Культура как система, ее структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 19:32, контрольная работа

Описание работы

Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. В последствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..………. 3
Происхождение и значение термина «культура»………….…………….4
Структурная целостность культуры………………………....……..…….5
Структура культуры…………………………………..……………….…….…...6
Основные социальные функции культуры………………………..…...…9
Заключение…………………………………………………………..……......12
Список литературы……………………………………………………..…….13

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 45.38 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ВОЛГОГРАДСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет экономики и  управления

Кафедра истории, культуры и  социологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по культурологии по теме № 2.01.

«Культура как система, ее структура и функции»

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2012

Содержание

 

Введение………………………………………………………………..………. 3

    1. Происхождение и значение термина «культура»………….…………….4
    2. Структурная целостность культуры………………………....……..…….5
    3. Структура культуры…………………………………..……………….…….…...6
    4. Основные социальные функции культуры………………………..…...…9

Заключение…………………………………………………………..……......12

Список литературы……………………………………………………..…….13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей  в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность  не только в познании мира, но и в  его преобразовании. В последствии  все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура».

Возможность построения обобщающей модели культуры привлекает внимание представителей разных наук: философии, психологии, истории, археологии, этнографии, в том числе и социологии. Такой интерес обусловлен многогранностью культурных явлений, и их функциональным значением, а также возможностью собственной интерпретации данного феномена. Несмотря на это только в середине XX в. начинается реализация все более осознаваемой потребности и возможности специального межпредметного исследования культуры.

Культура, являясь, прежде всего  социальной категорией имеет соответственно свои особенности, и несет в себе некоторые социальные функции, которые  и будут рассмотрены в данной работе.

 

  1. Происхождение и значение термина «культура»

 

Понятие «культура» (происходит от латинского culture - взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием) родилось в Древнем Риме как противоположное значение понятию «натура»- природа. Следовательно, изначально термин «культура» применяли относительно человеческой деятельности, направленной на преобразование «естественного», «природного», а именно возделывание и обработка земли, уход за животными, занятие сельским хозяйством.

Со временем слово «культура» стало вбирать в себя всё более  широкий круг предметов, явлений, действий, общим свойством которых было их человекотворное происхождение. Соответственно и сам человек  в той мере, в какой он рассматривался как творец самого себя, попадал  в сферу культуры, и она обрела смысл «образование», «воспитание» т. е. взращивание, возделывание, уход за человеком, в ходе которого нечто дополняется и исправляется в природе человека.

В XVIII веке продолжая античную традицию, идеологи просвещения с помощью термина «культура» выражали идею культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» в противоположность природному, стихийному, животному. Таким образом, в эпоху просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Здесь культура приобретает значение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинство человека и способствует его развитию. Следовательно, не всякий результат деятельности человеческого рода заслуживает того, чтобы называться достоянием культуры. Но, с другой стороны, культура рассматривалась и как имеющийся в действительности, реально существующий и исторически меняющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования.

В дальнейшем закрепилась  расширительная трактовка культуры: культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. Она включает в себя не только результат духовной деятельности человека, но и изменение окружающей природы, создание искусственной среды обитания, технику, формы общественных отношений, социальные институты и т. д. В узком смысле культура — это уровень отношений, которые сложились в коллективе, те нормы поведения, которые освящены традицией, обязательны для представителей данного этноса и различных его социальных групп.

Еще в одном  смысле понятие культуры раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы.

В наше время  слово «культура» является одним  из наиболее употребляемых и в обыденном языке, и во множестве научных определений, что говорит как о многозначности термина, так и о многообразии самого феномена культуры.

Подводя итог всему  вышесказанному, можно говорить о  том, что культура включает в себя, не только созданное человеком и характеризующее его жизнь в определенных исторических условиях, но и средства, способы и результаты человеческой деятельности, изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле, в своей душе,  в физическом и духовном облике. Такое расширительное содержание понятия культуры,  делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе: философии, политологии, религии, истории, социологии и т.п.

 

  1. Структурная целостность культуры

 

Культура выступает как  предмет и область глобального научного рассмотрения, содержанием которого становится, функционирование и развитие культуры как специфически человеческого способа жизни, который исторически раскрывает себя в процессе культурного наследования, внешне сходного, но радикально отличного от существующего в мире живой природы.

На данном этапе развития социологического знания выделяются следующие структурные составляющие культуры:

  1. явления культуры или артефакты (от лат. arte — искусственное и factus — сделанный) то есть продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком. Например, сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, выработанные им средства и способы действия;
  2. паттерны — относительно устойчивые и повторяющиеся способы восприятия, чувствования, мышления, поведения. Поясняя данное понятие, можно говорить о том, что культура включает в себя образцы человеческих отношений. Они могут быть универсальными для данной культуры (например, государственное творчество), а могут быть и специфичными для региона (например, способ обработки земли) или для группы (например, жаргон). Культурные образцы могут носить характер реальных действий, или отношений, или воображаемых представлений (идеалы).
  3. смысловые доминанты культуры — это те главные смыслы, то общее отношение каждого отдельно взятого человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений. Человек наделяет смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. Из смысловых доминант образуется еще одна составляющая культуры – символические объекты.
  4. символические объекты — это знания, идеи, ценности, нормы, знаковые системы, условно отделяющие одни социальные объекты (народы, этносы, государства) от других, придающие им свою уникальность и неповторимость.
  5. технологию — это специально организованная деятельность, ориентированная на достижение результатов. В зависимости от типа объектов, на создание которых они ориентированы, можно выделить различные типы технологий: технологии создания физических объектов, социальные технологии, ориентированные на организацию социального взаимодействия, символические технологии, связанные с порождением и трансляцией символов.

Важно отметить, что любую культуру необходимо воспринимать лишь в единстве ее составляющих, которые  не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы.

Воспроизведение культуры как целого осуществляется на трех уровнях:

  1. сохранение культуры, ее базисных оснований, скрывающихся за вербальной, символической оболочкой;
  2. обновление культуры, институты обновления знания, инновационные воздействия на «код» культуры;
  3. трансляция культуры — опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума.

Все три уровня, характеризуя культуру в широком спектре ее 
формообразований (наука, техника, искусство, религия, философия, политика» экономика и т.д.), в то же время позволяют выявить структуру, образ деятельности, целостность культуры, что не может сводиться к описанию достижений культуры и предполагает постановку, а также концептуальное решение проблемы воссоздания такой целостности.

 

  1. Структура культуры

 

Культура служит средством удовлетворения тех или иных человеческих потребностей.

Потребность — это недостаток, нужда в чем-либо необходимом. Но лучше сказать, что потребность — это сама необходимость в чем-либо, т.е. внутренне обусловленное состояние человека или просто чувство, которое он осознает как необходимость удовлетворения.

Различают исходные, или  первичные, потребности человека,  которые связаны с его биологией  и психикой, и вторичные, которые образованы в нем жизнью в обществе или культурой. Потребность в каких-либо вещах или в действиях делает их значимыми для человека, пробуждает в нем интерес и деятельность, направленную на их удовлетворение, которая может быть творческой, а может быть и пустыми хлопотами.

То, что имеет какое-то значение для человека и пробуждает интерес,  преобразуется в ценности. Мир  ценностей и их производство – является важным структурным элементом культуры. Следовательно, образуется следующая цепочка понятий: потребности — интересы — ценности — культура.

Каждое понятие содержит в себе предшествующее, а устойчивость и  тесную связь всех звеньев в цепочке  обеспечивает традиция как способ существования  культуры. Роль традиции в том, что  она создает непрерывность культуры и преемственность потребностей, интересов и т.д. Так традиция выступает как потребность в самой культуре.

Однако традиции иногда могут  восприниматься как пережитки, то есть как препятствия дальнейшему  развитию культуры. Они могут исчезать, а затем вновь возрождаться.

Не смотря на то, понятие культура имеет множество  значений, любая культура вбирает  в себя элементы как материальных, так и духовных ценностей, создаваемых  человеком. При таком подходе культура предстает как единое образование, состоящее из двух частей: материальной культуры и духовной культуры.

Материальная  культура — одна из частей целостной человеческой культуры, воплощенная в форму вещи духовность человека, результаты творческой деятельности, в которых природный объект и его материал воплощены в предметы, свойства и качества и которые обеспечивают существование человека. В материальную культуру входят разнообразные средства производства — энергетические и сырьевые ресурсы, орудия труда, технология производства и инфраструктура среды обитания человека, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения бытового, служебного и развлекательного назначения, разнообразные средства потребления, материально-предметные отношения в сфере технологий или экономики.

Духовная культура — одна из частей целостной человеческой культуры, совокупный духовный опыт человечества, интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности. Духовная культура существует в различных формах. Это обычаи, нормы, образцы поведения, ценности, идеалы, идеи, знания, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях. В развитой культуре эти компоненты превращаются в относительно самостоятельные сферы деятельности и обретают статус самостоятельных социальных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, философии, науки и т. д.

1) Важная роль в духовной культуре общества принадлежит искусству. Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме.

Художественный образ  — это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в тоже время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом.

Как всякая развивающаяся  система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях.

2) Стержневой основой духовной культуры, выступает религия. В религии как форме духовно-практического освоения мира осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Информация о работе Культура как система, ее структура и функции