Культура как фактор социальной жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 07:50, лекция

Описание работы

Понятие «культура»: основные подходы к исследованию. Структурные элементы и формы культуры. Виды культуры. Формы культуры. Функции культуры. Социокультурный процесс и его динамика.

Файлы: 1 файл

Культура как фактор социальной жизни.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Тема 3. Культура как фактор социальной жизни.

  1. Понятие «культура»: основные подходы к исследованию.
  2. Структурные элементы и формы культуры.
  3. Виды культуры.
  4. Формы культуры
  5. Функции культуры.
  6. Социокультурный процесс и его динамика.

1. Понятие культуры, основные подходы к исследованию.

Латинское слово cultura переводится буквально как «уход, возделывание, воспитание». В латиноязычной литературе этот термин употреблялся как синоним греческого термина paideia, означавшего «воспитание в соответствии с традициями».

Определение культуры представляет особую сложность. Существенную путаницу в определения культуры создало многообразие подходов к ее изучению. Например, американские исследователи А. Кребер и К. Клакхон насчитали около 150 дефиниций культуры, которые накопила мировая наука с конца ХIХ в. и до середины ХХ в. Результаты исследования были опубликованы в 1952 г. в книге «Культура, или Критическое обозрение концепций и определений». В 60-е гг. эти авторы приводили уже цифру – 237 дефиниций. Более поздние исследования других ученых (Д. Каплана и Р. А. Меннерса) показали, что это число может быть еще большим.

Однако можно предложить рабочее определение культуры. Культура – это проявление сущностных сил человека, единство общественного сознания и практической деятельности. Или еще определеннее: культура - это опыт человеческой жизнедеятельности.

Биологическая единица  вида Homo sapiens становится человеком по мере приобщения к культуре. Примеры  настоящих, а не сказочных «Маугли» трагичны тем, что выпавший из культурной среды ребенок уже никогда не мог вернуться в мир людей, овладеть речью и навыками общения. Следовательно, культура - это человеческое в людях, это степень, мера формирования, развития и реализации социальных сил человека в его многообразной общественной деятельности

С ХVIII в. осмысление культуры велось по трем направлениям.

Первое  направление имело строго научный характер. Исходным пунктом теоретического анализа здесь выступала культура как объективная реальность.

Второе  направление имело художественный характер. В этом случае исходным пунктом размышлений является сам человек, познающий культуру.

Третье направление есть синтез первых двух, т. е. синтез строго научного познания-объяснения с личностным познанием-пониманием.

Переход к строго научным  формам познания культуры ознаменован широким развитием конкретно-научных дисциплин. К таким дисциплинам относятся социальная и культурная антропология, этнография, этнология, семиотика, социология и др.

В конце 40-х гг. ХХ в. появилась  наука о культуре – культурология. Объектом культурологического анализа выступает культура, рассматриваемая либо как целостный феномен, либо в виде своих элементарных единиц и важнейших составных частей.

На стыке культурологического  и социологического знания сформировалась особая область научного знания – социология культуры. Социология культуры рассматривает закономерности социокультурных изменений, изучает функционирование культуры разных стран и народов сквозь призму социальных отношений, структур, институтов.

На сегодняшний день сложился широкий перечень подходов к исследованию культуры.

 

1. Предметно-ценностный подход (понимание культуры как совокупности материальных и духовных ценностей).

2. Личностно-атрибутивный подход (культура как характеристика самого человека).

3. Информационно-знаковая концепция изучает культуру как некую совокупность знаков и знаковых систем.

4. Структурно-функциональный подход (культура рассматривается в качестве такой подсистемы общества, которая выполняет функцию поддержания ценностного образца).

5. Деятельностный (технологический) подход. (С точки зрения данного подхода культура есть способ или продукт деятельности общества).

При всех разногласиях в  определениях культуры важно отметить их одно существенное сходство. Это  сходство заключается в том, что культура во всех этих определениях выступает как явление небиологическое. Это, своего рода, «надстройка» над миром природы.

2. Структурные элементы  и формы культуры.

     По мнению антропологов, культура состоит из четырех элементов:

1. Понятия, обозначающие способ организации человеческого опыта. Понятия содержатся главным образом в языке. Благодаря ним становится возможным упорядочить опыт людей. Например, мы одинаково воспринимаем окружающий мир, но в разных культурах компоненты окружающего мира называются по-разному (одно понятие – разные формы выражения).

2. Отношения или представления о том, каким образом различные аспекты опыта людей взаимосвязаны между собой. При помощи отношений понятия, отражающие те или иные части мира, взаимодействуют между собой (например, черное противоположно белому, добро противоположно злу).

3. Ценности - общепринятые представления относительно целей, к которым люди должны стремиться. Они составляют основу нравственных принципов (например, в христианской культуре доминирующие ценности содержатся в Десяти заповедях). Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям. Ценности составляют идеологию. Идеологией называется система представлений, утверждающая какие либо ценности и факты (коммунистическая, фашистская, либеральная). Идеология придает смысл и законность действиям людей, а так же защищает и выражает интересы определенных групп.

Филатова О. Г. предлагает следующую классификацию ценностей:

    • Витальные: жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила, выносливость, качество жизни, природная среда, практичность и т.д.
    • Социальные: социальное положение, богатство, работа, семья, терпимость, социальное равенство, профессионализм, независимость, т.п.
    • Политические: свобода слова, гражданские свободы, хороший правитель, законность, порядок, конституция, гражданский мир.
    • Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость.
    • Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.
    • Эстетические: красота или эстетика безобразного, стиль, гармония, следование традиции или новизна, самобытность или подражание (Филатова, с. 48-49).

4. Правила (нормы), регулирующие поведение людей в соответствии с ценностями их культуры. Поддержание норм регулируют санкции, которые бывают позитивными (поощрение) и негативными (наказание). Правила тоже часто имеют «локальный» характер. Например, в Германии двери в учреждении всегда плотно закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе служащие отвлекаются от работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты. Американцы, которые работают в Германии, часто жаловались, что закрытые двери вызывали у них ощущение неприветливости окружающих и чувство отчуждения. Закрытая дверь для американца имеет совсем не тот смысл, что для немца.

Нормы целесообразно  классифицировать согласно Т. Парсонсу: (Манхейм, с. 263).

1. Нормы, упорядочивающие отношения.

2. Экономические нормы.

3. Политические нормы.

4. Культурные нормы.

Ряд элементов культуры приобретают  статус универсалий культуры. Универсалии культуры рассматриваются в социологии как некие общечеловеческие репрезентации или константы человеческого опыта.

Социологи выделяют более 60 культурных универсалий. К ним относятся спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду.

Некоторые антропологи считают, что универсалии формируются на основе биологических факторов. К ним относятся наличие двух полов; беспомощность младенцев; потребность в пище и тепле; возрастные различия между людьми; усвоение разных навыков.

3. Виды культуры.

В силу сложности феномена культуры представляется невозможным предложить единую исчерпывающую классификацию культур. Выделяют следующие основания для классификации:

1. По видам человеческой  деятельности:

а) культура труда и  досуга;

б) экономическая и  политическая культура;

в) эстетическая и нравственная культура;

2. По сферам жизнедеятельности  человека:

а) культура семьи и  производственного коллектива;

б) культура города и села и т.д.

3. По наличию социальных общностей: культура рабочих, фермеров, предпринимателей, городской и сельской интеллигенции.

4. По профессиональным общностям: культура учащихся и студентов, врачей и учителей, инженеров и техников и т.д.

5. По социально-демографическим  параметрам: культура молодежи и людей взрослого возраста, мужчин и женщин и т.д.

6. По происхождению культуры: народная и современная.

7. По степени общности: общая и профессиональная.

8. По объектной направленности: материальная и духовная.

9. По степени доступности: массовая  и элитарная.

10. С т.з. нормативности:  доминирующая культура, субкультура и контркультура.

Доминирующая  культура обозначает те ценности которые разделяются подавляющей частью общества.

Субкультура – специализированная культура узких групп. Ценности этой культуры несколько отличаются от ценностей доминирующей культуры, но не враждебны ей. Существует молодежная субкультура, субкультура пожилых людей, субкультура национальных меньшинств, профессиональная субкультура, криминальная субкультура.

Контркультура - разновидность культуры, ценности которой враждебны доминирующим ценностям данной культуры.

Отдельно можно выделить культуру-захватчика, которая способна вступать в конфликт, как с доминирующей культурой, так и с субкультурой. Культура захватчик, попадая в другую культуру, начинает трансформировать ее.

4. Формы культуры.        

 К формам культуры  традиционно относят: мораль, искусство,  религию.

1. Мораль – система общечеловеческих норм и ценностей. Мораль исполняет роль культурной традиции, связующего звена между поколениями, эпохами, цивилизациями, между разными культурами. Кризису цивилизации и переходной исторической эпохе соответствует гибридный или маргинальный тип морали.

2. Искусство - художественная деятельность в единстве духовного и материального компонентов. Искусство в истории понимается в значении мастерства, ремесла.. Среди видов художественного творчества выделяют литературу, кино, театр, цирк, танец, музыку, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство. Некоторые искусствоведы считают видами художественного творчества телевидение и видеокультуру. Главный отличительный признак художественного творчества состоит в образном освоении действительности.

3. Религия – это особая форма отражения действительности, заключающаяся в ритуальном освящении и поклонении. В иерархии ценностей религиозной культуры ведущее место занимает вера в реальность самостоятельного бытия сверхъестественного (Дик П. Ф.).

5. Функции культуры.

Основная задача культуры – это социализация человека.

Эта задача определяет следующие  функции культуры:

1. Природопреобразующая функция. Эта функция культуры неодинаково развита в разных обществах. Так, многие восточные культуры практически не стремились осваивать природу вне себя, однако они освоили внутренние ресурсы, выработав системы психотехник, развития памяти, воображения, воли и чувствительности. И наоборот, более практичные европейцы, веками стремившиеся к экспансии, более успешно осваивали «внешнюю» природу.

2. Поддержание равновесия между человеком и окружающей средой (культура создает и совершенствует различные средства защит). Это как материальные средства в виде огня, одежды, жилых зданий, так и средства в форме соответствующего знания о том, как вести себя в той или иной ситуации.

3. Воспитательная. Она связана с потребностью человека продлить себя в человеческом существовании и не быть отторгнутым обществом, в котором он живет.

4. Интегративная. Культура сплачивает людей, обеспечивает целостность всего сообщества. Культура осуществляет в жизни людей ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. На эту функцию особое внимание обращал Э. Дюркгейм. Согласно его концепции, освоение культуры создает у людей чувство принадлежности к одной нации, народу, религии и т.д.

5. Дезинтегративная. Зачастую представители одной субкультуры начинают противопоставлять себя другим (например, католическая Церковь часто противопоставляется Православной). Так возникают культурные конфликты.

Можно выделить три вида конфликтов, связанных с развитием  культуры: аномию, культурное запаздывание и чуждое влияние.

  • Аномический конфликт. Термин «аномия», обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных  социальных норм, был впервые введен Эмилем Дюркгеймом еще в 90-е годы 19 столетия. Аномический конфликт чаще всего возникает в переходные периоды развития обществ. Так, на Западе с начала 19 века аномия была вызвана ослаблением влияния религии и повышением роли торгово-промышленных кругов. Эти перемены повлекли за собой распад системы нравственных ценностей.
  • «Культурное запаздывание». Этот термин впервые ввел начале прошлого века Уильям Филдинг Огборн. Культурное запаздывание наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления). В результате такой диспропорции возникает множество нерешенных социальных проблем. Например, прогресс в деревообрабатывающей промышленности связан с уничтожением обширных лесных массивов. Но постепенно общество осознает жизненную необходимость их сохранения.
  • Воздействие «культуры-захватчика» на доминирующую культуру. Этот тип конфликта наблюдался в доиндустриальных обществах, которые подверглись колонизации со стороны народов Европы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Информация о работе Культура как фактор социальной жизни