Культура эпохи Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:20, доклад

Описание работы

Мировоззрение и мироощущение Ренессанса. Возрождение, или Ренессанс, (одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающая почти три столетия: с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в.). Термин «возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Джордж Вазари. Под ним он подразумевал возрождение античности. Большинство представителей светской культуры – художники, философы, ученые – подвергают существенному пересмотру традиционные, религиозные, нравственные, эстетические взгляды средневековья и в поисках идеала обращаются к ценностям античной культуры, как духовному источнику нового мировосприятия, освобожденного от средневековой схоластики.

Файлы: 1 файл

возрожд.docx

— 28.26 Кб (Скачать файл)

Человек обладает свободой воли изменять мир и самого себя по своему усмотрению и быть тем, кем он хочет. Самое драгоценное  приобретение человека с точки зрения гуманистов, – свобода от средневековых  регламентов.

Идея о  величии человека, о его свободе  – это идея христианская, которая  была заложена в трудах Святых Отцов  и религиозных философов Средневековья.

Идея свободы  человека в эпоху Возрождения  была интерпретирована в идею возможности  воздействия человека на мир, которые  не ограничены почти ничем, даже волей  Творца. Человек Возрождения не смог усмотреть границы между пониманием свободы и вседозволенности.

Свобода, данная Возрождением человеку, не всегда оборачивалась  для него добром. Освобождение от средневековых  регламентов было воспринято как  свобода от нравственности. Гуманисты  полагали, что избавившись от средневековых  регламентов, личность  обязательно  предпочтет добро злу, свободу зависимости. Но это оказалось утопией. Свобода  личности обернулась произволом.

Некоторые ренессансные гуманисты ощущали себя избранными через приобщение к гнозису (знание).

Иногда это  знание приближалось к тайноведению, раскрывавшееся избранным. Совершенно не случайно тяготение гуманистов к тем явлениям, которые были маргинальными или запретными в средневековой культуре: магии, алхимии, астрологии. Устремленность человека к магии несла в себе совсем не религиозность, а скорее самообожествление человека через его разрыв с Богом. Магия и тесно связанная с ней алхимия, в центре ставят индивида обладающего тайноведением.  Гуманизм заведомо не для всех: гуманистический идеал личности был замыслен именно для избранных,  в то время как в эпоху средневековья путь святости был открыт для всех.

Гуманистам  чуждо понятие о греховной  природе человека.  Гуманизм объявил  человека свободным от государства  и Церкви, подлинным властителем  своей судьбы, вершиной природного и творческого развития.

5. Секуляризация,  то есть освобождение общества  от безраздельного господства  церковной идеологии и религии  во всех областях культурной  и общественной жизни. Самостоятельность  по отношению к церкви приобретают  не только экономическая и  политическая жизнь, но и наука,  искусство, философия. Церковь  средневековья не только не  несет в себе божественной  благодати, считают передовые  мыслители Ренессанса, но даже  мешает подлинному возвышению  человеческой души. Человек, находящийся  в лоне церкви, скован предрассудками  и ограничениями, он не в  состоянии развить в полной  мере свои творческие возможности;

6. Эстетизм, согласно которому сам человек  считался прекрасным и возвышенным.  Таковыми были не только его  душа, но и плоть. Художник в  своей творческой деятельности  ориентируется на человеческое  понимание мира и  обращает  внимание, прежде всего, на его  гармонию, симметрию, меру. Важнейшей  отличительной чертой мировоззрения  эпохи Возрождения оказывается  его ориентация на искусство:  если средневековье можно назвать  эпохой религиозной, то Ренессанс  – эпохой художественно-эстетической  по преимуществу. Чувственные представления  преобладают над моральными и научными;

7. Характерные  черты искусства Возрождения.  Искусство в период эпохи Возрождения  занимала одно из центральных  мест. Именно художники более  других определяли содержание  духовной культуры своего времени.

Ренессанс не был безрелигиозной культурой, лучшие произведения этой эпохи были рождены в русле церковного искусства. Практически все великие мастера Возрождения (Джотто, Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело) создавали фрески, проектировали и расписывали соборы, обращаясь к библейским сюжетам и персонажам.

Однако именно в эпоху Возрождения начался  процесс отделения художественных ценностей от религиозно-этических  ценностей (секуляризация).

Ренессансный  гуманизм выдвинул идею самостоятельности  человеческого мира, существующего  наряду с  небесным.  Искусство стало пониматься как сфера культуры со своим собственным порядком, не сводимым к сверхприродным истинам.

Искусство сделалось  для людей Возрождения тем, чем  в средние века была религия, а  в Новое время – наука и  техника. Неизмеримо возросла роль художника, порой его сравнивают с творцом  Вселенной.

Происходит  реабилитация чувственной красоты, которая рассматривалась как  квинтэссенция самой природы, требующая  своего выявления и раскрытия.

Образ природы  занимает в художественной культуре Возрождения гораздо большее  место, чем в античной и средневековой.

Особое  значение приобрело воплощение красоты человека, который рассматривался как высшее творение природного мира.

В обществе Возрождения царил культ женской  красоты. В отличие от Средневековья, создавшего идеал женщины хрупкой, с  тонким станом, бледным лицом, умиротворенным взглядом, смиренной, воспитанной  на молитвах, эпоха Возрождения отдает предпочтение  физически крепким  представительницам прекрасного пола.

Признаками  мужской красоты были физическая сила, внутренняя энергия, воля, целеустремленность, умение достичь признания, славы.

Вся первая половина XV века проходит под знаком активного утверждения линейной перспективы как системы организации  и передачи пространства. И это  вовсе не случайно, а напрямую связано  с утверждением возрожденческого антропоцентризма.

Под его влиянием происходит очень существенный перелом  в представлениях человека о мире. На первый план выдвигается индивидуальная точка зрения, материализованная  в системе восприятия пространства в линейной перспективе. Линейная перспектива  появляется еще раньше – в античности. Но в Возрождении она имеет  совершенно иные функции и масштабы; становится господствующей формой передачи пространства, превращает его в подчиняющуюся  себе систему.

Личность  встает в непосредственное отношение  к миру, и весь мир начинает рассматриваться  под углом зрения этой личности. Тем самым система изображения  в линейной перспективе исключает  ощущение присутствия Бога в мире.

В средневековье  было совсем иное: человек смотрел  на мир и своими собственными глазами, и глазами Бога, и глазами отдельных  членов  средневековой корпорации (множество зрительных центров: в  искусстве средневековья). Линейная перспектива приводит к исчезновению этой зрительной многоцентрости.

Все пространство охватывается единым ощущением одного человека, поэтому начинает восприниматься как одинаковое во всех направлениях, постепенно теряя глубоко свойственную ему в предшествующие ему эпохи неоднородность.  Следствием является исчезновение доминанты пространственной вертикали, столь характерной для средневековья, и постепенная  горизонтализация пространства – развертывание его в глубину и вширь, ибо пространство теперь все больше ориентируется на масштабы человека и его поля зрения в его повседневном (не религиозном) состоянии, что сразу же отсекает его вертикальные пласты.

Поэтому если для средневековья характерна вертикальная ориентация пространства, ввысь, рождающая  ощущение непостижимого горнего  мира, то для Возрождения – горизонтальная ориентация  вглубь, создающая ощущение доступности и проницаемости чувственного - материального мира и выражающее объективное отношение к нему.

 

В архитектуре, в частности, начинается развертывание  здания в ширину по фасаду, да и само архитектурное пространство в целом  все более переключает внимание на человека – на интерьер, в котором  было бы ему легко и удобно.

В Возрождении  происходит решающее изменение концепции  света: идет активное движение от средневековой  концепции Божественного света, активного и не зависящего от человека, просвечивающего вещи изнутри  и  наполняющего их (энергийно)  жизнью, делающей их неподвластными человеку и связанными с живым миром, к новой концепции внешнего цвета. Света, целиком зависящего от человека, идущего с его стороны, погружающего постепенно предметы в тень и тем самым превращающего их в глухие замкнутые формы, сквозь которые почти не просвечивает  жизнь.

Все эти процессы в Высоком Возрождении разворачиваются  настолько активно, что приводят, в конечном счете, к  постепенному погружению вещей через все более  интенсивную светотень во мрак, к  постепенному растворению их светом и тенью, делающему их максимально  зависимыми от мира и человека.

Это новая  концепция света, равно как и  сам возрожденческий антропоцентризм, требующий подчинения всего воле человека оказывается несовместимым и с онтологичностью цвета, то есть с использования ранее чистым цветом, представляющим  независимую от человека и чрезвычайно самостоятельную и активную энергийную среду.

Поэтому в  Возрождении начинается постепенное  вытеснение этого независящего от человека чистого цвета, переход к сложным, составным цветам, намеренная подмена, изображение одних цветов другими, активное смешивание с черным –  словом, сложные эксперименты, приведшие в конце концов к технике мелкого и зыбкого масляного мазка и к масляной живописи, тщательно избегающей онтологических цветов. Дело заходит настолько далеко, что основным средством в живописи становится не свет, а тень.

Постепенное исчезновение чистого цвета и  все  более активное применение сгущенной  тени, в конечном счете, приводят к  началу широкого распространения в  эпохи Возрождения графических  искусств – в частности, черно-белой  графики (рисунки и гравюры, которые  начинают сознаваться как самоценные жанры искусства). Да и сама черно-белая  графика есть, в конечном счете, не то что иное, как результат вытеснения чистого цвета из искусства (восточная  графика и особенно гравюра –  в большинстве случаев цветная  или же монохромная, но не черно-белая).

 


Информация о работе Культура эпохи Возрождения