Культура, как фактор социальных изменений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 14:50, реферат

Описание работы

Основной целью данной работы является изучение культуры, как фактора социальных изменений. Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность культуры в социологии;
исследовать культуру, как фактор социальных изменений;
охарактеризовать социокультурный процесс и проанализировать факторы, влияющие на его динамику;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..…..3
1. Понятие и сущность культуры, как социального явления…..…..5
1.1. Понятие культуры…………………………….……………………5
1.2. Виды культуры и их особенности………...………………………8
1.3. Структура культуры…………………………..…………………..10
2. Культура – фактор социальных изменений……………………….13
2.1. Социальные функции культуры…………………………………13
2.2. Компоненты и формы проявления культуры………….………..18
3. Социокультурный процесс и его динамика….……………………21
Заключение………………………………………………………….……24
Список использованной литературы…………………………………25

Файлы: 1 файл

Kultura_kak_faktor_sotsialnykh_izmeneny.docx

— 51.88 Кб (Скачать файл)

Культура, как  фактор социальных изменений

Содержание

 

Введение………………………………………………………………..…..3

1. Понятие и сущность культуры, как социального явления…..…..5

1.1. Понятие культуры…………………………….……………………5

1.2. Виды культуры и их особенности………...………………………8

1.3. Структура культуры…………………………..…………………..10

2. Культура – фактор социальных  изменений……………………….13

2.1. Социальные функции культуры…………………………………13

2.2. Компоненты и формы проявления  культуры………….………..18

3. Социокультурный процесс и его динамика….……………………21

Заключение………………………………………………………….……24

Список использованной литературы…………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Человек – это единственный из живых существ во всем мире, обитающий  как бы в двух мирах одновременно. С одной стороны, он – это природное  тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам  и вне природного мира его существование  немыслимо. Эта жизнь, увы, коротка  и ограничена во времени и в  пространстве. Hо, с другой стороны, человек живет и в мире неприродном, сверхчувственном, созданном им самим - в мире культуры. Этот мир свободен от оков времен и расстояний.

Культура не просто формирует и  реализует сущностные силы человека, но реализует их в диалоге, в обмене информацией, эмоциями, знаниями. Освоение и развитие социального опыта  невозможно вне общения. Культура возникает  вместе с людьми и вместе с ними претерпевает исторические изменения. Первый, еще самый тонкий пласт  культуры - зарождение языка и речи послужил той разграничительной  линией, которая отделила мир животных от мира людей, мир биологический - от мира социального.

Общество, создавая искусственную  природу, одновременно формирует и  людей, способных потреблять зашифрованную  в ней культуру. Так культура общества выявляет свою двойственную природу. С  одной стороны, она - окаменевшие  накопленные формы деятельности, закрепленные в предметах, с другой стороны - мысленные формы деятельности, закрепленные в сознании людей (живая  культура). Живая культура общества возникает из единства предметного  и мыслимого компонентов. Материальные и духовные, объективные и субъективные составляющие культуры одного общества могут не совпадать с элементами культуры других народов или эпох. Каждое общество создает свои "культурные предметы" и своих "культурных индивидов". Из суммы этих полюсов  и возникают конкретно-исторические типы культур.

Как видим, культура - это сложное  и многоплановое явление, которое  отнюдь не сводится только к этике  поведения, искусству или гуманитарным знаниям. Созданная человеком и  потому неприродная, она включает в  себя и отношение к природе (культура экологическая), и отношение к  себе самому как к природному телу (культура физическая) и отношение  к себе же, но как к явлению  социальному (культура экономическая  и политическая).

В данной работе будет рассмотрены  теоретические аспекты культуры, как фактора социальных изменений. Данная тема особенно актуальна, потому как именно культура формирует личности членов общества, тем самым она  в значительной степени регулирует их поведение. О том, насколько важна  культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению  людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так  называемых детей джунглей, которые  оказались полностью лишенными  общения с людьми, свидетельствует  о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный  образ жизни, овладеть языком и научиться  добывать средства к существованию.

Основной целью данной работы является изучение культуры, как фактора социальных изменений. Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и сущность культуры в социологии;
  • исследовать культуру, как фактор социальных изменений;
  • охарактеризовать социокультурный процесс и проанализировать факторы, влияющие на его динамику;
  • обобщить полученный материал и отразить его в работе.

Объектом изучения данной работы является культура, как фактор социальных изменений. Предметом исследования являются социальные функции культуры и процессы, влияющие на ее динамику во времени.

В качестве теоретической основы изучения в работе широко применялись труды  и учебные пособия российских авторов по изучению данного вопроса  в отечественной современной  социологии.

Структура работы следующая – работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы. Работа изложена на 25 страницах. Для  написания работы использовано 14 научных  источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и сущность культуры, как социального явления

 

1.1. Понятие культуры

 

В повседневной жизни понятие о  культуре возникает, когда говорят  об обычной воспитанности и бытовой  этике. При этом такое понятие  ограничивается только рамками культуры поведения. Такого понятия для понимания  культуры, для выявления ее сущности недостаточно. Так, в 1964 году американские исследователи А. Кребер и К. Клакхон собрали около 257 определений культуры и сделали более 100 попыток определить это понятие описательно. С тех пор эти цифры только росли. Недостатка в определениях нет и в отечественной социологии и культурологии. Уже одно это ясно свидетельствует о том, сколь сложен данный социальный феномен - культура.

Чтобы понять сущность культуры, как  социального явления, необходимо, прежде всего, рассмотреть некоторые определения  культуры.

Мир человека - это мир культуры. В своем первоначальном значении культура («возделанное») противостоит «натуре» - природному и означает то, что отличает человека от природы, отличает мир искусственный от мира естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый  самим человеком, и он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующему помимо человека. В  этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные  людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения. Другими  словами, культура есть «концентрированный опыт предшествующих поколений, дающий возможность каждому индивиду усвоить  этот опыт и участвовать в его  умножении»1.

Итак, можно утверждать, что культура - это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца  при решении всевозможных возникающих  задач. Иными словами, культуру можно  рассматривать, как определенный набор  стереотипов, определяющий и тем  самым ограничивающий человеку возможность  действовать в любых условиях.

Любой исторический тип культуры представляет неразрывное единство двух составляющих - актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. Под актуальной культурой понимается та часть культуры, которая непосредственно функционирует  в данном обществе и выражается в  повседневных проявлениях - культуре труда, быта, поведения. Культурная память - это  определенная культурная деятельность, которая непосредственно не участвует  в воспроизводстве общественной жизни. Это как бы отложенные, но не стертые прогрессом старые знания и умения, лежащие в основе современного уровня развития и при необходимости, извлекаемые из забытья. Так, спички выступают сегодня элементом  актуальной культуры, в то время  как получение огня при помощи трения относится к сфере культурной памяти. При необходимости мы способны заняться трением палочек, но лишь при том условии, что наши спички безнадежно отсырели.1

На все встающие перед ним  вопросы человек ищет ответ в  усвоенной им культуре. Последняя же предлагает ему выбор - актуальный или накопленный опыт. Выбрать что-то третье невозможно, ибо нельзя выбрать то, чего нет или что еще неизвестно. Когда социальные катаклизмы сотрясают общество и жизнь человека становится невыносимой, а актуальная культура ни в экономике, ни в политике, ни в идеологии не дает ответа на животрепещущие вопросы, человек начинает искать ответ за ее пределами. И здесь иного, чем накопленный опыт, чем традиция, культура ему не дает. Люди ищут ответ в прошлом, потому что больше им искать негде. Отдельный человек - мыслитель, гений - способен подняться над ограниченностью культуры и увидеть новые горизонты развития. Масса же всегда исповедует принцип «Новое - это хорошо забытое старое». Таков парадокс культуры.

Но такую особенность культуры нельзя и недооценивать. В противном  случае любой возврат к традициям  обернется своей худшей стороной - традиционализмом. Последний же, как справедливо отмечает Г.С. Батищев, «по своей сути не способен самокритично учиться у своей традиции, что потребовало бы раскрыть и развернуть все многообразие и сложность, всю антиномичность присущего ей одновременно и положительного, и отрицательного культурно-исторического опыта былого при столь же непредубежденной готовности творчески обновляюще продлить жизнь традиции»1.

Биологическая единица вида Homo sapiens становится человеком по мере приобщения к культуре. Примеры настоящих, а не сказочных «Маугли» трагичны тем, что выпавший из культурной среды человеческий детеныш уже никогда не мог вернуться в мир людей, овладеть речью и навыками общения. Культура вбирается новорожденным из общения с людской средой, благодаря этому, усваиваются навыки контактов с себе подобными, действий с предметами, форм выражения эмоций, умения говорить. Следовательно, культура - это человеческое в людях, это степень, мера формирования, развития и реализации социальных сил человека в его многообразной общественной деятельности. Культура отличает человека от всех остальных живых существ, она охватывает все, что создается людьми, признается и усваивается обществом. Именно культура организует человеческую жизнь, рождает чувство единства, идентичности членов общества, принадлежности к одному сообществу. Она осуществляет в жизни людей ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

Так, пожалуй, и можно сформулировать общее определение культуры. Культура - это совокупность всего того, что  делает человека человеком.

Для организованного и институционализированного общества характерна упорядоченность социальных связей и взаимодействий, обусловленная наличием в нем неких культуротворческих сил, направляющих жизнь общества по организованному, а не хаотическому пути развития. К ним можно отнести верования, ценности и нормы поведения, которые организуют социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта.

 

1.2. Виды культуры и  их особенности

 

Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности  и потому необычайно разнообразна в  своих конкретных проявлениях. Следует  отметить, что одни исследователи  связывают культуру с информацией  и знаковыми системами, в которых  она закодирована. У других она  предстает, как уникальная технология человеческой деятельности. Третьи видят  в ней внебиологическую систему адаптации человека. Четвертые - степень свободы в человеческой деятельности. Наконец, всем чуть ли не со школьной скамьи известно понимание культуры, как совокупности созданных человеком материальных и духовных ценностей и норм, закрепленных в практической деятельности людей, а также и как сама эта деятельность.

Такое многообразие определений не случайно. Универсальность родового понятия (культура) проявляется и  в каждом из его видов. Поэтому, о  каком бы виде (или аспекте) культуры ни шла речь, предварительно необходимо четко определить ракурс рассмотрения. В соответствии с этим, классификацию  видов культур проводят по некоторым  признакам:1

1. Сообразно видам человеческой  деятельности - анализу подлежат  содержание, сущность, структура, исторические  типы, виды взаимосвязи и взаимовлияния:

а) культуры труда и культуры досуга;

б) культуры экономической и культуры политической;

в) культуры эстетической и культуры нравственной;

г) иных видов культур, связанных  со спецификой

проявлений тех или иных видов  деятельности.

2. По сферам жизнедеятельности  человека:

а) культура семьи и культура производственного  коллектива;

б) культура города и культура села и т.д.

Здесь явно выражена своя специфика: национальная, территориальная, историческая. Выявляются конкретный культурный уровень, его критерии, факторы, на него влияющие; определяются возможности приобщения к культурной деятельности; на эмпирическом материале изучаются различные  виды общностей, в среде которых  осуществляется культурная деятельность индивидов. При этом названный второй подход к делению культуры по ее видам не исключает первый, а дополняет  и как бы накладывается на него.

3. По наличию определенных социальных  общностей - осмыслению и описанию  подлежит культура рабочих и  колхозников, фермеров и предпринимателей, городской и сельской интеллигенции.  В зависимости от социальных  условий определяется характер  культурной деятельности, уровень  культурных запросов и возможности  для их удовлетворения и развития.

4. Сообразно профессиональным общностям  - исследованию подвергаются культура, культурный уровень и культурная  деятельность учащихся и студентов,  врачей и учителей, инженеров  и техников и т.д.

5. По социально-демографическим  параметрам - ученые, занявшие такую  позицию, исследуют и сопоставляют, культуру молодежи и культуру  людей взрослого возраста, культуру  мужчин и культуру женщин и  т.д.

6. Происхождение культуры, ее генезис  - этот аспект позволяет вести  речь о культуре народной и  профессиональной, их специфике  и зависимости, закономерностях  исторического формирования и  развития.

7. По степени общности логично  и целесообразно выделяется общая  культура, характерная для всего  общества, и культура профессиональная, присущая лишь людям данного  рода занятий (профессии, специальности).

Информация о работе Культура, как фактор социальных изменений