскольку постоянно поддерживает осведомленность его членов о действиях других и о текущих событиях. Фольклор представляет собой высказывания, содержащие постоянно значимую информацию, которые сохраняются и используются по мере надобности.

Из форм устной словесности к культуре относится  только фольклор, поскольку в его  содержание входят обобщенный опыт, нормы  поведения и правила создания и использования речи: диалога, молвы  и самого фольклора. Этнос (народ), как культурная общность, характеризуется единой системой фольклора.

Письменная  словесность.

Письмо представляет собой искусственную графическую семиотическую систему, знаки которой обозначают единицы естественного языка. Различаются два основных вида письма - идеографическое (иероглифическое) и фонетическое.

Знаки идеографического письма обозначают и воспроизводят строение и значение слова (или словосочетания). Иероглиф представляет собой обозначение слова (реже устойчивого словосочетания), в котором могут иметься две части - детерминатив и фонетик.

Детерминатив передает общий смысл слова, обозначая смысловой класс, в который входит слово. Смысловые классы могут быть, например, такими: пространственно-временные отношения (верх, низ, единица, пара); вещества (земля, вода, дерево, металл); элементы ландшафта (гора, река, граница); живые существа (растения, морские животные, птицы); человек и части человеческого тела; продукты материальной культуры (постройки, дороги, суда, орудия и продукты труда, книги); абстрактные понятия; социальные отношения; божества и другие.

Фонетик передает примерное звучание всего слова или его частей; фонетик может быть сложным - один его элемент может обозначать слово в целом, а другие элементы - отдельные его части (египетское письмо).

Знаки фонетического  письма обозначают и воспроизводят  только звучание единиц слова (звуков, слогов).

Фонетическое  письмо может быть слоговым или силлабическим (критское линейное письмо А и В XIV в. до Р.Х.) — передающим слоги; консонантным или квазиалфавитным - передающим только согласные звуки (финикийское или древнееврейское письмо); неосиллабическим - имеющим один знак для слогов с одинаковым согласным (ка, ку, ки), гласные при этом передаются дополнительными знаками (индийское письмо деванагари); собственно алфавитным или вокалическим - передающим все звуки, как согласные, так и гласные (греческое письмо, кириллица).

Древнейшие  самостоятельно сложившиеся системы  письма являются идеографическими. Они  возникли в Египте и в Месопотамии в начале третьего тысячелетия до Р.Х. и в Китае в середине второго тысячелетия до Р.Х. Все остальные системы письма, как идеографические, так и фонетические, заимствованы от этих систем письма или образовались под их влиянием.

Древнейшие силлабические системы письма - критские, так называемые линейные А и В, которые возникли в середине второго тысячелетия до Р.Х. на основе критского иероглифического письма и отображали неизвестный язык крито-микенской культуры (А) и архаичный древнегреческий язык (В).

Древнейшие  консонантные алфавиты засвидетельствованы  в Передней Азии (на Святой Земле, Синайском  полуострове, в Финикии, Аравии) в X1V-XII веках до Р.Х., в период, непосредственно предшествовавший Исходу и последовавший за ним. Это угаритское клинописное, синайско-палестинское, ханаанейское (финикийское), а позднее и арамейское письмо. Все они достаточно близки между собой по внутренней структуре и, возможно, восходят к единому западносемитскому прототипу. Очевидно, примерно в это же время алфавитом такого же типа были записаны первоначальные книги Ветхого Завета.

Древнейшие  виды неосиллабического письма, кхарошти и брахми, возникли в связи с  распространением буддизма в Северной Индии и прилегающих странах в IV—III веках до Р.Х. на основе одного из восточных вариантов арамейского письма и, может быть, не без влияния греческого.

Древнейшее  алфавитное вокалическое письмо - греческое -возникает путем переработки  одной из разновидностей финикийского алфавита в IX—VIII веках до Р.Х. На основе греческого письма образуются и развиваются все системы письма европейских народов.

Среди ученых XIX века и значительной части XX века существовало мнение, что фонетическое письмо более совершенно, чем иероглифическое, а само развитие письма проходит стадии от идеографии к фонографии. Это мнение не соответствует фактам.

С одной стороны, иероглифические системы письма (например, китайская и японская) являются чрезвычайно гибкими и мощными инструментами выражения языковых значений и располагают в этом смысле средствами, недоступными фонетическому письму. Будучи сложными системами письменных знаков, иероглифические системы письма вырабатывают, причем на ранних стадиях развития, системы фонетических знаков для записи иностранных слов или простых текстов (как древнеегипетские звуковые знаки, фактически образующие алфавит, или японские знаки каны). Иероглифические системы успешно используются в течение многих тысячелетий и довольно легко приспосабливаются к различного рода новым информационным технологиям в виде книгопечатания или компьютерной речи.

С другой стороны, по мере развития фонографического письма в нем вырабатываются многочисленные системы идеографических знаков (например, @, №, $, %), а в ряде случаев и целые идеографические подсистемы, как средневековая греческая и латинская тахиграфия, которая первоначально была стенографической записью речи, а позже превратилась в особую систему иероглифических знаков. Это было связано со стремлением к сокращенной записи слов в текстах дорогих пергаментных книг и грамот. Подобного рода явления вторичных кодов легко можно наблюдать в любом компьютере.

Смена иероглифики  фонографией объясняется тем, что  любая иероглифическая система  письма тесно приспособлена к  конкретному языку и в особенности к культуре: если бы древние евреи использовали, например, для записи Ветхого Завета египетское письмо, то им пришлось бы постоянно упоминать, изображать в тексте разнообразные египетские божества и обряды (ибисов, скарабеев, крокодилов, фараонов, аспидов и т. п.), а сами по себе ассоциации значений слов, задаваемые через иероглифические знаки, непрестанно обращали бы их к мыслительным образам египетской культуры, что решительно несовместимо с Заповедями.

Образование фонетического  письма происходит путем отбрасывания иероглифических знаков и обычно серьезного преобразования начертаний фонетических знаков. Древнейшие семитские алфавиты повторяют состав египетских (или аккадских) звуковых или слоговых знаков, но начертания семитских букв вполне самостоятельны.

В систему письма входят:

1. Алфавит в общем смысле - номенклатура основных письменных знаков - имен единиц языка, которые отображаются письмом: словарь простых иероглифов, буквенный алфавит и

алфавитные  правила именования единиц языка. Единица  алфавита, например, буква б, представляет собой имя типичного звука языка, посредством которого устанавливается связь между начертанием и произношением, а сам по себе обозначенный буквой звук помещается в ряд других звуков, выделенных в алфавите.

Алфавит является главным инструментом осмысления системы языка, потому что через систему знаков-имен основных единиц языка - слов, морфем, звуков - он позволяет вычленять и сопоставлять любые единицы языка - слова, словосочетания и предложения.

2.     Графика - система правил комбинаций письменных знаков в тексте. Один и тот же звук может обозначаться на письме различными способами: русские слова веселый, мед можно, используя правила алфавита, записать как, например, *весьолый, *мьод, но сочетание букв *съо запрещено и встречается только в иностранных словах ( Либерасьон» - название французской газеты).

3.     Каллиграфия - система норм начертания букв и буквосочетаний в рукописном тексте. Во всех развитых системах письма различаются три основных типа почерков, соответствующих русским уставу, полууставу, скорописи.

Уставные, или  каллиграфические художественные, почерки  используются для записи наиболее важных текстов документов, церковных богослужебных  книг, светских книг - текстов, которые используются в основном как образцы и в течение долгого времени; полууставные почерки используются для записи рабочих экземпляров документов и книг; скоропись (или курсив) используется для записи текущих документов и книг учебного содержания, предназначенных для личного пользования.

Развитие рукописного  письма и образование в нем  новых стилей происходит в основном в полууставных шрифтах, которые, развиваясь, выделяют из себя новые каллиграфические и скорописные варианты письма.

4.    Орфография  - система альтернативных  правил  записи слов и словосочетаний.

Так, упомянутые русские слова веселый и мед могли бы быть записаны, как *виселой и *мет, - сочетания букв, которые использованы в этих записях, допускаются русской графикой. Но по правилам русской орфографии слово веселый пишется через е, потому что проверяется словом весело, а графическое окончание-ый пишется таким образом, чтобы указать, что ударение в этом слове падает не на окончание (ср. голубой).

Правила орфографии создают членораздельность письменной речи и организуют письменные (графические) слова в систему, они необходимы для отождествления на письме словоформ одного слова и родственных слов, для выделения грамматических формантов и основ слов, для различения омофонов и для указания на этимологию слов. Правила орфографии позволяют читать текст пословно, не проговаривая слова вслух или про себя.

5. Пунктуация - система правил письменного оформления структуры предложения. Правила пунктуации необходимы для понимания и правильного прочтения вслух предложения.

Пунктуационные правила образуют логико-грамматический каркас письменного высказывания и позволяют точно выражать на письме сложные мысли, которые с трудом могут быть выражены средствами устной речи. Пунктуация делает письменную речь основным инструментом создания и выражения абстрактной мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

В языке различают речь - текущий обмен высказываниями; словесность - исторически сложившуюся систему образцовых произведений слова и норм использования, хранения и создания новых произведений; систему языка - организованную совокупность слов и приемов выражения мысли.

Язык есть связанная исторической и культурной преемственностью система членораздельных словесных высказываний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука.1989. С. 71.
  2. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм,   XV— XVIII вв. Т. 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.,  1986. С. 116.
  3. История мировой культуры (мировых цивилизаций). / Под ред. Г.В. Драч. – Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2004. – 544 с.
  4. Кравченко А.И. Культурология: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 288 с.
  5. Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т. Ф. Кузнецова, В. М. Межуев, И. О. Шайтанов и др. М: Наука, 1995. С. 9, 26, 50, 140.
  6. Культура: теории и проблемы: Учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей / Т. Ф. Кузнецова, В. М. Межуев, И. О. Шайтанов и др. М: Наука, 1995. С. 9, 26, 50, 140
  7. Морфология культуры. Структура и динамика: Учеб. пособие для вузов /Г. А. Аванесова, В. Г. Бабакова, Э. В. Быкова и др. М.: Наука, 1994. С. 344.
  8. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. – М.: Аст - Пресс, 1997.
  9. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Автор – составитель Л.В. Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.

 

 

 

 


Информация о работе Культура и язык