Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 15:20, доклад
Мировоззрение и мироощущение Ренессанса. Возрождение, или Ренессанс, (одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающая почти три столетия: с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в.). Термин «возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Джордж Вазари. Под ним он подразумевал возрождение античности. Большинство представителей светской культуры – художники, философы, ученые – подвергают существенному пересмотру традиционные, религиозные, нравственные, эстетические взгляды средневековья и в поисках идеала обращаются к ценностям античной культуры, как духовному источнику нового мировосприятия, освобожденного от средневековой схоластики.
Культура эпохи Возрождения
Мировоззрение и мироощущение Ренессанса. Возрождение, или Ренессанс, (одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры, охватывающая почти три столетия: с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в.). Термин «возрождение» впервые употребил известный живописец, архитектор и историк искусства Джордж Вазари. Под ним он подразумевал возрождение античности. Большинство представителей светской культуры – художники, философы, ученые – подвергают существенному пересмотру традиционные, религиозные, нравственные, эстетические взгляды средневековья и в поисках идеала обращаются к ценностям античной культуры, как духовному источнику нового мировосприятия, освобожденного от средневековой схоластики.
Период истории
итальянского искусства, относящийся
приблизительно к 1500-1550 годам, называют
Высоким Возрождением (Ренессанс). Это
время, придавшее центральное значение
"богоравному" человеческому творчеству,
выдвинуло в искусстве
Индивидуальное,
авторское творчество теперь
приходит на смену
Время, в которое жили возрожденцы, заставило их осознать свою значимость, ответственность за самих себя. Не потеряв Бога и веру, они лишь по-новому взглянули на самих себя. Человек эпохи Возрождения смог восстановить в себе потенции античности – рефлексивность, способность к осознанию себя и мира, понимание антиномий жизни, стремление к осмысленности существования не только индивидуального, но и цивилизации в целом. Все эти изменения неразрывно связаны с формированием гармонически развитой личности, способной не только глубинно познавать мир, но и преобразовывать его, быть творцом собственной жизни и творцом истории. Возрождается в период Ренессанса и жизнеосмысливающее значение мифа. Но уже мифологически осмысленная жизнь приобретает особую целостность, в которой материальное и духовное, земное и божественное, христианское и языческое звучат в единой гармонической полифонии.
Возобновляется античная традиция рассмотрения телесного и духовного в их единстве. Эстетическое становится доминирующем аспектом культуры Возрождения, как и в эпоху античности, когда весь космос представлялся эстетически прекрасным теперь отрицается негативное отношение средневековой морали ко всему телесно-природному, в противовес этому выдвигается на первый план идеал прекрасного.
Однако было бы неверно толковать Ренессанс как простое возращение к античности. Феномен Возрождения – это весьма многогранное явление в развитии Европы, стержнем которого было новое мировоззрение и мироощущение, новая философия. Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века – бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Мыслители эпохи Возрождения в качестве объекта исследования избрали наиболее сложный из известных человеку предметов – самого человека. Формулировались и проблемы личности (ее сложнейшей структуры, развития) и проблемы взаимоотношений между человеком и природой, человеком и обществом, человеком и Мирозданием. Рассматривались проблемы смысла и цели жизни. В центр выносится человек, а не Создатель, как высшее мерило всего сущего, в силу чего подобная система взглядов получает название гуманизм. Неслучайно деятелей эпохи Возрождения называют гуманистами.
Восстановление
античного наследия (разыскивание рукописи
древних авторов, очищение текста от
позднейших наслоений и ошибок переписчиков
и т.п.) было не самоцелью, а служило
основанием для решения актуальных
проблем современности, для построения
новой культуры. Деятели Возрождения,
очарованные достижениями греческой
античности, положили начало органической
преемственности, процессу трансляции
духа великой культуры. И в то
же время сохранили в себе свободный,
естественный способ отношения к
миру, позволивший совершить
В период Ренессанса, как в никакой другой, идет интенсивное развитие всех областей жизни, науки, техники, философии. Леонардо да Винчи оставил миру открытия в области инженерии, физики, математики, астрономии, анатомии (устройство для подвески церковных колоколов, модели строгального станка, многоствольной скорострельной пушки, вертолета, экскаватора, велосипеда, аэроплана, анатомический атлас мышц и нервов человека, которым пользуются и поныне); врачи уже изучали строение тела, анатомируя трупы, так как был снят запрет с научного исследования человеческого тела; Коперник предложил принципиально новую модель мироздания (геоцентрическую), базирующуюся на объективно истинной картине движения планет. Он освободил естествознание от догматов теологии; Христофор Колумб открыл миру Американский континент; Васка да Гама, обогнув Африку, прошел морским путем из Европы в Индию; Магеллан совершил первое кругосветное путешествие; Галилео Галилей сконструировал телескоп и термоскоп; Джордано Бруно утверждал, что вселенная не имеет никаких границ, число миров в ней бесконечно, Земля обладает собственным движением, подобным движению небесных тел. Весь мир представляется Бруно как нечто живое, в его учении явно проглядывается возрожденческий гилозоизм (от греч. «гиле» – материя и «зое» – жизнь). Н.Кузанский стремился философски определить сферу человеческого знания как область «знание о незнании». Человек предстает у Кузанского как Богочеловек, и его главная способность реализуется в способности познания прежде всего структурно-математическим образом, геометрически (геометризм в эпоху Возрождения являлся важнейшей формой представления действительности). Можно перечислять до бесконечности, однако важно выявить связь между великими научными техническими достижениями и становлением новой культуры, нового мировоззрения и мироощущения. Изменения во всех областях жизни приводят к переменам в умонастроениях людей и пробуждении их самосознания. И, прежде всего, это выразилось в тех основных чертах, которые стали характерными для эпохи Возрождения:
1. Специфический возрожденческий антропоцентризм.
Главное в Возрождении – это выдвижение на первый план и утверждение в культуре и обществе человеческой личности, которое выливается в различные формы возрожденческого антропоцентризма.
Именно в нем и происходит формирование основ Новоевропейского чувства личности – автономной индивидуалистической личности, осознающей собственную ценность, всевластной, активно действующей и испытывающей потребность в свободе от каких либо ограничений. С этого момента человеческая личность, а не Бог и мир в целом, становится исходным моментом для формирования системы восприятия мира. Эту черту культуры эпохи Возрождения, тесно связанную с антропоцентризмом называют индивидуализмом.
Индивидуализм – культ изолированной личности, представленной самой себе, самовластие человеческого Я, возведенное в политическое и общественное право, заменившее собой Бога.
Результатом
стало перемещение человека в
центр материального мира, постепенно
разрастающегося и
В связи с этим в первой половине XV в. была остро поставлена проблема достоинства человека, утверждающегося именно в материальном плане. Произошла реабилитация экономической деятельности, оправдание, в отличие от средневековой морали, корыстолюбия и денег как движущей силы развития общества.
Одной из основных возрожденческий ценностей стало понятие «славы» как цели, к которой должен двигаться человек.
В итоге всего
этого утверждения творческого,
деятельного материального
2. Модификация
средневековой христианской
Все это не могло не вызвать и изменение образа Бога в возрожденческой культуре.
В перспективе, при полном раскрытии ее черт, Бог уже не нужен такой личности, и дальнейшее развитие новоевропейского чувства личности ведет к деизму (признанию Бога лишь в качестве первотолчка, после которого Он самоустраняется из мира, представляя его дела естественному течению) или пантеизму (растворяющему Божественную Личность в мире), а, в конечном счете – и к полному атеизму, который становится, таким образом, лишь логическим следствием предельного развития антропоцентризма.
Но в классическом
Возрождении, разумеется, всего этого
еще не происходит. Так как слишком
сильны еще позиции средневекового
христианского мировоззрения.
Но при всем этом, образ Бога в возрожденческом христианстве все-таки принципиально меняется. Человек, ощущая себя индивидуальностью, стремится максимально сблизиться с Ним, сделать Его более понятным себе, в связи с этим принижает образ Бога до собственного понимания, уподобляет его себе. И в результате – постепенно создается все более плотский, очеловеченный Образ Бога и новозаветных персонажей, а образ человека все более предельно обожествляется и возвышается, но далеко не в средневековом христианском понимании «Образа и Подобия Бога».
Возвышенное отношение к человеческой личности очень ярко отразилось в искусстве Возрождения и является одной из отличительных его особенностей. Однако это обожествление человека имеет и свою отрицательную сторону. Человеческая личность обожествляется вся целиком со всеми ее хорошими и дурными сторонами. Возникает культ человеческой личности, культ отдельного индивидуума, культ наслаждения жизнью в самых разнообразных ее формах, вплоть до открытого оправдания и даже превознесения разврата и аморальности. Он ощущается уже и в «Декамероне» Джованни Боккаччо (1313 - 1375), но еще более в созданном почти двумя столетиями позже «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле, воплотившись в лозунге эпохи «Делай, что хочешь!».
В Ренессансе заметно стремление к трактовке человека как целостности, выраженной, прежде всего в телесной целостности. Наряду с этими представлениями о человеке сохраняются христианские представления о составности человека – деление его на душу и тело. Но уже начинает выдвигаться на первое место и теснить душу с ведущих позиций – ум (разум, интеллект).
3. Упрощение средневековой картины мира.
Это происходит, прежде всего, за счет смены значения мировидческих пластов в культуре: выдвигающийся на первый план чувственно-материальный мир заслоняет собой мир горний, отражаясь в новой концепции природы. Возрожденческий антропоцентризм превращает природу в поле человеческой деятельности, но одновременно – и в источник образцов для нее, сокровищницу опыта, неумолимое следование которому полезно для человека. Природа (чувственно-материальный мир) выступает как живой организм, Божье творение, воплощение Божественного замысла, самостоятельная и активная по отношению к человеку сила, мало подвластная ему. Человек мыслится как часть живой природы – хотя и как часть, стремящаяся все более обособиться и выделиться из нее.
Вера в
могущество человека и одновременно
ощущение им себя частью огромного
живого организма мира породили представления
о возможности ставить этот живой
мир себе на службу, определять и
предугадывать в связи с этим
свою судьбу. А, следовательно, широкого
распространения магии и
Астрология в большей степени отразила пассивную сторону этого взаимодействия человека с живым миром, в связи с чем сам человек выступает, прежде всего, как результат постоянно меняющихся влияний звезд и планет, подчиняющихся определенным законам, в которых от человека уже ничего не зависит. Ренессанс живет верой в предзнаменования, убеждением, что от планет «проистекает все доброе и злое». Все это обусловило небывалый расцвет астрологии в XV-XVI вв., вплоть до повального увлечения ее королями.
Поэтому не стоит забывать, что Ренессанс – это не только эпоха Леонардо и Микеланджело, но и эра Парацельса (1493-1541) и Нострадамуса (1503-1566): «бытовая практика алхимии, астрологии и всякой магии охватывала все возрожденческое общество снизу доверху и была отнюдь не результатом невежества, но результатом все той же индивидуалистической жажды овладеть таинственными силами природы …» (Лосев А.В. Эстетика Возрождения).
4. Гуманизм.
Признание ценности человека как личности получило название гуманизм и составило основу мировоззрения эпохи Возрождения. Происхождение термина «гуманизм» связано с понятием studia humanitatis – буквально, «гуманитарные студии», так начиная с XIV века обозначали комплекс дисциплин, в который входили грамматика, риторика, поэзия, история, этика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами. Если другие учебные дисциплины призваны формировать практические навыки овладения определенной профессией, то гуманитарные науки заняты воспитанием и образованием человека, помогают пробудить в человеке процессы самосознания. Осознав особое значение гуманитарных занятий, гуманисты особо подчеркивали значение античного наследия для воспитания человечности.
Начиная с Ф. Петрарки, обнаружилась тенденция считать классическую латинскую и греческую древность, прежде всего древнюю литературу, единственным образцом для всего, что касается духовной и культурной деятельности. Латинские и греческие авторы рассматривались в качестве истинных учителей человечества.
Европейский
гуманизм XIV-XV вв. имел несколько иной
смысл чем, тот который мы вкладываем
в него сегодня. Помимо чисто профессионального
значения (т.е. связанного с изучением
тех дисциплин, которые раскрывали
традиции античной культуры), гуманизм
как понятие включал и