Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 03:39, контрольная работа
Роль игры в истории культуры не всегда была одинаково велика. По мере культурного развития игровой элемент отступает на второй план. Но игровой инстинкт, по мысли Хейзинги, может проявиться в любой момент, вовлекая в процесс игры и отдельного индивидуума и человеческие массы. Вытеснение игры началось в XVIII веке, когда обществом овладело трезвое, прозаическое понятие пользы, что и привело к утрате свободного духа культуры. Эта ситуация является наилучшим показателем кризиса европейской культуры, достигшего в XX веке полного своего выражения.
Введение 3
1 Значение игры как явления культуры 5
2 Взаимосвязь игры и культуры 11
2.1 Взаимосвязь игры и правосудия 11
2.2 Взаимосвязь игры и поэзии 13
2.3 Взаимосвязь игры и философии 19
2.4 Взаимосвязь игры и искусства 20
3 Игровой элемент современной культуры 21
Заключение 23
Список литературы 25
Современное общество вынуждает все более расширять спектр социальных ролей, которые призван играть человек. Однако он не может выполнять все возложенные на него функции разом, поэтому игра все больше приобретает формы лицемерия.
Заключение
Путь преобразования культуры Хейзинга видит в распространении нового общественного духа. Необходимо возродить в широком культурном сознании первозданную игровую природу. Такова по сути альтернатива духовному кризису, предложенная в "Человеке играющем".
Концепция "культуры-игры" конструирует своего рода образную модель культуры, базирующуюся на гуманистических ценностях, вступивших в противоречие с реальностью 20 в. Такие понятие, как закон, порядок, благородство, честь, порядочность, свобода, бескорыстие, душевное равновесие, коллективность, гармония и целостность личности, определяют игровую альтернативу. Тесны и многообразны узы, связующие игру и красоту. Игра пронизана ритмом и гармонией, ей присущи радость и изящество.
Не всякая игра может быть культуросозидающим
фактором. Подлинная культура требует
"благородной игры". В этой идее
достоинство гуманиста
Особенности стиля "Человека играющего" исключают разработку строго научной концепции. Идея "культуры-игры", по преимуществу, обладает свойствами плодотворного научного исследования, позволяющего глубже понять специфику современных духовных процессов путем постижения фундаментальных основ культурной традиции.
Список литературы
1. Гуревич П.С. Игра / Культурология. XX век. Словарь. - СПб., 1997.
2. Есин А.Б. Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
3. Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология: Конспект лекций. М.: МИЭМП, 2005.
4. Кравченко А.И. Культурология. М.: Академический Проект, Трикста, 2003.
5. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. М.: Центр, 2001.
6. Полищук В.И. Культурология. М.: Гардарики, 1999.
7. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статья по истории культуры. М., 1997.
8. Хейзинга Й. "В тени завтрашнего дня", Homo Iudens. М., 1992.
Информация о работе Культура как игра. Концепция «человека играющего» Й. Хейзинги