В
период расцвета гуманизма наука,
поэзия, архитектура, изобразительные
искусства достигли небывалого
размаха.
Многие властители стали покровителями
искусств. Эти люди зачастую сочетали
в себе черты чудовищных злодеев и тонких
ценителей прекрасного; добро и зло в эпоху
Возрождения переплетались самым причудливым
образом.
Искусство
в период возрождения было
главным видом духовной деятельности.
Почти не было людей, равнодушных
к искусству. Художественные произведения
наиболее полно выражают и
идеал гармонического мира, и
место человека в нем. Этой
задаче в различной степени подчинены все виды искусства.
Основные этапы и жанры литературы
эпохи Возрождения связаны с
эволюцией гуманистических концепций
в период Раннего, высшего и
Позднего Возрождения. Для литературы
Раннего Ренессанса характерна
новелла, особенно комическая, прославляющего предприимчивую
и свободную от предрассудков личность.
Высокое Возрождение отмечено расцветом
героической поэмы. В период Позднего
Возрождения развиваются жанры романа
и драмы, основанные на трагических и трагикомических
конфликтах между героической личностью
и недостойной человека системой общественной
жизни.
Прогрессивное
гуманистическое содержание культуры
Возрождения получает яркое выражение
в театральном искусстве, испытывающем
значительное влияние античной
драматургии. Для него характерен интерес к внутреннему
миру человека, наделенного яркой индивидуальностью.
В театре эпохи Возрождения развиваются
традиции народного искусства, сочетаются
трагические и комические элементы, как
в театре Италии, Испании, Англии. В XVI веке
в Италии развивается импровизационная
комедия дель арте. Наивысшего расцвета
достигло театральное искусство Возрождения
в творчестве Шекспира.
Профессиональная музыка в эпоху
Возрождения проникается новым
гуманистическим мироощущением,
перестает быть чисто церковным искусством
и испытывает влияние народной музыки.
Появляются различные жанры светского
музыкального искусства - фроттала и вилланелла
в Италии, вильянсико в Испании, баллада
в Англии, мадригал, распространившийся
из Италии на все европейские страны. Складываются
новые жанры инструментальной музыки,
выдвигаются национальные школы исполнения
на органе, лютне. Завершают эпоху Возрождения
появление новых музыкальных жанров -
сольных песен, оперы, ораторий.
Наиболее полно идеалы Возрождения выразили архитектура, скульптура,
живопись, причем живопись в этот период
выходит на первый план, оттеснив архитектуру.
Это объясняется тем, что у живописи было
больше возможностей отобразить реальный
мир, его красоту, богатство и разнообразие.
Возрожденческие идеи проявлялись по-разному
в отдельных видах искусства. Дж. Вазари
называет архитектуру, скульптуру и живопись
«дочерьми одного отца – рисунка». Их
«матерью» он считает «натуру» (т. е. природу,
либо «invenzione» – итал. «изобретение, выдумка,
фантазия»). Тем самым Вазари пытается
объединить два разных принципа, разделенных
еще в античной эстетике: подражание и
сочинение. «Подражание-природе» и «верность
эллинам» оценивались как «сочетание
изящества и достоинства» (итал. gentilezza
e dignita). Эти качества, по Вазари, достигаются
за счет «истинных пропорций» (итал. «vera
proportione»). Но живопись, по определению,
«подражает природе». Архитекторы, напротив,
заимствуют формы из античности. Поэтомув
период кватроченто (итал. quatrocento – «четырехсотые
годы», т. е. XV в. ) архитектура опережает
другие виды искусства. Последние исследования,
как утверждает Э. Панофский, подтверждают
раннее посещение Филиппе Брунеллески
(1377-1446) Рима, где он мог ознакомиться с
античной архитектурой (ок. 1410 г. ), еще
до начала практической деятельности
во Флоренции, в часности, возведения знаменитого
купола Флорентийского собора (1420-1436).
«Несмотря на явные связи с готической
архитектурой, в его даже самых ранних
постройках присутствует классическая
гармония, а не средневековая триангуляция».
Проекты другого выдающегося основоположника
ренессансной архитектуры Л. Б. Альберти
(1404-1472), как, например, церкви Сант Андреа
в Мантуе (1470), ближе к отдаленным во времени
античным памятникам, чем к современным
готическим.
В скульптуре также были сильны
впечатления от античных мраморов
– рельефов римских саркофагов
и Триумфальных арок, сохранившихся
в Риме. Ранние статуи Микеланжело
Буонарроти (1475-1564), весьма натуралистичные,
воспринимались тогда копиями с античных. Древнеримские рельефы
помогли «внедрению в христианскую живопись
некоторой субстанциальности и живой
силы, свойственных языческой скульптуре».
Немецкий историк искусства А. Варбург
обозначил это явление термином «pathosformel»
(греч. -нем. «формула страсти»). Иначе это
экспрессивное качество именуют интенционалъностъю
(от лат. intentio – напряжение, усилие, стремление).
Рельефы кантории (певческой кафедры)
Флорентийского собора, созданные Донателло
(1386-1466) в 1433-1439 гг. (ныне в Музее собора),
действительно производят одновременно
«античное» и «страстное» впечатление.
Донателло, прибыв в Рим ок. 1410 г. вместе
со своим старшим другом Ф. Брунеллески,
работал на Римском Форуме: пока архитектор
зарисовывал древнеримские сооружения,
скульптор, вооружившись киркой, раскапывал
обломки античных статуй.
Влияния античной ордерной архитектуры
коснулись и живописи, но в
меньшей степени. Более значительным
на итальянских живописцев было
воздействие произведений нидерландской
школы. Антонелло (ок. 1430 - ок. 1479), провинциальный живописец
из г. Мессина на о. Сицилия, работал при
дворе испанских наместников в Неаполе
(Неаполитанское королевство находилось
под властью, а с 1502 г. официально стало
частью Испании). Там он познакомился с
картинами фламандских живописцев (Фландрия,
южная часть Нидерландов, была завоевана
испанцами), с новой по тем временам техникой
масляной живописи. Среди этих произведений,
возможно, были и картины братьев фан Эйк.
В 1475 г. Антонелло да Мессина приехал в
Венецию, где встретился с Джованни Беллини
(ок. 1430-1516), основателем венецианской школы
живописи, и это был «один из поворотных
моментов» в истории искусства Итальянского
Возрождения. В 1479 г. во Флоренции, в капелле
Портинари церкви Сан Эуджидио был выставлен
для обозрения «Алтарь Портинари», созданный
в Генте фламандским живописцем X. фан
дер Гусом. Тончайшая техника и иллюзорность
живописи произвели неизгладимое впечатление
на итальянских художников. Возрождение,
таким образом, «двигалось» не только
с Востока на Запад, но также с Юга на Север
и, опосредовано, с Севера на Юг. При этом
все новейшие идеи, открытия и достижения
встречались в Центральной Италии, в столице
Тосканы, прекрасной Флоренции. Итальянская
живопись периода кватроченто находилась
под влиянием натуралистичной «фламандской
манеры». Это дало основание В. Гращенкову
заявить, что эпоха Возрождения началась
не в самой Италии, а в Нидерландах. «В
окружении феодальной и придворно-рыцарской
культуры родилось новое европейское
искусство – искусство реалистической
масляной живописи. Не Дюрер, а Ян фан Эйк
стоит у истоков Северного Возрождения».
Сторонники «восточной концепции» подчеркивали,
что Италия в эпоху Возрождения «перерабатывала
византийскую традицию». Искусство Южной
Италии и Сицилии Н. Кондаков называл «греко-арабским»
(эти земли в перв. пол. IX в. были захвачены
арабами), он также подчеркивал его тесную
связь с итало-критской школой. Однако
реализоваться возрожденческие идеи могли
только в свободных, независимых городах-республиках
Северной Италии.
Важной
особенностью культуры Возрождения стало
обращение к античному наследию. Возродился
античный идеал человека, понимание красоты
как гармонии и меры, реалистический язык
пластических видов искусства в отличие
от средневекового символизма. Художников,
скульпторов и поэтов Возрождения привлекали
сюжеты античной мифологии и истории,
древние языки - латинский и греческий.
Большую роль в распространении античного
наследия сыграло изобретение книгопечатания.
На
культуру Ренессанса оказала влияние
средневековая культура с ее многолетней
историей и прочными традициями, но гуманисты
критиковали культуру средневековья,
считая ее варварской; в эпоху Возрождения
появляется огромное количество сочинений,
направленных против церкви и ее служителей.
В это же время возникает
тезис «перенесения» (лат. translatio)
эллинистической культуры в Италию.
Вот тогда извлеченные из руин
античного Рима языческие статуи,
которые ранее проклинали за
их наготу, и оказались подходящей
формой для выражения нового мировоззрения. Недаром на протяжении
средних веков сохранялась легенда о том,
что античная богиня любви Венера удалилась
в таинственную пещеру, где ожидает часа
своего возвращения в мир. Эпоха Возрождения
в Италии представляет собой не просто
возобновление языческих идеалов античности,
а утверждение нового христианского самосознания
и идеологии нравственной и эстетической
ценности человека в единстве его духовного
и телесного начал. Искусство Итальянского
Возрождения пронизывают мысли о Божественной
красоте и мудрости устройства мира. Поэтому
это искусство было возвышенным и в то
же время – очень земным.
В то же время, ренессанс не был полностью
светской культурой. Некоторые деятели
хотели примирить христианство с античностью
или создать новую, единую религию, переосмыслить
ее. Искусство Возрождения было своеобразным
синтезом античной физической красоты
и христианской духовности.
Вывод
Характерная черта культуры Возрождения
- тесная связь науки и искусства. Художники, стремясь
наиболее полно отразить все природные
формы, обращаются к научному знанию. Вырабатывается
новая система художественного видения
мира. Художники Возрождения разрабатывают
принципы линейной перспективы. Это открытие
помогло расширить круг изображаемых
явлений, включить в живописное пространство
пейзаж, архитектуру, превратив картину
в своеобразное окно в мир. Соединение
ученого и художника в одной творческой
личности было возможно только в эпоху
Ренессанса. Титаны Возрождения - Леонардо
да Винчи, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль
Санти, Альбрехт Дюрер, величайшие художники-ученые,
воплотили характерные черты Ренессанса
- универсальность, разносторонность,
творческую одаренность. В эпоху Возрождения
зарождаются и развиваются новые стили
и направления, во многом определившие
как расцвет современной культуры, так
и дальнейшее ее развитие.
Многие исследователи называли
Возрождение «несостоявшейся эпохой»,
«руинами недостроенного здания».
Действительно, «самая великая», по свидетельству современников,
картина эпохи Возрождения – «Битва при
Ангьяри» Леонардо да Винчи – не была
художником завершена, а затем полностью
утрачена. Та же судьба постигла располагавшуюся
на противоположной стене Зала Пятисот
Палаццо Веккьо во Флоренции картину Микеланжело
«Битва при Кашине». Фреска «Тайная вечеря»
Леонардо стала разрушаться на глазах
у автора. Его же конная статуя Ф. Сфорца
так и не была отлита из бронзы, а модель
погибла. Задуманные Микеланжело Капелла
Медичи, величественная гробница Папы
Юлия II, фасад церкви Сан Лоренцо во Флоренции
не осуществлены. Роспись Сикстинского
плафона работы Микеланжело, по словам
X. Вёльфлина, «мука для зрителя», настолько
она не соответствует пространству помещения.
Главное произведение эпохи Возрождения – собор Св. Петра в
Ватикане, строившийся всеми архитекторами
от Браманте и Рафаэля до Микеланжело,
завершался уже в эпоху Барокко и всем
своим видом выражает совершенно иные
представления о форме и пространстве.
Одно из поздних произведений Микеланжело
– фреска «Страшный суд» на алтарной стене
Сикстинской капеллы в Ватикане (1536-1542)
– не ренессансное и даже не барочное
творение. В нем, как и в последних скульптурных
произведениях на тему «Пьета», происходит
возврат к средневековой системе изобразительного
искусства.
Эпоха Возрождения оказалась
слишком краткой и неподготовленной
для того, чтобы вместить идеалы
классического искусства. По мнению
выдающегося русского мыслителя
П. Флоренского, искусство христианской
эпохи в целом строится на незавершенности, устремлении
к трансцендентному, неосуществимому.
«Классицизм по Рафаэлю» был возможен
в античности, «когда боги обитали на земле».
В эпоху Возрождения подобное понимание
красоты оказалось ложью. Мир изменился.
«Искусство мнимостей – грандиозный обман
антропоцентризма». К этому мнению близко
заключение М. Алпатова о том, что искусство
эпохи Возрождения «стало реликвией, не
вызывающей особого волнения». Это искусство
«видимости, внешней формы, торжествующей
и самодовольной иллюзии. Оно не онтологично.
Оно пожертвовало сущностью ради явления,
действительностью ради изображения».
Искусство Византии или Готики глубже
проникало в сущность духовной жизни.
Вместе с рационализмом, аналитичностью,
обособлением станкового искусства из
«возрождения» уходила поэзия. Трагедия
и быстрый крах искусства Итальянского
Возрождения предопределены тем, что вместо
космоса и Бога человек самонадеянно поставил
в центр мира себя, безмерно преувеличив
собственные возможности.
Эпоха Возрождения
в Италии является закономерным, но и исключительным
явлением в истории культуры Запада (восточные
«возрождения» имеют качественно иной
характер), совершенно особой ситуацией,
когда человеку посчастливилось полно
и мощно выразить себя в камне, дереве
и красках. По заключению М. Дворжака, эпоха
Итальянского Возрождения осталась в
исторической памяти человечества вершиной
«идеалистического стиля», который отразил
«борьбу духа и материи» как главное «содержание
всего развития искусства европейских
народов в послеантичный период». Лучшие
годы флорентийского искусства, когда
создавались самые светлые произведения,
– время смуты, дворцовых интриг, смертей
от яда и кинжала. «Это эпоха глубокого
раздвоения человека и необычайной сложности,
порожденной столкновением разных начал...
языческого и христианского». Вот почему
эпоха Возрождения оказалась такой краткой.
Библиографический список
1. Баткин, Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни,
стиль мышления / Л.М. Баткин. М., 1978.
2. Баткин, Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности
/ Л.М. Баткин. М., 1989.
3. Волков, Г. Три лика культуры / Г. Волков. М., 1986.
4. Гарэм, Э. Проблемы итальянского Возрождения /
Э. Гарэм. М., 1986.
5. Дмитриева, Н.А. Краткая история искусств / Н.А. Дмитриева.
М., 1986. Ч. 1; 1989. Ч. 2.
6. Ильина, Т.В. История искусств: западноевропейское
искусство / Т.В. Ильина. М., 1993.
7. История искусства зарубежных
стран: средние века, Возрождение. М., 1982.
8. Культура эпохи Возрождения и Реформации.
М., 1984.
9. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения/ А.Ф. Лосев. М., 1978
10. Любимов, Л. Искусство Западной Европы / Л. Любимов.
М., 1976.
11. Любимов, Л. Искусство Средневековья и Возрождения
/ Л. Любимов. М., 1984.
12. Мережковский, Д.С. Воскресшие Боги (Леонардо да Винчи) /
Д.С. Мережковский. М., 1993.
13. Муратов, П.Г. Образы Италии / П.Г. Мкратов. М., 1994
14. Проблемы культуры итальянского
Возрождения. Л., 1979.
15. Сунягин, Г.Ф. Промышленный труд и культура Возрождения
/ Г.Ф. Сунягин. М., 1987.
16. Шеин, Р.А. Леонардо: Credo model / Р.А. Шеин. Екатеринбург,
2006.
17. Эстетика Ренессанса. М., 1981. Т.
1, 2.
18. Власов В.Г. Большой энциклопедический словарь
изобразительного искусства В 8т.Т.1.-СПб.:ЛИТА, 2000.-864с.:ил.
19. Материалы из сети Интернет.