Культура при правлении Хатшепсут

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Женщина в древнем Египте имела больше прав и преимуществ, по сравнению с представительницами своего пола в таких странах, как Месопотамия или Греция. Египетская женщина могла иметь собственное имущество, занимать государственные посты и получать наследство от родителей или мужей, более того, в случае оспаривания какого-либо вопроса, женщине давалось право участия в суде и защиты своих прав. Основываясь на этих фактах, кажется абсолютно естественным, что женщина имела права, позволявшие ей иметь самостоятельную жизнь и решения, а также занимать ответственные посты в обществе, в отличие от таких же женщин в Греции, чьей территорией господства мог считаться только дом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………3-4
Глава 1. ПРАВЛЕНИЕ ХАТШЕПСУТ ………………………...……………5
Биография царицы Хатшепсут……………………………………..5-8
Хатшепсут – женщина - фараон…………………………………………..9-12

Глава 2. ВРЕМЯ ВЕЛИКИХ ПОСТРОЕК……………………………….13
Храм Хатшепсут в Дейр-Эль-Бахри……………………..………………13-17
Последствия строительства Хатшепсут………………………………………..18-22

Глава 3. КУЛЬТУРА ПРИ ПРАВЛЕНИИ ХАТШЕПСУТ……….…………………………………………………………………….23
Расцвет Египта…..………………………………………………………………23-30
Экспедиция в Пунт………………………………………………………….....31-34

Заключение………………………………………………………………………………...35-37
Список литературы……………………………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

реферат хатшепсут.docx

— 69.67 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

                         2.2 Последствия строительства Хатшепсут

Cтроительные планы Хатшепсут были весьма честолюбивы. Она начала с воздвижения двух обелисков высотой 29,5 м. в большом комплексе храма Амона в Карнаке. Рельефы, изображающие это событие, показывают пару колоссальных «игл», каждый весом приблизительно по 450 тонн, буксируемых по Нилу 27-ю судами, укомплектованными 850 гребцами. Посвященные богу солнца, они были вложены словно в ножны в мерцающий электрум — сплав золота и серебра. Хатшепсут, безусловно, выполнила свою программу государственных работ на территории страны, но это было сконцентрировано, в основном, в области вокруг Фив, династического и теологического центра династии Тутмосидов, где она построила сеть внушительных процессионных дорог и святилищ.                                                      В целом, царствование Хатшепсут было довольно спокойным и мирным временем для Египта. Границы государства остались неизменными, численность населения достигла примерно трех миллионов человек. Незадолго до конца своего царствования царица-фараон повелела построить еще один храм. Строительство развернулось к востоку от Долины Царей, на противоположном берегу Нила недалеко от Карнака. Так называемый Красный храм Хатхор и его изображения рассказывают нам о последних годах правления Хатшепсут-Мааткара. Царица, выбирая место для постройки, остановилась на одном из почетнейших участков (да и само имя Хатшепсут переводится с египетского как "первая из почтенных"), именно здесь во время священных праздников останавливалась ладья Амона-Ра. Все изображения и надписи храма были посвящены только царице: она выступает как великий фараон Египта, как верховный жрец, разговаривающий со своим отцом богом Амоном. Только на одном изображении можно заметить фигуру Тутмоса III, но на большом расстоянии от Хатшепсут, он находится как бы в стороне от богов и египетского престола. Фактически законный правитель Египта лишь наблюдает, как правит его мачеха, поправшая многовековые религиозные устои. Однако в последние годы своего правления царица, видимо, всерьез стала опасаться возвращения своего пасынка и его мести. Только этим можно объяснить метаморфозы, происходившие в это время с ее изображениями, сохранившимися в Красном храме Хатхор. Портретное сходство статуй Хатшепсут из Карнака с Тутмосом III настолько велико, что порою понять, кого же именно изображает данная скульптура можно только по личному вензелю Хатшепсут или Тутмоса III. С вестибюля террасы открывался ход в часовни, посвященные культу Хатшепсут и Тутмоса I.                                  Вблизи Дейр-эль-Бахри, также к западу от Фив Хатшепсут приказала соорудить особое святилище в Мединет-Абу на месте священного холма Джеме, под которым упокоился в начале времён змей Кематеф, воплощение созидательной энергии Амона-Ра. Однако Хатшепсут вела активное строительство храмов не только в Фивах, но и во всем Египте. Известны скальный храм, воздвигнутый царицей в будущем Спеос Артемидосе в честь львиноголовой богини Пахет а также храм богини Сатет на острове Элефантина; кроме того, архитектурные фрагменты с именем царицы обнаружены в Мемфисе, Абидосе, Арманте, Ком Омбо, Эль-Кабе, Гермополе, Кусе, Хебену. В Нубии по приказу царицы были воздвигнуты храмы в крепости Среднего царства Бухен, а также в ряде других пунктов — в Саи, Дакка, Семнэ и Каср Ибриме, при этом многие из памятников Хатшепсут, возможно, пострадали во время единоличного правления Тутмоса III.                                                                                                     Близилась тридцатая годовщина ее назначения, и она могла праздновать свой юбилей. Она должна была, поэтому сделать приготовления для постановки двух обелисков, которыми обычно ознаменовывались подобные юбилеи. Ее неизменный фаворит Сен Мут был призван во дворец и получил приказание отправиться в гранитные каменоломни у первых порогов за двумя гигантскими продолговатыми глыбами для обелисков. Он набрал принудительным образом нужных рабочих и приступил в начале февраля пятнадцатого года правления царицы к работе. В начале августа, спустя ровно семь месяцев, он извлек из каменоломни огромные глыбы; воспользовавшись быстро прибывавшей в то время водой, он спустил их по реке и доставил в Фивы прежде, чем наводнение начало спадать. Царица выбрала затем необычное место для своих обелисков. А именно тот самый перистильный зал Карнакского храма, воздвигнутый ее отцом, где ее муж Тутмос III был назван царем по повелению Амона. Несмотря на то, что для этого потребовалось удалить все кедровые колонны ее отца из южной половины зала и четыре из числа находившихся в северной половине, не говоря, разумеется, о том, что пришлось снять потолок, бывший над залом, и разрушить южную стену для пропуска обелисков. Они были богато покрыты сплавом золота и серебра. Хатшепсут говорит, что она отмеривала драгоценный металл целыми мерами, как мешки зерна, и это странное утверждение поддерживается Тутии, свидетельствующим, что по царскому повелению он насыпал в пиршественном зале дворца не менее двенадцати четвериков сплава золота и серебра. Царица с гордостью описывает их красоту. Их вершины из наилучшего сплава золота и серебра, какой только можно найти, видимы с обеих сторон реки. Их лучи затопляют Обе Страны, когда солнце восходит между ними, поднимаясь на горизонте неба. Они возвышались так высоко над залом Тутмоса I, с которого была снята крыша, что царица сочла нужным высечь длинную клятву, где зовет всех богов в свидетели того, что каждый обелиск сделан из одного куска. Это были, поистине, величайшие обелиски, когда-либо воздвигавшиеся в Египте до того времени; они имели девяносто семь с половиной футов в высоту и весили каждый около 350 тонн. Один из них стоит еще и поныне, вызывая всеобщее удивление современных посетителей Фив. Хатшепсут в то же время воздвигла два еще больших обелиска в Карнаке, но они теперь погибли. Возможно, что она также поставила два других в своем ступенчатом храме, следовательно, в общем шесть, ибо она повествует в нем о перевозке по реке двух больших продолговатых глыб и изобразила это на рельефе, представляющем обелиски лежащими во всю длину огромной баржи, которую тащат тридцать галер, заключающих в общем около 950 гребцов. Но эта сцена может относиться к двум первым обелискам, когда их спускал по реке Сен Мут. Кроме обелисков, воздвигнутых в шестнадцатом году ее правления, мы узнаем о другом предприятии Хатшепсут того же года из рельефа в Вади-Магхаре, на Синайском полуострове, куда неутомимая царица послала горную экспедицию, которая возобновила там работу, прерванную вторжением гиксосов. Работы на Синайском полуострове продолжались под ее эгидой до двадцатого года ее царствования.   Собственная гробница Хатшепсут была построена в западной части Долины царей, и была достаточно большой, чтобы вместить и ее саркофаг, и ее отца. Перезахоронение Тутмоса I в ее гробнице было еще одной попыткой узаконить право женщины на мужскую царскую власть. Предполагается, что Хатшепсут умерла (возможно, ей было около 50 лет) приблизительно в 1458 г. до н.э., году, когда Тутмос III впервые получил титул «Правитель Маат».      Однако, в результате храмового строительства Хатшепсут, были безвозвратно утеряны некоторые архитектурные памятники Древнего Царства и даже Додинастического периода. По приказу Фараона Мааткара небольшие, для её времени, полуразрушенные храмы сносились, а на их месте воздвигались новые и величественные. Но вместе с появлением уникальных памятников и храмовых комплексов Восемнадцатой Династии, человечество потеряло нечто много более ценное - древнейшие храмы, относящиеся к легендарному, уже при Хатшепсут периоду истории Египта, которые воздвигались при Хоре Мисер Хотепе, Нармере, а, возможно, ещё во времена обожествлённых первых царей Усера (Осириса) и Хора. И мы уже никогда и ничего не узнаем о них по остаткам древних фундаментов, придавленных величественными храмами Хатшепсут. Позднее подобным занимался и Рамсес Великий и Мернепта и Нехо Второй, эта практика была продолжена и при эллинистических Фараонах династии Пталемаев, к которым принадлежала последняя царица Египта Клеопатра. Фараоны не видели в этом надругательства над Историей, согласно воззрениям древних египтян, эта практика была направлена на восхваление былого величия, но для человечества эта утрата невосполнима...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. КУЛЬТУРА ПРИ ПРАВЛЕНИИ  ХАТШЕПСУТ                                                            3.1 Расцвет Египта

Правление Хатшепсут пришлось на начало Нового царства. Эпоха Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) была временем небывалого расцвета Древнего Египта: уже в самом ее начале произошли значительные изменения в экономике. Началось широкое применение бронзы, были изобретены ножные меха, облегчившие обработку металла, усовершенствован плуг, зародилось стеклоделие, стали использовать шадуфы - сооружения для подъема воды, напоминающие колодезных журавлей, что привело к увеличению производительности труда в сельском хозяйстве. Однако главным условием экономического и политического расцвета Египта в этот период было изгнание гиксоских завоевателей и основание новой, египетской династии фараонов, вернувших Египту былую независимость, а впоследствии совершивших множество блестящих военных походов. Из покоренных государств, среди которых были Сирия, Палестина, Эфиопия, Пунт, Хеттское царство, в Египет ввозилось золото, серебро, лес, мирра, ладан и небывалое доселе количество пленных. Однако, несмотря на столь успешную внешнюю политику и экономический подъем, эпоха Нового царства была для Египта временем сложных династических интриг и заговоров.                                       Египет Нового царства был чрезвычайно богатым, но столь же истощённым последствиями набега гиксов и последующих войн царством. Все четыре предшественника Хатшепсут на Троне Восемнадцатой династии вели войны, восстанавливая прежние границы великой Империи и пополняя её казну. Но ни Аменхотепу I, ни её отцу, ни её мужу не было дела до разрушенных кочевниками и землетрясениями великих храмов Додинастического периода, Древнего и Среднего царств, великих памятников оазиса Саккары - осквернённых Сфинкса и комплекса пирамид восемнадцати властителей Древнего царства, которые ещё тысячелетия и тысячелетия будут говорить о былом величии древнейших Фараонов. Им не было дело и до того, что пахотные земли сокращаются, наступает саванна и пустыня, а урожаи зерновых и фиников падают из года в год. Ибо крестьяне охотно покидают свои земли, идя в наём в армию Египта, за щедрую плату из казны, пополненной сокровищами гиксов, собранными с полумира и золотом кушитов. Но, чтобы поток нубийского золота не истощался - Фараонам было необходимо содержать на юге крупный воинский контингент, на случай восстания кушитов. Необходимо было держать две малых пограничных армии на севере, ибо, не затронутая набегом гиксов Ливия окрепла, восстановило свои силы и Хеттское царство. И, конечно же, необходима была немногочисленная, но непобедимая регулярная армия с легендарными боевыми колесницами, заимствованными у гиксов, и лучниками Египта, способными сокрушить в несколько залпов, превосходящего по численности врага. Землевладельцы пополняли ряды военачальников, их услуги оплачивались Фараонами безмерно щедро, ибо землевладелец приводил в армию своих крестьян. В случае внезапного нападения ливийцев или хеттов, эта армия сокрушила бы их, но, главное, сам факт её существования заставлял соседей относиться к Египту с трепетом и уважением. Хатшепсут достались мощная армия и богатейший золотой запас. И она мудро распорядилась своей казной. Прежде всего, следует сказать, что Хатшепсут - первый - уже Фараон, а, может быть, и единственный, в истории Египта, рискнувший расходовать казну значительно больше, чем она пополнялась. Даже Ху-Фу (Хеопс), построивший самое величественное и самое дорогое в истории Египта сооружение - свою Великую пирамиду с погребальным комплексом, как и его предок Джосер, с которого, собственно, началось строительство пирамид и массовое строительство великих храмов, не расходовали (хотя и щедро оплачивали высококвалифицированный труд тысяч рабочих) золота больше, чем позволял постоянный приток из Нубии. Однако, в отличие от них, Хатшепсут - Мааткара не просто строила себе памятники, которых, согласно древней пословице, боится само Время, восстанавливая или перестраивая храмы, выстраивая новые, - она, по сути, производила инвестиции в укрепление своей власти. Но, главное, Хатшепсут не побоялась вложить огромные средства в восстановление сельского хозяйства. Она резко подняла во всех номах закупочные цены на зерно, мясо и финики, стимулируя сельское хозяйство, не смотря на то, что цены были и без того очень высокими. Высокие цены на продукты - тяжкое наследство, которое, вместе с огромным запасом золота досталось Хатшепсут от предшественников на Троне. Ибо землевладельческая аристократия сильно поредела, пополняя ряды аристократии армейской, количество пахотных земель снизилось. Самые богатые и плодородные земли Дельты были заброшены вовсе, в результате владычества гиксов, а достаточно большая армия, не производя ничего, требовала не только золота, но и огромного количества провизии - от хлеба и баранины, до финикового и виноградного вина, входивших в ежедневный рацион древнеегипетского солдата. Из-за этих факторов, предшественникам Хатшепсут, и поначалу - ей самой приходилось даже импортировать зерно и некоторые другие продукты, закупая в Хеттском царстве. Колоссальные средства были потрачены на восстановление городов Нижнего Египта, но стимулирование сельскохозяйственного производства, а так же восстановление городов Дельты было необходимо. Города Дельты и побережья севера Красного моря были важнейшими торговыми центрами Средиземноморья. Хатшепсут за пятилетний срок - к девятому году царствования на две трети опустошила казну Египта. Но женщина-Фараон восстановила разрушенную почти за три столетия усобиц и войн экономику своей страны. При этом, на содержание армии "Фараон Мааткара" тратила не меньше, чем её предшественники из Восемнадцатой династии, но иначе было нельзя. Сокращение армии, конечно же, ослабило бы Египет, но, главное, вызвало бы недовольства военачальников. Те, кто был бы вынужден уйти с высокооплачиваемого поста, возненавидели бы Хатшепсут за потерю своей материальной стабильности и социального положения. Оставшиеся военачальники сочли бы сокращение армии угрозой безопасности страны, следовательно, - изменой. В конце концов, и те и другие объединились бы, произведя военный переворот, от которого Хатшепсут не спасли бы ни поддержка жречества, ни поддержка народных масс и даже землевладельческой и административной аристократии. Разве выстояли бы охрана храмов, мелкие воинства номархов и толпы крестьян, даже, объединившись, против самой вышколенной и оснащённой на то время армии на Земле?                                                                Но, всё же, Хатшепсут удалось сэкономить и на армии, причём, с политической выгодой для себя. Она приостановила сооружение оборонительных, наступательных и универсальных форпостов на северных рубежах, уменьшила контингент на границе со страной Куш, отозвав в основную армию, успокоив при этом военачальников: "Войны с Хатти, ливийцами, или восстания кушитов не будет!" И смогла доказать это. Кушиты ещё во время Среднего царства полностью переняли древнеегипетскую религиозную традицию, и Хатшепсут набирает лучших архитекторов, посылая их в Нубию, строить погребальный храм царю Куш. Отчасти, строительство финансировал Египет, однако эти средства были несравнимы с притоком нубийского золота, зато нубийский царь, которому Хатшепсут воздвигала погребальный храм, подтвердил полную лояльность "Фараону Мааткара" и вассальное, относительно Египта положение. Хатшепсут отсылает двух генералов в качестве послов в Ливию и Хеттское царство. Причём, верительные грамоты подкрепляются дарами - удивительными по своей красоте и изяществу произведениями египетских ювелиров. В качестве подарка царю Хатти, она посылает одного из своих лучших скульпторов с его мастерами, который создаёт почти десятиметровую статую хеттского царя. Итак - войны не будет! Не будет даже почти регулярных и победоносных для египтян мелких пограничных стычек с ливийцами. Не будет военных экспедиций - покорять нубийцев, переставших платить свою золотую дань Египту. И это - только на руку Хатшепсут, ибо каждая, пусть малозначительная, победа придаёт генералам самоуверенности и популярности в народе, увеличивая авторитет молодого, быстро взрослеющего Тутмоса, уже проявившего себя в качестве талантливого полководца и снискавшего большое уважение военной аристократии. Значит - намного уменьшится угроза военного переворота и претензии Тутмоса III на власть. Правда, ослабление рубежей Египта, уже после смерти царицы, соблазнит соседей собрать громадную армию из трёх крупных и восьми мелких царств, двадцати городов-государств и более ста плёмён и пойти на Египет войной. Но Тутмос III разгромит их стотысячную армию, что откроет ему дорогу к небывалым доселе завоеваниям и максимальному, за всю историю Египта, расширению границ Империи Та-Кем. Хатшепсут раздаёт бесплатно крестьянам земельные наделы, давая беспроцентные и бессрочные "и вернёте, когда сможете, и совесть ваша заставит быть по сему" займы на приобретение на невольничьих рынках отстроенных городов Дельты у иноземных работорговцев, или аренду рабов у аристократов и зажиточных но безродных землевладельцев, для ирригационных работ. Кредиты идут на оплату ремесленников, создающих водоподъёмные колёса и необходимое для обработки земли оборудование - развивается ремесло. Царица сама оплачивает работы по восстановлению магистральных каналов, что ранее номархи делали за свои средства. Теперь и региональная аристократия на её стороне. Заброшенные пахотные земли Дельты распродаются за бесценок крупным землевладельцам и аристократам - разливное земледелие, не требующее ирригации, позволяя собирать по два продуктивных урожая в год при малых финансовых и трудовых затратах приносит прибыль почти сразу же. Порты Дельты и севера Красного моря уже приносят большой доход от торговли. Но для полномасштабного восстановления земледелия, каким оно было до переходного периода и нашествия гиксов, требуется 6-7 лет, чтобы удвоились, благодаря мелиорации, пахотные земли, выросли плантации финиковых пальм, а так же, не столь экзотического, как считалось ранее для Египта, винограда. Тогда торговля заработает в полную силу, наладится экспорт, и казна будет пополняться не только золотодобычей в Египте и данью нубийцев, и Та-Кем вновь станет торговым центром и житницей древнего Ближнего Востока. На девятый год своего правления, Хатшепсут сделала всё для восстановления экономики страны, но и истратила большую часть золотого запаса, хотя торговля и земледелие уже стали пополнять казну, а цены стали снижаться и прекратился импорт - напротив, начался экспорт продовольствия. Всего два года оставались до мощного экономического рывка, позволившего Хатшепсут восстановить золотой запас, а далее - лишь пополнять его, но на данный момент настал объективный кризис. Армия требовала денег на своё содержание, при этом, высшие военачальники и молодой Тутмос III, видя благотворность экономических преобразований, чувствуют за собой прочный тыл и требуют нападения на Хатти, чтобы заставить хеттов платить дань необходимыми Египту кедром и медью, которые Хатшепсут вынуждена импортировать, а так же - оккупации и присоединения Нубии, чтобы обеспечить полный контроль Египта над почти неограниченными запасами золота кушитов, говоря в открытую об истощение сокровищниц Хатшепсут. Региональная и административная аристократия, значительно обогатившись за счёт реформ Хатшепсут, понимая, что с каждым годом доходы будут многократно расти, и не желая отдавать положенное государству, уже гневно заявляет о растрате казны, рассчитывая, что поддержка нового Фараона будет щедро вознаграждена. И только жречество остаётся верным царице - строительство храмов приносит и экономический и политический эффект: крестьяне и землевладельцы обязаны возносить щедрые дары храмам, объём дани увеличивается год от года, ибо доходы от сельского хозяйства растут. Конечно, храмы платят в казну, но большая часть доходов остаётся в руках жреческого сословия. Всвязи с этим, Верховные Жрецы закрывают глаза даже на то, что по древнеегипетским меркам, Хатшепсут поступила кощунственно, объявив себя Фараоном, и, взойдя на Трон под мужским именем. Правда, следует заметить, что Хатшепсут не даёт повода жречеству для возмущения - она соблюдает все традиции, вплоть до ношения мужской одежды и ритуальной накладной бородки, проводит традиционный для Фараонов праздник Хеб-сед, совершает ритуальную охоту и объезд войск на колеснице в парадной броне. И для большинства населения, даже армии Египта, не знакомых с придворными интригами - она - Фараон Мааткара, несущий Египту мир и благоденствие. Тем не менее, напряжение в верхах нарастает. Но Хатшепсут разрешает кризис, принимая единственно правильное решение. Со всей, свойственной ей мудростью, она решает удовлетворить запросы военачальников и Тутмоса - претендента на престол, заодно отослав часть армии, и, практически всё высшее командование, включая Тутмоса, уже ставшего Верховным Военачальником. Но не на войну с хеттами или покорение Нубии - она знает соотношение сил и мощь армии Египта - победа будет за Тутмосом, и он отнимет у неё трон. Но, даже в случае поражения, позиции Тутмоса, конечно ослабнут, но её позиции - вовсе рухнут - и номархи и военачальники во главе с Тутмосом обвинят во всём её, заморозившую строительство наступательных и оборонных форпостов, ослабившую приграничные контингенты, растратившую казну, вместо того, чтобы нанять ещё хотя бы пять-десять тысяч воинов и обучить их за прошедшие пять лет полновластия Хатшепсут. Любой исход войны - поражение Хатшепсут. Она, понимая это, отправляет пять десантно-боевых кораблей и пятитысячный военный отряд во главе с Тутмосом не на войну, а в военную экспедицию к загадочной стране Пунт. Вместе с Тутмосом и военачальниками она отправляет в качестве послов шестерых жрецов верховных богов Египта, купцов и верных ей разведчиков. Жрецы везут дары правителю загадочной - почти легендарной для египтян страны, якобы - родины богов и первочеловека - везут изделия лучших ювелиров Египта. Купцы везут вина, орудия земледелия и оружие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    3.2 Экспедиция в Пунт

Учёным достоверно известно, что государство Пунт (по крайней мере, так его называли египтяне) существовало на самом деле. Что это был не простой племенной союз, а государство со своей структурой управления, царём, армией. Что в его столице существовали строения и культовые сооружения из камня, множество домов простых жителей из камня или сырцового кирпича. Что жители страны Пунт знали металлообработку, земледелие, добычу золота, алмазов, меди и олова.                                                               Наиболее смелые гипотезы историков и исследователей Ветхого Завета утверждают, что легендарная царица Савская была правительницей этой страны в более поздний период. Об этом "царстве людей с чёрной кожей" упоминают и хроники государств древней Месопотамии. Однако, примерно за тысячу лет до нашей эры, всякие упоминания об этом государстве исчезают, и оно теряется в веках. Не известно даже достоверное расположение загадочной страны. Из египетских хроник, свидетельствующих, что Пунт был богат золотом и алмазами, но медью довольно беден, упоминающих чёрное дерево (и действительно, в захоронениях и тайниках Восемнадцатой династии были найдены предметы, вырезанные из эбенового дерева) и слоновую кость, а так же, по тому, что некоторые ювелирные изделия Восемнадцатой династии, начиная с периода Тутмоса Третьего выполнены из золота, со значительно большей степенью радиоактивности, чем золото, добываемое ныне в Египте и Судане, предполагают, что Пунт мог находиться на территории современных Анголы, Уганды или ЮАР. Но, так или иначе, археологам ещё предстоит открыть эту загадочную страну, или же остатки легендарного царства навеки поглотят саванны юга Африки, и человечество никогда не откроет эту тайну. Но нам достоверно известно, что на девятом-десятом году правления Хатшепсут, эскадра из пяти кораблей пристаёт к берегам неведомой страны. Четыре тысячи воинов, во главе с Тутмесом, пятьсот купцов, послы и разведчики Хатшепсут ступают на берег южной Африки. Разведчики с послом и небольшим вооружённым отрядом в течение недели разыскивают селение в пару десятков рыбацких хижин. Местные жители с чёрной кожей (странно - ведь с чернокожими нубийцами и эфиопами у египтян были давние и тесные связи, тем не менее, вид местных жителей изумляет их, вероятно, египтяне не встречали ранее чистых представителей негроидной расы) принимают разведывательный отряд за богов, вышедших из моря. Скорее всего, это было вызвано тем, что чернокожим жителям Пунта и смуглые для европейцев египтяне показались бледными морскими жителями. Свою роль сыграло бронзовое вооружение - медь в Пунте была редким металлом, и, хотя жители этой страны умели изготавливать бронзу, но бронзовые наконечники копий (мечей они не знали) были привилегией знати и военачальников. Наконечники стрел были почти исключительно костяные, а, иногда, что поразило египтян, наконечники стрел и копий простых воинов делались из золота, стоившего в этой стране впятеро дешевле меди. А прямоугольный щит египетского копьеносца, почти в человеческий рост был целиком окован медным листом, не говоря о бронзовых мечах, чешуйчатых доспехах, шлемах, наконечниках копий и стрел.                                               Царь Пунта, позарившись на бронзовое оружие, привезённое купцами, соглашается признать суверенитет Египта над его царством и подносит египтянам щедрые дары: слоновую кость, чёрное дерево, шкуры леопардов, крупные необработанные алмазы, около тонны благовонной смолы и саженцы священных благовонных деревьев. Через несколько дней, к месту высадки египтян выходит почётное посольство, которое, за три дня пути провожает Тутмоса и его спутников в столицу Пунта. Правителю Пунта уже доложили, что явились чуть ли не полубоги, на громадных, неведомых ранее кораблях, целиком закованные в драгоценную медь, несущие бронзовое оружие и медные щиты, числом около пяти тысяч. Царь Пунта встречает египтян как почётных гостей, сразу же, либо испугавшись их военной мощи и флота, либо выгодным сделкам, (в египетском отряде были переводчики, знавшие язык загадочной страны) обменивают неизвестное аборигеном вино и бронзовые орудия труда и оружие на такое количество золото, что за один раз его не смогла принять на борт египетская эскадра - через несколько месяцев торговая флотилия, при поддержке только одного военного корабля вывозит оставшееся. Царь Пунта, поняв, что выше всего египтяне ценят золото, предлагает ежегодный обмен на бронзу и дань - раз в четырнадцать лет, в половину того, что погрузили на военные корабли. Точная масса неизвестна, но понятно, что это было огромное количество, сравнимое с золотом Нубии. Через полгода экспедиция возвращается в Египет с богатейшей добычей, покорив загадочную страну без войны. За это время Хатшепсут укрепляет свою власть ещё больше - региональная аристократия подчиняется ей, лишившись поддержки армии и Тутмоса - знамени оппозиции. Богатейшая добыча ещё больше укрепляет её авторитет. Конечно же, страна была покорена армией, пусть ни один лучник Тутмоса даже не выстрелил, для царя Пунта было достаточно факта прибытия столь мощной силы в пределы его страны. Но, формально, это была дипломатическая победа Хатшепсут, золотой песок, диковинные для Египта изделия и крупные самородки добыли не воины при грабеже горящих развалин, а купцы, обменивая на изделия из бронзы, получая за меру меди, пять мер золота. Это был факт и Тутмос ничего не мог с этим поделать.                                Кризис разрешился полной победой "Фараона Мааткара". А всего через год реформы Хатшепсут наконец-то принесли свои плоды - уровень сельскохозяйственного производства вырос в четыре раза, по сравнению с началом её правления, больше половины шло на экспорт, внутренние цены на продовольствие упали, потянув за собой внутренние цены на золото. Казна Хатшепсут в течение года полностью восстановилась, а ещё через два года - увеличилась вполовину! Теперь власть Хатшепсут стала абсолютно непоколебимой.                                                                                                      Умерла Хатшепсут по всей вероятности естественной, не насильственной смертью, что в общем-то было редкостью по тем временам. Гробница с ее саркофагом была расхищена в древности и не содержала никаких останков, когда был открыта в новейшее время. Благодаря этому родилась легенда, что царица-фараон и ее фаворит Сен Мут оставили свое царство, когда перевес сил стал не в пользу царицы, чтобы не стать жертвами кровавой расправы. При этом было инсценировано мнимое погребение царицы, чтобы Тутмос III мог с полным правом занять престол.

 

 

 

 

 

 

 

                                                  

 

 

 

 

                                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В правление Хатшепсут меняется египетская внешняя политика – прекращаются захватнические походы, которые активно совершали ее предшественники. Возможно, это объясняется не столько непрочностью положения Хатшепсут, политика которой была ориентирована на внутренние дела, сколько тем, что благодаря предшествовавшим фараонам Египет не испытывал внешнего давления. Кроме того, от активной завоевательной политики царицу мог удерживать не страх перед усилением войска и подрастающим Тутмосом, а заинтересованность в мире для реализации честолюбивых замыслов таких как, например, строительство храмов и путешествие в страну Пунт. Тем не менее, это не исключает того, что после совершения военного похода в Нубию, имевшего место в правление Хатшепсут, царица сама награждала отличившихся воинов, как это было принято делать фараонами. При этом следует иметь в виду, что Хатшепсут являлась выразительницей интересов довольно широкого слоя высокопоставленных вельмож и жречества, по-видимому, не заинтересованных в крупных военных действиях. Реально пошатнувшимся положение Хатшепсут можно считать только после смерти ее дочери от Тутмоса II Нефруре, с которой она, очевидно, связывала планы укрепления своего влияния. Вероятно также, что Хатшепсут намеревалась передать в будущем ей свою власть.                                                                        Последовавшее после смерти Хатшепсут уничтожение ее многочисленных скульптур и изображений в Фивах (в частности, в ее поминальном храме Дейр-эль-Бахри) расценивается отечественными и некоторыми зарубежными исследователями как следствие личной ненависти Тутмоса к Хатшепсут. Возможно, что фараон руководствовался не личными мотивами, а политико-религиозными соображениями, поскольку неестественное существование женщины – фараона противоречило мировоззрению древних египтян, противоречило Маат – древнему принципу гармоничного вселенского устройства и, более того, создавало потенциальную угрозу династическим наследникам мужского пола. Точно не известно, почему правления делились по династиям. Традиции этой положил начало жрец Манефон, написавший историю Египта, но не приведший, однако, никаких причин данного явления. Связующими фигурами вполне могли быть царицы, передающие царскую кровь от одной династии другой.                                                         Предложенная точка зрения согласуется и с мнением ряда зарубежных египтологов, согласно которому Тутмос III желал устранить прецедент, который усложнил бы порядок наследования престола, и при котором женщина могла стать фараоном. Хатшепсут пыталась утвердить в стране последовательно матриархальное право престолонаследия, но этому помешала смерть ее дочери Нефруре и отсутствие реальных кандидатов на трон среди женщин. Этими мотивами, очевидно, и руководствовался Тутмос III, когда принял решение уничтожить ряд изображений и надписей своей предшественницы, но что было реально осуществлено лишь под конец его правления. Поэтому царствование Хатшепсут осталось эпизодом в истории Египта, не повлекшим за собой изменение традиционного порядка престолонаследия. Таким образом, можно сделать вывод, что единственным препятствием для Хатшепсут – фараона был ее женский пол. Если бы она была мужчиной, то ее царствование осталось бы одной из самых славных страниц истории древнего Египта, а ее имя вошло бы в официальные египетские перечни царей. Однако Хатшепсут была женщиной и это очень мешало ей в политическом отношении, поэтому царица и повелела изображать себя в мужском облике, чтобы народ, издревле привыкший к царям – мужчинам, видел в ней законного фараона. Этих целей царица достигала путем продуманной внутренней политики и развернутой пропаганды в изобразительном искусстве, поэтому нет никаких оснований считать Хатшепсут «случайным» и, тем более, слабым фараоном, возведенным на трон исключительно интригами придворных кругов, оттеснивших законного претендента на престол – Тутмоса III. Без всякого сомнения, Хатшепсут была волевой и честолюбивой женщиной, воспользовавшейся удобным случаем для прихода к власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Авдеев В.И. История Древнего востока. - Л., ОГИЗ 1948. - 588 с.

2. Бадак А.Н. История Древнего мира. Древний Восток. / А.Н.Бадак,

3. И.Е. Войнич, Н.А. Волчек –М.Н., Харвест, 1998. - 832 с.

4. Бругш Г. Все о Египте. - М., 2000, с. 236-247.

5. Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. - М., 1976, с. 148-157.

6. Морэ А. Цари и боги Египта. - М, Алетейа, 1998. - 240 с.

7. Силиотти А. Египет. Долина царей. - М., 2001, с. 100-111.

8. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – М., 2005. – 576 с.

9. Тураев Б., Брестед Д. История Древнего Египта. – 2006.-608 с.

10. Кристиан Жак. Египет Великих фараонов. – 1992. – 326 с.

 

 


Информация о работе Культура при правлении Хатшепсут