Культура Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 04:03, реферат

Описание работы

Первые известные нам центры индийской культуры Хараппа, Мохенджо-Даро и др. (Паклетан) существовали уже в ІІІ тыс. до н э на берегах Инда, но действительного развития она достигла в 2 тыс до н э, в эпоху "Ригвед". На основе большого сборника "Ригвед" было создано своеобразную духовно-мировозренческую систему индуизма - что есть (сердцевиной) ядром индийской культуры. В эту же эпоху осуществлялся раздел общества на касты. Каста - это явление, без которого невозможно понять характер и своеобразие индийской культуры. В "Ригведах" были основаны морально-правовые мотивы раздела общества на 4 станы (касты):
1. Брахманов (жрецов).
2. Кшатриев (волнов).
3. Вайшвив (землеробы)
4. Шудры (слуги)

Файлы: 1 файл

Культура Индии.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

Более рационалистична поэзия конфуцианца Ду Фу. Его стихи называют "поэтической историей" - они наполнены болью народных страданий и гражданскими мотивами, хотя он воспевал и китайскую архитектуру, живопись и музыку Социальную тему развивали и "Новые народные песни" Бо Цзюйи. Архитектура в период династии Тан приобрела монументальный характер. Города строились как крепости и были разделены стенами на ячейки (чтобы продолжать оборону и внутри города). Дворцы, состоящие из множества деревянных зданий под черепичными крышами с загнутыми углами, утопали в садах. Платформы зданий облицовывали камнем, колонны и балки покрывали красным лаком. Сложные узорные кронштейны перераспределяли нагрузку крыши на балки и служили своеобразным украшением. Широкие выносы крыши затеняли окна от солнца.

Пагоды строились на возвышенностях и даже в городе окружались зеленью. Наиболее знаменитой является Даньята — Больша пагода диких гусей в Сиани (652—704 гг.). Квадратная и массивная, она достигает 60 м в высоту. Украшение сведено к кирпичным карнизам, разделяющим здание на ярусы, арочным окнам и конической крыше.

Скульптура стала более пластичной. Наиболее известны из творений этого периода статуя Будды Вайрочаны в Лунмыне (672—676 гг.), статуи монастыря Дуньхуан, выполненные из лессовой глины. Свирепо таращатся страшные духи — охранители входов, изящны фигуры танцовщиц и

круглолицых бодисатв. Шедевром считаются шесть плит из погребения императора Тай-цзуна с динамичными изображениями лошадей.

Фарфор и керамика эпохи Тан еще повторяют древние изделия из белой глины. Сосуды округлы и массивны. Это тяжелые белоснежные кувшины и чаши или зеленые с синими и желтыми пятнами. В погребениях сохранилась керамическая скульптура малых форм.

Веками совершенствовавшаяся китайская живопись тушью (по шелку и бумаге) достигла своего расцвета. Получают распространение и картины жанра "цветы и птицы" — правда, изображались и насекомые, и животные, и рыбы. Украшались живописью также веера, ширмы и др. Похожи на драгоценности пейзажи Ли Сысюня и Ли Чжао-дао: голубые и малахитовые горы обведены золотой каймой. На поэтичных картинах Ван Вэя, уже упоминавшегося литератора, на золотистом шелке проступают едва намеченные черной тушью туманные дали. Именно его картины стали образцом для художников эпохи Сун.

К IX в. китайцы осознают себя как единый народ. Трансформируется на китайской почве и буддизм. Представление о бесконечном ряде перевоплощений сменяет идея о возможности достичь просветления уже в этой жизни. Буддизм становится идеологией, пригодной для бунта. Указы в 842—845 гг. фактически остановили рост влияния буддизма.

Постепенно была ликвидирована надельная система землепользования. К концу Х в. крупное землевладение поглотило мелкое и наступало на казенные земли. Наряду с демократизацией низших слоев чиновничества (потомственные служащие составляли только половину этого сословия) происходит сращивание высшего чиновничества с древней аристократией - представители этих слоев занимают должности без экзаменов. Сохраняется большесемейная и клановая организация в деревне. Идеологией Китая снова стало преображенное конфуцианство.

Городская культура в этот период подверглась значительным разрушениям, но к середине XIV в. ремесленное производство ожило. Марко Поло сообщал о мастерских, в которых хозяева сами не работали, а только получали доходы. Монголы ценили ремесло и щадили ремесленников при захвате городов. Государство держало монополию на продажу соли, металлов, чая, вина и уксуса, на морскую торговлю. Неумеренный выпуск бумажных денег привел к расцвету ростовщичества.

В этих условиях больше развивались жанры, близкие народу, в частности драмы. На севере это подчиняющаяся строгому канону музыкальная четырехактная драма с историко-героическим и бытовым сюжетом, а также лирические комедии и сценические интерпретации сказаний о небожителях. За период около столетия было создано около 600 пьес. Особенно популярны пьесы Ван Щифу "Западный флигель" и Гуань Ханцина "Обида ДоуЭ.". В XIV в. народные предания объединяются в циклы и возникает роман-эпопея. Роман Ло Гуаньчжуна "Троецарствие" представляет собой литературную обработку сказаний об исторических событиях III в. Эпопея Ши Найаня "Речные заводи" повествует о народном восстании XII в.

Наиболее известным храмовым комплексом Пекина считается храм Неба (1420 г.). По мере продвижения через ряд ворот взгляду открываются все новые сооружения комплекса. На квадратной площади (символ земли) на трех круглых концентрически расположенных платформах (круг — символ неба) стоит круглый, напоминающий пагоду храм с | синей трехъярусной конусообразной крышей. | Царские усыпальницы династии Мин представляют собой башни, | храмы и подземные дворцы, искусно вписанные в окружающий гор-| ный пейзаж. К ним ведет обрамленная скульптурами Дорога духов. Эти | массивные изваяния людей и животных представляют наибольший ин-, терес. Вообще же храмовая скульптура того времени грубо подражала ":: древним образцам. С XV в. получили распространение погребальные портреты,отличавшиеся точностью в отображении индивидуальности. Вертикальная мобильность в эпоху Мин была нарушена: во-первых, чиновничество заняло явно подчиненное положение по отношению к аристократии; во-вторых, доступ простонародья в это сословие был пре-кращен. Что касается ремесленников, то, несмотря на многочислен-ность сословия, они официально значились как лавочники (например, в Пекине). Развитие производства требовало расширения рынков сбы-та, но государство, которое обладало монополией на внешнюю торгов-лю, либо не способно было к дальнейшему расширению торговли, ли-бо не было в этом заинтересовано. Маньчжурская династия Цин проводила политику самоизоляции, способствуя только развитию сельского хозяйства. На рубеже XVI—XVII вв. закрывалось множество ремесленных мастерских. Мыслители того времени осознавали, что источником зла являлась централизация власти в руках императора.

Наряду с литературой на "высоком" книжном языке вэньянь появляются и произведения на разговорном бэйхуа. На основе устных театральных жанров в XVI—XVII вв. произошло второе рождение жанра городской повести. Но если в эпоху Сун авторами были люди простые, то теперь сюжеты обрабатывались талантливыми и образованными литераторами. Наиболее популярны собрания повестей Фэна Мэнлуна, изданные в 1621—1627 гг., и Лина Мэнчу. Повести сохранили черты фольклорно-сказового характера: стихотворные зачин и заключение, сказовые обороты, пословицы. Особенной чертой повести является ее непредсказуемость событий, нарушение обыденной логики жизни. Наряду с характерными для средневековья рассказами о чудесном и волшебном разрабатывались и авантюрные сюжеты, характерные для европейского плутовского романа, любовно - эротические темы, напоминающие "Декамерон", и судебные повести, предваряющие европейский жанр детектива. Характерна нравоучительная направленность литературы, например популярнейшего романа XVI в. "Цзинь, Пин, Мэй, или Цветы сливы в золотой вазе". (Несмотря на то что книги печатались тиражами в 2-3 тыс. экземпляров, роман даже переписывали от руки). Много подражаний вызвал также фантастический роман-эпопея "Путешествие на Запад" — обработанные легенды о путешествии монаха в Индию. В эпоху маньчжурского господства роман, уже с чертами просветительства, противостоял "высокому" жанру. В сатирическом романе Цзинцзы "Неофициальная история конфуцианцев" высмеивалась служилая интеллигенция; сатиричную направленность имел и фантастический роман с элементами утопии "Цветы в зеркале" Ли Жучжэня. В это же время был написан и лучший классический роман "Сон в красном тереме" Цао Суэциня. Это не только печальная история о несчастной любви, но и история морального и экономического упадка феодальной аристократии, символизирующая угасание классической культуры Китая. На примере Индии и Китая мы можем убедиться, что буддизм в различных культурах выступает в качестве антитезы иерархической идеологии. Своеобразие ситуации в китайской культуре заключается в том, что, быть может в несколько меньшей степени, в той же роли выступает и даосизм. С другой стороны, именно буддизм придает устойчивость и общность менталитету многих стран Азии; он дает населению этого региона определенную свободу мышления, что помогает восприятию как европейского знания, так и новых экономических отношений. Конфуцианство ориентирует человека на повышение уровня знаний как основного пути к улучшению своего социального положения.

 

2. УКРАИНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVI – XVII ст.

 

Своеобразный характер культурной жизни Украины XIV—XVI ст. обусловлен тем, что народ с потерей государственности, разъединенный государствами-завоевательницами и обречен исключительно на роль исполнителя чужой воли, был лишен возможности свободно развивать свои интеллектуальные и творческие способности. Начиная с XIV ст., вся духовная энергия украинского народа направлялась на то, чтобы довести свою жизненность, привязанность к традициям национальной культуры, ее продвижение находилось в связи со сложными реалиями, что Иногда противоречили общественно-культурному развитию.

Человеческие взаимоотношения, быт, православная вера, еще живучие элементы язичничества в XIV ст. определяли круг общественных и культурных интересов людей, они жили за природным и церковным календарями, которые точно регламентировали будни, дополняя их установившимися праздниками, ритуальными действиями. Время было в руках Бога и князя, поэтому религиозная и светская власть, что нередко составляли одно целое, распоряжались судьбой человека. Окружающий мир был органически соединен с жизнью крестьянина, и это отбилось на его быту, мышлении, психологии и творчестве. Был мир добрый и мир чужой, плохой, который приносил человеку болезни, горе, наносил ей несправедливость, и она искала спасения в вере, лекарствах, чарах. Церковные праздники нередко проводились параллельно с языческими церемониями. Календарное время сосуществовало с обрядами, что не всегда вписывались в церковные догматы.

В XIV — XVI ст. сооружаются города, растет цеховое производство, развиваются разные виды художественного творчества, ремесла, торговля, оживляются международные, в частности и художественные контакты. Княжеские центры становятся активными ячейками разных форм культурной жизни. В украинском обществе еще со времен Киевской Руси не пригасала жажда к знаниям, к книге. Центрами образования были монастыри, епархии, что заботились о развитии письма, исходя из потребностей церкви. Высшего учебного заведения в XIV — XV ст. в Украине еще не было, хотя школы некоторых монастырей, в частности Киево-печерской лавры, зажили международного авторитета и приравнивались к университетским. В городах, где оселялись колониями немцы, поляки, армяне, евреи, образование подчинялось местным интересам — ремеслам, торговли, справочинству и заботилась о католическом клире.

Церковь выступила в оборону руского языка. Свидетельством этого являются достопримечательности рукописной книжности. Основой образования была книга, и украинские прогрессивные деятели не жалели материальных состояний и охотно комплектовали библиотеки из произведений античных и европейских писателей, философов, просветителей. Книга в Украине была весьма уважаема, на ней воспитывались разные прослойки образованных людей. Подарить книгу храмные, заказать перевод произведения — все это считалось делом чести. Книги охотно переводили с других, преимущественно греческой, потом латинской языков. Сохранились переводы из Библии («песня песен», «Евангелие», «Апостол»), а также других литургических произведений.

Центрами образования и книгописания в XIV—XVI ст. были монастыри, в частности Киево-печерская лавра, Дерманский, Унивский, Зим-ненский и другие, что собирали под своей крышей значительные культурные силы — переписчиков литературы, художников, проповедников, музыкантов, ученых. В монастырях жилы «книжники большие», здесь заключались немалые библиотеки, переписывались книги новые.

Киев был большим культурным центром, а его организующим ядром — Киево-печерская лавра, что сплотила в своих стенах образованных людей, рассевая зерна научных знаний и книжности.

Во второй половине XV ст. Киев становится значительной научной ячейкой, о чем свидетельствуют многочисленные произведения из астрономии, медицины, физики, логика, которая появляется усилиями переводчиков в Киеве. Центр киевского княжества, он сохранял приоритет в духовном единении славян, этому способствовали широкие торговые зносини как с Востоком, так и с Западом. В Киеве действовали две образованные общины — раббанитская та караимская, что занимались переводческой деятельностью. После нападения татар в 1482 г., когда до основания были ограблены все святыни города, казалось, что Киев больше не встанет с рут. Но вскоре город возродился.

Украинская литература в XIV—XV ст. не имела благоприятных условий для своего развития, в следующие периоды на первый план выходит переводная литература, что пробуждала патриотические чувства в связи с засильем латинской культуры. Полемичный запал выступлений усиливается в сборниках конца XV — начала XVI ст.

Оригинальное писательство XIV ст. «находилось в состоянии застоя», это объясняется характером компиляций и подражания, которые наблюдаются в сборниках «Золотая цепь», «Измарагд», «Златоуст», «Толкова Палея», «Четы-Мінеї», что содержали немало светских элементов.

Большую роль в становлении новой культуры сыграло светское писательство, повязане с традициями летописания, с развитием русского права. Детально рассматривая период укрепления литовской династии в XIV ст., М. Грушевський очерчивает субъекты украинских влияний во времена литовской государственности на землях Украины . «русская вера», - отмечает выдающийся ученый, — ширилась между верхними слоями Литвы.., Нормы государственного права, хоть и изменены дальнейшей государственной эволюцией, были переняты в. кн. Литовским от Руси. Частное и уголовное право в. кн. Литовского противилось также на русским, как показывает сравнение руской Правды с земскими грамотами в. кн. Литовского и литовским Уставом. Русский язык стал правительственным и культурным языком в. кн. Литовского — языком великокняжеской канцелярии и правительств, и писательство вообще даже в чисто-литовских землях". Таким образом, политическая пренебрежительность Литвы над Украиной имела своеобразную расцветку культурничества, то есть была проникнута духом украинской культуры.

В середине XVI ст. на украинских землях растет влияние реформации, ее идеи привлекают польскую шляхту, что стремилась ограничить привилегии церкви. В связи с этим возникают достопримечательности, основным пафосом которых была полемика с протестантским движением и ересью. Конфессиональные споры имели своим следствием усиление внимания к национальной культуре, они сплачивали украинцев на борьбу с благородным господством.

Информация о работе Культура Индии