Культура при правлении Хатшепсут

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Женщина в древнем Египте имела больше прав и преимуществ, по сравнению с представительницами своего пола в таких странах, как Месопотамия или Греция. Египетская женщина могла иметь собственное имущество, занимать государственные посты и получать наследство от родителей или мужей, более того, в случае оспаривания какого-либо вопроса, женщине давалось право участия в суде и защиты своих прав. Основываясь на этих фактах, кажется абсолютно естественным, что женщина имела права, позволявшие ей иметь самостоятельную жизнь и решения, а также занимать ответственные посты в обществе, в отличие от таких же женщин в Греции, чьей территорией господства мог считаться только дом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3-4
Глава 1. ПРАВЛЕНИЕ ХАТШЕПСУТ ………………………...……………5
Биография царицы Хатшепсут……………………………………..5-8
Хатшепсут – женщина - фараон…………………………………………..9-12

Глава 2. ВРЕМЯ ВЕЛИКИХ ПОСТРОЕК……………………………….13
Храм Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри……………………..………………13-17
Последствия строительства Хатшепсут………………………………………..18-22

Глава 3. КУЛЬТУРА ПРИ ПРАВЛЕНИИ ХАТШЕПСУТ……….…………………………………………………………………….23
Расцвет Египта…..………………………………………………………………23-30
Экспедиция в Пунт………………………………………………………….....31-34

Заключение………………………………………………………………………………...35-37
Список литературы……………………………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

реферат хатшепсут.docx

— 69.67 Кб (Скачать файл)

                                                СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………3-4

Глава 1. ПРАВЛЕНИЕ ХАТШЕПСУТ ………………………...……………5

    1. Биография царицы Хатшепсут……………………………………..5-8
    2. Хатшепсут – женщина - фараон…………………………………………..9-12

 

          Глава 2. ВРЕМЯ ВЕЛИКИХ ПОСТРОЕК……………………………….13

    1. Храм Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри……………………..………………13-17
    2. Последствия строительства Хатшепсут………………………………………..18-22

 

         Глава 3. КУЛЬТУРА ПРИ ПРАВЛЕНИИ ХАТШЕПСУТ……….…………………………………………………………………….23

    1. Расцвет Египта…..………………………………………………………………23-30
    2. Экспедиция в Пунт………………………………………………………….....31-34

 

Заключение………………………………………………………………………………...35-37

Список литературы……………………………………………………………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

                                             ВВЕДЕНИЕ

Женщина в древнем Египте имела больше прав и преимуществ, по сравнению с представительницами  своего пола в таких странах, как  Месопотамия или Греция. Египетская женщина могла иметь собственное  имущество, занимать государственные  посты и получать наследство от родителей  или мужей, более того, в случае оспаривания какого-либо вопроса, женщине  давалось право участия в суде и защиты своих прав. Основываясь  на этих фактах, кажется абсолютно  естественным, что женщина имела  права, позволявшие ей иметь самостоятельную  жизнь и решения, а также занимать ответственные посты в обществе, в отличие от таких же женщин в  Греции, чьей территорией господства мог считаться только дом.                      Социальный климат Египта, где женщина имела много прав и свобод, по сравнению с законами других стран, позволил некоторому числу цариц, правивших до и после Хатшепсут, получить влияние над царством только лишь в качестве регентов.                                                                                   История Древнеегипетской цивилизации знает множество примеров женщин - Священных Правительниц - от Нитокрис, правившей на закате Древнего Царства более чётырёх тысячелетий назад, до Клеопатры, со смертью которой Древний Египет навсегда сошёл с исторической сцены, за тридцать лет до Рождества Христова. Но ни одна из шести Священных Правительниц Египта не добивалась абсолютной власти, которой обладали не все Фараоны, ни при одной из них Египет не возвышался и не процветал так, как при Хатшепсут. Она, бесспорно, была самой величайшей женщиной-Правительницей в истории величайшей цивилизации.                                       Хатшепсут предшествовали несколько безусловно влиятельных цариц Семнадцатой династии. Тетишери, Аххотеп II, Яхмос-Нефертари имели определённый контроль над Египтом, следуя одна за другой, они сохраняли стабильность в стране. Они вели политику, похожую на политику Хатшепсут, считающейся самой экстраординарной женщиной, когда-либо носившей титул Фараона Верхнего и Нижнего Египта.                                Следует, однако, отметить, ибо это позволяет нам высота Истории, что властвование всех Священных Правительниц Египта, начиная Нитокрис и заканчивая Клеопатрой, почти всегда трагически оканчивалось для самой царицы, либо несло негативные последствия для страны, а часто сочеталось и первое и второе. И только сама Хатшепсут составила исключение из этого довольно печального списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ПРАВЛЕНИЕ ХАТШЕПСУТ                                                                      1.1 Биография царицы Хатшепсут

Как гласили древние предания, однажды в семье жреца родился  мальчик, отцом которого был сам  верховный бог Амон, предсказавший, что его сын со временем станет правителем объединенного Верхнего и Нижнего Египта, а все его  потомки тоже будут считаться  сыновьями бога и его наместниками на земле. Именно это божественное родство  и будет давать им право на титул  фараона. Таким образом, приблизительно в середине III тыс. до н.э. в Египте сложились религиозные представления, согласно которым фараон считался не столько человеком, сколько божеством. Таким образом, правящий фараон был, как полагали древние египтяне, сыном не своего отца, предшествующего фараона, а верховного бога Египта - Ра, а в более поздние эпохи - Амона-Ра. Следовательно, каждый фараон почитался как полубог-получеловек, рожденный земной женщиной от бога. Полная титулатура фараона официально фиксировала это "родство с богом", которое отражалось также в документах и литературных памятниках, где правитель назывался сыном Амона-Ра. Логично, что жена и мать фараона считались супругами бога. При вступлении каждого нового фараона на престол проводились специальные религиозные обряды, которые должны были подтвердить родство будущего правителя с богом. Как правило, для демонстрации такого родства, насколько наивным бы нам это ни казалось, достаточно было многочисленных изображений и надписей к ним, где Амон изображался рядом со своим "сыном", будущим правителем Египта. Одновременно с этим в храмах появлялись изображения, на которых Амон-Ра передавал знаки власти новому царю. Нередко проводился еще один обряд, во время которого статуя бога Ра жестом, а иногда и голосом благословляла наследника на царствование. Современные исследования показали, что такой эффектный ритуал, в глазах египтян выглядевший как сошествие божества на землю, обеспечивался специальными механизмами, находившимися внутри огромной статуи и приводимыми в действие жрецами храма. При этом стоит добавить, что сама атмосфера древнеегипетского храма располагала к мистике. Так, направляясь к храму, египтяне, как правило, проходили по аллее, залитой ярким солнцем, а войдя в храм, человек оказывался покруженным в почти полную темноту, ибо храм не имел окон, лишь в самом верху, в потолке, находилось небольшое отверстие, через которое проникали редкие солнечные лучи. Этот контраст был особенно разительным после солнечной улицы - и вот в этом полумраке, казавшемся сначала полной темнотой, начинали проступать очертания статуи, размеры которой в несколько раз превышали средний рост человека. В глазах древних египтян сошествие божества во время проведения этого обряда, как, впрочем, и подлинность изображенного в храмах, не могли быть поставлены под сомнение. Таким образом, древние египтяне полагали, что только мужчина мог быть фараоном, ибо только мужчина являлся сыном и ставленником бога на земле и именно поэтому имел право на управление Египтом. Конечно, история этой цивилизации знала не одну царицу (Нитокрис, Нефрусебек, Таусерт и другие), но они были именно царицами-регентшами, правящими от имени своих малолетних детей. Религиозные представления определяли их место в земной иерархии власти: они были женами верховного бога, но не его земными воплощениями, и они никогда не претендовали на титул фараона. Хатшепсут (около 1479-1458 гг. до н.э.) - Египетская царица эпохи XVIII династии Нового царства. Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса I (1504-1492 гг. до н.э.) от дочери Аменхотепа I царицы Яхмос сводной сестрой и женой Тутмоса II (1492-1479 гг. до н.э.). Хатшепсут родилась во времена расцвета египетской государственности, в эпоху процветания, справедливо названную Новым Царством. Ее отец, фараон Тутмос I, был харизматическим лидером легендарных военных кампаний. Хатшепсут, по предположению некоторых ученых, возможно, родилась незадолго до времени его коронации, приблизительно в 1504 г. до н.э., и еще была ребенком, когда он приплыл домой в Фивы с телом нубийского вождя, свисавшим с носа его судна в качестве предупреждения всем, кто будет угрожать его «империи». Хатшепсут, скорее всего, боготворила отца (его, в конечном счете, даже повторно похоронили в гробнице, которую она построила для себя), и утверждала, что вскоре после ее рождения он назвал ее своим преемником, что, конечно же, было маловероятным. умирает Тутмос II - четвёртый Фараон XVIII династии, наследник славы Яхмеса - освободителя Египта и созидателя Империи. Умирает, оставив двух дочерей от своей единокровной сестры и Священной Супруги - Правительницы Хатшепсут, и восьмилетнего сына Тутмоса - Наследника, сразу же, после погребения и траура, вопреки традиции, требующей достижения Наследником двенадцатилетнего возраста, наречённого Фараоном Тутмосом III. При этом - по официальным источником времени правления Хатшепсут (так и времени правления Тутмоса III) - Наследник - побочный сын, от наложницы Исиды, не имеющей отношения к XVIII династии. Хатшепсут, не препятствуя ранней коронации Тутмоса, ибо - фактически правит страной, всё же добивается не положенного ей при малолетнем, но уже интонированном Фараоне титула - Правительницы-регента. Скорее всего, имела место борьба партий, в результате чего сошлись на компромиссном варианте - малолетнего Тутмоса объявляют Фараоном, а вдовствующую Хатшепсут - Правительницей-регентом. До трагедий Нефертити, Анхесепаатон, - еще столетия, до Клеопатры полтора тысячелетия, но Хатшепсут хватает примеров Нитокрис и Нефрусебек. Почтеннейшая - так переводилось имя Хатшепсут - позаимствовала у своих предшественниц на Троне великой страны Та-Кем и положительный и отрицательный опыт.     Хатшепсут став опекуном Тутмоса III, решилась нарушить многовековые устои Египта и быть не просто царицей при полубоге - пасынке, а самостоятельным правителем Египта - фараоном. Хатшепсут незаконно провозгласила себя фараоном вместо юного Тутмоса III. Царица постаралась закрепить свои права на трон, приказав описать в своем заупокойном храме ритуал теогамии (брака между женой правящего царя и Амоном-Ра в образе ее мужа, в результате которого рождается будущий царь, в данном случае Хатшепсут).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             1.2. Хатшепсут - женщина-фараон.

Первое время Хатшепсут правила вместе с законным наследником, об этом говорят многие сохранившиеся документы и изображения. Так, например, на скале Вади-Магара, на Синайском полуострове, находятся изображения Хатшепсут и Тутмоса III, приносящих жертвы божествам. Сколь долго продолжалось это совместное царствование сказать трудно, по свидетельству разных источников оно длилось от 12 до 16 лет. Но уже в это время Хатшепсут повелевает исправлять ранее сделанные изображения в храмах, согласно которым Тутмос II передавал власть своему сыну, а Амон-Ра признавал его своим сыном и законным правителем Египта. Именно эти изображения являлись одним из важнейших подтверждений права на престол и подчеркивали божественную природу малолетнего правителя. По приказу царицы на подобных изображениях имя Тутмоса III следовало заменить ее именем, а большая их часть, возможно, была уничтожена. Как уже говорилось, практика стирания или изменения надписей и изображений была широко распространена в Древнем Египте. Это было гораздо быстрее и дешевле, нежели полностью переделывать роспись на том или ином здании, к тому же древнеегипетские изображения были скорее символами и не стремились к портретному сходству, а надписи, которые требовалось изменить для достижения поставленной цели, представляли собой устоявшиеся словесные формулы, и их не было необходимости полностью переписывать. Таким образом, достаточно было изменить только одно имя на другое - и, согласно изображениям, теперь Амон-Ра признавал Хатшепсут своим воплощением на земле, а Тутмос II назначал ее своим преемником. Понятно, что подобные изменения требовали много времени, но, как уже говорилось выше, царица достаточно долго правила совместно с пасынком. Египтяне той эпохи считали, что их боги верят настенным изображениям и надписям. Именно с этим связана традиция расписывания стен гробниц текстами, прославляющими умершего фараона. Так, на стенах практически любой гробницы знатного египтянина можно найти так называемую "Исповедь отречения", с которой душа умершего обращалась к богам во время суда в загробном мире. В ней говорилось о том, что умерший при жизни не совершил ни одного греха, за который боги могли бы осудить его. Кроме того, практически все население Древнего Египта было неграмотным, поэтому настенные изображения служили одним из наиболее доступных источников информации.                                                                                        Таким образом, можно предположить, что Хатшепсут стремилась показать именно себя законным преемником Тутмоса II. Однако для этого необходимо было обосновать свое божественное право на престол, оспорив его у Тутмоса III. Видимо распознав намерения мачехи и опасаясь возможных преследований с ее стороны, законный наследник с верными ему людьми бежал из столичных Фив в Буто - болотистую местность в Дельте Нила, где, по легенде, богиня Исида скрывала своего сына Гора от преследовавшего его бога Сета. Приблизительно в это же время Хатшепсут велела изображать себя с царской короной, но в женском платье.                                                      Все шло к тому, чтобы царица стала не только единоличным правителем, но и фараоном, формально не нарушая при этом религиозной традиции. Вскоре официальное изображение царицы меняется почти до неузнаваемости. Оно все более принимает мужской облик: женское платье заменяется коротким плиссированным фартуком, который традиционно носили все фараоны, исчезает женская фигура, черты лица становятся более грубыми, плечи - широкими, появляется характерная для фараонов бородка, и в довершение всего Хатшепсут изменяет свое имя на имя Мааткара, что в переводе означает "Справедлива душа Ра".                                                                             Так царица обрела новый образ: реально оставаясь женщиной, в глазах бога она стала мужчиной. Теперь никакие религиозные установления не смогут помешать ей обрести титул и власть фараона. Она носит мужское имя, на изображениях подчеркивается ее принадлежность к мужскому полу (даже на парадных портретах она изображается с характерной бородкой), надписи и изображения в храмах свидетельствуют о признании ее законным правителем как Тутмосом II, так и богом Амоном-Ра.                                                                       В 1468 г. до н.э. из изгнания возвратился Тутмос III. Однозначно определить, произошло ли это в конце правления Хатшепсут или сразу после ее смерти, невозможно, но известно наверняка другое. Повсеместно по его приказу мастера стирали, сбивали и уничтожали все изображения, печати, тексты, упоминавшие имя Хатшепсут-Мааткара. В глазах древних египтян это было самым суровым наказанием. Согласно их представлениям, тот, чьи изображения и имя были уничтожены, вскоре забывался своими родными, да и боги переставали заботиться о его загробной жизни, и душа человека умирала окончательно. Таким образом, своими действиями Тутмос III лишил Хатшепсут загробной жизни и сделал все возможное, чтобы время ее правления было забыто как можно скорее. Впоследствии он даже прибавил годы совместного с ней и ее самостоятельного правления к годам своего пребывания у власти.                                                                                                         По приказу Тутмоса III в храме Хатшепсут в Долине Царей были стерты все ее имена, а ее изображения присвоены новым фараоном. Вскоре был полностью разрушен Красный храм Хатшепсут, а на его месте построили новое святилище, в фундамент которого заложили куски красного кварцита и черного гранита, оставшиеся от прежнего храма. Идентифицировать более 300 обломков удалось только в конце XX в. А собрать их воедино и восстановить происходившие тогда события смог в 1996 г. француз Франсуа Ларше. Сегодня храм, простоявший в древности лишь несколько десятилетий, отреставрирован и открыт для посетителей. Была изучена и гробница Хатшепсут, засыпанный вход в которую обнаружил в 1904 г. Говард Картер. Склеп оказался полуразрушенным, на одном из найденных в нем саркофагов было написано, что он изготовлен по приказу Хатшепсут для ее отца, а на другом - что здесь лежит сама царица-фараон. Но самой мумии царицы не обнаружили, и до настоящего времени достоверно о ее смерти ничего не известно.                                                                                                      За время своего правления Хатшепсут не завоевывала новых территорий, а придерживалась унаследованных границ Египта, проводя традиционные военные кампании лишь для устрашения соседей и сбора дани. Военное дело представлялось невозможным для ее пола, и великие дела могли совершаться ею лишь в области мирных искусств и предприятий. Однако она правила довольно успешно, и о процветании ее царства свидетельствовали восстановление древних храмов и впечатляющие монументальные постройки, проводившиеся в то время, многие из которых сохранились и до наших дней.                                                                                                              Нужно ли говорить, что Хатшепсут была великой царицей? Одаренная энергией, терпением и гибкостью ума, она кажется отдаленной прародительницей ряда умных монархинь, таких как Екатерина, Елизавета, Мария-Терезия, которые умели, несмотря на все затруднения, удержаться на престоле, умели карать и миловать. Она, казалось, соединяла в себе все качества, достойные фараона, и поставить ей в упрек могли, несомненно, лишь то, что она была женщиной. Если этим навлекала она на себя учесть быть исключенной из официальных летописей, мы исправляем забвение египтян, и, восхищаясь в Дейр-Эль-Бахри тем, что уцелело из ее дел.

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. ВРЕМЯ ВЕЛИКИХ  ПОСТРОЕК                                                                             2.1 Храм Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри

Во время полновластного правления Хатшепсут расцвели прикладные науки, и, прежде всего, архитектура. Были восстановлены древние и недавние памятные постройки и храмы, некоторые обновлены и перестроены. Так при Хатшепсут в Карнаке перед храмом, построенном еще в Среднем царстве, был возведен целый архитектурный комплекс с культовыми помещениями. А в карнакском храме Амона Тутмоса I по приказу царицы были установлены два обелиска из асуанского гранита. Это были, поистине, величайшие обелиски, когда-либо воздвигавшиеся в Египте до того времени, высотой 30,7 метров и весом в 350 тонн каждый. Надпись на одном из них гласит, что царица "сделала их как памятник ее отцу Амону, владыке Фив, главе Карнака, воздвигнув ему два обелиска из вечного южного гранита с верхушками из лучшего всех стран электрона, которые видны на обоих (берегах) Нила. Их лучи затопляют Египет, когда солнце восходит между ними, когда оно поднимается на небесном горизонте". Но прежде всего, Хатшепсут, как и все жители Древнего Египта, заботилась о своём бессмертии. Религиозно-философская традиция, космогонический и этический миропорядок Маат - Истина, лежащая в основе Мировой Гармонии, диктовала египтянам жить на Земле ради Вечности. Естественно, это традиция диктовала древнеегипетским властителям, начиная с Джосера, оставлять себе храмово-погребальные комплексы, которым будет суждено простоять тысячелетия, прославляя в веках их имена.                                                    Джесер-Джесеру ("священнейший из священных") - так Хатшепсут назвала свой храм, - он расположен в большом отдалении от построек других правителей, в самой глуби фиванского некрополя. Строительство этого храма заняло примерно 15 лет, и он был закончен на 22-м году правления Хатшепсут. Как показали современные исследования, первоначальный замысел в ходе строительства претерпел небольшие изменения, видимо, строители наткнулись на ранее незаконченное сооружение и возвели здание нового святилища, использовав его фундамент. Место, выбранное Хатшепсут для строительства своего храма, было неслучайным. Он расположен в живописной священной Долине Царей, которая к тому времени более 500 лет была посвящена богам загробного мира. Рядом находился храм Амона и, наконец, всего в нескольких сотнях метров от храма строилась гробница, которую Хатшепсут повелела воздвигнуть для себя. Казалось, царица хотела взирать на храм даже после своей смерти. Храм занимает пространство в 250 метров в длину. Он упирается в циркообразный утес Ливийской горы, в котором выдолблены подземные покои северного и западного фасада. От подошвы утеса скалистая почва уступами спускается к равнине. Путь к нему, шириной 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами с человеческими головами (несколько экземпляров сохранились и сейчас), выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Замысел храма включал редкие в Египте эффекты зелени. "Священнейший из священных" являлся райским садом бога Амона: на широких террасах и вдоль наружного фасада росли благовонные деревья, привезенные царицей из Пунта. От этих садов, как и следовало ожидать, остались лишь каменные водоемы Т-образной формы, с проведенными для поливки желобами, куда были пересажены деревья в толстом слое чернозема; но барельефы террас увековечили на камне густую зелень низкорослых деревьев с короткими, плотно прилегающими друг к другу листьями. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли. Он вырубленный в известняковых скалах состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из них находились открытый двор, крытые помещения с колоннами - портики - и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами - наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.

Уникальное для тех  времён, и современное, в плане  уникальных архитектурных решений - как то квадратные в сечении колонны, ступенчатое террасирование и многое другое, сооружение, детище гениального архитектора Сен Мута, действительно прославилось в веках. И не только как архитектурный памятник - в начале двадцатого века, так или иначе, элементы погребального храма Хатшепсут были использованы, причём сознательно скопированы, при возведении столь знаменитых сооружений, как "Эмпайр-стейт билдин" и Рокфеллер-центр в США, мавзолей Ленина в России. Хотя в начале двадцатого века сам храм находился в довольно плачевном состоянии, разрушенный сильными землетрясениями, но сохранились зарисовки его прежнего величественного вида, сделанные ещё экспедицией Наполеона. К храму вела аллея сфинксов, которая заканчивалась в первом дворе, ограниченном на западе портиком с 22 колоннами и украшенном по бокам двумя колоссами, изображавшими царицу. От первого двора ко второму и к верхней террасе вели два пандуса, рядом с ними были построены две часовни: в честь богини, кормящей души умерших, Хатхор, и в честь бога загробного мира Анубиса. Часовня Хатхор состояла из нескольких залов со сводчатыми потолками. В одном из залов сохранилось изображение главного архитектора храма и воспитателя дочери Хатшепсут Сенмута, гробница которого была найдена недалеко от этого храма. Кроме того, в нем находилось множество изображений, на которых царица в мужском обличье разговаривает с богом Амоном. Вторая терраса вела во двор, состоящий из двух зон, посвященных культу царей и поклонению солнцу. Здесь же находился и алтарь солнца, около которого и происходили главные богослужения храма. В северной части двора стояла еще одна часовня, посвященная Анубису. Трудно сказать, почему сразу две часовни в этом храме были посвящены одному богу; для Древнего Египта это достаточно уникальный факт. Никаких документов, проливающих свет на подобный замысел, до сих под не обнаружено. Барельефы, доходя до конца северной части портика, вначале изображают возвращение экспедиции в Фивы и взвешивание важных товаров, а затем рисуют прибытие бога Амона в Дейр-эль-Бахри, где и находился знаменитый храм царицы. Сама Хатшепсут изображена обращающейся к Амону с речью, в которой подчеркивает значимость своего похода и благодарит своего божественного отца за помощь в нем. Амон же, согласно надписям, возносит хвалы царице, удовлетворенный тем, что она, таким образом, исполнила его волю и принесла богатые дары богам Египта.                                                            Несмотря на огромный масштаб комплекса, от него остается впечатление как о синтезе легкости и изящества, в отличие от подобных храмов предшественников фараона-женщины. Нижние уровни храма были украшены садами с ароматными деревьями. Огромные изображения Хатшепсут были всюду. Приблизительно 100 колоссальных статуй фараона женщины в виде сфинксов охраняли путь к святилищу. На террасах было большое количество огромных скульптурных изображений фараона в различных религиозных интерпретациях: коленопреклоненной с жертвами для богов в руках, шагающей в вечность, или в облике Осириса, забальзамированного бога смерти и возрождения.                                           После смерти Хатшепсут храм оставался важнейшим культовым центром. Террасы храма стали местом захоронения знатных фамилий жрецов Амона и Монту. В греко-римское время в святилище Дейр-эль-Бахри, рядом с образами Амона были вырезаны изображения великих мудрецов и целителей Имхотепа и Аменхотепа, сына Хапу. Надежда исцелиться от болезней и вера в святость этого места приводила сюда множество людей; стены этого храма и по сей день хранят древние надписи с просьбами об излечении болезней и избавления от страданий. В период раннего христианства храм Хатшепсут был превращен в коптскую церковь, а позже пришел в упадок, и превратился в руины. Эдуард Навилль, начавший планомерные исследования этого района в 1891 году, даже не мог предположить, что храм Хатшепсут когда-нибудь удастся восстановить; многие фрагменты скульптуры и рельефов были вывезены за пределы Египта. Тем не менее, в 1961 году польские реставраторы взялись за восстановление этого комплекса. Год за годом они собирают по крупицам и воссоздают рельефы, статуи, архитектурные элементы.                                                                                                        Правление царицы Хатшепсут это самое блестящее время монархии, когда, победив Гиксосов (пастухов), Египет в свою очередь переступает свои пределы и подчиняет оружию и цивилизации Нубию и Азию до берегов Евфрата. Однако этого достаточно чтобы заинтересоваться сооружением Дейр-эль-Бахри. Изучение надписей показывает, что храм был одним из тех, которые мы называем усыпальницами: он служил погребальной часовней для гробницы царицы Хатшепсут, недавно обнаруженной в недрах поднимающейся над ним горы.                                                                                    Дейр-эль-Бахри стал для Хатшепсут тем, чем стали для Сети I Абидос и Курна, для Рамсеса II-Рамессеум, для Рамсеса III – Мединет-Абу, -исключительным местом поминовения жизни и могущества фараона. Свидетельство для нас неоценимое, ибо фараон Дейр-эль-Бахри – женщина. В длинном ряду монархов, 4000 лет царивших над двумя Египтами, нам еще встретятся женщины, которые управляли самолично, но первой из них по времени была Хатшепсут. Таким образом, помимо своего художественного значения, Дейр-Эль-Бахри является богатым источником сведений об одной из любопытнейших личностей царства фараонов.

Информация о работе Культура при правлении Хатшепсут