Культура и язык

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 20:59, доклад

Описание работы

Уже не одно столетие проблема соотношения языка и культуры занимает умы многих известных ученых, но по сегодняшний день этот вопрос остается дискуссионным: одни полагают, что язык относится к культуре как часть к целому, другие - что язык лишь форма выражения культуры, третьи - что язык не является ни формой, ни элементом культуры. В качестве примера можно привести слова двух крупнейших ученых, основателей американской и русской школ этнолингвистики. Так, по мнению Э. Сепира, "культуру можно определить как то, что данное общество делает и думает, язык же есть то, как думает"

Файлы: 1 файл

Уже не одно столетие проблема соотношения языка и культуры занимает умы многих известных ученых.docx

— 27.89 Кб (Скачать файл)

Дальнейшие рассуждения  о соотношении языка и культуры приводят нас к выводу о том, что  язык - факт культуры, во-первых, потому что он является ее составной частью, которую мы наследуем от наших  предков; во-вторых, язык - основной инструмент, посредством которого мы усваиваем  культуру; в-третьих, это важнейшее  из всех явлений культурного порядка, так как если мы хотим понять сущность культуры - науку, религию, литературу, то должны рассматривать эти явления  как коды, формируемые подобно  языку, поскольку естественный язык имеет лучше всего разработанную  модель. Эту мысль мы можем подтвердить  словами С. Г. Тер-Минасовой: "Язык - зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира" [13]. Поэтому концептуальное осмысление культуры может произойти только посредством естественного языка. Язык - составная часть культуры и ее орудие, это действительность нашего духа, лик культуры; он выражает в обнаженном виде специфические черты национальной ментальности. Язык есть механизм, открывший перед человеком область сознания [3].

По словам К. Леви-Стросса, язык есть одновременно и продукт культуры, и ее важная составная часть, и условие существования культуры. Более того, это специфический способ существования культуры, фактор формирования культурных кодов [19].

Между тем отношения между  языком и культурой могут рассматриваться  как отношения части и целого. Язык может быть воспринят как  компонент культуры и как ее орудие, что не является одним и тем  же. Однако он в то же время автономен  по отношению к культуре в целом  и может рассматриваться как  независимая, автономная семиотическая  система, т.е. отдельно от культуры, что  делается в традиционной лингвистике.

Очевидно, что если каждый носитель языка одновременно является и носителем культуры, то языковые знаки приобретают способность  выполнять функцию знаков культуры и тем самым служат средством  представления основных установок  культуры. Именно поэтому язык способен отображать культурно-национальную ментальность его носителей. Культура соотнесена с языком через концепт пространства.

Итак, культура живет и  развивается в "языковой оболочке". Если раньше культуры были "вещными", то современные становятся все больше вербальными. Язык обслуживает культуру, но не определяет ее; он способен создавать  вербальные иллюзии, как бы словесный  мираж, который подменяет собой  реальность. Язык является средством, при помощи которого человек получает сведения о культуре; это то, что  лежит в бытии человека в культуре. Ведь недаром М. Хайдеггер определяет язык как "дом бытия" и утверждает, что "в жилище языка обитает  человек" [17, с. 192].

Таким образом, язык и культура - сложные и многогранные явления, имеющие коммуникативно-деятельностную, ценностную и символическую природу. Культура устанавливает место человека в системе общественного производства, распределения и потребления материальных ценностей. Она целостна, имеет индивидуальное своеобразие и общую идею и стиль. Язык не просто называет то, что есть в культуре, не просто выражает ее, формирует культуру, как бы прорастая в нее, но и сам развивается в культуре. Культура формирует сложную и многообразную языковую систему, благодаря которой происходит накопление человеческого опыта и передача его из поколения в поколение. Уровнем развития материальной и духовной культуры общества определяется форма существования языка.

 

Язык хранит культуру

 

Главное свойство человеческого  общества состоит в том, что человек  накапливает знания, умения, навыки, произведения труда и передает накопленное  каждым предшествующим поколением новому поколению. Только благодаря этому  становится возмож­ным использование каждым человеком и обществом в целом не только собственного опыта, но и опыта других, живших прежде людей. Именно этой способностью сообщения и преемственно­сти знаний и опыта человек отличен от животного: человек нака­пливает знания и тем самым оказывается способным к созданию нового - творчеству.

Пятой Заповедью устанавливается  и определяется то отноше­ние человека к обществу и к предшествующим поколениям, ко­торое повелевает Господь: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на зем­ле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» /Исх. 20:12/. Культура как фундаментальное свойство общества зиждется на этой запо­веди: только почитая предшествующие поколения, новые поко­ления способны учиться и бережно сохранять унаследованный опыт.

Но не все, что создается  людьми, может быть прецедентом, так  как не все достойно подражания и  предназначено для хране­ния: большая часть продуктов деятельности потребляется, изна­шивается или утрачивает значение14.

Культурой являются не все  продукты, создаваемые человеком, но толь­ко уникальные, хранимые обществом произведения, образцы или нормы, на основе которых организуется деятельность в обществе и накаплива­ется опыт, передаваемый от поколения к поколению.

Культура существует и  развивается в условиях жизни  кон­кретного общества, потому что накопление опыта может проис­ходить при условии сохранения традиции в образовании и пре­емственности жизни от поколения к поколению15.

Культуру принято подразделять на духовную16 (семантиче­скую), материальную и физическую. К духовной культуре относится совокупность воспроизводимых идей и знаний, которы­ми владеет общество. К материальной культуре относится сово­купность объектов, образующих искусственную среду жизнедея­тельности общества, - здания, сооружения, пути сообщения, тех­нические устройства и инвентарь, оружие, одежда, породы жи­вотных и растений, сельскохозяйственные угодья, обработанные или специально выделенные фрагменты природной среды, кото­рые сохраняются как образцы для практической деятельности. К физической культуре относятся развиваемые обучением свойства организма человека, которые обеспечивают его продуктивную деятельность.

Факт культуры содержателен - он означает и выражает некую идею, которая выходит за пределы его  физического устройства. Принято  говорить, что он обладает значимостью  или ценностью в отношении  к своему назначению в деятельности человека и несет некий смысл. Поэтому факты культуры принято  рассмат­ривать как знаки, или сообщения, а саму культуру - как семиоти­ческую систему. Действительно, понимание любого факта куль­туры возможно только в смысловом отношении к другим подоб­ным фактам.

В основе культуры лежит язык. Язык - универсальная семио­тическая система, потому что все знаки, в том числе и знаки са­мого языка, назначаются посредством слов. Язык в равной сте­пени относится к духовной, физической и материальной культуре - как система имен, как речемыслительная деятельность и как совокупность произведений слова. Любое произведение или яв­ление природы может быть понято, осмыслено и описано исклю­чительно посредством слова. Но и сам язык развивается по мере развития культуры - как инструмент познания и организации деятельности людей.

Вслед за (1) языком в основании  культуры находятся сле­дующие семиотические системы, без которых не может функ­ционировать человеческое общество: (2) общие знаковые систе­мы - средства счета, обряды, игры; (3) гадания, знамения, приме­ты; (4) музыка, танец, изображения и орнамент; (5) утварь, кос­тюм, архитектура; (6) меры, ориентиры, команды.

Искусственных знаковых систем имеется несколько тысяч в  каждой культуре, и все они представляют собой модели языка, в которых  отображаются те или иные его свойства.


Информация о работе Культура и язык