Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 17:40, реферат
Философ отвергал географическое деление общей культуры по частям света. Столь же ошибочным он считал разграничение истории на древнюю, средневековую и новую. Падение Римской империи в 476г. до н.э., событие, ознаменовавшее конец древней истории и начало средневековья, имело значение для Европы, но отнюдь не для Китая и остальной части человечества. По Н.Я. Данилевскому, у культур Рима, Греции, Индии, Египта и других были свои древний, средневековый и современный периоды. Он выдвинул идею о существовании множества цивилизаций, являвшихся выражением бесконечно богатого творческого гения человечества. Каждая из них возникает, развивает свои собственные формы жизни, свои моральные и духовные ценности, а затем погибает вместе с ними.
Введение …………………………………….…………………………………..3
1. Концепции Н.Я.Данилевского………………………………………………..4
1.1. Теория культурно-исторических типов.…………………...............4
1.2. Цивилизационные закономерности………………………....................6
2. Цивилизационная теория……………………………………..……………....8
2.1. Становление цивилизационной теории…………………......................8
3. Культурологическая концепция О. Шпенглера……………………………..9
3.1.Переход культуры к цивилизации…………………………………………10
3.2.Различие культуры и цивилизации………………………………………..10
3.3.Цивилизация как гибель культуры………………………………………..11
4. Особенности первобытной культуры…………………………………………...11
5. Храмы Бога Солнца в Древнем Египте…………………………………………13
6. Сравнительный анализ типологий культуры Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера………………………………………………………………………….16
Заключение
Приложение
Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………….………………
1.1. Теория культурно-исторических типов.…………………...............4
1.2. Цивилизационные
закономерности……………………….......
2.1. Становление цивилизационной
теории………………….................
3.1.Переход культуры к цивилизации…………………………………………10
3.2.Различие культуры и цивилизации………………………………………..10
3.3.Цивилизация как гибель культуры………………………………………..11
Заключение
Приложение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Интерес к культуре в наши
дни определяется многими обстоятельствами.
Современная цивилизация
Вместе с тем, культорологическая наука является относительно молодой, категории и понятия, которыми она оперирует еще находятся на стадии изучения, обоснования. Даже само понятие «культуры» не имеет однозначной интерпритации. Тем более, насколько связано это понятие с понятием природы, религии, цивилизации. Однако уже предпринимаются попытки систематизации имеющихся знаний. И в связи с этим возникают различные культорологические теории, концепции.
Охватить в одной работе все имеющиеся в мировой науке культурологи концепции не представляется нам возможным, ввиду их многообразия, поэтому в своей работе я ставлю задачу рассмотреть взаимосвязи культуры и цивилизации, а также типологию цивилизаций на примере двух из имеющихся концепций: теории о культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, как одну из первых концепций положивших начало цивилизационной теории и культурологической концепции О. Шпенглера. В данной работе предоставлен сравнительный анализ типологий культуры Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера.
1.1. Теория культурно-исторических типов
Существенный вклад в
осмысление проблемы соотношения культуры
и цивилизации внес русский философ
Н.Я. Данилевский (1822 -1885гг.), своей работой
«Россия и Европа», опубликованной
в 1869г. В частности он сформулировал
принципиально новую
Н. Данилевский считал что «человечество» - отвлеченное понятие. Оно лишено всякого действительного значения.
По мнению философа, в
мире одновременно существует множество
разнородных культур или культу
Действительными носителями
исторической жизни, по Н.Я. Данилевскому,
являются «естественные группы», т.е.
всякое племя или семейство народов,
характеризующееся отдельным
Философ отвергал географическое деление общей культуры по частям света. Столь же ошибочным он считал разграничение истории на древнюю, средневековую и новую. Падение Римской империи в 476г. до н.э., событие, ознаменовавшее конец древней истории и начало средневековья, имело значение для Европы, но отнюдь не для Китая и остальной части человечества. По Н.Я. Данилевскому, у культур Рима, Греции, Индии, Египта и других были свои древний, средневековый и современный периоды.
Он выдвинул идею о существовании множества цивилизаций, являвшихся выражением бесконечно богатого творческого гения человечества. Каждая из них возникает, развивает свои собственные формы жизни (язык, способы общения, труда, формы быта и т.д.), свои моральные и духовные ценности, а затем погибает вместе с ними.
Н.Я, Данилевский разделял все народы на три основных класса:
Лишь немногие народы смогли
создать великие цивилизации
и стать культурно-
Всего философ насчитывал десять цивилизаций:
К этим несомненным, по Н.Я. Данилевскому «естественным» группам он причислял и два «сомнительных» типа цивилизаций:
По мнению философа они погибли насильственной смертью и не успели совершить своего развития. Что же касается групп новой Америки (современных США), то их значение еще не было ему ясным. Он колебался, признать ли их особым культурно-историческим типом. [1]
1.2. Циливизационные закономерности
Н.Данилевский формулирует основные принципы и закономерности, которые регулируют процесс возникновения, роста и упадка цивилизаций, деятельность народов, относящихся к разрушительному типу, и народов, представляющих собой особый этнографический материал. В схематичном виде эти закономерности (получившие у него блестящую разработку) можно изложить следующим образом:
По Н.Я. Данилевскому, большинство
цивилизаций являются созидательными
только в одной или нескольких
областях деятельности и ни одна из
них не проявила свою всесторонность.
Так, греческая цивилизация достигла
непревзойденных высот в
2.1. Становление цивилизационной теории
Каковы бы ни были заслуги
более ранних мыслителей, в новейшей
истории общественной мысли основанием
современной цивилизационной
У Данилевского возникло много последователей, которые хоть и предлагали свои собственные концепции, но в целом продолжали цивилизационную теорию. Это прежде всего концепция О. Шпеглера, которая по своему общему характеру весьма отличается от работы Н.Данилевского, но тем не менее, основные концептуальные положения этих ученых сходны во всех важнейших пунктах. Кульминацией же тех теоретических разработок которые были проделаны Данилевским и Шпенглером можно считать теорию цивилизаций А.Тойнби. Она была осуществлена независимо от их работ, основана на несравненно более широком историческом материале и явилась подлинным шедевром исторического и макросоциологического знания.
3. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА
Освальд Шпенглер (1880-1936) – немецкий философ и историк культуры, автор труда «Закат Европы», который принес ему славу пророка гибели западной цивилизации. Работа Шпенглера «Закат Европы» вышла в свет в 1918 году. В ней сформулирована культуро-философская концепция автора, базовые понятия которой - культура и цивилизация.
По Шпенглеру, культуры обладают общей структурой, но имеют индивидуальный стиль и облик. Каждая нация, по его мнению, наделяет людей своей идеей, своими страстями, своей жизнью. Все культуры характеризуются ограниченной продолжительностью в истории и замкнуты в себе самих. Длительность цикла развития культуры Шпенглер определял примерно в 1000-1500 лет.
Ключом к пониманию всемирной истории культуры, с точки зрения ученого, выступает символ. К символам культуры относятся античное монетное дело, китайское книгопечатание, идея нирваны, механические часы и т.д. В каждой культуре и в каждой исторической эпохе существует свой символ.
Шпенглер предлагает отказаться от привычной для нас схемы «Древний мир - Средневековье - Новое время», в рамках которой обычно прослеживались основные этапы развития мировой культуры. Для Шпенглера нет единой мировой культуры. Есть лишь различные культуры, каждая из которых имеет свою собственную судьбу. Все культуры равноправны. Шпенглер считает, что каждая культура имеет не только своё искусство, но и своё собственное естествознание и свою уникальную природу.
Сама история, на взгляд Шпенглера, это калейдоскоп из восьми культур – неких изолированных друг от друга организмов, коллективных личностей каждая из которых обладает некой символической «прадушой», «генетическим кодом». Он выделял:
У Шпенглера первичной является душа культуры. Для Шпенглера термин «душа культуры» есть выражение того обстоятельства, что основание культуры несводимо к разуму. Душа каждой культуры уникальна.
Шпенглер останавливается на рассмотрении 3 исторических культур: античной, европейской и арабской. Им соответствуют три «души» - аполоновская, избравшая в качестве своего идеального типа чувственное тело; фаустовская душа, символом которой является беспредельное пространство, динамизм; магическая душа, выражающая постоянную дуэль между душой и телом, магические отношения между ними.
Информация о работе Культура как организм в концепциях Н. Данилевского и О.Шпенглера