Культура как система, ее структура и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 19:32, контрольная работа

Описание работы

Феномен культуры является исторической категорией, вбирающей в себя множество значений и смыслов, которые формировались и трансформировались на протяжении веков. Благодаря достижению человечеством определенного уровня осознания и отражения окружающей действительности, появляется потребность не только в познании мира, но и в его преобразовании. В последствии все материальные и нематериальные преобразования человеком окружающей действительности плотно закрепляются в мировой истории, приобретая обобщающее значение «культура».

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..………. 3
Происхождение и значение термина «культура»………….…………….4
Структурная целостность культуры………………………....……..…….5
Структура культуры…………………………………..……………….…….…...6
Основные социальные функции культуры………………………..…...…9
Заключение…………………………………………………………..……......12
Список литературы……………………………………………………..…….13

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 45.38 Кб (Скачать файл)

Главное почти во всякой религии — это вера в Бога или  вера в сверхъестественное, в чудо, что непостижимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются все ценности религии.

Наиболее развитой формой религиозных организаций является церковь — объединение верующих и служителей культа на основе определенного вероучения и под руководством высшего духовенства. В цивилизованном обществе церковь выступает как относительно самостоятельная социальная организация, духовная власть, выполняющая ряд важных социальных функций, среди которых на первом плане - формирование у своих членов определенных целей, ценностей и идеалов. Религия, устанавливая градацию ценностей, придает им святость и безусловность, это ведет к тому, что религия упорядочивает ценности по «вертикали» — от земных и обыденных до божественных и небесных.

3) Философия возникла как духовное преодоление мифа, и религии, в том числе, где мудрость была выражена в формах, не допускающих ее критическое осмысление и рациональное доказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональному объяснению всего бытия. Но, будучи одновременно выражением мудрости, философия обращается к предельным смысловым основам бытия, видит вещи и весь мир в их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. Таким образом, философия выступает как теоретическое мировоззрение и выражает человеческие ценности, человеческое отношение к миру.

Духовная эволюция через миф, религию и философию привела человечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знаний проверяется специально разработанными средствами и способами. Это один из новых институтов в структуре культуры. Однако значение ее быстро растет, а современная культура претерпевает глубокие изменения под влиянием науки. Наука существует как особый способ производства объективных знаний. Самый важный результат научного прогресса — возникновение цивилизации, как системы рационализированных и технитизированных форм бытия человека. Можно утверждать, что в истории человечества наука действует как цивилизующая сила, а культура — как одухотворяющая сила.

Таким образом, только  при  синтезе культуры и науки возможно построение гуманистической цивилизации.

Подводя итог, можно говорить о том, что  культура - это сложная  многоуровневая система, вбирающая  и отражающая противоречия всего мира, которые проявляются:

1. в противоречии между  социализацией и индивидуализацией  личности: с одной стороны, человек неизбежно социализируеся, усваивая нормы общества, а с другой, - стремится сохранить индивидуальность своей личности.

2. в противоречии между нормативностью культуры и той свободой, которую она представляет человеку. Норма и   свобода - два полюса, два борющихся начала.

3. в противоречии между традиционностью культуры и тем обновлением, которое происходит в ней.

Эти и другие противоречия составляют не только сущностную характеристику культуры, но и являются источником ее развития.

Мировая культура имеет достаточно сложную структуру, которую следует  рассматривать, по крайней мере, на нескольких уровнях: 

  1. мировая культура как целое;
  2. мировая культура как совокупность сменяющих друг друга культурных эпох; 
  3. культурная эпоха как объединение развивающихся одновременно региональных культур;
  4. культура конкретных народов и стран на каком-то конкретном отрезке времени;
  5. конкретная культура конкретного общества в его историческом развитии этническая и национальная культура.

Однако, несмотря на включенность в историю мировой  культуры, каждого отдельно взятого  общества, ему присущи свои особые характеристики, отличительные черты, придающие ему уникальность и  выраженные, как уже отмечалось в  ценностях, традициях, достижениях  и т.д. Совокупность ценностей, верований, достижений, традиций, которыми руководствуется большинство членов конкретного общества,  называется господствующей, или доминирующей, культурой.

 

4. Основные социальные функции культуры

 

На основе обобщения всех полученных в ходе работы знаний о  культуре, ее структуре и компонентах  можно определить ее основные социальные функции.

1. Адаптивная функция культуры. Культура обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде, природным и историческим условиям его обитания. Слово адаптация (от лат. adaptayio) означает прилаживание, приспособление. Всякий вид живых существ адаптируется к среде своего обитания. Человек в силу особенностей своей биологической эволюции не имеет закрепленной за ним экологической ниши. У него не хватает инстинктов, его биологическая организация не приспособлена к какой-либо устойчивой форме животного существования. Поэтому он не в состоянии вести, подобно другим животным, естественный образ жизни и вынужден, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную, культурную среду.   

Биологическая неприспособленность человеческого рода к определенной экологической нише обернулись способностью осваивать любые природные условия путем формирования искусственных условий своего существования - культуры. Развитие культуры дало людям ту защиту, которой не снабдила их природа: возможность накопления опыта и воплощения его в нормах, правилах и формах непосредственного жизнеобеспечения (продовольствием, теплом, жильем) коллективной безопасности сообщества (оборона), индивидуальной безопасности членов сообщества, их имущества и законных интересов (правоохранительная система) и т.д. В конечном счете, вся созданная человеком материальная культура, социальная организация, система экономических, политических и социальных отношений выполняют адаптивную роль.

2. С адаптивной функцией тесно связана интегративная функция культуры, обеспечивающая социальную интеграцию людей. При этом можно говорить о разных уровнях социальной интеграции. Наиболее общим уровнем социальной интеграции является формирование оснований, их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей.

Ко второму уровню социальной интеграции следует отнести обеспечение  культурой основных форм интегрированного существования сообществ людей. Культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой, потому что среди членов общества распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, образцов поведения, характерных для  данной культуры.

3. Интеграция людей осуществляется на основе коммуникации. Поэтому важно выделить коммуникативную функцию культуры. Культура формирует условия и средства человеческого общения. Только благодаря усвоению культуры между людьми устанавливаются подлинно человеческие формы общения, поскольку именно культура дает средства общения - знаковые системы, оценки. Развитие форм и способов коммуникации - важнейший аспект культурной истории человечества.

4. Функция социализации. Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. Под социализацией понимается включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы и научаются жить, мыслить и действовать в соответствии с ними. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом сообщества, занять в нем определенную позицию и жить так, как этого требуют обычаи и традиции данного сообщества. Вместе с тем, этот процесс обеспечивает сохранение сообщества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни.

5. Культура - как многофункциональная система,  имеет еще одну очень важную функцию - трансляцию (передачу) социального опыта. Ее нередко называют функцией исторической преемственности. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества.

По другим классификациям к функциям культуры относятся:

1) Познавательная или гносеологическая. Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Потребность в этой функции вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира.

2) Регулятивная (нормативная) функция культуры связана, прежде всего, с определением (регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на такие нормативные системы, как мораль и право.

3) Семиотическая,  или знаковая (от греч. semeion-учение о знаках) функция - занимает важное место в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание и владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) - средство общения людей, литературный язык - важнейшее средство овладения национальной культурой.

4) Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.

Таким образом,  что бы ни являлось основой функционального  анализа феномена культуры, главное  здесь то, что все богатство и целостность каждой культуры, формирует определенный способ осознания и мира, и бытияв нем. 
Заключение

 

Таким образом, обобщая изложенный материал, следует отметить, что  культура реально существует как  исторически сложившаяся система, имеющая свою структуру, обладающая своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни. 

Субъектом культуры выступает  человечество, нация, социальная группа и человек. Предметные формы бытия  культуры – это плоды творческой активности народа, шедевры гениев, талантов. Но сами по себе предметные и  знаково-символические формы культуры имеют лишь относительно самостоятельный  характер: они мертвы вне человека и его творческой деятельности.

Некогда культуры отличались большей замкнутостью. В ходе своего многопланового развития они становятся все более открытыми для всевозможных влияний: происходит процесс взаимодействия компонентов культур и жизнь  вырабатывает все более гибкие механизмы  этого взаимодействия, что способствует общему подъему культуры на более  высокий уровень. Взаимодействие различных  видов и форм культуры является основой  происходящего на наших глазах процесса формирования общечеловеческой цивилизации. В этом смысле культура предстает как социальное явление и выступает как фактор возникновения и становления социальных отношений. А это значит, что культура может быть рассмотрена и с позиций выявлений тех функций, которые она выполняет в обществе. Функцией в общественных науках обычно называют предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. Под понятием «функции культуры» подразумевается характер и направление воздействия культуры на индивидов и общество, совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах. Ценностями культуры выступают различные материальные и нематериальные объекты окружающей действительности: природа, мораль (внешние регулятивы поведения, нравственность (внутренние регулятивы поведения), знание (способы достижения истины), стиль мышления, логика изложения, область творчества, характер деятельности и т.д. Что говорит о культуре как многоуровневой, многоплановой и многофункциональной системе, созданной человеком и не существующей вне человеческого бытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Антология исследований культуры. СПб.: ИНФА, 1997. – 617с.
  2. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М.:ЮНИТИ – ДАНА, 1998. – 788с.
  3. Краткая философская энциклопедия. — М.: Прогресс, 1994. – 549с.
  4. Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений (издание третье). - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 608с.
  5. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Прогресс, 1994, - 319с.
  6. Свасьян К. А. Человек как творение и творец культуры // Вопросы философии. - 1987. №6. с.12-15
  7. Флиер А. Я. Культура как смысл истории //Общественные науки и  современность. - 1999. № 6. с. 153—154.

 


Информация о работе Культура как система, ее структура и функции