Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:29, курсовая работа
Женщина в древнем Египте имела больше прав и преимуществ, по сравнению с представительницами своего пола в таких странах, как Месопотамия или Греция. Египетская женщина могла иметь собственное имущество, занимать государственные посты и получать наследство от родителей или мужей, более того, в случае оспаривания какого-либо вопроса, женщине давалось право участия в суде и защиты своих прав. Основываясь на этих фактах, кажется абсолютно естественным, что женщина имела права, позволявшие ей иметь самостоятельную жизнь и решения, а также занимать ответственные посты в обществе, в отличие от таких же женщин в Греции, чьей территорией господства мог считаться только дом.
Введение…………………………………………………………………………………3-4
Глава 1. ПРАВЛЕНИЕ ХАТШЕПСУТ ………………………...……………5
Биография царицы Хатшепсут……………………………………..5-8
Хатшепсут – женщина - фараон…………………………………………..9-12
Глава 2. ВРЕМЯ ВЕЛИКИХ ПОСТРОЕК……………………………….13
Храм Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри……………………..………………13-17
Последствия строительства Хатшепсут………………………………………..18-22
Глава 3. КУЛЬТУРА ПРИ ПРАВЛЕНИИ ХАТШЕПСУТ……….…………………………………………………………………….23
Расцвет Египта…..………………………………………………………………23-30
Экспедиция в Пунт………………………………………………………….....31-34
Заключение………………………………………………………………………………...35-37
Список литературы……………………………………………………………………………..38
Введение…………………………………………………………
Глава 1. ПРАВЛЕНИЕ ХАТШЕПСУТ ………………………...……………5
Глава 2. ВРЕМЯ ВЕЛИКИХ ПОСТРОЕК……………………………….13
Глава 3. КУЛЬТУРА ПРИ ПРАВЛЕНИИ ХАТШЕПСУТ……….……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Женщина в древнем Египте
имела больше прав и преимуществ,
по сравнению с
ГЛАВА I. ПРАВЛЕНИЕ ХАТШЕПСУТ
Как гласили древние предания, однажды в семье жреца родился мальчик, отцом которого был сам верховный бог Амон, предсказавший, что его сын со временем станет правителем объединенного Верхнего и Нижнего Египта, а все его потомки тоже будут считаться сыновьями бога и его наместниками на земле. Именно это божественное родство и будет давать им право на титул фараона. Таким образом, приблизительно в середине III тыс. до н.э. в Египте сложились религиозные представления, согласно которым фараон считался не столько человеком, сколько божеством. Таким образом, правящий фараон был, как полагали древние египтяне, сыном не своего отца, предшествующего фараона, а верховного бога Египта - Ра, а в более поздние эпохи - Амона-Ра. Следовательно, каждый фараон почитался как полубог-получеловек, рожденный земной женщиной от бога. Полная титулатура фараона официально фиксировала это "родство с богом", которое отражалось также в документах и литературных памятниках, где правитель назывался сыном Амона-Ра. Логично, что жена и мать фараона считались супругами бога. При вступлении каждого нового фараона на престол проводились специальные религиозные обряды, которые должны были подтвердить родство будущего правителя с богом. Как правило, для демонстрации такого родства, насколько наивным бы нам это ни казалось, достаточно было многочисленных изображений и надписей к ним, где Амон изображался рядом со своим "сыном", будущим правителем Египта. Одновременно с этим в храмах появлялись изображения, на которых Амон-Ра передавал знаки власти новому царю. Нередко проводился еще один обряд, во время которого статуя бога Ра жестом, а иногда и голосом благословляла наследника на царствование. Современные исследования показали, что такой эффектный ритуал, в глазах египтян выглядевший как сошествие божества на землю, обеспечивался специальными механизмами, находившимися внутри огромной статуи и приводимыми в действие жрецами храма. При этом стоит добавить, что сама атмосфера древнеегипетского храма располагала к мистике. Так, направляясь к храму, египтяне, как правило, проходили по аллее, залитой ярким солнцем, а войдя в храм, человек оказывался покруженным в почти полную темноту, ибо храм не имел окон, лишь в самом верху, в потолке, находилось небольшое отверстие, через которое проникали редкие солнечные лучи. Этот контраст был особенно разительным после солнечной улицы - и вот в этом полумраке, казавшемся сначала полной темнотой, начинали проступать очертания статуи, размеры которой в несколько раз превышали средний рост человека. В глазах древних египтян сошествие божества во время проведения этого обряда, как, впрочем, и подлинность изображенного в храмах, не могли быть поставлены под сомнение. Таким образом, древние египтяне полагали, что только мужчина мог быть фараоном, ибо только мужчина являлся сыном и ставленником бога на земле и именно поэтому имел право на управление Египтом. Конечно, история этой цивилизации знала не одну царицу (Нитокрис, Нефрусебек, Таусерт и другие), но они были именно царицами-регентшами, правящими от имени своих малолетних детей. Религиозные представления определяли их место в земной иерархии власти: они были женами верховного бога, но не его земными воплощениями, и они никогда не претендовали на титул фараона. Хатшепсут (около 1479-1458 гг. до н.э.) - Египетская царица эпохи XVIII династии Нового царства. Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса I (1504-1492 гг. до н.э.) от дочери Аменхотепа I царицы Яхмос сводной сестрой и женой Тутмоса II (1492-1479 гг. до н.э.). Хатшепсут родилась во времена расцвета египетской государственности, в эпоху процветания, справедливо названную Новым Царством. Ее отец, фараон Тутмос I, был харизматическим лидером легендарных военных кампаний. Хатшепсут, по предположению некоторых ученых, возможно, родилась незадолго до времени его коронации, приблизительно в 1504 г. до н.э., и еще была ребенком, когда он приплыл домой в Фивы с телом нубийского вождя, свисавшим с носа его судна в качестве предупреждения всем, кто будет угрожать его «империи». Хатшепсут, скорее всего, боготворила отца (его, в конечном счете, даже повторно похоронили в гробнице, которую она построила для себя), и утверждала, что вскоре после ее рождения он назвал ее своим преемником, что, конечно же, было маловероятным. умирает Тутмос II - четвёртый Фараон XVIII династии, наследник славы Яхмеса - освободителя Египта и созидателя Империи. Умирает, оставив двух дочерей от своей единокровной сестры и Священной Супруги - Правительницы Хатшепсут, и восьмилетнего сына Тутмоса - Наследника, сразу же, после погребения и траура, вопреки традиции, требующей достижения Наследником двенадцатилетнего возраста, наречённого Фараоном Тутмосом III. При этом - по официальным источником времени правления Хатшепсут (так и времени правления Тутмоса III) - Наследник - побочный сын, от наложницы Исиды, не имеющей отношения к XVIII династии. Хатшепсут, не препятствуя ранней коронации Тутмоса, ибо - фактически правит страной, всё же добивается не положенного ей при малолетнем, но уже интонированном Фараоне титула - Правительницы-регента. Скорее всего, имела место борьба партий, в результате чего сошлись на компромиссном варианте - малолетнего Тутмоса объявляют Фараоном, а вдовствующую Хатшепсут - Правительницей-регентом. До трагедий Нефертити, Анхесепаатон, - еще столетия, до Клеопатры полтора тысячелетия, но Хатшепсут хватает примеров Нитокрис и Нефрусебек. Почтеннейшая - так переводилось имя Хатшепсут - позаимствовала у своих предшественниц на Троне великой страны Та-Кем и положительный и отрицательный опыт. Хатшепсут став опекуном Тутмоса III, решилась нарушить многовековые устои Египта и быть не просто царицей при полубоге - пасынке, а самостоятельным правителем Египта - фараоном. Хатшепсут незаконно провозгласила себя фараоном вместо юного Тутмоса III. Царица постаралась закрепить свои права на трон, приказав описать в своем заупокойном храме ритуал теогамии (брака между женой правящего царя и Амоном-Ра в образе ее мужа, в результате которого рождается будущий царь, в данном случае Хатшепсут).
1.2. Хатшепсут - женщина-фараон.
Первое время Хатшепсут
правила вместе с законным наследником,
об этом говорят многие сохранившиеся
документы и изображения. Так, например,
на скале Вади-Магара, на Синайском полуострове,
находятся изображения Хатшепсут и Тутмоса
III, приносящих жертвы божествам. Сколь
долго продолжалось это совместное царствование
сказать трудно, по свидетельству разных
источников оно длилось от 12 до 16 лет. Но
уже в это время Хатшепсут повелевает
исправлять ранее сделанные изображения
в храмах, согласно которым Тутмос II передавал
власть своему сыну, а Амон-Ра признавал
его своим сыном и законным правителем
Египта. Именно эти изображения являлись
одним из важнейших подтверждений права
на престол и подчеркивали божественную
природу малолетнего правителя. По приказу
царицы на подобных изображениях имя Тутмоса
III следовало заменить ее именем, а большая
их часть, возможно, была уничтожена. Как
уже говорилось, практика стирания или
изменения надписей и изображений была
широко распространена в Древнем Египте.
Это было гораздо быстрее и дешевле, нежели
полностью переделывать роспись на том
или ином здании, к тому же древнеегипетские
изображения были скорее символами и не
стремились к портретному сходству, а
надписи, которые требовалось изменить
для достижения поставленной цели, представляли
собой устоявшиеся словесные формулы,
и их не было необходимости полностью
переписывать. Таким образом, достаточно
было изменить только одно имя на другое
- и, согласно изображениям, теперь Амон-Ра
признавал Хатшепсут своим воплощением
на земле, а Тутмос II назначал ее своим
преемником. Понятно, что подобные изменения
требовали много времени, но, как уже говорилось
выше, царица достаточно долго правила
совместно с пасынком. Египтяне той эпохи
считали, что их боги верят настенным изображениям
и надписям. Именно с этим связана традиция
расписывания стен гробниц текстами, прославляющими
умершего фараона. Так, на стенах практически
любой гробницы знатного египтянина можно
найти так называемую "Исповедь отречения",
с которой душа умершего обращалась к
богам во время суда в загробном мире.
В ней говорилось о том, что умерший при
жизни не совершил ни одного греха, за
который боги могли бы осудить его. Кроме
того, практически все население Древнего
Египта было неграмотным, поэтому настенные
изображения служили одним из наиболее
доступных источников информации.
ГЛАВА II. ВРЕМЯ ВЕЛИКИХ
ПОСТРОЕК
Во время полновластного
правления Хатшепсут расцвели прикладные
науки, и, прежде всего, архитектура. Были
восстановлены древние и недавние памятные
постройки и храмы, некоторые обновлены
и перестроены. Так при Хатшепсут в Карнаке
перед храмом, построенном еще в Среднем
царстве, был возведен целый архитектурный
комплекс с культовыми помещениями. А
в карнакском храме Амона Тутмоса I по
приказу царицы были установлены два обелиска
из асуанского гранита. Это были, поистине,
величайшие обелиски, когда-либо воздвигавшиеся
в Египте до того времени, высотой 30,7 метров
и весом в 350 тонн каждый. Надпись на одном
из них гласит, что царица "сделала их
как памятник ее отцу Амону, владыке Фив,
главе Карнака, воздвигнув ему два обелиска
из вечного южного гранита с верхушками
из лучшего всех стран электрона, которые
видны на обоих (берегах) Нила. Их лучи
затопляют Египет, когда солнце восходит
между ними, когда оно поднимается на небесном
горизонте". Но прежде всего, Хатшепсут,
как и все жители Древнего Египта, заботилась
о своём бессмертии. Религиозно-философская
традиция, космогонический и этический
миропорядок Маат - Истина, лежащая в основе
Мировой Гармонии, диктовала египтянам
жить на Земле ради Вечности. Естественно,
это традиция диктовала древнеегипетским
властителям, начиная с Джосера, оставлять
себе храмово-погребальные комплексы,
которым будет суждено простоять тысячелетия,
прославляя в веках их имена.
Уникальное для тех
времён, и современное, в плане
уникальных архитектурных решений - как
то квадратные в сечении колонны, ступенчатое
террасирование и многое другое, сооружение,
детище гениального архитектора Сен Мута,
действительно прославилось в веках. И
не только как архитектурный памятник
- в начале двадцатого века, так или иначе,
элементы погребального храма Хатшепсут
были использованы, причём сознательно
скопированы, при возведении столь знаменитых
сооружений, как "Эмпайр-стейт билдин"
и Рокфеллер-центр в США, мавзолей Ленина
в России. Хотя в начале двадцатого века
сам храм находился в довольно плачевном
состоянии, разрушенный сильными землетрясениями,
но сохранились зарисовки его прежнего
величественного вида, сделанные ещё экспедицией
Наполеона. К храму вела аллея сфинксов,
которая заканчивалась в первом дворе,
ограниченном на западе портиком с 22 колоннами
и украшенном по бокам двумя колоссами,
изображавшими царицу. От первого двора
ко второму и к верхней террасе вели два
пандуса, рядом с ними были построены две
часовни: в честь богини, кормящей души
умерших, Хатхор, и в честь бога загробного
мира Анубиса. Часовня Хатхор состояла
из нескольких залов со сводчатыми потолками.
В одном из залов сохранилось изображение
главного архитектора храма и воспитателя
дочери Хатшепсут Сенмута, гробница которого
была найдена недалеко от этого храма.
Кроме того, в нем находилось множество
изображений, на которых царица в мужском
обличье разговаривает с богом Амоном.
Вторая терраса вела во двор, состоящий
из двух зон, посвященных культу царей
и поклонению солнцу. Здесь же находился
и алтарь солнца, около которого и происходили
главные богослужения храма. В северной
части двора стояла еще одна часовня, посвященная
Анубису. Трудно сказать, почему сразу
две часовни в этом храме были посвящены
одному богу; для Древнего Египта это достаточно
уникальный факт. Никаких документов,
проливающих свет на подобный замысел,
до сих под не обнаружено. Барельефы, доходя
до конца северной части портика, вначале
изображают возвращение экспедиции в
Фивы и взвешивание важных товаров, а затем
рисуют прибытие бога Амона в Дейр-эль-Бахри,
где и находился знаменитый храм царицы.
Сама Хатшепсут изображена обращающейся
к Амону с речью, в которой подчеркивает
значимость своего похода и благодарит
своего божественного отца за помощь в
нем. Амон же, согласно надписям, возносит
хвалы царице, удовлетворенный тем, что
она, таким образом, исполнила его волю
и принесла богатые дары богам Египта.