Культура как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 15:16, контрольная работа

Описание работы

Родовая деятельность (культура) означает качественное своеобразие общества в сравнении с другими способами организации жизни. Схематично это может быть передано через взаимодействие формоизменения, целеполагания и социальности (наличия социальных связей) в деятельности социума. Иначе говоря, прежде чем что-либо использовать для удовлетворения своих потребностей, человек должен изменить форму этого вещества природы. Таким образом, именно стремление удовлетворить потребность (достижение поставленной цели) выступает мотивом и стимулом к деятельности.

Содержание работы

1. Сущность культуры как совокупности средств и способов человеческой деятельности. Соотношение культуры и цивилизации.
Сущность культуры как совокупности средств и способов человеческой деятельности.
Соотношение культуры и цивилизации.
2. Культура как многофункциональная система: культура как традиция и социальная память человечества, как способ реализации творческих возможностей человека. Диалогичность культуры.
Культура как многофункциональная система: культура как традиция и социальная память человечества, как способ реализации творческих возможностей человека.
Диалогичность культуры.
Список литературы

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 33.13 Кб (Скачать файл)

Разумеется, семь перечисленных вариантов подхода  к делению культуры по видам, при всем различии исходных оснований,  не  только  не  исключают,  но дополняют и конкретизируют друг друга. Графически их можно было бы  выразить в  виде  "ромашки"  из  семи  частично   накладывающихся   друг   на   друга окружностей,  где  совпадающий   центр   выражает   сущность   культуры,   а несовпадающие секторы  "лепестков"  -  специфику  ее  проявления  на  уровне конкретных явлений.        

2.2. Диалогичность культуры        

Человек - единственный из живых существ, обитающий  как бы в двух мирах одновременно. С одной стороны, он - природное  тело, подчиненное всем физическим, химическим и биологическим законам  и вне природного мира его существование немыслимо. Эта жизнь, увы, коротка и ограничена во времени и в пространстве. Hо, с другой стороны, человек живет и в мире неприродном, сверхчувственном, созданном им самим - в мире культуры. Этот мир свободен от оков времен и расстояний.       

Стоит только подойти к книжной полке, протянуть руку и открыть том  Аристотеля, как вопреки разделяющим  нас тысячам лет и сотням километров, великий мыслитель античной Греции становится нашим собеседником. Мы воспринимаем мир с его точки  зрения. Причем воспринимаем активно - соглашаясь с одним, задумываясь над другим, оспаривая третье. Иными словами, мы вступаем с ним в диалог, как бы отменяя тем самым законы физического пространства и времени. То, что невозможно в мире природном, достигается в мире культуры. В нем человек общается с мыслителями средневековья и художниками эпохи Возрождения, встречается с гением Рублева и Пушкина, сопереживает взглядам Шекспира и Ремарка, то есть приобщается к вечности. Hе это ли имел в виду H.А.Бердяев, определяя личность как точку пересечения двух миров, вечного и временного (Бердяев Н.А. Духовное состояние современного мира // Новый мир. 1990. N 1. С.222.)? Именно эта принадлежность человека к двум мирам и лежит, на наш взгляд, в основе религии, по-своему ее отразившей и противопоставившей миру земному (природному) - мир божественный, миру преходящему - мир вечный. Потому и неверно выбрасывать религиозные взгляды из мира культуры.       

Диалогичность представляет собой одну из важнейших  феноменологических характеристик  культуры. Культура не просто формирует  и реализует сущностные силы человека, но реализует их в диалоге, в обмене информацией, эмоциями, знаниями.       

Философ М.К.Мамардашвили подчеркивал, что книга существует только тогда, когда ее читают, симфония существует только тогда, когда она исполняется (Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.,1990.С.151). Аналогичные рассуждения правомерны и по отношению ко всей культуре. Освоение и развитие социального опыта невозможно вне общения. К этому убеждению, каждый своим путем, пришли и психологи , и философы. Академик Л.H.Коган называет диалог самым реальным бытием культуры, ее имманентной сущностью, способом реализации ее функций (Коган Л.Н. Теория культуры. Екатеринбург,1993.С.130.).        

Культура  возникает вместе с людьми и вместе с ними претерпевает исторические изменения. Первый, еще самый тонкий пласт  культуры - зарождение языка и речи - и послужил той разграничительной  линией, которая раз и навсегда отделила мир животных от мира людей, мир биологический - от мира социального. Hе ошибется тот, кто скажет, что культура - это своего рода код, наносимый обществом на предметы природы и формы межличностных отношений. В каменном топоре кроме камня все остальное - культура. Это, разумеется, не означает, что любой природный объект меняет свои, природой данные свойства, как только попадает в поле деятельности человека. Дело в том, что во взаимосвязи с человеком природа раскрывается такими своими качествами и свойствами, которые определяются самой этой взаимосвязью и в результате приобретают человеческие, общественные характеристики, не содержащиеся в самих природных объектах, как таковых. Для пользования такими "закодированными" предметами и отношениями надо уметь расшифровать "код", перевести его на понятный человеку язык чувств и мыслей. Первобытное общество наиболее ярко демонстрирует это положение.       

Предметы, сделанные в одном племени,для  людей других племен зачастую оставались тайной, ибо несли на себе отпечаток неизвестного образа жизни. Элементы культуры одного общества для представителей другого были вне поля культуры в силу того, что у последних отсутствовал "ключ", позволяющий расшифровать значение этих предметов. Hе случайно многие археологические находки древности до сих пор остаются загадкой, и мы можем лишь гадать об их истинном предназначении.       

Общество  формирует и в предметах, и  в людях, в их сознании одинаковые формы деятельности. Иначе люди и  вещи не смогут "понимать" друг друга. Сари - одежда для индийца, но не для рядового европейца, который видит в ней просто кусок ткани. Чтобы увидеть в нем одежду, надо знать те формы жизнедеятельности, в соответствии с которыми кусок ткани превратился в сари.       

Общество, создавая искусственную природу, одновремен- но формирует и людей, способных потреблять зашифрованную в ней культуру. Так культура общества выявляет свою двойственную природу. С одной стороны, она - окаменевшие накопленные формы деятельности, закрепленные в предметах, с другой стороны - мысленные формы деятельности, закрепленные в сознании людей. Живая культура общества возникает из единства предметного и мыслимого компонентов. Материальные и духовные, объективные и субъективные составляющие культуры одного общества могут не совпадать с элементами культуры других народов или эпох. Так, еда или одежда одних народов не вписываются в культуру других: ведь каждое общество создает свои "культурные предметы" и своих "культурных индивидов". Из суммы этих полюсов и возникают конкретно-исторические типы культур.       

Культура  мотыжного земледелия отличается от культуры современного фермера. Древний  горшечник и современный индустриальный рабочий в своей культуре производства весьма существенно отличаются от средневекового ремесленника. Даже культура военного дела имеет в каждую эпоху свое лицо. И какие бы вещественные и духовные элементы культуры мы ни рассматривали, мы непременно увидим в них конкретный отпечаток своего времени. Живопись Рафаэля и Айвазовского, песни средневековых бардов и Высоцкого, мосты Флоренции и Петербурга, корабли финикийцев, пароход Фултона и современные авианосцы, термы Рима и восточные серные бани, Кельнский собор и храм Василия Блаженного, танцы аборигенов Австралии и брейк, туники греков и бурки грузин - все и везде несет на себе печать времени. Люди, усвоившие эти конкретно-исторические типы культур, естественно, будут отличаться друг от друга как формой, так и содержанием проявления своей культуры.       

В культуре диалектически объединено национальное и общечеловеческое. Она  всегда национальна. Из лучших достижений всех национальных культур складывается мировая общечеловеческая культура. Hо "общечеловеческое" - не значит безнациональное. Обогатив сокровищницу мировой культуры, Пушкин и Толстой остаются великими русскими литераторами, так же как Гете - немецким, а Марк Твен - американским. И, говоря о культуре, одинаково ошибочно как "обезнационаливание" мировой культуры, так и замыкание ее в ограниченное пространство узконационального.        

Развитие  транспортных средств и гуманитарных связей сводит на нет пространственные преграды и территориальную изоляцию. Частота контактов нарушает языковые барьеры. Развитие средств массовой информации размывает контрасты национальных особенностей. Интернационализируются быт, одежда, кухня, обстановка жилища, облик городов и т.д. Достояния национальных культур, конечно же, необходимо бережно хранить и приумножать. Hо нельзя делать из нации икону, вечную и неизменную, пригодную на все времена, тем более, что стерильно чистой национальной культуры нет уже ни в одном регионе. Культура Башкортостана, как и культура Франции или культура любого иного региона - это часть общечеловеческой культуры. И ее необходимо рассматривать в своеобразной духовной общности того культурного комплекса, который сложился на данной территории в результате исторического процесса взаимодействия и взаимопроникновения культур живущих здесь народов.       

Как видим, культура - это сложное и  многоплановое явление, которое  отнюдь не сводится только к этике  поведения, искусству или гуманитарным знаниям. Созданная человеком и потому неприродная, она включает в себя и отношение к природе (культура экологическая), и отношение к себе самому как к природному телу (культура физическая) и отношение к себе же, но как к явлению социальному (культура экономическая и политическая).  
  
  
  
  
  
  
  

 

 

 

 

 
        

Список  литературы:

      1. Ю.А. Толкачёв «Культурология»
      2. В.Л.Бенин, М.В.Десяткина «Учебное пособие по социальной философии"
      3. http://www.bestreferat.ru/
      4. http://www.referat.ru/

Информация о работе Культура как социальное явление