Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 07:50, лекция
Понятие «культура»: основные подходы к исследованию. Структурные элементы и формы культуры. Виды культуры. Формы культуры. Функции культуры. Социокультурный процесс и его динамика.
5. Информационная. Эта функция связана с такими потребностями человека, как общение, накопление информации и передача ее в виде социального опыта в пространстве и во времени. Поэтому информационная функция культуры может быть разбита на три подфункции: информационно-коммуникативную, информационно-накопительную и информационно-трансляционную.
6. Аксиологическая - отражает качественное состояние культуры и выражается как в том, что культура является системой норм и ценностей, так и в том, что она развивается и изменяется.
7. Нормативно-регулирующая. Главная задача этой функции связана с потребностью общества поддержать жизнеспособность и устойчивость. Нормы существуют в различных сферах жизни: нормы нравственного поведения; нормы технологического поведения в труде; фундаментальные нормы (табу); и т.п. Нормативно - регулирующая функция культуры поддерживается такими системами, как мораль и право. Существует тенденция: для обществ с неразвитым общественным сознанием характерно преобладание права (запретов), в то время как по мере развития общественного сознания вектор устремляется в сторону морали.
8. Антистрессовая функция. Человек вынужден большую часть жизни проводить в искусственной среде, которая порой полностью противоречит нормам человеческого существования. Поэтому перед культурой, особенно духовной, возникает задача разрядить стрессовые ситуации. Для этого в систему культуры включены общественные институты, учреждения (кинематограф, религия и т.п.), которые призваны «увести» человека в другую, реальность.
6. Социокультурный процесс и его динамика.
Социокультурный процесс можно определить как функционирование культуры, как социального явления. Социокультурный процесс включает две противоречивые тенденции: тенденцию к сохранению, устойчивости и тенденцию к развитию и изменениям (Кравченко, с. 64).
Заострение любой из этих тенденций в одинаковой мере является пагубным. Важно, чтобы в культуре поддержка новаторства сочеталась с разумным консерватизмом.
Существует несколько источников, формирующих изменения в культуре:
1. Инновация (процесс создания новых идей, нацеленных на изменение общественного бытия). Носителями новаторства могут выступать творческие личности (правители, деятели культуры, ученые) или новаторские группы (Волков, с. 162).
2. Обращение к культурному наследию (сумма всех культурных достижений общества, его исторический опыт). В культурном наследии сохраняется все культурные достижения, включая и те, что на время были отвергнуты, но позднее могут найти свое место в обществе.
3. Диффузия (распространение культуры). Если традиция - это передача культуры через поколения во времени, то диффузия - ее распространение в социальном или географическом пространстве. Распространение подразумевает и заимствование, как освоение тех или иных элементов культуры из одного общества в другое. В социальной антропологии этот процесс рассматривается как аккультурация, которой подвергаются индивиды, социальные группы, нации или страны. Она может носить прямой (влияние иммигрантов на принявшую их социальную среду) или же косвенный характер (воздействие средств массовой коммуникации, университеты, научные центры).
4. Синтез (взаимодействие и соединение разнородных элементов). В результате синтеза возникает принципиально новая модель социокультурного устройства. Синтез имеет место, если социокультурная система осваивает достижения иных обществ в сферах, которые недостаточно развиты в ней самой, но сохраняет исходную основу (Сильвестров, с. 211).