Культура России 17 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 14:51, реферат

Описание работы

В XVII в. завершалась история древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением, и зарождались элементы культуры нового времени, для которой характерен процесс всестороннего "обмирщения". В науке это проявилось в росте интереса к изучению и обобщению опыта с целью применения его в жизни; в литературе - в формировании демократического, светского направления; в архитектуре - в сближении облика культовых и гражданских построек; в живописи - в постепенном разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций.

Содержание работы

Введение. 2
I. Материальная культура 3-5
II. Школа и просвещение 5-6
III. Научные знания 6-8
IV. Общественная мысль и публицистика 8-9
V. Литература 10-11
VI. Зодчество 11-12
VII. Живопись 12-15
VIII. Музыка и театр 15-16
Заключение. 17-18
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат история.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

 

                                        Содержание

                                                                                                                               стр.

Введение.                                                                                                               2

I. Материальная культура                                                                                    3-5

II. Школа и просвещение                                                                                     5-6

III. Научные знания                                                                                              6-8

IV. Общественная мысль и публицистика                                                         8-9

V. Литература                                                                                                       10-11

VI. Зодчество                                                                                                        11-12

VII. Живопись                                                                                                      12-15

VIII. Музыка и театр                                                                                           15-16

Заключение.                                                                                                         17-18

Список используемой литературы                                                                     19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Целый комплекс противоречивых факторов определял условия развития русской культуры XVII века иностранная интервенция, крестьянские войны городские восстания; образование всероссийского рынка, разрушавшее - патриархальную изолированность областей; формирование абсолютизма завершившего централизацию государства; юридическое закрепление, крестьян и посадского люда (1649 г.), осуществленное в интересах главной опоры абсолютизма - дворянства; консолидация сословий и возрастание государственной регламентации общественной жизни; никонианская реформа церкви и вызванное ею широкое движение (Раскол), наконец, значительное расширение связей со странами Западной Европы, - все это поменяло образ жизни, традиционное общественное мировоззрение и вызывало весьма существенные перемены в историко-культурном процессе.

В XVII в. завершалась история древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением, и зарождались элементы культуры нового времени, для которой характерен процесс всестороннего "обмирщения". В науке это проявилось в росте интереса к изучению и обобщению опыта с целью применения его в жизни; в литературе - в формировании демократического, светского направления; в архитектуре - в сближении облика культовых и гражданских построек; в живописи - в постепенном разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Материальная культура

Семнадцатый век занимает особое место в истории России феодального периода. Господствовавший веками феодально-крепостнический строй еще более укрепился в XVII столетии. Примерно XVII в. датируется начальная стадия зарождения буржуазных связей в недрах феодально-крепостнического строя. Прогресс общественного разделения труда, рост товарного производства и обращения были условиями и проявлениями начинающихся изменений в общественно-экономической жизни России. Новые явления в области культуры затронули прежде всего города. Сосредоточение больших масс населения в крупных по тому времени городах, развитие торговли общение с другими странами подрывали вековую замкнутость, вели к расширению кругозора людей. 
Активная роль человека проявлялась в занятии торговлей. Начало промышленного производства, поиски полезных ископаемых, далекие походы в Сибирь и в другие районы значительно расширили кругозор русских людей в XVII веке. Светские элементы в культуре XVII века становятся заметными, они проникают и в церковное зодчество и живопись, и в прикладное искусство.

События первого десятилетия XVII в. привели к разорению значительной территории Российского государства и подрыву его материальной культуры. Военные действия того времени тяжело отразились на положении многих городов и сел. Главной отраслью народного хозяйства оставалось земледелие. Орудиями земледельческого труда также были прежними - сохи, бороны, косы, серпы, плуги.

В области ремесленного производства произошли значительные сдвиги. Как прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском хозяйстве, производившая холсты, канаты, сермячные сукна, обувь, одежду, посуду, рогожи, деготь и другие предметы. Но в городах, особенно наиболее крупных, отчетливо определяется процесс массового превращения ремесла в мелко товарное производство. Более того, в XVII в. возникли первые русские мануфактуры, что привело к значительному обогащению материальной культуры.

Широкое распространение получила обработка металлов - в Москве, 
Устюжне Железопольской, Тихвине. Кузнецы и другие мастера обработки железа производили в массовом количестве топоры и дверные петли, подковы и сабли, ножи и шашки и другие изделия. С большим мастерством выделывались сложные и хитроумные замки. Было налажено производство многих видов огнестрельного оружия, а также холодного.

Русские мастера-крестьяне, вызванные из Устюжского уезда, Ждан, его сын Шумило Жданов и Алексей Шулилов в 20-х годах XVII в. сделали башенные часы для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичанина Христофора Галовея). Все более применялись разные воздействующие механизмы. В 1615 г. была сделана первая пушка с винтовой нарезкой.

Высокого технического уровня достигла обработка благородных металлов - золота и серебра, особенно в специальных мастерских - золотой и серебряной палатах Оружейного приказа. В этих мастерских изготовлялись различные предметы царского обихода и другие драгоценные вещи - серебряные ковши, братины, кольца, серьги, крестики и др. Важное значение имела чеканка монет.

В середине XVII в. по царскому заказу в течение одного года был отлит колокол весом 12500 пудов. Замечательные колокола были отлиты в конце XVII в. мастерами Фролом Терентьевичем и Филлипом Андреевым с сыном для митрополитного двора в Ростове.

Многовековую традицию имела к XVII веку обработка дерева. Особенно большого искусства достигли в этом мастера в северных, богатых лесом районах. Там возводились замечательные постройки. Поморские плотники умели строить прочные и удобные суда - не только речные, но и морские. Большого развития достиг в XVII в. смоляной промысел, а также производство поташа. Возникли центры массового производства изделий из льна и пеньки, холстов, канатов в Пскове и Новгороде, Ярославле и Ржеве, Вологде и Нижнем Новгороде. Во многих городах работали скорняки, изготовляя разные меховые вещи. Развивалось также производство по переработке шерсти, например изготовление валеной обуви, крупным центром которого стал Углич.

Значительно большее по сравнению с предшествующими временами развитие получило каменное строительство. В XVII в. в России изготовлялся высококачественный кирпич, делались обеспечивающие большую прочность растворы извести. Техника возведения крупных сооружений достигла высокого уровня.

В 30-х годах XVII века появился первый стекольный завод в России. 
Материальная культура в XVII столетии получила большое развитие. Ее творцами и создателями были многие тысячи народных мастеров-умельцев, воплотивших в своих творениях творческую силу народа.

В этот период сложились устойчивые группы высоко квалифицированных мастеров на различных предприятиях. Хотя в ряде случаев производство на этих предприятиях начиналось с приглашения иностранных мастеров, русские люди быстро овладевали необходимым мастерством и выполняли сложные технические работы с большим искусством.

II. Школа и просвещение

Усложнение городской жизни с ее ремеслом и торговлей, рост государственного аппарата, развитие связей с зарубежными странами предъявляли новые требования к образованию. Уровень грамотности в XVII в. значительно вырос и в различных слоях составил: среди помещиков - 65 %, купечества - 96 %, посадских людей - около 40 %, крестьян -15 %, стрельцов, пушкарей, казаков -1 %.

По-прежнему грамоте чаще всего обучали в семье, поэтому особенно популярными были пособия по домашнему воспитанию и обучению. Одним из основных методов педагогики, как и в XVII в., признавалось телесное наказание ("розга", "сокрушение ребер", "жезл"). Основными учебными пособиями оставались книги религиозного содержания, но вышло в свет и несколько светских изданий: буквари, которые по содержанию были шире своего названия и включали статьи по вероучению, краткие словари, статьи педагогического содержания (буквари Василия Бурцева, 1633 г.; Симеона Полоцкого, 1679 г. и Кариона Истомина, 1694 г.); азбуковники - словари иностранных слов, дополненные сведениями о фонетике, правописании, падежах и склонениях. Кроме того, азбуковники знакомили с философскими понятиями (существо, естество, качество и т.п.), сообщали краткие сведения об античных философах и писателях, содержали пространные географические материалы и краткие сведения по отечественной истории. Это были, скорее, справочники-пособия энциклопедического характера, обеспечивающие уже в начальной школе знакомство с довольно широким кругом проблем.

Таким образом, в XVII в. просвещение в России выросло вширь и вглубь, но оставалось духовным, средневековым по типу.

III. Научные знания

В XVII в. научное знание сохраняло в России преимущественно практический, прикладной характер. Интенсификация торговли вызвала возрастание потребностей в прикладной математике, что привело к появлению рукописных учебников типа «цифирной счетной мудрости». В русском быту XVIII в. почти повсеместно употреблялась не "цифирь", а средневековая буквенная нумерация - пособие по арифметике, которое можно было использовать в качестве самоучителя; с первых печатных книг по математике, приближенных к торговой практике.

Накопление геометрических знаний происходило при землемерных работах и в строительстве. Соответствующие практические знания передавались чаще в устной, иногда письменной форме ("Книга сошного письма" - о применении геометрии при измерении земельных площадей).

Практические знания в области механики, накопленные ранее, широко использовались в XVIII в., при строительных работах применяли разнообразные механизмы (водолейные колеса, вороты, блоки, полиспасты, винтовые деревянные домкраты).

В русской медицине XVII в. произошли значительные изменения. Продолжало развиваться народное целительство, народные врачеватели ("лечцы"), обладая рациональными медицинскими навыками, передавали их по наследству. Широкой популярностью пользовались рукописные "Лечебники" и "Травники", обобщающие вековой опыт народной медицины. Одновременно, в России закладывались основы государственной медицины: открывались первые аптеки, больницы. В 1654 г. при Аптекарском приказе была открыта "Школа русских лекарей" со сроком обучения 5 - 7 лет. Для продолжения образования некоторых лекарей направляли в университеты Англии, Франции, Италии. По возвращении на родину, получившие ученые степени доктора занимались не только практической медициной, но и создавали первые научные труды по медицине (Степан Кириллов, Петр Постников и др.).

Очевидный перелом наметился в гуманитарном знании. Накопление качественных перемен в исторической мысли заметно уже в историко-публицистических произведениях первых десятилетий XVII в., посвященных событиям «смутного времени». При сохранении в целом провиденциалистского мировоззрения, авторы этих сочинений особое внимание уделяли характерам исторических деятелей и их роли в ходе событий. Так, князь И.М. Катырев-Ростовский в «Повести книги сея от прежних лет» (1626 г.) впервые дал словесные портреты и психологические характеристики правителей России кон. XVI - нач. XVII в., существенно отличавшиеся от одноплановых, статичных описаний персонажей, свойственных исторической литературе раннего средневековья.

Астрономические знания в XVII в. также получили свое развитие, так как потребность вычисления праздников и различные хозяйственные нужды требовали и более точного знания времени смены фаз Луны, временами года и тому подобное.

В середине века в Россию стали проникать сочинения Коперника, знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника. Известно, что на пути развития астрономических знаний серьезным тормозом была позиция церкви.

Большое развитие получили географические знания. Одно только продвижение землепроходцев в Сибирь, обследование ими рек и морских побережий обогатило географию открытиями исключительного значения.

Было составлено несколько карт (в основном они несли стратегический характер). Значительно расширились сведения о географии зарубежных стран (Китая, Монголии).

XVII в. был временем заката  древней формы исторических произведений - летописей. К последним сочинениям этого жанра относятся "Новый летописец", содержавший официальное толкование событий Смуты; "Летопись о многих мятежах", освещавшая роль церкви в событиях последнего столетия; "Раскольничья летопись", ставшая идеологическим оружием в руках противников церковной реформы; Сибирские летописи ("Есиповская", "Строгановская"), центральными героями которых являлись Ермак и Строгановы.

Переходным в развитии исторической мысли явился обширный труд Андрея Лизлова «Скифская история» (90-е гг. XVII в.), посвященный борьбе русского народа и его соседей против монголо-татар и турок. Сочинение демонстрирует отход от традиционных форм и попытку создания более широких картин исторического прошлого. Перемены в состоянии исторической мысли отражали изменения в духовной культуре того времени, ее «обмирщение», усиление демократических элементов, зарождение рационализма. Но, при этом, зачатки научности уживались с теологическим представлением об истории.

Информация о работе Культура России 17 века