Культура речьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:13, реферат

Описание работы

Искусство задавать вопросы — одно из базовых умений как для учебы, так и для профессиональной деятельности. Продвижение в освоении материала можно оценить с точки зрения того, какие вопросы задает человек. Многие профессии строятся на умении задавать правильные вопросы, т. е. вопросы эффективные для сбора информации. Врачей, менеджеров, педагогов, юристов, психологов специально учат задавать вопросы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 36.92 Кб (Скачать файл)

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

 

Искусство задавать вопросы — одно из базовых умений как для учебы, так и для профессиональной деятельности. Продвижение в освоении материала можно оценить с точки зрения того, какие вопросы задает человек. Многие профессии строятся на умении задавать правильные вопросы, т. е. вопросы эффективные для сбора информации. Врачей, менеджеров, педагогов, юристов, психологов специально учат задавать вопросы. Вопросы, которые человек задает, когда ему не хватает информации, показывают уровень понимания проблемы и способность задающего строить предположения. Умение задавать вопросы помогает при решении интеллектуальных задач, способствует улучшению взаимопонимания между людьми.

Современный человек задает вопросы  не только другому человеку, но и  поисковым системам в Интернете. Умение выделить ключевые слова, на которые  «поисковик» даст содержательные ссылки основывается на том же искусстве  задавать вопросы — просто вместо вопроса вы задаете ключевые слова  из предполагаемого ответа. 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

 

 

Умение отвечать на вопросы как искусство

 

«Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый  признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного  слушателя к нелепым ответам  и создает смешное зрелище: один (по выражению древних) доит козла, а  другой держит под ним решето», —  писал немецкий философ И. Кант

Способность полемистов правильно  формулировать вопросы и умело отвечать на них во многом определяет эффективность публичного спора. Верно поставленный вопрос дает возможность уточнить точку зрения оппонента, получить от него дополнительные сведения, понять его отношение к обсуждаемой проблеме. Удачный ответ укрепляет собственную позицию полемиста, усиливает аргументацию выдвинутого тезиса.

Вопрос представляет собой  одну из логических форм. Опирается  он, как правило, на определенную систему  знаний. Всякий вопрос включает в себя прежде всего исходную информацию, которая называется базисом или предпосылкой вопроса. Кроме того, в вопросе есть указание на ее недостаточность и необходимость дальнейшего дополнения и расширения знаний. Вопрос не является суждением, поэтому он не бывает истинным или ложным. Чтобы задать вопрос, необходимо иметь уже какое-то представление о предмете обсуждения.

 

 

 

 

Культура и искусство  речи вопроса.

 

Методом вопросов и ответов  виртуозно владел Сократ. В Древней  Греции были сделаны и попытки  определить правила постановки вопросов. В современной научной, учебной  и методической литературе существуют разные классификации вопросов и  ответов. Познакомимся сначала с  наиболее распространенными типами вопросов.

В зависимости от логической структуры обычно вьщеляют два вида вопросов — уточняющие и восполняющие. Уточняющие (закрытые) вопросы направлены на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения. Например: «Верно ли, что в этом году при школе открывается летний спортивный лагерь?»; «Действительно ли в старших классах экзамены будут сдавать по всем предметам?» В предложениях, содержащих закрытые вопросы, употребляется частица ли, которая является их грамматическим признаком. Ответ на такие вопросы, как правило, ограничен словами: да или нет. Восполняющие (открытые) вопросы связаны с выяснением новых знаний относительно событий, явлений, предметов, интересующих слушателя. Грамматическими признаками таких вопросов являются вопросительные слова: кто, что, где, когда, как, почему и др. Так, приведенные выше закрытые вопросы можно преобразовать в открытые: «Когда при школе будет открыт летний спортивный лагерь?»; «По каким предметам в старших классах будут сдавать экзамены?»

Простые и сложные вопросы

По составу и уточняющие, и восполняющие вопросы бывают простыми и сложными. Простые вопросы не могут быть расчленены, они не включают в себя другие вопросы. Сложные вопросы  можно разбить на два или несколько простых. Приведем примеры. Уточняющий вопрос «Верно ли, что в этом году при школе открывается летний спортивный лагерь, новая игротека?» является сложным. Он состоит из двух простых («Верно ли, что в этом году при школе открывается летний спортивный лагерь?» и «Верно ли,

—• Основы полемического  мастерства —

что в этом году при школе  открывается новая игротека?»). Ответы на эти вопросы могут быть разными. В восполняющем сложном вопросе «Когда и по каким предметам в старших классах будут сдавать экзамены?» тоже можно выделить два простых вопроса: «Когда в старших классах будут сдавать экзамены?» и «По каким предметам в старших классах будут сдавать экзамены?» Сложный восполняющий вопрос включает несколько вопросительных слов.

Сложные вопросы нередко  вызывают затруднения у отвечающих, могут запутать их, поэтому в дискуссии, полемике рекомендуется пользоваться простыми вопросами.

Проанализируем отрывок  из рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Первые студенты». Автор описывает жаркие споры молодых людей. Неисчерпаемой темой этих споров было искусство.

— Вот вам, братику, великая  книга, читайте ее! — ораторствовал  Рубцов, указывая из окна на горы и лес.—  Тут все: и ботаника, и геология, и зоология, и поэзия... Остальное  все бирюльки и пустяки.

— То есть что остальное-то? — лениво спрашивал Блескин.

— А все остальное, чем  тешились раньше: стишки, музыка, чувствительные романы, картинки разные^ идолы, ну, вообще, так называемое искусство и quasi (т.е. мнимая — Л. Щ наука...

— Однако ты плачешь над  гитарой?..

— Это атавизм, Петька... Ветхий человек сказывается. Значит, еще  не укрепился в настоящей поэзии, а нужно непременно что-нибудь этакое дрянненькое, кисло-сладкое, вообще гнусное...

— Ну, это уж ты врешь, братец.

— Как вру?

— А так. Не знаешь меры... Искусство тоже необходимо, только хорошее и здоровое искусство: и  музыка, и пение, и живопись, и  скульптура.

Друзья придерживаются разных взглядов на искусство. Задавая Рубцову  вопрос «То есть что остальное-то?» (это простой восполняющий вопрос), Блескин заставляет оппонента уточнить, что тот имеет в виду, чтобы потом опровергнуть его тезис. Следующий вопрос Блескина уточняющий: «Однако ты плачешь над титлой?» Эти вопросы помогли Блескину отстоять свою позицию.

Корректные и некорректные вопросы

Вопросы различаются и  по форме. Если их базисом, предпосылками  являются истинные суждения, то вопросы  считаются логически корректными (правильно поставленными).

Логически некорректными (неправильно  поставленными) называются вопросы, в  основе которых ле-ж:гг ложные или неопределенные суждения.

Например, во время дискуссии  одной девушке вопрос был поставлен  так: «По каким проблемам Вам  ч<<ще всего приходится ссориться со своими сверстни-•"'яш?» Некорректность этого вопроса заключается в гон, что сначала нужно было выяснить, ссорится ли вообще девушка со своими сверстниками, а потом уже при положительном ответе уточнять, по каким проблемам. Герой одного из рассказов Салтыкова-Щедрина рассказывает:

Есть у меня приятель судья, очень хороший человек. Пришла к  нему экономка с жалобой, что такой-то писец ее изобидел: встретившись с  ней на улице, картуза не снял... Подать сюда писца.

— Ты по какому это праву  не поклонился Анисье?

— Да помилуйте, ваше высокоблагородие...

— Нет, ты отвечай, по какому ты праву не поклонился Анисье?

— Да помилуйте, ваше высокоблагородие...

— Нет, ты отвечай, по какому ты праву не поклонился Анисье?

— Да помилуйте, ваше высокоблагородие...

— Ты мне говори: отвалятся  у тебя руки? а? отвалятся?

— Да помилуйте, ваше высокоблагородие...

— Нет, ты не вертись, а отвечай  прямо: отвалятся у тебя руки или  нет?

La question ainsi carrement posee1, писец молчит и переминается с ноги на ногу. Приятель мой — во всем блеске заслуженного торжества.

— Что же ты молчишь? ты говори: отвалятся или нет?

1 На вопрос, так прямо поставленный (франц.). _ 49О —

— Основы полемического  мастерства <—

— Нет, — отвечает подсудимый с каким-то злобным шипеньем.

— Ну, следственно...

Как видите, рассуждения  судьи не отличаются строгой логикой. Подменяя один вопрос другим, он ставит писца в неловкое положение и  вынуждает его согласиться с  ним, хотя подсудимый делает это с  явным неудовольствием. Вопрос «отвалятся у тебя руки или нет?» по сути является некорректным, не имеющим никакого отношения к предмету разговора. С подобными ситуациями приходится сталкиваться и в публичных спорах,

В вопросах отражается также  отношение к говорящему, стремление либо поддержать, либо дискредитировать его и высказанные им суждения в глазах присутствующих.

Вспомните одного из героев повести С. Антонова «Дело было в  Пенькове», главный интерес которого при посещении лекций заключался в возможности задавать приезжим ученым людям вопросы:

Шла ли речь о новом романе, о планете Марс или о мерах  борьбы с глистами, он всегда спрашивал  в конце одно и то же: «Что такое  нация?» Ответ дедушка знал назубок  и радовался, как маленький, если лектор отвечал своими словами или  вообще под разными предлогами увиливал от ответа. «Срезал, — радостно хвастался  дедушка, — гляди-ка, у него полный портфель книг, а я его все ж  таки срезал!

Благожелательные и неблагожелательные вопроси

По характеру вопросы  бывают нейтральными, благожелательными  и неблагожелательными, враждебными, провокационными. Поэтому необходимо по формулировке вопроса, по тону голоса определить характер вопроса, чтобы  прав

ильно выработать тактику поведения. На нейтральные и благожелательные вопросы следует отвечать спокойно, стремясь как можно яснее объяснить то или иное высказанное положение. Важно проявить максимум внимания и уважения к спрашивающему, даже если вопрос сформулирован неточно, не совсем грамотно. Недопустимы раздражение и пренебрежительный тон.

Однако нельзя забывать, что в дискуссии, полемике вопросы  порой ставятся не для того, чтобы  выяснить суть дела, а чтобы поставить  оппонента в неловкое положение, выразить недоверие к его аргументам, показать свое несогласие с его позицией, одним словом, одержать победу над  противником.

Отвечая на неблагожелательные вопросы, следует выявить их провокационную суть, обнажить позицию оппонента  и дать открытый бой.

Острые вопросы

В ходе обсуждения проблем  нередко ставятся острые вопросы, то есть вопросы актуальные, жизненно важные, принципиальные. Ответ на такие  вопросы требует от полемиста  определенного мужества и соответствующей  психологической подготовки. Полемисту  не следует смазывать поставленные вопросы, уклоняться от них, необходимо давать правдивый и честный ответ.

Конечно, прямо заданный вопрос нередко ставит оппонента  в затруднительное положение, может  вызвать у него растерянность  и смущение. Именно в такую ситуацию и попадает карась-идеалист в сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина:

— Да за что же меня есть, коли я не провинился?— по-прежнему упорствовал карась.

— Слушай, дурья порода! Едят-то разве «за что»? Разве потому едят, что казнить хотят? Едят потому, что есть хочется только и всего. И ты, чай, ешь. Не попусту носом-то в иле роешься, а ракушек вылавливаешь. Им, ракушкам, жить хочется, а ты, простофиля, ими мамон (т. е. брюхо — Авт.) с утра до вечера набиваешь. Сказывай: какую такую они вину перед тобой сделали, что ты их ежеминутно казнишь? Помнишь, как ты намеднись говорил: «Вот кабы все рыбы между собой согласились...» А что, если бы ракушки между собой согласились, сладко ли бы тебе, простофиле, тогда было?

Вопрос был так прямо  и так неприятно поставлен, что  карась сконфузился и слегка покраснел.

— Но ракушки — ведь это...—  пробормотал он смущенно.

— Ракушки — ракушки, а караси — караси. Ракушками  караси лакомятся, а карасями — щуки. И ракушки ни в чем не повинны, и караси не виноваты, а и те, и  другие должны ответ держать. Хоть сто  лет об этом думай, а ничего другого  не выдумаешь.

— Основы полемического  мастерства —

В процессе обсуждения спорной  проблемы, как правило, приходится сталкиваться со всеми перечисленными типами вопросов. Полемистам полезно учесть совет  знаменитого английского философа Бэкона:

Тот, кто задает много  вопросов, много узнает и много  получаст, в особенности если его вопросы касаются предметов, особенно хорошо известных тем лицам, кого он спрашивает, ибо тем самым он предоставляет им случай доставить себе удовольствие в разговоре, а сам постоянно обогащает свой ум знаниями. Однако его вопросы не должны быть слишком трудными, дабы разговор не походил на экзамен. Он также должен поступать так, чтобы и всем остальным людям была предоставлена возможность говорить в свою очередь [ 7, 427 ].

Информация о работе Культура речьи