Культура и язык

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 10:58, контрольная работа

Описание работы

Главное свойство человеческого общества состоит в том, что человек накапливает знания, умения, навыки, произведения труда и передает накопленное каждым предшествующим поколением новому поколению. Только благодаря этому становится возмож¬ным использование каждым человеком и обществом в целом не только собственного опыта, но и опыта других, живших прежде людей. Именно этой способностью сообщения и преемственно¬сти знаний и опыта человек отличен от животного: человек нака¬пливает знания и тем самым оказывается способным к созданию нового - творчеству.

Содержание работы

Введение 3
ЯЗЫК И КУЛЬТУРА 4
ЯЗЫК И РЕЧЬ 5
СЛОВЕСНОСТЬ 14
Заключение 20
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

культурология.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Это значит, что  слова выделяют в себе одинаковые составные части с одинаковым значением, сочетание которых называется грамматической формой и образует классы слов. Вместе с тем слова облако, окно и подобные (как грамматические формы) могут сочетаться в речи не с любым словом: можно сказать плывет облако, но нельзя сказать * облако давно или *облако плавая.

Слова разделяются  на части и соединяются в словосочетания по определенным правилам или моделям. При этом для слов каждого класса характерно, что их грамматическая форма тесно связана с условиями сочетаемости: видеть облако, плыть облаком, думать об облаке, тень облака.

Слова языка  образуют взаимосвязанные классы форм {облако, облака, облаку) и моделей сочетаний этих форм; первые называются парадигмами, а вторые - синтагмами.

Членораздельность есть свойство языка образовывать систему, в которой единицы-слова выделяют в себе общие составляющие и образуют  классы, выступая в качестве составляющих словосочетаний и предложений.

   Не существует языков, в которых  не было бы грамматической  формы:  членораздельности и синтагматико-парадигматических классов слов.   

Рекурсивность есть свойство языка образовывать бесконечное число высказываний из ограниченного набора строевых элементов.

Каждый раз, как мы вступаем в разговор, мы создаем новые высказывания - число предложений бесконечно велико. Создаем мы и новые слова, хотя чаще изменяем в речи значения существующих слов. И тем не менее мы понимаем друг друга.

Взаимопонимание возможно, поскольку новые предложения  и словосочетания состоят из знакомых слов, слова состоят из одинаковых и знакомых частей - морфем или слогов, морфемы и слоги состоят из знакомых звуков. Каждый произносит слова и звуки по-своему, но мы опознаем слова и звуки одинаково, поскольку слышим в произносимом слове в первую очередь то, что необходимо для его опознания.

В каждом языке имеется около сорока (от 20 до 80) гласных и согласных фонем («звуков свирели и лиры») - минимальных звуковых единиц языка, которые способны различать и составлять слова; в каждом языке имеется несколько сотен грамматических единиц (морфем или служебных слов), которые обозначают грамматические классы слов или словосочетаний, и несколько десятков или сотен приемов образования новых слов. В каждом языке имеется, по крайней мере, несколько тысяч корней или первообразных слов, на основе которых создаются новые слова. В каждом языке имеется несколько десятков моделей словосочетаний и предложений.

Итак, из немногих десятков фонем образуется практически бесконечное  число предложений: язык является многоярусной системой знаков, каждый ярус которой  образуют единицы, состоящие из единиц более низких ярусов и составляющие единицы более высоких ярусов. Нижним ярусом системы языка является фонетический ярус, поскольку фонема неразложима на составляющие, которые следовали бы друг за другом в линейном порядке. Верхним ярусом является ярус предложения - грамматически организованного сочетания слов, в котором обязательно присутствует предикативное словосочетание или слово, выражающее предикацию.

 Не существует языков, в которых не было бы системы ярусов,  организованных таким образом, что из небольшого числа минимальных звуковых единиц может быть создано практически неограниченное  число высказываний.                                            

Строение систем языков мира различно, и языки группируются в науке в зависимости от типа их устройства, но примечательно, что можно придумать значительно больше приемов выражения грамматических значений, чем их существует в действительности.

Диалогичность и  монологичность речи. Речь - осуществление и сообщение мыслей на основе системы языка. Единицей речи является высказывание — выраженное и организованное средствами языка целенаправленное сообщение завершенной мысли. Высказывание может быть простым (минимальным) и сложным. Языковая форма минимального высказывания - предложение. Поэтому минимальное высказывание совпадает с предложением. Сложные высказывания включают в себя простые, но не сводятся к ним.

Устройство сложного высказывания включает:

•  языковые (фонетические или графико-пунктуационные, лексические, грамматические) отношения и связи строевых единиц языка, составляющих языковую основу высказывания;

•  выражение того конкретного  содержания, которое конкретный говорящий (или пишущий) стремится выразить - сообщить конкретному слушающему (или читающему);

•  организацию  объективного  содержания  мысли  в  жанрово-композиционном строении высказывания.

Речь подразделяется на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя речь представляет собой осуществление мышления в языковой форме. Внешняя речь представляет собой общение между различными людьми.

По форме речь подразделяется на диалогическую и монологическую.

Диалог есть совместная и разделенная последовательностью  реплик речь нескольких людей, в результате которой принимается общее решение. В ходе диалога люди обмениваются репликами-высказываниями, которые частично воспроизводят и повторяют друг друга и, главное, располагаются в последовательном порядке так, что каждое последующее высказывание основывается на содержании предыдущего и в свою очередь привносит некоторое новое содержание.

Если диалогическая  речь создается путем обмена репликами, исходящими из различных источников, то монолог представляет собой завершенное высказывание, исходящее из одного источника. Поэтому можно сказать, что в диалогическую речь входят отдельные монологи как развернутые и завершенные по смыслу реплики. Монологическая речь выделяет внутри себя смысловые части, которые ориентированы на внутреннюю ответную реакцию адресата. В условиях устной речи монолог имеет второстепенное значение и включается в диалог.

Посредством речи организуется совместная деятельность людей, составляющих общество, и виды этой деятельности соответствуют основным формам диалогической речи, которая тем самым подразделяется с точки зрения цели на:

1.     общий диалог, назначение которого  состоит в сопровождении речью совместной жизнедеятельности;

2.   информационный  диалог, назначение которого состоит в получении и сообщении новой информации;

3.   диалектический  диалог, назначение которого состоит  в систематизации полученной информации и в построении картины реальности;

4.   обучающий  диалог, назначение которого состоит в формировании знаний, умений и навыков, необходимых для деятельности;

5.   соревновательный  диалог, назначение которого состоит  в распределении людей по их  компетентности и пригодности  к деятельности;

6.   совещательный  диалог, назначение которого состоит в принятии решения;

7.   игровой  диалог, назначение которого состоит  в выработке форм выражения  мысли в их отношении к типовым  действиям и в согласовании  действий с высказываниями, - общая  и конкретная тренировка;

8.   командный  (управляющий) диалог, назначение которого в непосредственном управлении действиями.

Перечисленные виды диалога образуют круговорот речи, поскольку они обеспечивают этапы речемыслительной деятельности - последовательное решение типовых задач и переход от решенных задач к последующим. Тем самым в ходе диалога происходит воспроизведение коллективных действий, накопление опыта и знаний в обществе и выработка приемов мышления и выражения мысли в ее различных аспектах.

В диалогической  речи различаются повествовательные, вопросительные и побудительные реплики. Строение первых двух категорий реплик определяет монологические формы речи.

Соотношение вопросительной и повествовательной реплик-предложений  образует основную единицу диалогической  речи вопросо-ответ, строение которого в его ответной монологической части представляет собой важнейшую для языка речемыслительную операцию формообразования, результатом которой оказывается сложение так называемых композиционно-речевых форм.

Вопросы бывают общими и частными.

Общим (или ли-вопросом) называется такой вопрос, на который можно ответить да/нет, то есть создать утвердительное или отрицательное высказывание, которое называется экзистенциальным суждением: нечто есть, существует.

Частные   вопросы   подразделяются   на   что-вопросы,   какой-вопросы, как-вопросы, почему-вопросы.

•  Ответом  на вопрос что? (кто?) является указание действием или словом (Иван есть вот это), то есть называние вещи (это есть Иван), или определение, если смысл имени недостаточно ясен: Иван есть человек с седой бородой', птица есть крылатое пернатое существо.

•  Ответом  на вопрос какой? является словесное изображение, характеристика предмета мысли, или описание: Иван таков-то и таков-то.

•  Ответом  на вопрос каким образом (нечто произошло или происходит)? является сообщение о конкретном действии: это произошло так-то и так-то, или повествование.

•  Ответом на вопрос почему? является установление причинно-следственной связи между событиями: это имеет место, потому что то является его причиной, или рассуждение.

Побудительные реплики развертываются в композиционно-речевую форму побуждения, просьбы.

Композиционно-речевые  формы монологической речи, которые развертываются из различных видов называния, - определение, описание, повествование, рассуждение, побуждение и сам вопросо-ответ, когда он становится единым развернутым произведением, лежат в основании строения родов и видов словесности, потому что высказывание, получившее определенную форму выражения и построения мысли, различенную с другими, становится произведением слова. Диалогическая речь обеспечивает возможность культуры как накопления и систематизации социально значимого опыта людей.

Не  существует языков, в которых не было бы диалогической и  монологической речи и необходимых для создания диалога     

восклицательных, повествовательных, вопросительных и побудительных  предложений.                                                  

Общение людей  непрерывно, и все человечество соединяется  непрекращающейся цепью диалога. Диалогическое  общение является основой общества, история которого и состоит из слов и действий; все отношения между людьми опосредованы словом.

Ни одно биологическое  сообщество не имеет языка, который  обладал бы указанными выше свойствами, и ни один язык не проявляет эти  свойства в большей или меньшей степени, - все языки мира являются языками в одинаковой степени.

Это значит, что  языки могут научно сопоставляться только с языками. Возможно научное  сопоставление свойств языка  со свойствами коммуникативных систем животных, которое и указывает на принципиальное качественное отличие языка человека от знаковых образований, которые существуют в биологическом мире. Но так называемые «естественные теории происхождения языка» являются домыслами и к науке не имеют прямого отношения. Любые версии происхождения языка выходят за пределы научного знания о языке.

Все языки мира устроены по единому принципу и представляют собой закономерно  различающиеся и закономерно  сходные варианты единого языка человека. 

 

СЛОВЕСНОСТЬ 

 

Большая часть  высказываний создается на случай. Но существуют высказывания, которые в силу различных причин (либо как совершенные по форме, либо как несущие ценную и общезначимую информацию, либо как уникальные) сохраняются и воспроизводятся. Поскольку такие высказывания относятся к культуре, а культура есть совокупность хранимых обществом произведений, мы и будем называть их произведениями слова.

Словесность есть совокупность хранимых и воспроизводимых произведений слова20.

Произведение  слова является результатом сложного умственного труда, который включает замысел, разработку мысли путем соединения замысла со словом и исполнение высказывания. Произведения слова создаются в определенном материале с помощью знакового инструментария, поэтому важным понятием теории словесности является фактура речи.

Фактура речи представляет собой орудие речи в его отношении к материалу речи. Фактура речи может быть естественной и искусственной. Естественная фактура речи - организм человека, который в ходе обучения приспосабливается для создания, получения и понимания произведений слова. Искусственные фактуры речи - рукописное письмо, печать, электронные средства создания речи.

Высказывания  подразделяются по фактуре речи на устные, письменные, печатные и на продукты массовой коммуникации.

Устная  словесность. Устная речь противостоит всем остальным родам речи как естественное использование языка искусственному, поскольку и орудие и материал устной речи - человеческий организм и окружающая человека воздушная среда.

Человек становится членом общества, обучаясь устной речи, которая наряду с прямохождением, умением владеть руками, пищевыми и гигиеническими навыками, ношением одежды и т. п. является основой включения личности в культуру.

Но устная речь имеет свои особенности, главные  из которых -мгновенное затухание и ограниченная досягаемость голоса. Эти свойства устной речи неизбежно ограничивают ее сложность и объем. Устная речь усваивается по мере произнесения и потому требует быстрой сообразительности и длительного внимания даже при относительно простом построении, а необходимость хранить информацию в условиях устного общения предполагает запоминание больших массивов устного текста, которые могут храниться только в памяти человека.

Диалог, молва и фольклор. Устная словесность существует в трех формах, которые обеспечивают единство и функционирование общества и развитие культуры.

Информация о работе Культура и язык