Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 16:32, реферат
Термин – латинский, производный от причастной формы латинского глагола «colo, colui, cultum, colere», что значить «обрабатывать», «возделывать». Следовательно, по своему изначальному смыслу «культура» не что иное, как результат обработки и возделывания, какой-то плод работы человека над окружающими вещами мира и над самим собой – «обработанное», «возделанное», т.е. нечто «пересотворенное» человеком.
Предмет культурологии
Понятия «культура», «субкультура», «контркультура»
Функции культуры
Теории возникновения культуры
Типология и периодизация культур
Культура как социально-историческое явление. Типология и периодизация культур
Культурология – теоретическая дисциплина, изучающая культуру во всей полноте ее проявлений, ее сущность, многообразие исторических форм и принципов функционирования.
Культурология включает следующие разделы:
Дать одно определение культуры всегда было очень сложно. Можно насчитать более 500 видов, зависящих от позиции исследователя, от угла зрения, под которым культура рассматривается как явление. Общую же основу всех определений следует искать в этимологии слова «культура», в его изначальном смысле.
Термин – латинский, производный от причастной формы латинского глагола «colo, colui, cultum, colere», что значить «обрабатывать», «возделывать». Следовательно, по своему изначальному смыслу «культура» не что иное, как результат обработки и возделывания, какой-то плод работы человека над окружающими вещами мира и над самим собой – «обработанное», «возделанное», т.е. нечто «пересотворенное» человеком.
Это общее значение термина «культура» как результата обработки человеком окружающего его мира в значительной степени и теперь сохраняется почти во всех подходах к определению культуры. Однако в зависимости от объекта человеческих усилий оно имеет несколько основных смысловых вариантов.
В первом варианте основным объектом «возделывания» становится сам человек, его внутренний мир. А следовательно, до его размеров начинает сужаться и само понятие «культура»: под ней понимают только духовную культуру – область высших достижений человека в духовной сфере: в литературе, музыке, философии, религии и морали.
Во втором варианте определения акцент переносится на окружающий человека мир, и область культуры начинает расширяться, охватывая наряду с духовной и материальную сферу. Пересозданный, “возделанный” человеком мир предстает перед нами не только как пропущенный человеком «сквозь себя», но и в его реальной материальной плоти: опутанный сетью дорог, окутанный дымом пароходов и скрипом колесных экипажей, покрытый вписанными и невписанными в ландшафт городами и селами с запахом бензиновой гари и яблочных пирогов над крышами.
Мировую культуру поэтому можно определить как совокупность достижений человечества в материальной и духовной сфере - результата усилий по пересозданию, пересотворению человеком мира и самого себя.
Это определение указывает на сущность культуры, не характеризуя ее внутреннюю структуру, и поэтому нуждается в дополнении следующим определением:
Культура – система
Культура в целом – сложная система культурных ценностей и пестрая мозаика входящих в нее культур в смене их исторических типов (античная, средневековая, современная), в многообразии национальных и религиозных культур. Но даже в культуре общества, взятого в один из его истории моментов одновременно существуют элитарная, народная, городская, сельская, профессиональные культуры. Поэтому важным дополнением к понятию «культура» являются понятия «субкультура» и «контркультура».
Под субъектами культуры в культурологии понимаются ее создатели и носители, начиная с отдельной личности и заканчивая человечеством в целом. Любой из сложных субъектов культуры включает в себя элементы, которые могут выступать как относительно самостоятельные. Поэтому можно говорить о национальной, молодежной, городской культуре как о субкультурах.
Субкультура (от латинского “sub” - под) – это культура определенной социальной общности, стремящейся обустроить внутри господствующей культуры свое собственное, относительно автономное культурное существование со своим стилем (одеждой, манерами, языком), обычаями, нормами, ценностями, идеалами. Локальность (ограниченность) субкультур может быть следствием сознательной самоизоляции или затрудненностью доступа к культуре в целом. Социальной базой формирования субкультуры могут быть возрастные группы, этнические, религиозные, профессиональные общности, неформальные объединения, которые становятся носителями своей культурной среды с ее системой ценностей.
Субкультуры дают входящим в них
людям доступные для них
Культура развивается не путем простого приращения своего содержания (иначе человечество имело бы сегодня лишь несколько разветвленных монокультур). В культуре происходят постоянные изменения в системе ценностей. Далеко не всегда эти изменения порождают новый тип культуры, но для того, чтобы он возник, нужны постоянный поиск и отбор новых ценностных ориентаций, смыслов, идеалов. И контркультуры являются предпосылкой и основой культурного обновления.
Вопрос о функциях культуры – это вопрос о том, что она дает отдельному человеку и обществу в целом, для чего она существует и развивается.
Культура преобразует окружающий человека мир и его самого. В этом заключается первая и самая главная функция культуры.
Познание мира – ее вторая функция.
Человек не может жить в мире,
преобразовывать его, не зная его
свойств и законов
Культура обеспечивает условия
общения, а благодаря общению
достигаются необходимые
Культура устанавливает и
Благодаря культуре обеспечивается следование определенным образцам деятельности и поведения – регулирование деятельности и поведения. Единство и взаимопонимание как условие совместной деятельности предполагают наличие социальных норм, “отсекающих” вредные и разрушительные для культуры формы деятельности и поведения. Для регулирования поведения возникают и особые социальные институты, которые следят за соблюдением определенных норм поведения и карают за их нарушение – судебные и другие карательные органы.
трудовая, магическая, психоаналитическая, игровая.
Откуда взялась культура? Как она возникла? Что именно определило появление мира культуры, т.е. преобразовательной деятельности, основанной на сознании (целеполагании), речи и социальности?
Проблема происхождения
Согласно орудийно-трудовой
концепции происхождения
Эта концепция во многом интересна, однако современная наука ставит множество вопросов, на которые с позиции орудийно-трудовой концепции происхождения культуры ответить трудно. В прошлом веке можно было поверить, что обезьяны, открывая возможность добывать пропитание с помощью орудий труда и организованных коллективных действий, на практике убедившись в преимуществе искусственных орудий перед естественными, стали изготавливать орудия и сообща трудиться, тренируя конечности, приучаясь к прямохождению, развивая мозг, речь, и постепенно создали культуру.
Но, к сожалению, генетика отрицает наследование благоприобретенных признаков. Иначе говоря, вряд ли могли закрепиться в животной природе «человеческие» черты. Но дело не только в этом. Сторонники орудийно-трудовой концепции происхождения культуры пишут: первобытный человек догадался, понял, открыл, изобрел. Обезьяна, действительно, существо очень догадливое, умное; но чтобы обладать хотя бы частью тех качеств, которые ей необходимы, чтобы произойти в человека в соответствии с «трудовой» гипотезой, она предварительно должна быть уже человеком, находящимся на относительно высокой ступени развития, т.е., надо объяснить, каким образом прачеловек мог нечто выдумать, изобрести, открыть, не умея придумывать, изобретать, открывать и решительно ничего не выдумывая, не изобретая, не открывая. Надо объяснить, как искусственные структуры могли складываться естественным путем, как природа «изобрела» культуру.
Еще одна трудность в разъяснении проблемы с этой точки зрения. Если воспроизвести логическую цепочку происхождения культуры по Энгельсу, получается примерно такая последовательность: человек начал трудиться, возникло сознание, родилась социальность, т.е. способность жить в обществе, но бессознательная рефлекторная «деятельность» животных вовсе не является трудом. Труд – это целесообразная деятельность. Это значит, что в процессе труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека. Иными словами, труд с самого начала предполагает сознание как необходимое условие и предпосылку. Но откуда взялось сознание? Кроме этого, сознание и его носитель – речь – предполагает в качестве обязательной предпосылки социальную связь. А как она родилась? Здесь явно обнаруживается противоречие, которое невозможно разрешить с позиции орудийно-трудовой концепции. Все три стороны происхождения культуры (сознание, социальность, труд) оказываются одновременно и предпосылками и следствиями друг друга.
Создатели и сторонники магической концепции происхождения культуры (Л.Мамфорд, Т.Роззак) полагают, что исходным импульсом культуры был вовсе не труд, не материальная деятельность человека, которая началась с обтесывания камней. Магия создала культуру, она предшествовала орудийной деятельности. Более того, в течении миллиона лет технология обтесывания камней оставалась неизменной, а культура развивалась, причем независимо от этих технологических навыков.
Но как прачеловек создал магию? Откуда появилась у него способность к созданию смыслов и символов? На эти вопросы современная наука ответить не может.
Психоаналитическая концепция происхождения культуры считает истоком культуры «пробуждение совести». Механизм культуры есть путь отвлечения от природы. Чем дальше развивается человечество, тем основательнее его отрыв от органической, естественной основы жизни. Австрийский философ Зигмунд Фрейд подошел к проблеме происхождения культуры, основываясь только на внутренней жизни человека, не привлекая никаких внешних факторов (орудия труда и пр.)
По Фрейду, человек как создатель культуры, начинается с формирования системы психологических самозапретов. Общество и культура – это такие объединения людей, которые основываются на системе запретов определенных стремлений и желаний, в частности сексуальных (запрет инцеста).
Но эти влечения не перестают существовать, - они вытесняются в сферу бессознательного и трансформируются в разные виды человеческой деятельности, в частности, духовно-практическую, а их энергия, сублимируясь (переключаясь), становится энергией культурного творчества.
Поэтому, центральной проблемой культурологии, по мнению Фрейда, является проблема социализации человека, т.е. вхождение человека в культуру, что является вечной, постоянно повторяющейся драмой человеческого существования.
Информация о работе Культура как социально-историческое явление. Типология и периодизация культур