Культура речи и деловое общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 14:45, доклад

Описание работы

Описание зачетных заданий. Темы презентаций
Образец титульного листа
Контрольная работа (5 вариантов)
Список литературы

Файлы: 1 файл

Культура речи и деловое общение голиков.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

 

Вариант 4

1. Перепишите слова, расставьте ударения, укажите варианты (если есть). Объясните значения слов, отмеченных *.

Первенствовать, прецедент*, приговор, форум, черпать, радушный, трубопровод, мизерный*, августовский, алкоголь, завидно, начать, кладовая, каталог, квартал.

При выполнении задания обращайтесь к Орфоэпическому словарю или Словарю ударений, указанным в Списке литературы.

 

2. Образуйте форму именительного  падежа множественного числа  следующих существительных. Если  возможно образовать две формы,  укажите их стилистическое или лексическое различие, а также специфику функционирования: соболь, трактор, бухгалтер, инспектор, цех, шницель.

 

3. Образуйте форму родительного падежа множественного числа следующих существительных: помидоры, рельсы, сапоги, томаты, чулки, шахматы, эскимосы.

 

4. Определите род данных существительных.  Составьте с ними словосочетания, соответствующие схеме «прилагательное  или причастие + существительное»:

портмоне, либретто, кюре, Нагасаки, цеце.

 

5. Исправьте речевые ошибки в  приведенных ниже предложениях:

1) Профессия милиционера нравится  мне тем, что в ней много  опасностей и разных рисков. 2) Море можно раскрасить синим  гуашем. 3) Мысли мои становились  все глупее и пустее. 4) Картофель  уже совсем готовый к употреблению. 5) Весь народ боролся с захватчиками, они верили, что победа близка. 6) Старик стал несчастным жертвой этих обстоятельств.

 

6. Объясните лексические ошибки, запишите правильный вариант: он завсегда вежлив, иметь роль, гостиница для командировочных, играть значение, так ведет себя только невежда..

 

7. Составьте словосочетания со следующими словами: экономный – экономичный, геройский – героический, драматичный – драматический, командированные – командировочные, индейцы – индийцы, знамя – знамение, поверка – проверка.

 

8. Запишите словосочетание и предложения, выбрав нужную форму слов в скобках:

1) Перед ним (сидит  / сидят) тысяча детей; 2) Много  людей (заболело / заболели); 3) в городе (Казань / Казани); 4) (оплатить / заплатить  за) проживание; 5) согласно (приказу  / приказа); 6) Он (неисправимый / неисправимая) забияка.

 

9. Исправьте синтаксические ошибки. Запишите исправленный вариант  предложений:

1) Однажды, ведя урок в девятом классе, девушка с последней парты взвизгнула. 2) Литература формирует способность подавлять низменные животные инстинкты, здоровый образ жизни. 3) Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать льготы. 4) Лектор оперировал с точными фактами.

 

10. Докажите принадлежность данного  текста к официально-деловому  стилю: найдите языковые черты  официально-делового стиля в предложенном тексте.

Настоящий Закон устанавливает  правовые основы обеспечения единства измерений в Российской Федерации, регулирует отношения государственных  органов управления Российской Федерации  с юридическими и физическими  лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта, продажи и импорта средств измерения и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

 

Вариант 5

1. Перепишите слова, расставьте  ударения, укажите варианты (если  есть). Объясните значения слов, отмеченных *.

Каталог, каучук, квартал, псевдоним, некролог*, диспансер, добыча, черпать, шасси, статут*, мизерный*, закупорить, вероисповедание, сосредоточение, шасси, украинец.

При выполнении задания обращайтесь  к Орфоэпическому словарю или  Словарю ударений, указанным в  Списке литературы.

 

2. Образуйте форму именительного  падежа множественного числа  следующих существительных. Если возможно образовать две формы, укажите их стилистическое или лексическое различие, а также специфику функционирования: бухгалтер, год, инженер, инспектор, конструктор, лагерь.

 

3. Образуйте форму родительного  падежа множественного числа  следующих существительных: апельсины, бананы, башкиры, гектары, граммы, грузины, дебаты.

 

4. Определите род данных существительных.  Составьте с ними словосочетания, соответствующие схеме «прилагательное  или причастие + существительное»:

авеню, амплуа, атташе, Осло, сулугуни.

 

5. Исправьте речевые ошибки в  приведенных ниже предложениях:

1) Лёня рос круглой сиротой. 2) Жестокий юноша не слушал мольб  своей старой матери. 3) Я напою  тебя отличным кофеем. 4) Он был  способный выполнить любую задачу. 5) Какая-то птица села на ветку, и с нее посыпался серебряный дождь. 6) Обои девочки были очень хорошенькие.

 

6. Объясните лексические ошибки, запишите правильный вариант: одела на себя шляпу, плеяда новейших компьютеров, экологичный агрегат, ярый спор, экономическая эффектность проекта.

 

7. Составьте словосочетания со следующими словами: эффективные – эффектные, туристский – туристический, представить – предоставить, тактичный – тактический, личный – личностный, методичный – методический.

 

8. Запишите словосочетание и предложения, выбрав нужную форму слов в скобках:

1) В городе (открылось  / открылись) много магазинов; 2) Много  людей (заболело / заболели); 3) в городе (Казань / Казани); 4) (оплатить / заплатить  за) проживание; 5) согласно (приказу  / приказа); 6) Он (неисправимый / неисправимая) забияка.

 

9. Исправьте синтаксические ошибки. Запишите исправленный вариант  предложений:

1) Проснувшись, ему сказали, что завтрак уже подан. 2) Незнакомец опустился в кресло и протянул руки к огню, пылавшему в камине и который притягивал его. 3) Стоя у двери, человек был высокого роста. 4) Отец всегда удивлялся трудолюбием сына.

 

10. Докажите принадлежность данного  текста к официально-деловому  стилю: найдите языковые черты  официально-делового стиля в предложенном  тексте.

Справка

Выдана Сергеевой Ирине Ивановне для представления в МУП «Агентство по приватизации жилищного фонда г. Челябинска» на предмет оформления договора на приватизацию жилого помещения, в том, что в г. Челябинск по ул. Илюхина домовладение №1 зарегистрировано в материалах бюро технической инвентаризации.

 

 

5. Рекомендуемая литература

Основная*
  1. Колтунова, М. В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет: Учебное пособие для вузов / М. В. Колтунова .— М.: Экономика, 2000 .— 271 с.
  2. Месеняшина Л.А., Шарафутдинова О.И. Основы риторических знаний: учеб. пособие. Челябинск: Энциклопедия, 2010. 157 с.
  3. Русский язык и культура речи: учебник для студентов высших учебных заведений / [В. И. Максимов и др.] ; под ред. В. И. Максимова .— М.: Гардарики, 2008 .— 408 с.
  4. Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. В. И. Максимова .— 2-е изд., стер. — М.: Гардарики, 2005 .— 304 с.
  5. . Гольдин, В. Е. Русский язык и культура речи: Учебник для студентов-нефилологов / В. Е. Гольдин, О. Б. Сиротинина, М. А. Ягубова; под ред. О. Б. Сиротининой .— 3-е изд., стер. — М.: Едиториал УРСС, 2003 .— 211 с.
  6. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов нефилологических факультетов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева .— 20-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2007 .— 539 с.
  7. Солганик Г.Я.   Стилистика современного русского языка и культура речи: Учеб. пособие для вузов.  / Дроняева Т.С. — М.:  Изд. центр Академия,  2002.

Дополнительная

  1. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие. М., 2002
  2. *Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое общение [Текст]: учебное пособие / О. А. Баева .— 5-е изд., стер. — М.: Новое знание, 2005 .— 365 с.
  3. Браим И.Н. Культура делового общения. — Минск: ИП «Экоперспектива», 1998.
  4. *Васильева Л.М., Скворцова Р.Е., Шкатова Л.А. Документоведение. Учебное пособие. Челябинск, 2000.
  5. *Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация: Учебник / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина; Под ред. О. Я. Гойхмана .— М.: ИНФРА-М, 2003 .— 271 с.
  6. *Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: из наблюдений за речевой практикой масс-медиа. СПб, 1999.
  7. *Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М.: Издат. НОРМА-ИНФРА, 2000.
  8. Максимова, А. Л. 10 уроков русского речевого этикета / А. Л. Максимова .— 2-е изд. — СПб.: Златоуст, 2002 .— 104 с.
  9. Мальханова, И. А. Коммуникативный тренинг [Текст]: учебное пособие / И. А. Мальханова .— М.: Академический Проект, 2006 .— 158 с.
  10. *Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. СПб, 1996.
  11. *Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 1990.
  12. *Риторика [Текст]: учебник для вузов / З. С. Смелкова [и др.] ; под ред. Н. А. Ипполитовой .— М.: Проспект : Велби, 2006 .— 447 с.
  13. Романова, Н. Н. Стилистика и стили [Текст]: учебное пособие для вузов : словарь / Н. Н. Романова, А. В. Филиппов.— М.: Флинта: МПСИ, 2006 .— 405 с.
  14. Стилистика и литературное редактирование [Текст]: учебник для вузов / Ю. А. Бельчиков [и др.]; под ред. В. И. Максимова .— 3-е изд., стер. — М.: Гардарики, 2008 .— 653 с.
  15. *Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения / Н. И. Формановская .— М.: Высш. шк., 1989 .— 159 с.
  16. *Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение: Учеб. пособ. — 2-е изд., испр. — СПб.: МиМ, 1997 .— 189 с.

Словари. Справочная литература

  1. * Агеенко, Ф.Л. Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 2000.
  2. * Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 2005.
  3. Балакай, А.Г. Словарь русского речевого этикета: Формы доброжелательного обхождения. – М., 2001.
  4. *Введенская, Л. А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения: Орфоэпический словарь русского языка / Л. А. Введенская .— 2-е изд. — Ростов-н/Д: МарТ; М.: МарТ, 2004 .— 352 с.
  5. Граудина, Л.К., Ицкович В.А. Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. – М., последнее издание.
  6. * Ефремова, Т.Ф. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М.,  последнее издание.
  7. Колесников, Н.П. Словарь паронимов и антонимов. – Ростов-на-Дону, 1995.
  8. Комплексный словарь русского языка / А.Н. Тихонов и др. – М.: Русский язык, 2005.
  9. *Крысин, Л.П. Толковый словарь иностранных слов. – Москва: Эксмо, 2005.
  10. *Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под общ. ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева .— М.: Флинта: Наука, 2003 .— 838 с.
  11. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М.: Флинта, 2001.
  12. *Матвеева, Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика / Т. В. Матвеева .— М.: Флинта: Наука, 2003 .— 431 с.
  13. *Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 2006.
  14. Розенталь, Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 2001.
  15. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Управление в русском языке. – М., 2005.
  16. *Скворцов, Л. И.Культура русской речи [Текст]: словарь-справочник: учебное пособие для вузов / Л. И. Скворцов .— 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2006 .— 219 с. 129.
  17. Фразеологический словарь русского языка: свыше 10 тысяч фразеологизмов. М.: Высшая школа, 2003 .
  18. * Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М., 1999.

 

Периодические издания

  1. «Вопросы языкознания»
  2. «Филологические науки»
  3. «Вестник ЧелГУ. Серия «Филология. Искусствоведение»
  4. «Русская речь»

 

Электронные ресурсы

  1. Справочно-информационный портал www.gramota.ru
  2. Справочная служба русского языка www.rusyaz.ru
  3. Культура письменной речи http://gramma.ru/

Информация о работе Культура речи и деловое общение