Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 14:51, контрольная работа
От этрусков сохранилось много исторических памятников: остатки городов, некрополи, оружие, домашняя утварь, фрески, статуи, более 10 тысяч надписей, датируемых VII—I вв. до н.э., несколько отрывков из этрусской полотняной книги, следы этрусского влияния в римской культуре, упоминания об этрусках в сочинениях античных авторов.
До настоящего времени археологическому обследованию подвергались главным образом этрусские могильники, богатые погребальной утварью. Остатки же большинства городов остаются не изученными из-за густой современной застройки.
1. Этрусская культура как пролог римской культуры.
2. Особенности мировоззрения древних римлян. Личность и государство.
3. Культура республиканского и императорского Рима. Право, наука и искусство в Древнем Риме.
Главными местами отправления культа служили храмы, в которых помещались статуи божеств. В жертву богам приносили верно, вино, плоды, масло, животных. Во время семейной трапезы на стол или на очаг ставили маленькую чашечку с едой для демонов — покровителей дома. На погребальных тризнах знатных людей в жертву богам приносили пленных. Предполагается, что этруски заставляли пленных биться между собой насмерть или травили их зверями. Именно в форме поединков рабов на похоронах знати гладиаторские игры были заимствованы в III в. до н.э. римлянами; также заимствовали они у этрусков и травлю людей зверями. Постепенно утратив свой религиозный смысл человеческого жертвоприношения и превратившись в публичное зрелище, эти игрища просуществовали до периода поздней Римской империи.
Большую роль в
религии этрусков играло
Важное место в этрусском обществе занимало жречество. Жрецы-гаруспики ведали гаданием по внутренностям жертвенных животных, в первую очередь по печени, а также толкованием различных знамений — необычных природных явлений (молний, рождения уродов и т.п.). Жрецы-авгуры гадали по поведению птиц. Эти черты этрусского культа через ряд посредствующих звеньев заимствованы из Вавилонии. В свою очередь, от этрусков их переняли римляне.
Археология подтвердила и
2. Древнее население Италии
жило родами в территориальных общинах
— пагах, в результате объединения которых
и возник город. Во главе архаического
Рима стоял выборный царь, совмещающий
обязанности верховного жреца, военачальника,
законодателя и судьи, а при нем состоял
сенат. Наиболее важные дела решало народное
собрание.
В 510—509 гг. до н. э. образуется республика.
Республиканское правление
Роскошная
добыча триумфаторов, рассказы солдат,
проникновение состоятельных людей в
новоприобретенные провинции привели
к революции на уровне бытовой культуры:
менялись представления о богатстве, возникали
новые материальные и духовные потребности,
рождались новые нравы. Массовое увлечение
восточной роскошью началось после азиатских
триумфов Л. Корнелия Сципиона и Гн. Мандия
Боль-сока. Быстро распространилась мода
на атталические (пергамские одеяния),
чеканное серебро, коринфскую бронзу,
инкрустированные ложа, подобные древнеегипетским.
Завоевание
эллинистических государств, а к I в. до
н. э. и эллинистической Греции произвело
переворот в культуре Рима. Римляне столкнулись
с культурой, превосходившей глубиной
и разнообразием их собственную. «Греция
плененная пленила своих победителей»,
— скажет позже Гораций, древнеримский
поэт. Римляне начали изучать греческий
язык, литературу, философию, покупали
греков-рабов для обучения детей. Богатые
семьи отправляли своих сыновей в Афины,
Эфес и другие города Греции и Малой Азии
слушать лекции прославленных ораторов
и философов. Это повлияло на рост римской
интеллигенции. В обществе и в литературе
появились два новых комических типа:
нелепые грекоманы и суровые гонители
греческих наук. Во многих семьях иноземная
образованность сочеталась со староримскими
традициями и патриотическим гонором.
Таким образом,
в культуре Древнего Рима четко прослеживается
этрусское и античное греческое начало.
Вся история
культурных отношений между Римом и Грецией
с этой поры являет тайное преклонение
римлян перед греческой культурой, стремление
достичь ее совершенства, доходящее порой
до подражательства. Однако, ассимилируя
древнегреческую культуру, римляне вкладывали
в нее свое содержание. Сближение греческой
и римской культур стало особенно заметно
во времена империи. Тем не менее для римлян
навсегда осталась недосягаемой величавая
гармония греческого искусства, поэтическая
одухотворенность его образов. Прагматизм
мышления, инженерные решения обусловили
функциональный характер римской культуры.
Слишком трезв, слишком прАтичен был римлянин,
чтобы, восхищаясь мастерством гримов,
достичь их пластического равновесия
и удивительной обобщенности замысла.
Идеологию римлянина прежде всего определял
патриотизм — представление о Риме как
о высшей ценности, о долге гражданина
служить ему, не щадя сил и жизни. В Риме
почитались мужество, верность, достоинство,
умеренность в личной жизни, умение подчиняться
железной дисциплине и закону. Ложь, нечестность,
лесть считались пороками, свойственными
рабам. Если грек преклонялся перед искусством,
философией, то римлянин сочинение пьес,
труд скульптора, живописца, выступление
на сцене презирал, как рабские занятия.
Достойными же гражданина Рима делами
в его представлении были лишь войны, политика,
право, историография и земледелие.
В 509 году до н.э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики — период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к значительным социальным сдвигам, нашедшим отражение в изменении правового положения отдельных групп населения. Значительную роль в этом процессе сыграли и успешные завоевательные войны, неуклонно расширявшие границы Римского государства, превращавшие его в могущественную мировую державу.
Основным социальным делением в Риме стало деление на свободных и рабов. Единство свободных граждан Рима (квиритов) некоторое время поддерживалось существованием их коллективной собственности на землю и рабов, принадлежавших государству. Однако со временем коллективная собственность на землю становилась фиктивной, общественный земельный фонд переходил к отдельным собственникам, пока, наконец, аграрный закон 3 года до н.э. не ликвидировал его, окончательно утвердив частную собственность.
Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы: имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев) и мелких производителей (Земледельцев и ремесленников), составлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота— люмпен-пролетарии. В силу того, что рабство поначалу имело патриархальный характер, борьба между крупными рабовладельцами и мелкими производителями, которые чаще всего сами обрабатывали землю и работали в мастерских, долгое время составляла основное содержание истории Римской республики. Только со временем противоречие между рабами и рабовладельцами выступает на первый план.
Правовое положение личности в Риме характеризовалось тремя статусами — свободы, гражданства и семьи. Только лицо, обладавшее всеми этими статусами, имело полную правоспособность. В публичном праве она означала право участвовать в народном собрании и занимать государственные должности. В частном праве она давала право вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.
По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов. Полноправным мог быть только свободный.
Рабы в период республики превращаются в основной угнетенный и эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен. Так, после разгрома Карфагена в рабство было обращено 55 000 человек, а всего во II—I вв. до н.э. —.более полумиллиона (число римских граждан, имевших имущественный ценз, в это время не достигало 400 000). Большое значение как источник рабства имела широко развившаяся работорговля — покупка рабов за границей. В силу тяжелого положения рабов меньшее значение имело их естественное воспроизводство. Можно отметить и то обстоятельство, что несмотря на отмену Законом Петелия долговой кабалы, фактически она, правда в ограниченных размерах, продолжала существовать. К концу периода республики получает распространение и самопродажа в рабство.
Рабы были государственные
и частновладельческие. Первыми
становилась большая часть
Независимо от того, какое
место занимал раб в
Рабовладельческие отношения определяли общую незаинтересованность рабов в результатах своего труда, что в свою очередь заставляло рабовладельцев искать более эффективные формы эксплуатации. Такой формой стал пекулий — часть имущества хозяина (земельный участок, ремесленная мастерская и др.), которую он предоставлял рабу для самостоятельного ведения хозяйства и получения части дохода от него. Пекулий позволял хозяину более эффективно использовать свое имущество для получения дохода и заинтересовывал раба в результатах своего труда. Другой формой, зародившейся в период республики, был колонат. Колоны были не рабами, а арендаторами земли, попадавшими в экономическую зависимость от землевладельцев и в конечном счете прикреплявшимися к земле.
Ими становились обедневшие свободные, вольноотпущенники и рабы. У колонов было личное имущество, они могли заключать договоры и вступать в брак.
Со временем положение колона становится наследственным. Однако в рассматриваемый период колонат, как и пекулий, еще не получил большого распространения.
Неэффективность рабского
труда привела в конце
По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную, правоспособность могли иметь только свободнорожденные римские граждане. Помимо них к гражданам относились вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.
По мере развития имущественной
дифференциации возрастает роль богатства
в определении положения
В высшее сословие (нобили)
входили самые знатные
Второе сословие (всадники)
образовалось из торгово-финансовой знати
и землевладельцев средней
По мере расширения пределов Римского государства 'число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинского полуострова (полностью завоеванного к середине III в. до н.э.) и других стран. Они отличались от римских граждан, по своему правовому положению. Жители Италии, не входившие в римскую общину (латины), вначале не пользовались всеми правами римских граждан. Они делились на две группы — древние латины и латины колоний. За первыми признавались имущественные права, право выступать в суде и вступать в брак с римскими гражданами. Но они были лишены права участвовать в народных собраниях. Латины, жители колоний, основанных Римом в Италии, и некоторых ее городов и областей, заключивших с Римом договоры о союзе, пользовались теми же правами, что и древние латины, за исключением права вступать в брак с римскими гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн (I в. до н.э.) всем латинам были предоставлены права римских граждан.
Второй категорией свободных, не имевших прав римских граждан, были перегрины. К ним относились свободные жители провинций — стран, находящихся вне Италии и завоеванных Римом. Они должны были нести налоговые повинности. К перегринам относились также свободные жители иностранных государств. Перегрины не имели прав латинов, но получили имущественную правоспособность. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей — патронов, в отношении которых находились в положении, мало отличавшемся от положения клиентов.
Статус семьи означал,
что полной политической и гражданской
правоспособностью пользовались только
главы римских семей —
Правовое положение лица изменялось с утратой того или иного статуса.
Наибольшие изменения происходили с утратой статуса свободы (плен, обращение в рабство). Она означала потерю и статусов гражданства и семьи, т. е. полную потерю правоспособности. С утратой статуса гражданства (изгнание) терялась правоспособность гражданина, но сохранялась свобода. И наконец, утрата статуса семьи (в результате, например, усыновления главы семьи другим лицом) вела к потере только "собственного права".
3.
Пренебрежение к занятиям
Уже в республиканский период в Риме складываются самобытное, оригинальное искусство, философия, наука, формируется свой метод творчества. Их главная черта — психологический реализм и подлинно римский индивидуализм.
Древнеримская модель мира принципиально отличалась от греческой. В ней не было события личности, органически вписанного в событие полиса и космоса, как у греков. Событийная модель римлянина упростилась до двух событий: событие индивида вписывалось в событие государства, или Римской империи. Именно поэтому римляне обратили свое внимание на индивида.
Заметный след в науке оставили труды Менелая Александрийского по сферической геометрии и тригонометрии, геоцентрическая модель мира Птолемея, труды по оптике, астрономии (составлен каталог более 1600 звезд), ставились опыты на животных по физиологии. Врач Гален вплотную подошел к открытию значений нервов для двигательных рефлексов и кровообращения. Развивалась строительная техника, позволившая создать Колизей Флавиев, полуторакило-метровый мост через Дунай при Траяне, и т. п. Усовершенствовались механика, использовались грузоподъемные механизмы. По словам Сенеки, «презренные рабы» каждый раз изобретали что-то новое: трубы, по которым шел пар для нагревания помещений, особую полировку мрамора, зеркальные черепицы для отражения солнечных лучей.