Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2015 в 21:12, реферат
Культура речи – сравнительно новая дисциплина в области обучения русскому языку как иностранному.
Учение о речевой культуре зародилось в Древней Греции и Древнем Риме –в теории и практике ораторского искусства. В России его оригинально
осмыслил и развил на материале общественной словесности М.В. Ломоносов.
1.Введение
2.Предмет изучения речевой культуры.
3.Культура речи или культура языка.
4.Структура речи – основа теории культуры речи.
5.Заключение
6.Список литературы
как правильность, чистота и разнообразие.
. Соотношение речь – мышление. Речь и мышление постоянно связаны и
взаимодействуют в едином
речи мысль выражается, и в речи же она формируется. Это
соотношение помогает
речи, как точность и логичность.
. Соотношение речь – сознание. Мышление, как известно, входит в
сознание, но не равно ему. Сознание шире мышления. Если мышление
можно определить как процесс
отображения действительности
понятий, суждений и умозаключений, то сознание – это процесс
отображения действительности
представления, эмоциональные, волевые, эстетические состояния
субъекта. Это соотношение помогает понять, что стоит за словами
выразительность, образность, уместность, действенность, когда эти
слова применяются для
. Соотношение речь – действительность. Как правило, речевые
структуры соотнесены с какими-
окружающего человека мира: речь оказывается своеобразной знаковой
моделью тех или иных «кусочков» или «узлов» жизни. Наряду с
соотношением речь – мышление, это соотношение помогает осмыслить
такие коммуникативные
. Соотношение речь – человек, её адресат. Автор речи создает её, как
правило, не для себя, а для другого. Помимо автора речь имеет
адресата. Им может быть один человек или группа людей. Автор
обычно заинтересован в том, чтобы получатель речь понял, чтобы она
была доступна; в том же заинтересован и получатель. В связи с этим
может быть осмысленно
доступностью.
. Соотношение речь – условия общения. Под «условиями общения»
следует понимать место, время, жанр и задачи коммуникативного
процесса. Языковая структура речи должна быть приведена в
соответствие с условиями
названа уместной[5].
Наверное самым важным качеством речи является - правильность речи – её
не единственное, но главное коммуникативное качество, потому что прежде
всего правильностью речи обеспечиваются её взаимопонимаемость, её единство.
Нет правильности – не могут срабатывать другие коммуникативные качества:
точность, логичность, уместность и т.д. Правильность речи всегда ведет к
соблюдению норм литературного языка, неправильность – к отступлению от них.
Правильность речи – это соответствие её языковой структуры действующим
языковым нормам.
Одни нормы
усваиваются легко и при
укрепляются влиянием школы. Третьи – остаются полу освоенными и после
окончания человеком средней школы. Было бы полезно для целенаправленного
воздействия на речевую культуру знать, какие именно знаки языка имеют
норму, усваиваемую независимо от школы, какие под воздействие школы и какие
остаются не усвоенными и после средней школы.
5.Заключение
Такова чудодейственная сила слова. Она особенно важна и действительна в
сложных коммуникативных ситуациях. Слово может быть сильнейшим оружием не
только в руках бессовестных, своекорыстных демагогов. Оно может быть еще
более сильным оружием в руках борцов. И хотя они и используют его, но они
далеко не всегда сознают силу слова – как разрушительную, так и
созидательную.
Далеко не всегда
они, особенно в сложных
можно нейтрализовать, разоблачить лживое и злобное «антислово» и как дать
подлинную силу слову. И даже зная, не всегда они находят в себе смелость,
ответственность и упорство, необходимые для решения такого рода задач. И
даже находя, далеко не всегда владеют искусством такого тонкого и
действенного слова.
Одной из важнейших задач воспитания современной функциональной культуры
речи является овладение умениями и навыками анализа сложных ситуаций
общения, прежде всего применительно к практически непосредственно
актуальным сферам и ситуациям. На этой базе соответствующие продуктивные
умения и навыки могут приобретаться самовоспитанием в естественной речевой
практике.
6.Список литературы:
. Васильева А.Н. Основы культуры речи. М: Русский язык, 1990,
247стр.
. Головин Б.Н. Основы культуры речи. М: Высшая школа, 1998, 320стр.
. Калинин А.В. Культура русского слова. М: МГУ, 1984, 245 стр.
. Колесов В.В. Культура речи. СП б: Лениздат, 1988, 135 стр.
. Сборник статей «О культуре речи». М: Знание, 1981, 234 стр