Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 14:50, реферат
Основной целью данной работы является изучение культуры, как фактора социальных изменений. Для достижения данной цели в представленной работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие и сущность культуры в социологии;
исследовать культуру, как фактор социальных изменений;
охарактеризовать социокультурный процесс и проанализировать факторы, влияющие на его динамику;
Введение………………………………………………………………..…..3
1. Понятие и сущность культуры, как социального явления…..…..5
1.1. Понятие культуры…………………………….……………………5
1.2. Виды культуры и их особенности………...………………………8
1.3. Структура культуры…………………………..…………………..10
2. Культура – фактор социальных изменений……………………….13
2.1. Социальные функции культуры…………………………………13
2.2. Компоненты и формы проявления культуры………….………..18
3. Социокультурный процесс и его динамика….……………………21
Заключение………………………………………………………….……24
Список использованной литературы…………………………………25
Культура выполняет в обществе
функцию психологической
2.2. Компоненты и формы проявления культуры
Культура, как фактор социальных изменений,
раскрывает свое содержание через систему
своих компонентов. Один из основных
компонентов культуры – обычай,
как сложившаяся форма
В отличие от обычая норма охватывает
не весь отрезок деятельности, а
какой-то ее принцип, параметр, что составляет
определенную меру вариативности поведения.
Функция нормы состоит в том,
чтобы исключить влияние
Нормы целесообразно классифицировать согласно Т. Парсонсу:1
1. Нормы, поддерживающие порядок в отношениях, как в обществе в целом, так и в составляющих его группах.
2. Экономические нормы, дающие
приемлемые критерии
3. Политические нормы,
4. Культурные нормы,
Действенность норм не абсолютна, так как все они нарушаются. Нарушение норм - это предмет нравственных отклонений, аномалии, противоправное отклоняющееся поведение или сфера преступных действий. Каждое общество выполняет разносторонние формы контроля и имеет институты, которые должны соблюдать нормы и вести борьбу против их нарушения. И все же значение всяких норм условно и зависит от их функциональности, от состояния самого общества. Изменение деятельности требует изменения прежних норм или введения новых. Именно социологический анализ, учитывающий назревшую необходимость и функциональную целесообразность утверждаемой нормы, и исторически сложившуюся систему социокультурной регуляции, в которую она вводится, помогает выявить ограниченность и противоречивость указного введения норм и те трудности, с которыми новая мера столкнется в социальной жизни. Возможности усвоения новых норм обусловлены типом культуры, историческими обстоятельствами, социальной структурой, наличными коммуникациями. Чем сложнее общество, тем более дифференцированной должна быть нормативная система, тем необходимее и определеннее органы, которые поддерживают и регулируют эту систему.
Нормативная сфера располагает своим набором средств для того, чтобы ограничить нарушения, воспрепятствовать им в наиболее важных сферах социальной жизни. Конечно, важнейшим фактором регуляции нормативности являются общественная мораль и право. Но в культурной сфере важным средством налаживания нормативности являются ценности, которые подразумевают выбор того или иного объекта, состояния, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценности помогают обществу и человеку определить хорошее и плохое, идеальное или избегаемое состояние, истину и заблуждение, красоту и безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д. Социологи дают следующую условно упорядоченную классификацию ценностей.1
1. Витальные: жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние, сила, выносливость, качество жизни, природная среда, практичность и т.д.
2. Социальные: социальное положение, богатство, работа, семья, терпимость, социальное равенство, профессионализм, независимость, т.п.
3. Политические: свобода слова, гражданские свободы, хороший правитель, законность, порядок, конституция, гражданский мир.
4. Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость.
5. Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.
6. Эстетические: красота или эстетика
безобразного, стиль, гармония, следование
традиции или новизна,
Таким образом, при социологическом
рассмотрении культуры ценности предстают
как подвижная и зависимая
сфера культурной регуляции, обусловленная
общей динамикой, вовлекающей в
свое движение то, что утверждалось
бесспорным, нерушимым, однозначным, вечным
и священным. В условиях социальных
потрясений, простые человеческие нормы,
и высокие ценности могут быть
подвергнуты критике и
3. Социокультурный процесс и его динамика
Благодаря тому, что культура воплощается в деятельности, объективируется в вещественно-предметных и знаково-символических формах, происходят определенная фиксация и структурирование исторического опыта данного народа, общности, семьи. Культура, ее смыслы и значения, технология и навыки могут быть переданы другому человеку, другому поколению. Одна из черт культуры заключается в том, что она способна постоянно развиваться, изменяться и при этом сохранять свою особенность. Это свидетельствует о том, что социокультурный процесс (функционирование культуры, как социального явления) - это переплетение двух противоречивых тенденций: тенденции к сохранению, устойчивости и тенденции к развитию и изменениям.1
Тем самым культура выявляет еще
один аспект социологического осмысления
- как средство, метод формирования
прошлым, накопленным опытом, традициями
наших сегодняшних
Подчеркивая преемственность, не стоит абсолютизировать устойчивость и неизменность культуры. Способность к саморазвитию и изменчивости - это важнейший признак социокультурного процесса. Если в культуре народа развиты традиции свободы творчества, проявления индивидуальности, то в этом случае сама культурная традиция как бы "подталкивает" людей к инновациям. Народ, в культуре которого мало развиты традиции, способствующие поиску, новаторству, обрекается на отставание и серьезные трудности. Каждый шаг развития социальной жизни ему будет даваться с большим трудом. Чрезмерный консерватизм культуры, недоверие к новому, неприятие социального риска блокируют инновации. Вместе с тем важно, чтобы в культуре традиции поддержки новаторства сочетались с разумным консерватизмом, приверженностью к стабильности, устойчивости, предсказуемости.
Существует несколько
1. Инновация, как изобретение
или выработка новых идей, образов,
принципов действия, политических
и социальных программ, нацеленных
на изменение общественного
2. Обращение к культурному
3. Диффузия, как распространение
культуры. Если традиция - это передача
культуры через поколения и
время, то диффузия - ее распространение
в социальном или
4. В качестве отдельного
Функция культуры по передаче социального опыта осуществляется в процессе социализации личности, прежде всего ее воспитания и образования. Культура как внебиологическое, благоприобретенное не подчиняется в целом законам генетической наследственности. Ею можно овладеть лишь в ходе социального наследования. Поэтому когда речь идет об образовании и воспитании личности, то имеется в виду процесс формирования личности, прежде всего как носителя, восприемника и продолжателя культуры.
Механизмы социализации обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. При рождении человек застает определенный мир, не им созданный, но являющийся основой его жизнедеятельности. С помощью понятий, книг, средств информации человек учится жить, строить отношения с другими людьми, пользоваться материально-вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образцами, принятыми в обществе), и осуществляет собственную практическую деятельность, вырабатывая свой собственный опыт и делая собственным достоянием культуру семьи, общества, человечества.
Заключение
В заключение данной работы хотелось
бы отметить, что культура - это духовный
компонент человеческой деятельности,
как составная часть и условие
всей системы деятельности, обеспечивающей
различные стороны жизни
В функциях культуры сокрыта та роль, которую она играет в жизни общества, как фактор социальных изменений. Человек формируется лишь вследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотворческая функция может быть названа в качестве главной функции культуры. Из человекотворческой функции вытекают и ею определяются остальные функции.
Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Она раскрывает свое содержание через систему социальных норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке.
Механизмы социализации, происходящие в культуре, обеспечивают самовозобновляемость общества, духовное замещение одного поколения другим. Так, при рождении человек застает определенный мир, не им созданный, но являющийся главной основой его будущей жизнедеятельности. С помощью понятий, книг, средств информации человек учится жить, строить отношения с другими людьми, пользоваться материально-вещественными предметами, которые его окружают, наблюдая за поведением других (образцами, принятыми в обществе), и осуществляет собственную практическую деятельность, вырабатывая свой собственный опыт и делая собственным достоянием культуру семьи, общества, человечества.
Информация о работе Культура, как фактор социальных изменений