Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 19:16, контрольная работа
1. Многообразие значений культуры.
2. Базисные элементы культуры.
3. Формы и разновидности культуры.
4. Роль культуры в развитии человека и общества.
Тема 12. Культура как система ценностей и норм
Вопросы:
1. Многообразие значений культуры.
2. Базисные элементы культуры.
3. Формы и разновидности культуры.
4. Роль культуры в развитии человека и общества.
1. Многообразие значений культуры.
Культура- весьма сложное явление. в широком смысле слова она включает в себя материальные и духовные элементы, вернее деятельность по их созданию. Деятельность является специфической человеческой формой активного отношения к окружающему миру. Само понятие "культура" является столь всеобъемлющем , а границы его столь "размытыми", что в терминах культуры можно описывать любые проявления общественной жизни.
Можно сказать что культура (отлат. cultura) – это возделывание почвы , воспитание, образование, развитие, почитание) охватывает всю совокупность достижений общества в материальной и духовной жизни, отражает уровень интеллектуального развития человека и человечества, систему ценностей и норм, регулирующих общественную деятельность.
В связи с различием сфер материального и духовного производства в соответствии с двумя типами деятельности, соотношением материальных и духовных начал в них, можно выделить две основные сферы существования и развития культурно--материальную и духовную. Материальная культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека. сюда относятся прежде всего материально - технические средства труда, коммуникации , культурно-бытовые сооружения, материальные средства индивидуального пользования, а также производственный опыт, умения , навыки, знания людей , осуществляющих процесс производства.
Духовная культура представляет собой совокупность духовных ценностей и социально обусловленной творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Многообразие видов духовной культуры соответствует многообразию сущностных сил человека , его способностей и потребностей , проявляющихся в различных общественных отношениях.
Конечно деление культуры на материальную и духовную весьма условно , так как провести грань между ними порой бывает очень сложно , потому что в "чистом" виде они просто не существуют. Материальная культура обязательно включает в себя элементы духовной: любой процесс материального производства неосуществим без замыслов человека. В свою очередь , духовная культура всегда имеет материальную основу, материальные элементы духовного творчества.
На основании этого
некоторые исследователи
Термин культура стал
употребляться как
Слово "культура" происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали "культурным". Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от "некультурного" простого народа. Немецкое, слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово "культура" все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием .
В XIX и ХХ веках понятие культуры
вошло в обиход социологов и психологов,
публицистов, политиков и даже широких
слоев населения. В конце XIX века
сложилась характерная для
Культура народа формируется и откристаллизовывается на протяжении целых исторических эпох, она - прошлое, опрокинутое в настоящее. Она - «память» о прошлом, зафиксированная в стереотипах сознания и поведения, символах, обрядах и обычаях. Это - наиболее глубинные её пласты, которые тысячью нитей связаны с более динамичными и меняющимися поверхностными слоями, отражающими специфику конкретной исторической эпохи и часто несущими в себе новое и противоречащее традициям содержание.
В социологической литературе выделяют следующие основные функции
культуры:
•гуманистическая функция, т. е. развитие творческого потенциала
человека во всех формах его жизнедеятельности;
•гносеологическая (познавательная) функция, т.к. культура является
средством познания и самопознания общества, социальных групп и
отдельного человека;
•информационная – функция трансляции социального опыта, которая
обеспечивает связь времен – прошлого, настоящего и будущего;
•коммуникативная – функция социального общения, обеспечивающая
адекватность взаимопонимания;
•ценностно-ориентационная – культура задает определенную систему
координат, т.е. жизненные ценности, в которых существует и на которые
ориентируется человек;
•нормативно-регулирующая (управленческая) – проявляется в том, что
культура выступает средством социального контроля за поведением
человека.
2.Базисные элементы культуры
Понятие «культура» в современной социологии обозначает созданную
людьми искусственную среду существования и самореализации: это обычаи,
верования, ценности, нормы, символы, находящие выражение в предметной
среде, моделях поведения, которые устанавливаются людьми, передаются ими из поколения в поколение и являются важными источником регулирования социального взаимодействия и поведения.
В качестве основных, наиболее устойчивых элементов культуры
выделяют язык, социальные ценности, социальные нормы, традиции и обряды.
Язык – система знаков и символов, наделенных определенным значением, благодаря которому становится возможным упорядочить опыт и поведение человека. Язык – это форма сохранения и передачи человеческого опыта. Термин «язык» имеет, по крайней мере, два взаимосвязанных значения:
1) язык вообще, язык как определенный класс знаковых систем;
2) конкретный, так называемый этнический язык, – конкретная, реально
существующая знаковая система, используемая в конкретном социуме, в
конкретное время и в конкретном пространстве.
Язык возникает на определенной стадии развития общества для удовлетворения целого ряда потребностей и поэтому является
полифункциональной системой. Основные его функции – создание, хранение и передача информации. Выступая средством человеческого общения
язык обеспечивает социальное поведение человека.
Социальные ценности
В отличие от животных,
практические действия человека уже
не направляются инстинктивно. Поэтому
у человека возникает потребность в новом
механизме, который направлял бы его поведение
– в механизме ценностно – ориентационной
деятельности. Все, что окружает человека,
начинает наделяться определенным значением
– ценностью.
Существует множество определений понятия
“ценность”, приведем наиболее общее. Ценность – это общепринятое убеждение относительно
целей, к которым человек должен стремиться,
они составляют основу нравственных принципов.
Ценность – это общепризнанная норма,
сформированная в определенной культуре,
задающая образцы и стандарты поведения,
определяющая поведенческую модель человека.
С понятием “ценность” тесно связано
и понятие “норма”. Культурная норма
- это "устойчивое регулятивное образование,
которое в этом качестве утверждено, признано
и оправдано членами сообщества, а часто
даже кодифицировано, то есть облачено
в устную или письменную формулу, составляющую
часть морального кодекса".
Ценности – социально одобряемые и разделяемые
большинством людей представления о том,
что такое добро, справедливость, патриотизм,
романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности
не подвергаются сомнению, они служат
эталоном и идеалом для всех людей.
Если верность является ценностью, то
отступление от нее осуждается как предательство.
Если чистота является ценностью, то неряшливость
и грязь осуждаются как неприличное поведение.
Без ценностей не может обходиться ни
одно общество.
Главная функция ценностей – создание упорядоченной и осмысленной картины мира. Социальной группе ценности необходимы для обеспечения внутренней сплоченности. Индивиду – для поддержания внутреннего равновесия (потеря ценностей воспринимается как утрата смысла жизни).
Социальные нормы – это правила, образцы и стандарты поведения людей
в соответствии с ценностями определенной культуры. Культурная норма
является системой поведенческих ожиданий, образцом того, как люди должны действовать (стандарты поведения). Соблюдению норм способствуют социальные наказания или поощрения (санкции). Наказания, сдерживающие людей от определенных поступков, называются негативными санкциями (штраф, тюремное заключение, выговор и др.). Поощрения за соблюдение норм (денежное вознаграждение, наделение властью, высокий престиж) называют позитивными санкциями. Санкции обретают законность на основе норм, которые опираются на традиции и обычаи.
Обычаи – это привычные, наиболее удобные и достаточно
распространенные способы групповой деятельности, которые рекомендуется
выполнять. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из
прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды,
праздники, производственные навыки ит.д. Если обычаи переходят от одного
поколения к другому, они приобретают характер традиций.
Традиции охватывают гораздо больший круг явлений, присущи всем сферам социальной жизни и всем культурам, тогда как сфера обычая ограничивается определенными обществами или областями общественной жизни.
Понятие “традиция” от латинского traditio, означающему «передавать».
Первоначально это слово использовалось
в буквальном значении, обозначая материальное
действие: так, древние римляне применяли его, когда речь шла о необходимости
вручить кому-то некий предмет и даже отдать
свою дочь замуж. Но передаваемый предмет
может быть нематериальным, определенное
умение или навык.
Традиции - это элементы социального и
культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение, и сохраняющиеся
в определённом сообществе в течении длительного
времени. Существует множество видов традиций,
И.В. Суханов приводит пример революционных
традиций, и определяет их как процесс
воспроизводства у новых поколений советских
людей, тех морально-политических качеств,
которые были выработаны российским рабочим
классом в период трёх революций и гражданской
войны. Конечная цель традиций сводится
к тому, чтобы ввести деятельность нового
поколения в то русло, по которому развивалась
деятельность старших поколений. Но если
мы будем повторять пройденное, то прогресс
остановится, поэтому человечество вносило
и вносит что-то новое в то, чем занимались
предыдущие поколения.
Однако традиции, не смотря на свою устойчивость, консерватизм, разрушаются. В процессе развития общества традиция дополняется другими средствами воспроизводства и подвергается целостности и устойчивости культуры (идеология, право, религия, политика и другими формами духовностей). Отсюда и возникло историческое направление, которое так и называется – традиционализм, сущность которого можно свести к предположению о существовании некоторой «изначальной традиции», которое считается единой у всех культур и стоящей у их истоков в качестве изначального состояния мира, постулируется единство всех культур, а множественность и разделение культур, как регресс, упадок, отход к изначальной позиции.
Традиции возникли давно, и в древние века они определяли общественную и личную жизнь человека. Традиции содержат наставления, нравственно-эстетические нормы, правила и навыки хозяйственной деятельности,
Обряд– это совокупность символических коллективных действий,
обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе нормы и
ценности (крещение, помолвка, свадьба ит.д.). Сила обряда – в его
эмоционально-психологическом воздействии на людей. В обряде происходит
не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия. С обрядами тесно
связаны церемонии и ритуалы.
Наряду с основными элементами культуры существуют и другие элементы (привычки, манеры, этикет, мода и др.), выполняющие определенные функции в обществе.
Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате
многократного повторения (стереотип поведения в определенных ситуациях).
Манеры – внешние формы поведения человека, получающие
положительную или отрицательную оценку окружающих, которые основаны на привычках. Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать. По отдельности манеры составляют элементы, или черты, культуры, а особый культурный комплекс называется этикетом.
Этикет – принятая в обществе система правил поведения, которая
включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы.
3. Формы и разновидности культуры.
Разнообразие культур можно понимать по разному. Можно указать на культуру национальную и мировую, светскую и религиозную, западную и восточную и т.д. Разнообразие культур можно понимать и как разнообразие по национальному признаку. тогда речь может идти о национальных культурах различных народов, например, о белорусской национальной культуре , русской , украинской, французской культуре и т.д. Они взаимодействуют друг с другом и обогащают одна другую.