Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 20:36, контрольная работа
Наиболее универсальной знаковой системой является язык. Основным средством познания и коммуникации являются естественные языки. Наряду с ними существуют искусственные языки (язык науки, дорожные знаки, условные сигналы) и вторичные языки (миф, религия, искусство). Культурный опыт человечества выражен и в текстах. Проблемы раскодирования текстуальной информации исследуются в рамках семиотики (науки о знаковых системах) и герменевтики (науки, которая занимается толкованием, интерпретацией текстов).
1.Введение……………………………………………………………………………………..3
2.Понятия «языки культуры», «тексты культуры», «культурный код»,
культурные символы». ………………………………………………………………….......4
3.Динамика культуры. Антропогенез, социогенез и культурогенез……………………...6
4.Закономерности развития культуры, традиции и инновации………………………….8
5.Заключение………………………………………………………………………………..10
6.Список литературы………………………………………………………………………..11
Межкультурная коммуникация – это коммуникация, основанная на символическом взаимодействии между представителями (индивидами и группами) разных культур. В современном мире выделяют большие культурные системы – макрокультуры (американская культура, африканская культура, европейская культура и др.) в составе которых находятся микрокультуры (субкультуры).
Вместе с человеком, обществом, происходит и возникновение культуры. Антропогенез, социогенез, культурогенез - это единый процесс, образованный тремя взаимодополняющими, коэволюционными потоками. духовная культура с самого начала опредмечивалась в орудиях труда, приёмах охоты, в технологиях изготовления утвари. И лишь позднее она получила возможность опредмечиваться в слове, речи.
Антропогенез - процесс порождения человека
Известно, что ближайшими биологическими предшественниками человека были животные, и, в частности, человекообразные обезьяны, приматы. И действительно, у человека и животных очень много общего - тело, конечности, органы чувств (зрения, слуха, вкуса) и т. д. В то же время, человек разительным образом отличается от животных: конечности его тела - это не лапы, а ноги и руки; его органы чувств - глаза, уши - подобны, но более развиты, чем у его ближайших предшественников. Например, орёл видит дальше, чем человек, он различает мельчайшие детали, но человек различает большее количество цветов, чем "царь птиц". Если говорить о месте человека в живой природе, то он относится к млекопитающим, к отряду приматов (от латинского слова первый). К этому отряду относят полуобезьян, обезьян и человека. В этом отряде приматов выделяется семейство гоминид (от лат. homo - человек) - "человечьих". Это семейство (или, по другим классификациям, надсемейство) объединяет современного человека с его ближайшими предками. В составе этого семейства выделяется род собственно человека, род Homo. Сюда относят все ископаемые формы и современного человека. Но есть исследователи, которые выделяют в роде Homo два вида: человека современного вида - человека разумного, Homo sapiens - и объединяемые в один вид ископаемые находки ископаемого, или примитивного, человека - Homo primigenius, или Homo erectus (человек прямоходящий).
Социогенез
Это процесс появления новой, отличной от природы, реальности, разительным образом воздействующей на человека, вызывающей его антропогенез. Появление социальной жизни связано с производством орудий труда. Вначале это были примитивные каменные рубила, которые постепенно совершенствуются человеком. Человек становится в той мере человеком, поскольку он создаёт "вторую природу" - свои производительные силы и формы отношений между людьми, возникающие по поводу их производства. Не следует забывать, что человек, его телесная организация, умения и навыки, которые он накопил и передаёт по наследству, сами являются производительными силами, то есть имеют социальную природу. Но социальную природу имеют и формы отношений между людьми в общине, в отличие от природных, биологических связей в стаде. Таким образом, социальная реальность, создаваемая возникающими людьми, включает в себя:
1.
отношения к природе,
2.
отношения по поводу
Каждое
первобытное сообщество было полностью
независимо от соседей, оно носило автаркический
характер. Это не значит, что не было
связей между общинами: иногда возникала
необходимость перемещения по территории
другой общины, но она всегда обусловливалась
соответствующими соглашениями, существовал
и обмен между сообществами, но
он не определял сущность труда и
жительства данного коллектива: каждый
первобытный коллектив был
Культурогенез
Различные виды людей сменяли друг друга не мгновенно. Старые и новые их разновидности долгое время существовали подчас на одной территории, по соседству. Так, по схеме, предложенной И. К. Ивановой, архантропы почти 300 тысяч лет сосуществовали с австралопитеками (включая Homo habilis). Соответственно, палеоантропы почти 50 тысяч лет сосуществовали с архантропами. Около 10-15 тысяч лет неоантропы сосуществовали с палеоантропами. Это означает, что не было природной неизбежности их исчезновения. И действительно, существуя на протяжении сотен тысяч лет, вид без видимых природных причин вдруг прекращает своё существование. Единственным фактором, который мог в таком случае определить судьбу вида, является социальный фактор.
3. Закономерности развития культуры, традиции и инновации.
Законы развития культуры одной из основополагающих проблем культурологи является поиск законов культурной эволюции общества. На вопрос, действительно ли существуют законы развития культуры, практически все авторы отвечают утвердительно, отвергая идею о хаосе и нецелесообразности культурного процесса. Культурологи признают, что есть как законы развития культуры в целом, так и отдельных ее составляющих элементов живописи, литературы, музыки. К настоящему времени выделены следующие закономерности и законы в развитии культуры.
1
Культура обладает
2
Культура есть результат
3
устойчивыми элементами
4
Исследователи пришли к выводу,
что наиболее существенные
Современная
"традиция" - это форма ограничения
роста социокультурной
Инновация становится "богом" цивилизации, она заменяет собой Откровение: сами инновации рассматриваются как "откровения". Не случайно среди ученых принято говорить о том, что в священных книгах и преданиях многих народов заложено немало ценной информации о тех "инновационных состояниях", которые были пережиты человечеством п далеком прошлом. Один из наиболее авторитетных исследователей фольклорной традиции
Культура — это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны жизни человека. Это означает, что культура вездесуща, но вместе с тем в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону — во всем разнообразии социально значимых проявлений.
Вместе с тем культура — это также процесс и результат духовного производства, что и делает ее существенной частью совокупного общественного производства и социальной регуляции наряду с экономикой, политикой и социальной структурой. Духовное производство и обеспечивает формирование, поддержание, распространение и внедрение культурных норм, ценностей, значений и знаний, воплощенных в различных компонентах культуры (мифы, религия, художественная культура, идеология, наука и т.д.). Как важный компонент совокупного производства культура не сводится к внепроизводственному потреблению или обслуживанию. Она является непременной предпосылкой всякого эффективного производства.
Мир
человека - это мир культуры Культура
- это освоенный и овеществленный
опыт человеческой жизнедеятельности.
Любой исторический тип культуры
в своей конкретности представляет
неразрывное единство двух составляющих
- актуальной культуры и культуры накопленной,
или культурной памяти. На все встающие
перед ним вопросы человек
ищет ответ в усвоенной им культуре.
Культура выступает уникальной характеристикой
человеческой жизнедеятельности и
потому необычайно разнообразна в своих
конкретных проявлениях. Культура представляет
собой сложноорганизованную систему,
элементы которой не просто множественны,
но тесно переплетены и
1. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Учебник. – М., 2003.
2.Ерасов Б. С., Социальная культурология. М.: Аспект пресс - 2000.
3.Ли С., Чхэ В. Корейский язык. М.: Первое марта. - 2005
4.Тер-минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово - 2000.
5. Реформаторский А. А. Введения в языковедение, М. аспект пресс, 2006
Информация о работе Культура как система знаков. Языки культуры