Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 14:51, реферат
В XVII в. завершалась история древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением, и зарождались элементы культуры нового времени, для которой характерен процесс всестороннего "обмирщения". В науке это проявилось в росте интереса к изучению и обобщению опыта с целью применения его в жизни; в литературе - в формировании демократического, светского направления; в архитектуре - в сближении облика культовых и гражданских построек; в живописи - в постепенном разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций.
Введение. 2
I. Материальная культура 3-5
II. Школа и просвещение 5-6
III. Научные знания 6-8
IV. Общественная мысль и публицистика 8-9
V. Литература 10-11
VI. Зодчество 11-12
VII. Живопись 12-15
VIII. Музыка и театр 15-16
Заключение. 17-18
Список используемой литературы
Введение.
I. Материальная культура
II. Школа и просвещение
III. Научные знания
IV. Общественная мысль и публицистика
V. Литература
VI. Зодчество
VII. Живопись
VIII. Музыка и театр
Заключение.
Список используемой литературы
Введение.
Целый комплекс противоречивых факторов определял условия развития русской культуры XVII века иностранная интервенция, крестьянские войны городские восстания; образование всероссийского рынка, разрушавшее - патриархальную изолированность областей; формирование абсолютизма завершившего централизацию государства; юридическое закрепление, крестьян и посадского люда (1649 г.), осуществленное в интересах главной опоры абсолютизма - дворянства; консолидация сословий и возрастание государственной регламентации общественной жизни; никонианская реформа церкви и вызванное ею широкое движение (Раскол), наконец, значительное расширение связей со странами Западной Европы, - все это поменяло образ жизни, традиционное общественное мировоззрение и вызывало весьма существенные перемены в историко-культурном процессе.
В XVII в. завершалась история древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением, и зарождались элементы культуры нового времени, для которой характерен процесс всестороннего "обмирщения". В науке это проявилось в росте интереса к изучению и обобщению опыта с целью применения его в жизни; в литературе - в формировании демократического, светского направления; в архитектуре - в сближении облика культовых и гражданских построек; в живописи - в постепенном разрушении иконографических канонов и появлении реалистических тенденций.
I. Материальная культура
Семнадцатый век занимает особое
место в истории России феодального периода.
Господствовавший веками феодально-крепостнический
строй еще более укрепился в XVII столетии.
Примерно XVII в. датируется начальная стадия зарождения
буржуазных связей в недрах феодально-крепостнического
строя. Прогресс общественного разделения
труда, рост товарного производства и
обращения были условиями и проявлениями
начинающихся изменений в общественно-экономической
жизни России. Новые явления в области
культуры затронули прежде всего города.
Сосредоточение больших масс населения
в крупных по тому времени городах, развитие
торговли общение с другими странами подрывали
вековую замкнутость, вели к расширению
кругозора людей.
Активная роль человека проявлялась в
занятии торговлей. Начало промышленного
производства, поиски полезных ископаемых,
далекие походы в Сибирь и в другие районы
значительно расширили кругозор русских
людей в XVII веке. Светские элементы в культуре
XVII века становятся заметными, они проникают
и в церковное зодчество и живопись, и
в прикладное искусство.
События первого десятилетия XVII в. привели к разорению значительной территории Российского государства и подрыву его материальной культуры. Военные действия того времени тяжело отразились на положении многих городов и сел. Главной отраслью народного хозяйства оставалось земледелие. Орудиями земледельческого труда также были прежними - сохи, бороны, косы, серпы, плуги.
В области ремесленного производства произошли значительные сдвиги. Как прежде, существовала домашняя промышленность в крестьянском хозяйстве, производившая холсты, канаты, сермячные сукна, обувь, одежду, посуду, рогожи, деготь и другие предметы. Но в городах, особенно наиболее крупных, отчетливо определяется процесс массового превращения ремесла в мелко товарное производство. Более того, в XVII в. возникли первые русские мануфактуры, что привело к значительному обогащению материальной культуры.
Широкое распространение получила
обработка металлов - в Москве,
Устюжне Железопольской, Тихвине. Кузнецы
и другие мастера обработки железа производили
в массовом количестве топоры и дверные
петли, подковы и сабли, ножи и шашки и
другие изделия. С большим мастерством
выделывались сложные и хитроумные замки.
Было налажено производство многих видов
огнестрельного оружия, а также холодного.
Русские мастера-крестьяне, вызванные из Устюжского уезда, Ждан, его сын Шумило Жданов и Алексей Шулилов в 20-х годах XVII в. сделали башенные часы для новой Спасской башни Кремля (по проекту англичанина Христофора Галовея). Все более применялись разные воздействующие механизмы. В 1615 г. была сделана первая пушка с винтовой нарезкой.
Высокого технического уровня достигла обработка благородных металлов - золота и серебра, особенно в специальных мастерских - золотой и серебряной палатах Оружейного приказа. В этих мастерских изготовлялись различные предметы царского обихода и другие драгоценные вещи - серебряные ковши, братины, кольца, серьги, крестики и др. Важное значение имела чеканка монет.
В середине XVII в. по царскому заказу в течение одного года был отлит колокол весом 12500 пудов. Замечательные колокола были отлиты в конце XVII в. мастерами Фролом Терентьевичем и Филлипом Андреевым с сыном для митрополитного двора в Ростове.
Многовековую традицию имела к XVII веку обработка дерева. Особенно большого искусства достигли в этом мастера в северных, богатых лесом районах. Там возводились замечательные постройки. Поморские плотники умели строить прочные и удобные суда - не только речные, но и морские. Большого развития достиг в XVII в. смоляной промысел, а также производство поташа. Возникли центры массового производства изделий из льна и пеньки, холстов, канатов в Пскове и Новгороде, Ярославле и Ржеве, Вологде и Нижнем Новгороде. Во многих городах работали скорняки, изготовляя разные меховые вещи. Развивалось также производство по переработке шерсти, например изготовление валеной обуви, крупным центром которого стал Углич.
Значительно большее по сравнению с предшествующими временами развитие получило каменное строительство. В XVII в. в России изготовлялся высококачественный кирпич, делались обеспечивающие большую прочность растворы извести. Техника возведения крупных сооружений достигла высокого уровня.
В 30-х годах XVII века появился первый стекольный
завод в России.
Материальная культура в XVII столетии получила
большое развитие. Ее творцами и создателями
были многие тысячи народных мастеров-умельцев,
воплотивших в своих творениях творческую
силу народа.
В этот период сложились устойчивые группы высоко квалифицированных мастеров на различных предприятиях. Хотя в ряде случаев производство на этих предприятиях начиналось с приглашения иностранных мастеров, русские люди быстро овладевали необходимым мастерством и выполняли сложные технические работы с большим искусством.
II. Школа и просвещение
Усложнение городской жизни с ее ремеслом и торговлей, рост государственного аппарата, развитие связей с зарубежными странами предъявляли новые требования к образованию. Уровень грамотности в XVII в. значительно вырос и в различных слоях составил: среди помещиков - 65 %, купечества - 96 %, посадских людей - около 40 %, крестьян -15 %, стрельцов, пушкарей, казаков -1 %.
По-прежнему грамоте чаще всего обучали в семье, поэтому особенно популярными были пособия по домашнему воспитанию и обучению. Одним из основных методов педагогики, как и в XVII в., признавалось телесное наказание ("розга", "сокрушение ребер", "жезл"). Основными учебными пособиями оставались книги религиозного содержания, но вышло в свет и несколько светских изданий: буквари, которые по содержанию были шире своего названия и включали статьи по вероучению, краткие словари, статьи педагогического содержания (буквари Василия Бурцева, 1633 г.; Симеона Полоцкого, 1679 г. и Кариона Истомина, 1694 г.); азбуковники - словари иностранных слов, дополненные сведениями о фонетике, правописании, падежах и склонениях. Кроме того, азбуковники знакомили с философскими понятиями (существо, естество, качество и т.п.), сообщали краткие сведения об античных философах и писателях, содержали пространные географические материалы и краткие сведения по отечественной истории. Это были, скорее, справочники-пособия энциклопедического характера, обеспечивающие уже в начальной школе знакомство с довольно широким кругом проблем.
Таким образом, в XVII в. просвещение в России выросло вширь и вглубь, но оставалось духовным, средневековым по типу.
III. Научные знания
В XVII в. научное знание сохраняло в России преимущественно практический, прикладной характер. Интенсификация торговли вызвала возрастание потребностей в прикладной математике, что привело к появлению рукописных учебников типа «цифирной счетной мудрости». В русском быту XVIII в. почти повсеместно употреблялась не "цифирь", а средневековая буквенная нумерация - пособие по арифметике, которое можно было использовать в качестве самоучителя; с первых печатных книг по математике, приближенных к торговой практике.
Накопление геометрических знаний происходило при землемерных работах и в строительстве. Соответствующие практические знания передавались чаще в устной, иногда письменной форме ("Книга сошного письма" - о применении геометрии при измерении земельных площадей).
Практические знания в области механики, накопленные ранее, широко использовались в XVIII в., при строительных работах применяли разнообразные механизмы (водолейные колеса, вороты, блоки, полиспасты, винтовые деревянные домкраты).
В русской медицине XVII в. произошли значительные изменения. Продолжало развиваться народное целительство, народные врачеватели ("лечцы"), обладая рациональными медицинскими навыками, передавали их по наследству. Широкой популярностью пользовались рукописные "Лечебники" и "Травники", обобщающие вековой опыт народной медицины. Одновременно, в России закладывались основы государственной медицины: открывались первые аптеки, больницы. В 1654 г. при Аптекарском приказе была открыта "Школа русских лекарей" со сроком обучения 5 - 7 лет. Для продолжения образования некоторых лекарей направляли в университеты Англии, Франции, Италии. По возвращении на родину, получившие ученые степени доктора занимались не только практической медициной, но и создавали первые научные труды по медицине (Степан Кириллов, Петр Постников и др.).
Очевидный перелом наметился в гуманитарном знании. Накопление качественных перемен в исторической мысли заметно уже в историко-публицистических произведениях первых десятилетий XVII в., посвященных событиям «смутного времени». При сохранении в целом провиденциалистского мировоззрения, авторы этих сочинений особое внимание уделяли характерам исторических деятелей и их роли в ходе событий. Так, князь И.М. Катырев-Ростовский в «Повести книги сея от прежних лет» (1626 г.) впервые дал словесные портреты и психологические характеристики правителей России кон. XVI - нач. XVII в., существенно отличавшиеся от одноплановых, статичных описаний персонажей, свойственных исторической литературе раннего средневековья.
Астрономические знания в XVII в. также получили свое развитие, так как потребность вычисления праздников и различные хозяйственные нужды требовали и более точного знания времени смены фаз Луны, временами года и тому подобное.
В середине века в Россию стали проникать сочинения Коперника, знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника. Известно, что на пути развития астрономических знаний серьезным тормозом была позиция церкви.
Большое развитие получили географические знания. Одно только продвижение землепроходцев в Сибирь, обследование ими рек и морских побережий обогатило географию открытиями исключительного значения.
Было составлено несколько карт (в основном они несли стратегический характер). Значительно расширились сведения о географии зарубежных стран (Китая, Монголии).
XVII в. был временем заката
древней формы исторических
Переходным в развитии исторической мысли явился обширный труд Андрея Лизлова «Скифская история» (90-е гг. XVII в.), посвященный борьбе русского народа и его соседей против монголо-татар и турок. Сочинение демонстрирует отход от традиционных форм и попытку создания более широких картин исторического прошлого. Перемены в состоянии исторической мысли отражали изменения в духовной культуре того времени, ее «обмирщение», усиление демократических элементов, зарождение рационализма. Но, при этом, зачатки научности уживались с теологическим представлением об истории.