Культура как организм в концепциях Н. Данилевского и О.Шпенглера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 17:40, реферат

Описание работы

Философ отвергал географическое деление общей культуры по частям света. Столь же ошибочным он считал разграничение истории на древнюю, средневековую и новую. Падение Римской империи в 476г. до н.э., событие, ознаменовавшее конец древней истории и начало средневековья, имело значение для Европы, но отнюдь не для Китая и остальной части человечества. По Н.Я. Данилевскому, у культур Рима, Греции, Индии, Египта и других были свои древний, средневековый и современный периоды. Он выдвинул идею о существовании множества цивилизаций, являвшихся выражением бесконечно богатого творческого гения человечества. Каждая из них возникает, развивает свои собственные формы жизни, свои моральные и духовные ценности, а затем погибает вместе с ними.

Содержание работы

Введение …………………………………….…………………………………..3
1. Концепции Н.Я.Данилевского………………………………………………..4
1.1. Теория культурно-исторических типов.…………………...............4
1.2. Цивилизационные закономерности………………………....................6
2. Цивилизационная теория……………………………………..……………....8
2.1. Становление цивилизационной теории…………………......................8
3. Культурологическая концепция О. Шпенглера……………………………..9
3.1.Переход культуры к цивилизации…………………………………………10
3.2.Различие культуры и цивилизации………………………………………..10
3.3.Цивилизация как гибель культуры………………………………………..11
4. Особенности первобытной культуры…………………………………………...11
5. Храмы Бога Солнца в Древнем Египте…………………………………………13
6. Сравнительный анализ типологий культуры Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера………………………………………………………………………….16
Заключение
Приложение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Доклад по культурологии 1.docx

— 53.75 Кб (Скачать файл)

Луксорский храм имеет форму прямоугольника. Длина главного здания - 190 метров. Сдвоенные ряды колонн 20-метровой высоты в виде связок папируса обрамляют его широкий открытый двор. Площадь двора – 45 х 51 метр. Гигантская центральная колоннада, примыкающая к северной стороне двора, так и осталась недостроенной.

Капители колонн украшены цветком папируса, причем на колоннаде центрального прохода цветок изображен распустившимся, а на колоннаде двора - в виде бутона. Вход в святилище вел через соединенный с двором великолепный вестибюль с тридцатью двумя колоннами в виде связок папируса. Гигантские колоннады - главная характерная особенность Луксорского храма. В девяти залах храма находится 41 колонна, в вестибюле их 64, в центральной колоннаде - 14, а всего их в храме 151. На стенах храма сохранились многочисленные рельефы, повествующие о жизни фараона Аменхотепа III. Выдуманная придворными летописцами легенда утверждала, что фараон был рожден от брака его матери с самим богом Амоном-Ра. При фараоне Рамсесе II Луксорский храм был значительно расширен: возведен новый пилон.

Перед пилоном стояли шесть 20-метровых статуй Рамсеса II - четыре, из розового гранита, запечатлели фараона стоящим, а две, из черного гранита - сидящим. Тогда же были возведены открытые колоннады двора с 74 колоннами, у подножия которых возвышались монументальные статуи фараона. Один из двух гранитных обелисков, установленных перед Луксорским храмом, в XIX столетии был вывезен во Францию и ныне стоит на площади Согласия в Париже.

После разрушения Фив ассирийцами  во главе с царем Ашшурбанипалом в 663

году н.э. от Луксорского храма Амона сохранилось немногое.

 

6.Сравнительный анализ типологий культуры Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера.

 

Типология культуры Н.Я. Данилевского.

Николай Яковлевич Данилевский - сер XIX в. Имел естественнонаучное образование. Учился в Царскосельском лицее. Работал  чиновником в министерстве рыбного  хозяйства. Интересовался политикой. Писал статьи, выпускал брошюры

Начал писать книгу с целью  разобраться в политических взаимоотношениях России и Европейских стран («Россия  и Европа», 1872). V глава посвящена  культурологии. Анализировал разные типы культур в истории. В качестве критерия избрал географически-языковой подход.

Опираясь на этот принцип он выделил единицу культуры. Эту единицу называют культурно-исторический тип.

Выделил 13 культурно-исторических типов (греческий, римский, китайский, индийский, мексиканский, перуанский, египетский, аравийский, германо-романский, славянский культурно-исторический тип). Каждый культурно-исторический тип он считает аналогом живого организма, это называется биологизмом. Т.е. у культуры есть время рождения и время смерти, определённые этапы развития.

Каждая культура зарождается  на определённой территории (влияет география, климат, почва, вода и языковая структура).

В развитии проходит 3-и стадии:

1. Этнографический. Период  формирования этноса. Занимает ок. 1000 лет. Заканчивается тем, что возникает государственная структура.

2. Государственный. Продолжается  несколько сотен лет. Складываются  основные феномены духовной и  материальной культуры.

3. Цивилизация. Для Данилевского  ― это название конкретного  периода. Это когда народ создаёт  самые значимые творения, делает  значительные открытия. Это время  расцвета. Пережив этот период, культура  быстро начинает угасать и  умирает.

Культура живёт в среднем 1,5-2 тыс. лет.

Исключение Китай и  Индия. Данилевский называет их реликтовыми. Их существование нельзя назвать  жизнью. Их существование прекратилось. Он не рассматривает такое явление, как нецивилизованная культура. Например, кочевников. Он считает, что эти народы не нашли своего пути.

?? Вопрос о взаимодействии  культур. Что оно даёт Культуре? Как происходит?

Данилевский ― антидарвинист. Идея о том, что разные организмы могут взаимодействовать друг с другом, для него неприемлема.

Вопрос о взаимовлиянии  культур для Данилевского решается жёстко.

Культуры не могут оказывать  друг на друга влияние.

Способы взаимодействия культур:

-Прополка ― самый страшный  способ взаимодействия культур.  Когда одна культура уничтожает  другую.

-Прививка ― более щадящая вещь, но непутёвая. Пример ― петровские реформы. При прививке может быть отрицательный результат (отторжение), может быть благоприятным, но всё равно одно из растений исчезает. Пётр захотел подсадить к России европейскую культуру. Россия «переболела». Язык, менталитет и религия не изменилась. Прививка получилась непродуктивной.

-Удобрение ― продуктивный  способ. Это обмен внешней стороной культуры, не затрагивая «стержень». Наука, технические достижения.

Россия не повторяет европейские  модели. Она движется по своему пути.

Книга имела большой резонанс.

Данилевский был пансловистом. Считал, что за славянским типом будущее, т.к. он моложе.

Типология культуры О. Шпенглера.

(Освальд Шпенглер. Родился в 1880 г. Гуманитарное образование. Закончил философский Лейпцигский университет.

Числил себя в учениках Ницше. В начале XX в (1911) начал писать. За 3 года написал двухтомный труд «Закат Западного мира» («Закат Европы»).

1914 ― закончил. Началась I М.В. и всем стало не до  философии. Напечатали только  в 1918.

I М.В. ― это время  для Европы было очень сложным.  Европа впервые столкнулась с  военными действиями такого масштаба. Раньше ― только локальные  воины. Эти события отразились  на мировоззрении европейцев. Европа  вынуждена понять, что основные  ценности начали девальвироваться. Базовый слой в сознании ―  уважение к религии, следование  христианским традициям. События  I М.В. пошатнули религиозное сознание. В умах возник и сформировался  вопрос: так ли всемогущ Бог,  если допускает гибель стольких? Христианство стало превращаться  в традицию.

Вторая ценность была в  науку. Европейцы были уверены, что  наступает время научной цивилизации, которая всемогуща. Первые же месяцы войны обнаружили, что наука не собиралась устраивать рай на земле. У неё свои цели и задачи: телеграф, телефон, ж/д. Наука разработала и новые виды оружия: пушки, танки и самое страшное ― отравляющие газы. Наука утратила статус ценности. Наука не связала себя с понятием добро и зло. Её задача ― поиск истины.

Европейцы простились с уважением  к политике. Оказалось у политических кабинетов были свои цели.

В I М.В. Европа осознала, что  человеческая личность со своей индивидуальностью  нигде не играет особой роли. Вера в  значимость человеческой личности начала распадаться.

Европа вышла другой из I М.В. Сами люди, возвратившиеся с фронтов застали жизнь другой.

Поколение, вернувшееся с  войны оказалось в противоречивом состоянии: они рады, что вернулись, но жизнь не могла предложить им ничего хорошего.

Как раз издалась книга  Шпенглера. Они увидели, что автор  предсказал всё до I М.В. Предсказал появление мегаполисов.

Поразили прежде всего пророчества.

В книге он писал, что европейская  культура приблизилась к своему концу. Книга отвечала на многие вопросы, совпадала  со многими впечатлениями. Книгу  перевели на все европейские языки.

Первое издание на русском  языке появилось в 1922 году. II том  издать не удалось. До 80-х гг. Шпенглера  держали в спецхранах. II том переводили 7 лет (уже после 80-х).

У Шпенглера нет научного стиля. Метафоры, сравнения, поэтические  образы, идиомы. II том издали в сер. 90-х.

Типология.

Выделяет 8 культур:

1. Египетская 2. Китайская  3. Индийская 4. Майа 5. Греко-римская (Аполлоновская) 6. Германо-романская (Фаустовская) 7. Византийско-арабская (Магическая) 8. Вавилонская.

Критерии выделения культур.

Каждая культура вырастает  из своей особой идеи. Идея ― прасимвол или прафеномен. Идеи разные и культуры разные. Родства между культурами нет (близок к Данилевскому)

Прасимвол

Аполлоновская культура. Её прасимвол ― телесность. Это культура, которая стремиться к материальной форме. Развивается скульптура. Из наук ― геометрия. Каждая идея ― воплощение. Религия ― олимпийский пантеон.

Европейская культура. Прасимвол ― глубина. Доктор Фауст ― психологическая глубина сложности, противоречивости. Искусства ― живопись. Наука ― алгебра. Музыка ― полифония.

Шпенглер представлял  культуру аналогом живого организма. Он биологист, как Данилевский. Бессмертных культур нет и не бывает.

Культура проходит несколько  стадий развития. Стадии Шпенглер рассматривает  как развитие человека ― детство, юность, старость. Но в таблицах использует 4-е времени года.

Смерть культуры. Это период, который следует называть «цивилизация». Он не считает, что смерть культуры её исчезновение. Культура уходит в  тот момент, когда у народа исчезает творческий потенциал. На место творчеству приходит работа, на место науки  ― изобретения. Человек как носитель культуры не развивается. Этот переход  не означает катастрофы.

Европа подошла к своему краю. Европа вступила в стадию цивилизации.

Срок жизни ― 1 тыс. лет.

Считал, что между культурами есть переклички, но это «отблеск костра на стене».

«Закат Европы» ― его  единственная книга. Умер во II М.В.


 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обоснование понятия культурно-исторического  типа имело огромное значение для  культурологии. Несомненно, на Земле существует множество культур, и они развиваются неодинаково. После работы Н.Я.Данилевского наши представления о культурном процессе стали глубже и богаче. Действительно, влияние одной культуры на другую является всепроникающим. И поэтому у Данилевского возникло много последователей, его работа послужила началом для становления цивилизационной теории. Однако, как и все начинания, она требовала более детальной разработки и конкретизации, в процессе которых возникли вопросы и спорные положения, которые служат темами культорологических дискуссий по сей день. Таким образом, можно утверждать, что концепция Н.Я Данилевского являлась своеобразной основой в изучении культуры, цивилизаций и взаимосвязи этих понятий.

Концепции Н.Я Данилевского и О. Шпенглера близки друг к другу. Оба биологисты, отказываются от понятия единый человеческий путь. Различаются тем, что Данилевский следовал логике естественных наук, Шпенглер выстраивал по законам философии, идеалистической концепции. У Шпенглера появилось понятие «судьба».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Н. Д. Ермишина, А. Н. Михайлов. Культурология. МЭИ(ТУ), 2009г.
  2. И.С.Гуревич. Культорология. М.,2003г.
  3. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. Сост. Б.С.Ерасов. М., 1999г.
  4. Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1996 г.
  5. Коган Л.Н. Социология культуры. М., 1995 г.

 

 


Информация о работе Культура как организм в концепциях Н. Данилевского и О.Шпенглера