Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 19:16, контрольная работа
1. Многообразие значений культуры.
2. Базисные элементы культуры.
3. Формы и разновидности культуры.
4. Роль культуры в развитии человека и общества.
Однако чаще всего, когда речь идет о многообразии культур, то под этим подразумеваются три формы культуры: элитарная, народная и массовая и две её разновидности: субкультура и контркультура. Что это означает?
Элитарная культура — совокупность единичных творений, которые создаются известными представителями привилегированной части общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Данная культура включает изобразительное искусство, литературу, классическую музыку и т. д. Элитарная культура трудна для понимания неподготовленного человека.
Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов, не имеющими профессиональной подготовки. Эта форма культуры включает мифы, легенды, сказания, эпос, песни, танцы и т. д. Это фольклор. Народную культуру называют любительской или коллективной ( но не по уровню, а по происхождению).
Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику. Главное для нее — развлечение самых широких масс населения. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования. Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. При этом массовая культура часто использует упрощенные образцы элитарной и народной культуры («ремиксы»). Она не выражает духовных помыслов народа.
Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре субкультуре пожилых людей, субкультуре национальных меньшинств, профессиональной субкультуре, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, причесываться, одеваться, обычаями. Различия могут быть очень сильными, но субкультура не противостоит доминирующей культуре. Своя культура у наркоманов, глухонемых, бомжей, алкоголиков, спортсменов, одиноких. Дети аристократов или представителей среднего класса сильно отличаются своим поведением от детей из низшего класса. Они читают разные книги, ходят в разные школы, ориентируются на разные идеалы. У каждого поколения и социальной группы свой культурный мир.
Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.
Вот что такое разнообразие культур. Все эти формы и виды культуры не сосуществуют изолированно, а взаимодействуют и оказывают в определённой мере влияние друг на друга.
4. Роль культуры в развитии человека и общества.
Культура--чисто человеческое явление. Культуры нет у животных. В то же время нет общества, народа, группы или человека, не имеющих культуры. Мы существуем в мире значений, имен, символов, смыслов, названий. Это мир культуры, это среда, которая искусственно создана при помощи языка, мышления и символических значений.
Культура является одним из важнейших факторов развития человека и общества. Человек живет и действует и как индивид, и как социальная общность (семейная, профессиональная, территориальная, этническая и т.п.), и как все человеческое сообщество (род людской) не в чисто естественной, природой данной окружающей среде, а в среде, преобразованной человеческим же трудом и культурой. Поэтому культура как специфически человеческая деятельность и как совокупность духовных и материальных ценностей, норм, идеалов, образцов поведения вовлечена в многогранный процесс структурирования и развития общества.
Именно культура является тем ключевым компонентом, который позволяет определенной совокупности индивидов создавать социальную целостность, то есть общество. Общие способы коммуникации, общие цели и ценности, общие представления о должном, правильном и неправильном позволяют обществу сохранять стабильность и преемственность не только на протяжении жизни одного поколения, но и значительно более длительные промежутки времени - сотни, а иногда даже тысячи лет.
Рождаясь в обществе, человек живет тем самым в определённой исторической среде. Он должен овладеть накопленными обществом знаниями, умениями, ценностями. Наряду с тем, что существуют культуры различных народов, стран, регионов, выделяется и общечеловеческое содержание культуры. Современная духовная культура включает разнообразные научные, религиозные, политические учения, этнические и эстетические представления. Осознание единства культуры при сохранении уважения к её национальным, религиозным традициям, обычаям различных народов--означает уважение к другим людям, их талантам, образу жизни. Именно культура сближает народы, способствует их взаимопониманию на базе познания уникальности, неповторимости духовного мира каждого человека. Сущностная черта культуры--её ориентация на личность. Общественный прогресс связан с овладением всем богатством знаний, всей культурой, выработанной человечеством как родовым субъектом.
За последние годы кардинально изменились отношение к культуре, понимание ее важности и роли в современном обществе, признание культуры в качестве одного из важнейших ресурсов социально-экономического развития.
Особенностью современного этапа общественного развития является возрастание социальной роли культуры как одного из факторов, организующих духовную жизнь людей. При этом культура выступает не только как духовный опыт человечества, но и как особая реальность, плодоносящая и созидательная, закладывающая основы истинно человеческого существования, способности сохранить ценности и формы цивилизованной жизни.
Многие современные социологи не просто констатируют возрастание роли культуры как движущей силы общественного развития, но и отмечают то, что социальные изменения получают в основном культурную мотивацию. В самом деле, окружающая человека реальность наполнилась сегодня культурными содержаниями. Люди используют культуру для организации и нормализации собственной жизни и деятельности. Культура регулирует взаимодействия людей, определяет единый масштаб для соотнесения поступков индивида с требованиями социума.
Литература
1.Человек и общество:
справочное пособие для
2.Общая социология: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов.-2-ое изд., стер.- Минск: ТетраСистемс, 2004.
3.Социология: курс лекций / Е.А.Рудько-Витебск, 2010
4.Социология: учебное
пособие для студентов вузов/
под общей редакцией А.Н.
5. www.Grandars.ru » Социология »