Вариант 4
1. Перепишите слова, расставьте
ударения, укажите варианты (если есть).
Объясните значения слов, отмеченных *.
Первенствовать, прецедент*, приговор,
форум, черпать, радушный, трубопровод,
мизерный*, августовский, алкоголь, завидно,
начать, кладовая, каталог, квартал.
При выполнении задания обращайтесь
к Орфоэпическому словарю или Словарю
ударений, указанным в Списке литературы.
2. Образуйте форму именительного
падежа множественного числа
следующих существительных. Если
возможно образовать две формы,
укажите их стилистическое или
лексическое различие, а также специфику
функционирования: соболь, трактор, бухгалтер, инспектор,
цех, шницель.
3. Образуйте форму родительного падежа
множественного числа следующих существительных: помидоры, рельсы, сапоги, томаты, чулки,
шахматы, эскимосы.
4. Определите род данных существительных.
Составьте с ними словосочетания,
соответствующие схеме «прилагательное
или причастие + существительное»:
портмоне, либретто, кюре, Нагасаки, цеце.
5. Исправьте речевые ошибки в
приведенных ниже предложениях:
1) Профессия милиционера нравится
мне тем, что в ней много
опасностей и разных рисков. 2)
Море можно раскрасить синим
гуашем. 3) Мысли мои становились
все глупее и пустее. 4) Картофель
уже совсем готовый к употреблению.
5) Весь народ боролся с захватчиками,
они верили, что победа близка. 6) Старик
стал несчастным жертвой этих обстоятельств.
6. Объясните лексические ошибки,
запишите правильный вариант: он завсегда вежлив, иметь роль, гостиница
для командировочных, играть значение,
так ведет себя только невежда..
7. Составьте словосочетания со следующими
словами: экономный – экономичный, геройский
– героический, драматичный – драматический,
командированные – командировочные, индейцы
– индийцы, знамя – знамение, поверка
– проверка.
8. Запишите словосочетание и предложения,
выбрав нужную форму слов в скобках:
1) Перед ним (сидит
/ сидят) тысяча детей; 2) Много
людей (заболело / заболели); 3) в городе
(Казань / Казани); 4) (оплатить / заплатить
за) проживание; 5) согласно (приказу
/ приказа); 6) Он (неисправимый / неисправимая) забияка.
9. Исправьте синтаксические ошибки.
Запишите исправленный вариант
предложений:
1) Однажды, ведя урок в девятом классе,
девушка с последней парты взвизгнула.
2) Литература формирует способность подавлять
низменные животные инстинкты, здоровый
образ жизни. 3) Проработавшие всю жизнь
учителя в школе, без сомнения, должны
получать льготы. 4) Лектор оперировал
с точными фактами.
10. Докажите принадлежность данного
текста к официально-деловому
стилю: найдите языковые черты
официально-делового стиля в предложенном
тексте.
Настоящий Закон устанавливает
правовые основы обеспечения единства
измерений в Российской Федерации,
регулирует отношения государственных
органов управления Российской Федерации
с юридическими и физическими
лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации,
ремонта, продажи и импорта средств измерения
и направлен на защиту прав и законных
интересов граждан, установленного правопорядка
и экономики Российской Федерации от отрицательных
последствий недостоверных результатов
измерений.
Вариант 5
1. Перепишите слова, расставьте
ударения, укажите варианты (если
есть). Объясните значения слов, отмеченных
*.
Каталог, каучук, квартал, псевдоним,
некролог*, диспансер, добыча, черпать,
шасси, статут*, мизерный*, закупорить,
вероисповедание, сосредоточение, шасси,
украинец.
При выполнении задания обращайтесь
к Орфоэпическому словарю или
Словарю ударений, указанным в
Списке литературы.
2. Образуйте форму именительного
падежа множественного числа
следующих существительных. Если
возможно образовать две формы, укажите
их стилистическое или лексическое различие,
а также специфику функционирования: бухгалтер, год, инженер, инспектор, конструктор,
лагерь.
3. Образуйте форму родительного
падежа множественного числа
следующих существительных: апельсины, бананы, башкиры, гектары,
граммы, грузины, дебаты.
4. Определите род данных существительных.
Составьте с ними словосочетания,
соответствующие схеме «прилагательное
или причастие + существительное»:
авеню, амплуа, атташе, Осло,
сулугуни.
5. Исправьте речевые ошибки в
приведенных ниже предложениях:
1) Лёня рос круглой сиротой. 2)
Жестокий юноша не слушал мольб
своей старой матери. 3) Я напою
тебя отличным кофеем. 4) Он был
способный выполнить любую задачу.
5) Какая-то птица села на ветку, и с
нее посыпался серебряный дождь. 6) Обои
девочки были очень хорошенькие.
6. Объясните лексические ошибки,
запишите правильный вариант: одела на себя шляпу, плеяда новейших
компьютеров, экологичный агрегат, ярый
спор, экономическая эффектность проекта.
7. Составьте словосочетания со следующими
словами: эффективные – эффектные, туристский
– туристический, представить – предоставить,
тактичный – тактический, личный – личностный,
методичный – методический.
8. Запишите словосочетание и предложения,
выбрав нужную форму слов в скобках:
1) В городе (открылось
/ открылись) много магазинов; 2) Много
людей (заболело / заболели); 3) в городе
(Казань / Казани); 4) (оплатить / заплатить
за) проживание; 5) согласно (приказу
/ приказа); 6) Он (неисправимый / неисправимая) забияка.
9. Исправьте синтаксические ошибки.
Запишите исправленный вариант
предложений:
1) Проснувшись, ему сказали, что завтрак
уже подан. 2) Незнакомец опустился в кресло
и протянул руки к огню, пылавшему в камине
и который притягивал его. 3) Стоя у двери,
человек был высокого роста. 4) Отец всегда
удивлялся трудолюбием сына.
10. Докажите принадлежность данного
текста к официально-деловому
стилю: найдите языковые черты
официально-делового стиля в предложенном
тексте.
Справка
Выдана Сергеевой Ирине Ивановне для представления в МУП
«Агентство по приватизации жилищного
фонда г. Челябинска» на предмет оформления
договора на приватизацию жилого помещения,
в том, что в г. Челябинск по ул. Илюхина
домовладение №1 зарегистрировано в материалах
бюро технической инвентаризации.
5. Рекомендуемая литература
Основная*
- Колтунова, М. В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика,
этикет: Учебное пособие для вузов / М.
В. Колтунова .— М.: Экономика, 2000 .— 271 с.
- Месеняшина Л.А., Шарафутдинова О.И. Основы риторических знаний: учеб. пособие. Челябинск:
Энциклопедия, 2010. 157 с.
- Русский язык и культура речи: учебник для студентов высших учебных заведений / [В. И. Максимов и др.] ; под ред. В. И. Максимова .— М.: Гардарики, 2008 .— 408 с.
- Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. В. И. Максимова
.— 2-е изд., стер. — М.: Гардарики, 2005 .—
304 с.
- . Гольдин, В. Е. Русский язык и культура речи: Учебник
для студентов-нефилологов / В. Е. Гольдин,
О. Б. Сиротинина, М. А. Ягубова; под ред.
О. Б. Сиротининой .— 3-е изд., стер. — М.:
Едиториал УРСС, 2003 .— 211 с.
- Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов нефилологических факультетов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева .— 20-е изд. — Ростов н/Д: Феникс, 2007 .— 539 с.
- Солганик Г.Я. Стилистика современного
русского языка и культура речи: Учеб.
пособие для вузов. / Дроняева Т.С. — М.:
Изд. центр Академия, 2002.
Дополнительная
- Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие. М., 2002
- *Баева, О. А. Ораторское искусство и деловое
общение [Текст]: учебное пособие / О. А.
Баева .— 5-е изд., стер. — М.: Новое знание,
2005 .— 365 с.
- Браим И.Н. Культура делового
общения. — Минск: ИП «Экоперспектива»,
1998.
- *Васильева Л.М., Скворцова Р.Е., Шкатова Л.А. Документоведение. Учебное пособие.
Челябинск, 2000.
- *Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация: Учебник /
О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина; Под ред. О. Я.
Гойхмана .— М.: ИНФРА-М, 2003 .— 271 с.
- *Костомаров В.Г. Языковой вкус эпохи: из наблюдений за речевой практикой масс-медиа. СПб, 1999.
- *Культура русской речи. Учебник для вузов. Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева. М.: Издат. НОРМА-ИНФРА, 2000.
- Максимова, А. Л. 10 уроков русского речевого этикета
/ А. Л. Максимова .— 2-е изд. — СПб.: Златоуст,
2002 .— 104 с.
- Мальханова, И. А. Коммуникативный тренинг [Текст]:
учебное пособие / И. А. Мальханова .— М.:
Академический Проект, 2006 .— 158 с.
- *Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. СПб, 1996.
- *Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. М., 1990.
- *Риторика [Текст]: учебник для вузов / З. С. Смелкова [и др.] ; под ред. Н. А. Ипполитовой .— М.: Проспект : Велби, 2006 .— 447 с.
- Романова, Н. Н. Стилистика и стили [Текст]: учебное
пособие для вузов : словарь / Н. Н. Романова,
А. В. Филиппов.— М.: Флинта: МПСИ, 2006 .—
405 с.
- Стилистика и литературное редактирование [Текст]: учебник для вузов / Ю. А. Бельчиков [и др.]; под ред. В. И. Максимова .— 3-е изд., стер. — М.: Гардарики, 2008 .— 653 с.
- *Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения
/ Н. И. Формановская .— М.: Высш. шк., 1989 .—
159 с.
- *Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение:
Учеб. пособ. — 2-е изд., испр. — СПб.: МиМ,
1997 .— 189 с.
Словари. Справочная литература
- * Агеенко, Ф.Л. Словарь ударений для работников радио и телевидения. –
М., 2000.
- * Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 2005.
- Балакай, А.Г. Словарь русского речевого этикета: Формы доброжелательного обхождения. – М., 2001.
- *Введенская, Л. А. Словарь ударений для дикторов радио
и телевидения: Орфоэпический словарь
русского языка / Л. А. Введенская .— 2-е
изд. — Ростов-н/Д: МарТ; М.: МарТ, 2004 .— 352
с.
- Граудина, Л.К., Ицкович В.А. Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. – М., последнее издание.
- * Ефремова, Т.Ф. Словарь грамматических трудностей
русского языка. – М., последнее издание.
- Колесников, Н.П. Словарь паронимов и антонимов. – Ростов-на-Дону, 1995.
- Комплексный словарь русского языка / А.Н. Тихонов и др. – М.: Русский язык, 2005.
- *Крысин, Л.П. Толковый словарь иностранных слов. –
Москва: Эксмо, 2005.
- *Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / Под общ. ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева .— М.: Флинта: Наука, 2003 .— 838 с.
- Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум.
– М.: Флинта, 2001.
- *Матвеева, Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура
речи, стилистика, риторика / Т. В. Матвеева
.— М.: Флинта: Наука, 2003 .— 431 с.
- *Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 2006.
- Розенталь, Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 2001.
- Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку: Управление в русском языке. – М., 2005.
- *Скворцов, Л. И.Культура русской речи [Текст]: словарь-справочник:
учебное пособие для вузов / Л. И. Скворцов
.— 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2006
.— 219 с. 129.
- Фразеологический словарь русского языка: свыше 10 тысяч фразеологизмов. М.: Высшая школа, 2003 .
- * Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного
русского языка. М., 1999.
Периодические издания
- «Вопросы языкознания»
- «Филологические науки»
- «Вестник ЧелГУ. Серия «Филология. Искусствоведение»
- «Русская речь»
Электронные ресурсы
- Справочно-информационный портал www.gramota.ru
- Справочная служба русского языка www.rusyaz.ru
- Культура письменной речи http://gramma.ru/