Культура как система знаков. Языки культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 20:36, контрольная работа

Описание работы

Наиболее универсальной знаковой системой является язык. Основным средством познания и коммуникации являются естественные языки. Наряду с ними существуют искусственные языки (язык науки, дорожные знаки, условные сигналы) и вторичные языки (миф, религия, искусство). Культурный опыт человечества выражен и в текстах. Проблемы раскодирования текстуальной информации исследуются в рамках семиотики (науки о знаковых системах) и герменевтики (науки, которая занимается толкованием, интерпретацией текстов).

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………………………..3
2.Понятия «языки культуры», «тексты культуры», «культурный код»,
культурные символы». ………………………………………………………………….......4
3.Динамика культуры. Антропогенез, социогенез и культурогенез……………………...6
4.Закономерности развития культуры, традиции и инновации………………………….8
5.Заключение………………………………………………………………………………..10
6.Список литературы………………………………………………………………………..11

Файлы: 1 файл

Культорология контр работа.docx

— 39.96 Кб (Скачать файл)

Межкультурная коммуникация – это коммуникация, основанная на символическом взаимодействии между представителями (индивидами и группами) разных культур. В современном  мире выделяют большие культурные системы  – макрокультуры (американская культура, африканская культура, европейская  культура и др.) в составе которых  находятся микрокультуры (субкультуры).

Вместе  с человеком, обществом, происходит и возникновение культуры. Антропогенез, социогенез, культурогенез - это единый процесс, образованный тремя взаимодополняющими, коэволюционными потоками. духовная культура с самого начала опредмечивалась  в орудиях труда, приёмах охоты, в технологиях изготовления утвари. И лишь позднее она получила возможность  опредмечиваться в слове, речи.

Антропогенез  - процесс порождения человека

Известно, что ближайшими биологическими предшественниками  человека были животные, и, в частности, человекообразные обезьяны, приматы. И  действительно, у человека и животных очень много общего - тело, конечности, органы чувств (зрения, слуха, вкуса) и  т. д. В то же время, человек разительным  образом отличается от животных: конечности его тела - это не лапы, а ноги и руки; его органы чувств - глаза, уши - подобны, но более развиты, чем у его ближайших предшественников. Например, орёл видит дальше, чем человек, он различает мельчайшие детали, но человек различает большее количество цветов, чем "царь птиц". Если говорить о месте человека в живой природе, то он относится к млекопитающим, к отряду приматов (от латинского слова первый). К этому отряду относят полуобезьян, обезьян и человека. В этом отряде приматов выделяется семейство гоминид (от лат. homo - человек) - "человечьих". Это семейство (или, по другим классификациям, надсемейство) объединяет современного человека с его ближайшими предками. В составе этого семейства выделяется род собственно человека, род Homo. Сюда относят все ископаемые формы и современного человека. Но есть исследователи, которые выделяют в роде Homo два вида: человека современного вида - человека разумного, Homo sapiens - и объединяемые в один вид ископаемые находки ископаемого, или примитивного, человека - Homo primigenius, или Homo erectus (человек прямоходящий).

Социогенез

Это процесс появления новой, отличной от природы, реальности, разительным  образом воздействующей на человека, вызывающей его антропогенез. Появление  социальной жизни связано с производством  орудий труда. Вначале это были примитивные  каменные рубила, которые постепенно совершенствуются человеком. Человек  становится в той мере человеком, поскольку он создаёт "вторую природу" - свои производительные силы и формы  отношений между людьми, возникающие  по поводу их производства. Не следует  забывать, что человек, его телесная организация, умения и навыки, которые  он накопил и передаёт по наследству, сами являются производительными силами, то есть имеют социальную природу. Но социальную природу имеют и формы  отношений между людьми в общине, в отличие от природных, биологических  связей в стаде. Таким образом, социальная реальность, создаваемая возникающими людьми, включает в себя:

1.      отношения к природе, важнейшие  из которых объективируются в  виде материальных вещественных  и личностных производительных  сил;

2.      отношения по поводу производства  этих производительных сил между  людьми, что и создаёт общину.

Каждое  первобытное сообщество было полностью  независимо от соседей, оно носило автаркический  характер. Это не значит, что не было связей между общинами: иногда возникала  необходимость перемещения по территории другой общины, но она всегда обусловливалась  соответствующими соглашениями, существовал  и обмен между сообществами, но он не определял сущность труда и  жительства данного коллектива: каждый первобытный коллектив был самодостаточным  целым.

 

Культурогенез

Различные виды людей сменяли друг друга  не мгновенно. Старые и новые их разновидности  долгое время существовали подчас на одной территории, по соседству. Так, по схеме, предложенной И. К. Ивановой, архантропы почти 300 тысяч лет сосуществовали с австралопитеками (включая Homo habilis). Соответственно, палеоантропы почти 50 тысяч лет сосуществовали с архантропами. Около 10-15 тысяч лет неоантропы сосуществовали с палеоантропами. Это означает, что не было природной неизбежности их исчезновения. И действительно, существуя на протяжении сотен тысяч лет, вид без видимых природных причин вдруг прекращает своё существование. Единственным фактором, который мог в таком случае определить судьбу вида, является социальный фактор.

 

 

 

 

 

3. Закономерности развития культуры, традиции и инновации.

 

Законы  развития культуры одной из основополагающих проблем культурологи является поиск  законов культурной эволюции общества. На вопрос, действительно ли существуют законы развития культуры, практически  все авторы отвечают утвердительно, отвергая идею о хаосе и нецелесообразности культурного процесса. Культурологи признают, что есть как законы развития культуры в целом, так и отдельных  ее составляющих элементов живописи, литературы, музыки. К настоящему времени  выделены следующие закономерности и законы в развитии культуры.

1 Культура обладает способностью  к воспроизведению самой себя; каждое культурное событие находится  в зависимости от того, что  было прежде, и влияет на то, что будет потом. Обычным является  несовпадение ритмов общественно  экономической и культурной жизни.

2 Культура есть результат сплетения  множества различных факторов, одни  из которых в определенные  моменты оказываются сильнее  и значимее других это есть  так называемая стратегическая  переменная, у разных народов  в разные времена стратегическая  переменная, у разных народов  в разные времена стратегические  переменные разные.

3 устойчивыми элементами культуры  являются нематериальные элементы  традиции, обряды. Обычаи, привычки, совокупность  привычных для данного общества  набора ценностей и норм, выраженных  в устном народном творчестве, мифологии, литературе. В обществе  носителем этой линии, как правило,  выступает крестьянство, и чем  обширнее этот слой, тем устойчивее  традиции, тем медленнее и реже  меняются культурные образцы.  Менее всего поддается чужому  влиянию самая специфическая  часть культуры народный дух,  менталитет. Новаторская сторона  культуры тесно связана с наукой  и творчеством, прежде всего  техническим. Носителем этой линии  является город центр и воплощение  цивилизации. Эта закономерность  проявилась в глубокой древности,  на заре человеческой истории  и действует до сих пор. Культурологи  справедливо интересуются проблемой  городов как фактором становления  человеческой цивилизации. Так,  французский историк Ф. Бродель  (1902 1985) составил великолепное описание  жизни и быта многих крупнейших  городов мира.

4 Исследователи пришли к выводу, что наиболее существенные черты  культуры проявляются в специфике  общения людей, и каждое общество  вырабатывается свой стиль общения.  Также каждый культурно исторический  тип формирует свой идеал человека. В Античности это нравственно  чистый, смелый, совершенный физически  гражданин, для которого характерна  радостная активность в познании  мира. Для западноевропейского Средневековья  идеалом был глубоко религиозный  человек, способный на подвиг  во имя христианской веры и отрицающий чувственные наслаждения. В эпоху Возрождения идеалом становится всесторонне развитая талантливая личность, человек умелый, с сильной волей, свободный в выборе жизненного пути. Идеалом для западного общества Нового и Новейшего времени является целеустремленный человек, который «сделал себя сам», добился успеха благодаря личным заслугам. Идеал человека, будучи результатом, продуктом культуры, сам в свою очередь, сильно воздействует на культурное развитие данного общества.

 

Современная "традиция" - это форма ограничения  роста социокультурной энтропии, гарант медленного и упорядоченного нарастания хаоса. Суть проблемы свелась  к противостоянию прагматически  понимаемого равновесия и тех  новаций, которые не укладываются в  существующую систему и нарушают ее в принципе мягкие и терпимые правила. Если Священная Традиция представлялась ее адептам неприступной крепостью  на страже Истины. то теперь "традиция" стала в глазах современного человека либеральной таможней для сохранения компромиссного равновесия между враждебными  интересами.

Инновация становится "богом" цивилизации, она заменяет собой Откровение: сами инновации рассматриваются как "откровения". Не случайно среди ученых принято  говорить о том, что в священных  книгах и преданиях многих народов  заложено немало ценной информации о  тех "инновационных состояниях", которые были пережиты человечеством  п далеком прошлом. Один из наиболее авторитетных исследователей фольклорной  традиции

           

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Заключение

Культура  — это духовный компонент человеческой деятельности как составная часть  и условие всей системы деятельности, обеспечивающей различные стороны  жизни человека. Это означает, что  культура вездесуща, но вместе с тем  в каждом конкретном виде деятельности она представляет лишь ее собственно духовную сторону — во всем разнообразии социально значимых проявлений.

Вместе  с тем культура — это также  процесс и результат духовного  производства, что и делает ее существенной частью совокупного общественного  производства и социальной регуляции  наряду с экономикой, политикой и  социальной структурой. Духовное производство и обеспечивает формирование, поддержание, распространение и внедрение  культурных норм, ценностей, значений и знаний, воплощенных в различных  компонентах культуры (мифы, религия, художественная культура, идеология, наука  и т.д.). Как важный компонент совокупного  производства культура не сводится к  внепроизводственному потреблению  или обслуживанию. Она является непременной  предпосылкой всякого эффективного производства.

Мир человека - это мир культуры Культура - это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Любой исторический тип культуры в своей конкретности представляет неразрывное единство двух составляющих - актуальной культуры и культуры накопленной, или культурной памяти. На все встающие перед ним вопросы человек  ищет ответ в усвоенной им культуре. Культура выступает уникальной характеристикой  человеческой жизнедеятельности и  потому необычайно разнообразна в своих  конкретных проявлениях. Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Культура раскрывает свое содержание через систему норм, ценностей, значений, идей и знаний, получающих выражение  в системе морали и права, религии, в художественной сфере и науке. Культура существует и в практически  действенной форме, в форме событий  и процессов, в которых проявились установки и ориентации участников, т. е. различных слоев, групп и  индивидов. Эти процессы и события, входящие в общую историю или  связанные с какими-то проявлениями хозяйственной, социальной и политической жизни, имеют и культурную подоплеку, оказываются фактами и факторами  культурной истории и культурного  достояния данного общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           Список литературы

1. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Учебник. – М., 2003.

2.Ерасов  Б. С., Социальная культурология.  М.: Аспект пресс - 2000.

3.Ли  С., Чхэ В. Корейский язык. М.: Первое  марта. - 2005

4.Тер-минасова  С. Г. Язык и межкультурная  коммуникация. М.: Слово - 2000.

5. Реформаторский А. А. Введения  в языковедение, М. аспект пресс, 2006

 


Информация о работе Культура как система знаков. Языки культуры